Конспект урока "Христос и его крест" 4 класс

Международный конкурс для педагогов
«Открытый урок»
Тема: «Христос и его крест»
урок подготовила
Галетина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ гимназия № 24
СКФО г. Ставрополь, 2013 год
e-mail: natasa-gal@mail.ru
Тема: « Христос и Его Крест».
Класс: урок в предметной области «Основы православной культуры» 4 класс
Форма проведения: урок-дискуссия.
Цель урока: формирование понимания значения креста для христиан.
Задачи урока:
- ознакомить детей с основными этапами и событиями земной жизни Иисуса Христа;
- способствовать воспитанию нравственности с опорой на представления о благовидных
поступках людей;
- формировать умение самостоятельно определять элементы духовных ценностей;
- закреплять навык работы в парах, группах.
Оборудование для детей: учебник, тетрадь, ксерокопия изображения креста, 10
заповедей Иисуса Христа.
Оборудование для учителя: учебник, «Закон Божий» - руководство для семьи и школы,
экспонаты православной церкви (крестики, иконки).
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, аудиокассеты «Жизнь Иисуса
Христа», презентация к уроку «Христос и Его крест».
Ход урока.
I. Ответы учащихся на вопросы, помещённые под рубрикой
«Сначала размышляем сами».
1. Где ты чаще всего видишь крест? Что он, по-твоему, выражает?
2. Согласны ли вы с тем, что самая большая жертва – жертвовать своей жизнью ради
спасения людей?
Вопросы могут быть дополнены следующими:
1. Вспомни, как выглядит крест, который носят православные христиане у себя на груди.
Можешь посмотреть в книге или рассмотреть свой крестик. Нарисуй его.
2. Что знаешь ты о том, что означает сам крест, каждая из его перекладин, буквы,
начертанные на кресте?
3. Знаешь ли ты, какой человек изображён на кресте и почему он изображён
пригвождённым к кресту?
4. Знакомо ли тебе слово жертва? Как ты понимаешь значение этого слова?
II. Работа со статьёй учебника
1.Чтение статьи по частям.
БОГОВОПЛОЩЕНИЕ.
- Знакомясь с христианской верой, прежде всего мы узнаем, что Богу, Творцу людей, не
нравится, что люди живут так мало. Ему вообще не нравится, что люди умирают. «Жизнь
и смерть предложил Я тебе. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомки твои». Так сказано
еще книгах Ветхого Завета. Бог желает людям вечной жизни. А люди завели привычку
умирать…
Смерть человека в Библии называется «последним врагом» (то есть главным
врагом). Победа над смертью - это и есть та «добрая новость», которая дала название
главной христианской книге –Евангелию. Эта победа была одержана так:
Люди идут к своей смерти и однажды падают в ее бездну. Бог решил опередить людей. Он
Сам решил сойти в бездну смерти, чтобы людям, падающим в нее, не дать разбиться
окончательно. Бог решил сделать так, чтобы, умирая, человек встречался не с тьмой и
болью, а с Ним.
Самый страшный для человека путь – смертный – Бог решил превратить в путь к
радости. Для этого Бог Сам должен войти в смерть, то есть умереть. А мертвый уже
никому не поможет. Вот эту двойную сложность и решает Бог: как бессмертному Богу
умереть и при этом даже в смерти остаться живым?
(Бог должен сам стать человеком («воплотиться»).)
Чтобы понять распятие Христа, надо узнать главную тайну Христа.
Помните, мы с вами говорили о Боге? Библия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет
тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу Его начала и Его конца.
Со словом «Бог» мудрецы связывают представление о высшей и беспредельной свободе.
Словом Бог обозначается такое существование, у которого нет причины. Бог создал все, а
Его не создал никто.
Вместе с миром Бог создал и время. Поэтому не было времени до начала нашей
Вселенной. Время есть там, где что-то меняется и происходит. Бог стал создавать мир –
вот первая перемена а, значит, и первое мгновение времени.
Сам Бог вне мира и вне времени. То, что не причастно времени, называется Вечность.
А еще Богу не нужно тело. Ведь в теле постоянно что-то строится, переносится с места на
место, меняется. Там, где есть живое тело, обязательно есть перемены, а, значит, и время.
Мы живем в теле и во времени, мы зависим друг от друга и даже от погоды, и поэтому
нам очень трудно представить Бога.
Поэтому пока просто скажем: Бог - это мысль, которая свободна и полна любви.
Но, как рассказывает Евангелие, однажды Бог соединил с Собою обычное
человеческое тело и человеческую душу. Он во-человечился. Почему? Потому что Бог есть
любовь. Он создал людей и любит их. А когда любят кого-то, то стараются быть поближе
к любимому. Поэтому Бог, любящий людей, решил стать един с нами. И для этого Он
стал человеком.
Ведь Бог свободен. Он создал природу и Он дал ей законы. Поэтому законы природы не
властны над Ним. Он может все – в том числе стать не только Богом.
Никто не может запретить Богу: «Ты не должен сходить с Неба, и прикасаться к земле!».
Христиане говорят: «Бог воплотился в человеке». То, что Он стал человеком, не означает,
что Он перестал быть Богом. Все, что было свойственно Богу всегда, осталось с Ним. Но
теперь Бог родился как человек: Он сделал Своим всё то, что свойственно человеку.
Христиане это чудо называют воплощение (от слова плоть).
РОЖДЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА.
Так более 2000 лет назад произошло Рождество Христово. Бог стал Богочеловеком.
Родившийся Богочеловек и стал именоваться Иисусом Христом.
В яслях лежит Ребенок.
Матери нежен лик.
Слышат волы спросонок
Слабенький детский крик.
Придет Он не в блеске грома,
Не в славе побед земных,
Он трости не переломит
И голосом будет тих.
Не царей назовет друзьями,
Не князей призовет в совет –
С галилейскими рыбаками
Образует Новый Завет.
Никого не отдаст на муки,
В узилища не запрет,
Но Сам, распростерши руки,
В смертельной муке умрет.
(Александр Солодовников)
ЖИЗНЬ БОГА НА ЗЕМЛЕ.
Как Бог Христос творил чудеса, а как человек Он радовался и страдал, вкушал
пищу и голодал и даже плакал от потери друзей. Христос перенес бедность, клевету,
предательство, избиения, смерть. Бог вошел туда, где людям было очень плохо в мир
страдания. Это значит, что с той поры верующий человек может встретить Бога не только
в минуте своей радости, но и в минуте своей скорби. Пройдя весь путь человеческой
жизни, Бог вошел и в мир человеческой смерти.
Ведь именно Он создал людей. Люди же очень скоро стали причинять друг другу боль и
зло. И тогда Бог сказал: «люди – Мои дети. Пусть самое страшное зло, которое они
причиняют друг другу, они причинят Мне Самому».
Смысл воплощения Бога именно в том, чтобы войти в смерть. Христос –
воплощенный Бог - рождается на земле именно ради этого. Поэтому Он и остается на
земле лишь половину обычного срока человеческого жизни (тридцать три года).
Тридцать лет своей жизни Христос проводит в сокровенной тишине (позднее русские
былины будут также рассказывать об Илье Муромце). Затем три года он странствует по
своей стране – Иудее. Учит людей жить по любви. Творит чудеса, исцеляет людей. А
главное - постепенно приоткрывает им тайну своей жизни и грядущей смерти.
У него были запыленные одежды, простое лицо. У него не было собственного дома. Люди
находили, что Он не похож даже на царского сына, а уже тем более - на Бога. А Христос,
наконец, прямо сказал: «Я и Отец - одно».
РАСПЯТИЕ ХРИСТА,
Это и послужило основанием для человеческого суда над Ним.
Именно на кресте кончилась земная жизнь Иисуса Христа. Но это не было «несчастным
случаем». Мол, плохие люди напали на хорошего человека, ложно обвинили и казнили
его.
Вроде бы для Бога это невозможно. Ведь там, где Бог – там вечная жизнь и нет места для
смерти. И все же Христос претерпел смерть. Он позволил Себя распять на Голгофе.
Голгофа – небольшая гора на окраине Иерусалима (столицы Иудеи), на которой
распинали преступников. На ней не было деревьев, а ее вершина была округлой,
напоминавшей верхнюю часть головы человека. Отсюда и название этой горы: слово
Голгофа означает «лобное место». В переносном смысле под влиянием Евангелия слово
Голгофа стало означать страдание, поношение, высшее и жертвенное служение правде.
Как же Евангелие объясняет, что Бессмертный Бог, воплотившись во Христе, умер? Если
бессмертный умер - значит, Он Сам отказался от Своей неуязвимости для смерти. Он
Сам добровольно принял крест. Смерть была нужна Христу для того, чтобы пройти через
человеческую смерть. Так же, как проходят через дверь, чтобы оказаться за нею, в новом
пространстве. Люди умирали и до Христа и после Него. Но до Христа смерть давала
людям лишь пустоту и холод. Теперь же Бог решил Сам войти в мир смерти, чтобы
человек, который переступит порог смерти, за этим порогом встретил бы не пустоту, а
любовь Христа. Чтобы за смертью следовало радостное бессмертие («Царство Божие»,
«Царство Небесное»).
Дар светлого бессмертия Христос хотел принести всем людям – даже тем, кто Его судил и
казнил. Значит, для христианина распятие Христа – это знак победы Его замысла, а не
знак успеха Его недругов.
Евангелие говорит, что Христос мог бы всю землю поразить Своими чудесами и
всех убедить в том, что именно в Нём Бог стал человеком. Но Он этого не сделал.
Когда Его арестовывали, Он ни ангелам, ни апостолам не позволил защитить Его. Он не
спорил со Своими судьями. Если бы Он их переубедил, то встреча Жизни (а Бог есть
Жизнь) и смерти не состоялась бы, и смерть не была бы сокрушена в самой своей глубине.
Поэтому Он позволил Себя казнить, распять на кресте.
Из Библии. Слова казнимого Христа:
Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!
сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под
крылья, и вы не захотели!.. Отче! прости им, ибо не знают, что делают.
Приговор Христу вынес римский чиновник по имени Понтий Пилат. Ему как раз
было безразлично, кто такой Христос. При допросе Христос сказал, что пришел
свидетельствовать об Истине, на что Пилат цинично отмахнулся «Что есть истина?». Но
он боялся прослыть за неумелого и нерешительного правителя. И когда толпа все же стала
требовать «Распни Его!», Пилат произнес страшные слова: «Я умываю руки!».
С той поры эти слова стали формулой, описывающей поведение человека, который мог бы
остановить подлость, но решил не вмешиваться. Ради того, чтобы остаться при власти,
Пилат решил казнить человека, которого сам же считал невиновным. А ведь власть
Пилата была призрачной. С одной стороны она была ограничена самоволием толпы. С
другой стороны об иллюзорности пилатовой власти напомнил сам Христос. Евангелие так
передает ответы Христа Его судье - Понтию Пилату:
«Пилат сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: мне
ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить
Тебя? Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано
тебе свыше… Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня,
но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее».
Вот почему Крест Христов стал восприниматься христианами не только как орудие
пытки и казни, но и как знак любви Бога к людям. В напоминание об этом христиане
носят на своей груди нательный крестик.
Распятие – это самая страшная из казней, придуманных людьми. Две деревянные
перекладины клались друг на друга. К одной из них прибивались руки, к другой ноги.
Затем крест поднимали над землей, и человек часами висел на этих гвоздях. Каждое его
движение причиняло ему боль. Даже если он хотел вздохнуть – он должен был
пошевелиться, приподняться. И тогда его руки двигались вокруг пронзивших их гвоздей.
Это все равно, как если бы палач вонзил в тело жертвы нож, а потом сказал бы: «хочешь
дышать – ради каждого вздоха сам поворачивай нож в своей ране!». Эта пытка длилась
несколько часов, а то и дней…
На голову Христа надели якобы царскую корону. Но ее сплели из веток терновника.
Поэтому иглы «тернового венца» рвали Его кожу. Уже когда Христос умер, римский воин
пронзил Его грудь копьем. Затем тело Христа сняли с креста и похоронили в каменной
гробнице (пещере) у подножия Голгофы.
2. Перечитывание для ответов на следующие вопросы:
Что означает слово «вочеловечился»?
Какое чудо христиане называют воплощением (Боговоплощением)?
От какого слова происходит слово «воплощение»?
Как связаны между собою Рождество и Боговоплощение?
Что именно в Христе было от Бога, а что от человека?
Каков смысл смерти Христа?
Как Христос отнёсся к тем, кто судил и казнил его?
Почему Христос позволил казнить себя?
Почему крест воспринимается христианами как знак любви Господа?
Почему христиане носят на груди крест?
Для христиан крест стал символом самой большой любви. Ведь Христос
добровольно, по любви к людям пошел на крест. Христиане верят, что земля, по которой
ходил Богочеловек, стала святой. Они убеждены, что река, в которую входил Христос,
от прикосновения к Нему тоже освятилась. Хлеб, который Он брал в руки, также стал
святым. Но, значит, и крест, к которому Он приник в смертных Своих страданиях,
тоже стал святыней.
III. Работа с дополнительным материалом учебника.
Чтение статьи.
Работа в парах: объяснение друг другу значения каждой перекладины креста. Во время
этой работы демонстрируются слайды с изображением православного восьмиконечного
креста
На православном кресте есть три поперечные перекладины.
Верхняя, над головой Христа – символизирует дощечку с надписью ИНЦИ, которая была
на распятии Иисуса Христа. Это начальные буквы фразы «Иисус Назарянин, царь
иудейский». «Назарянин» - потому что Его детство прошло в городе Назарете в стране,
которая сегодня называется Израиль. Слово «царь иудейский» - из того ложного
приговора, что вынесли Ему люди, обвиняя в том, что Он хочет произвести переворот и
стать царем в древней Иудее.
Такой обычай был в древности: человека казнили на глазах у всего города, и рядом с ним
вешали табличку с указанием его вины…
К средней перекладине были прибиты руки Христа, а к нижней Его ноги. Она
перекошена потому, что вместе с Христом были казнены еще два человека. Они
действительно были преступниками. Один стал издеваться над Христом: мол, если ты Бог,
то сотвори чудо и сойди с креста, прекрати свою казнь. Другой просил прекратить
издевки: «мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». Этот покаявшийся
разбойник был справа от Христа, Которого он просил: «Помяни меня, когда придешь во
Царствие Твое!». Тот разбойник, кто так и закончил свою жизнь в потоках ругани, был
слева.
Поэтому перекладина на кресте Христа поднята в правую сторону и опущена в
левую. Это знак того, что «благоразумный разбойник» покаялся и пошел ввысь, в Царство
Небесное, а тот, кто даже в минуту смерти не попробовал измениться, так и завершил
свою жизнь в низости.
Для христианина это ежедневное напоминание о том выборе, который он должен
делать: глядя на крест Христа, каждый раз надо выбирать, с кем ты, какую дорогу ты
делаешь своей - вверх или вниз…
У крестов, устанавливаемых над храмами, иногда нижняя перекладина дополняется или
заменяется полумесяцем. В этом случае крест обретает очертания якоря. Якорь же – знак
уверенности и твердости. Храм тогда воспринимается как корабль, увозящий людей от
угрозы, а его колокольня как мачта.
YI. Подведение итогов урока.
Ответы на вопросы учебника и дополнительные вопросы:
1. Вернись к своему рисунку, на котором ты нарисовал крест. Исправь ошибки в рисунке,
если они были. Объясни, почему на Православном кресте три перекладины.
2. Как ты считаешь, можно ли носить крест ради украшения? Почему?
3 Объясни, как ты понял, что такое Боговоплощение? Почему и с какой целью оно
произошло?. Кого обозначает слово Богочеловек?
4 Объясни, как понял ты смысл жертвы Христа?
5. Почему Христос знал, что Его жизнь и Его смерть на кресте принесут облегчение
людям?
6. Подумай, какие последствия для людей возникли после Распятия Христа на кресте?
Менялись ли они?
7. Знаешь ли ты о том самом главном событии, которое произошло после смерти Христа
на кресте, которое повлекло за собой большие изменения в образе жизни людей? Какое
это было событие?
Поговорим по душам. Проговорите по кругу: Как вы понимаете слова о пути из рассказа о
линиях креста? О каком пути идёт речь?
Домашнее задание:
1. Что означают слова воплощение, Богочеловек?
2. Объясните, для чего, по убеждению христиан, Бог стал человеком?
3. Объясни, почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал
символом любви Бога к людям?
4. Рассмотри крест, нарисуй его, объясни каждую составляющую его частей.
5. Почему Христос сказал Пилату (своему судье), что он не властен над Его жизнью и
смертью?
6. Важно ли для христианина, из чего сделан его крестик – из дорого золота или из
простого дерева?
7. Кого называют «правым разбойником», «благоразумным разбойником»?
Методическая литература:
Наглядные пособия для учащихся:
Коллекция ЦОР ОРКиСЭ 4-5 классы | РС СD-ROM | Электронные приложения (ЭП) к
учебнику курса «Основы православной культуры».