Конспект урока "Символы в христианстве" 4 класс

Конспект урока-лекции на тему «Символы в христианстве» 4 класс
Цели: познакомить обучающихся с основными символами в христианстве ; формировать
познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД
Образовательные: познакомить с понятиями христианство, религия; расширить кругозор
обучающихся, пополнить словарный запас.
Развивающие: развивать память, мышление, воображение, расширять активный словарный
запас, анализировать, делать выводы.
Воспитательные: поддерживать интерес к историческому прошлому своего народа,
воспитывать патриотизм через изучение истории.
Формы работы: фронтальная.
Ход урока:
Символ – это распространённое изображение, которое обозначает некоторый
многозначный образ, идею или явление. Знак – это общепринятое изображение для
обозначения какого-либо конкретного смысла. В христианстве существует большое
количество различных символов. Первые верующие использовали христианские символы во
времена гонений, когда были запрещены изображения Иисуса Христа. Например, подобные
символы были найдены в римских катакомбах. В древности они служили убежищем для
преследуемых христиан.
Христианские символы служат для видимого выражения веры. Беспредельного,
непостижимого Бога и Его свойства невозможно в полной мере выразить словами или
изображением. Поэтому христиане прибегают к различным образам и символам. В древности
это было особенно уместно для знакомства простых, неподготовленных людей с основами
христианского вероучения.
Первыми христианскими знаками и изображениями были
Добрый пастырь — изображение юного пастуха, часто с овцой на плечах
символизирующего Христа Спасителя, Который пасет христиан как свое стадо, заботясь о
верующих людях. Это напоминание о притче, сказанной Христом: пастух будет
заботиться даже об одной заблудшей овце (о грешнике). Наиболее древние изображения
Доброго Пастыря датируются 2 веком нашей эры. Оно символизирует христианина,
находящегося под защитой Бога. Такой образ Христа отсылает нас к будущему царём
молодому пастуху Давиду из Ветхого Завета. Он неоднократно спасал своё стадо от
хищников (1Цар. 17:34-36).
Агнец — то есть Ягненок, означающий Самого Христа, Который «как агнец против
стригущего его был безгласен» и принес Себя в жертву за грехи людские.
Одних из первых изображений Господа было изображение рыбы, по которому узнавали
друг друга некоторые общины первых христиан. Дело в том, что первые буквы
греческого перевода фразы «Иисус Христос Сын Божий Спаситель» складываются
(акронимом) в греческое слово «ихтус», рыба. Этот символ был близок и апостолам,
многие из которых были рыбаками, и первым христианам, большинство из которых было
простыми людьми.
Мы маленькие рыбки, ведомые нашим ikhthus, мы рождаемся в воде и можем
спастись не иначе, как пребывая в воде
Хризма — это вензель слова «Христос», состоящий из переплетенных букв Х и Р, рядом
могут находиться греческие буквы альфа и омега, напоминающие о словах Христа в
Откровении Иоанна Богослова: «Я Альфа и Омега, начало и конец».
Крест знак избрания Божия, печать Христова. Этою печатию
запечатлевает Христос Своих! Этот знак изображают на возлюбленных
Божиих Ангелы Бога Вседержителя
Восьмиконечная звезда Христа — также ранняя христианская символика. Изначально
восьмиконечная звезда обозначала Рождественскую или Вифлеемскую. Исторически
засвидетельствовано, что во время Рождения Господа Иисуса Христа на небе была некая
новая звезда, небесное явление — возможно, комета. Однако она зажглась на небе как
знак пришествия в земную жизнь Мессии, Христа-Спасителя. Вифлеемская звезда, по
Евангелию, указала дорогу волхвам, пришедшим благодаря ей поклонится Сыну Божьему
и принести свои дары Ему. Вифлеемская звезда — это вытянутый ромб, вписанный в
квадрат, именно так образуются восемь ее лучей. Такой знак был богословски осмыслен
на иконе «Спас в силах», став знаком силы Христа — неслучайно звезда Вифлеемская
стала Его звездой. Октограмму можно увидеть на многих европейских и российских
домах под Рождество.
Звезда с пятью лучами — один из древних символов. Пентаграмма ассоциируется с
Пятикнижием, называемым в иудаизме Торой библейскими книгами, написанными
пророком Моисеем. Они также почитаются и всеми христианами. Пять лучей звезды
также означают пять ран Господа Иисуса на Кресте. Ассоциации звезды и Господа
основываются на словах Книги Откровения, где Христос говорит: «Я потомок и корень
Давида, звезда утренняя и светлая».
Сложение пальцев в крестное знамение. Правильное крестное знамение совершается
правой рукой, сжатыми большим, указательным и средним пальцами. Они
символизируют силу и всемогущество Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого —
Нераздельной Святой Троицы. Прижатые к ладони мизинец и безымянный палец
означают соединение вместе человеческой и Божественной природ во Христе.
В интерьерах православных церквей можно встретить разнообразную символику. Эти знаки
могут быть изображены на иконах, киотах (напольных рамах для икон), в резьбе иконостаса,
в оформлении хоругвей и церковных тканей:
Якорь — символ надежды и веры.
Чаша для Причастия и копие, которым разрезается хлеб для претворения в Тело
Христово, и сам хлеб. Также к символике Причастия относится изображение виноградной
грозди или лозы.
Треугольник — знак Святой Троицы, (Отца, Сына и Святого Духа). Он окружен сиянием
в знак святости Бога. В него обычно вписан еще один знак: Всевидящее Око, знак
Божьего Всеведения.
Голубь — вестник добра и мира. Сейчас это уже общемировой символ мира. Он
изображается с оливковой ветвью в клюве: по слову Библии, голубь возвестил праотцу
Ною о завершении всемирного потопа.
Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа
Святого. И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святой в виде
голубя, изведен был Духом в пустыню, и был искушаем диаволом, который
испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него Так
и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих. Дух Святой Укрепляет и
подает им силу побеждать всякое искушение
Четыре символа евангелистов, описанные в Апокалипсисе: ангел (Матфей), телец (Лука),
лев (Марк) и орел (Иоанн) — несущие Слово Божие на все четыре стороны света .
Серафимы и Херувимы — они совсем рядом с Богом, являются Его сопровождающими,
как бы охраной (хотя Ему охрана не нужна), придворными, славящими Его. Они
изображаются как юношеские головки с крыльями и как юноши с огненными мечами и
шестью крыльями, покрывающими тело.
Звезда Богородицы, октограмма — равноконечная звезда. Ее можно увидеть на
большинстве образов Божией Матери. Верхнее одеяние Богородицы, мафорий, имеет
изображение золотой вышивки трех звезд Богородицы: надо лбом и по плечам. Они
означают, что Богородица до, во время и после Рождения Ею Сына Божьего оставалась и
осталась Девой, сияющей добродетелью целомудрия и другими.
Сердце, которое пронзают стрелы или стрела. Оно стало современным символом, однако
изначально это символика пророчества Симеона Богоприимца, встретившего Божию
Матерь и Младенца Христа в Иерусалимского храме и пророчествовавшего, что Ей
«оружие пройдет душу». Слова эти значили, что Она будет страдать, видя мучения и
смерть за род человеческий Своего Сына и Господа, Богочеловека Иисуса Христа.
Богословы толкуют их и иначе: грехи человеческие, словно оружие, пронзают сердце
Богородицы, Она сострадает всем несправедливо обиженным и мучимым. Это также
символически изображено на иконах «Семистрельная» и «Умягчение злых сердец». В
груди Богородицы — семь стрел на иконе «Семистрельной» и семь кинжалов на
«Умягчении злых сердец». На «Семистрельной» в грудь Девы Марии воткнуты по
сторонам три и четыре стрелы, а на «Умягчении злых сердец» в нее вонзены кинжалы —
по три справа и слева, один — внизу.
Крест — важный символ для каждого православного христианина. Это сила Божия, зримо
пребывающая вместе с нами, на нашем теле, с самого Крещения. Поэтому особенно важно
иметь дома и носить на груди православный Крест, правильно изображенный на освященной
и приобретенной в храме иконе или выполненный в металле.
Существует множество разновидностей крестов:
латинский (с двумя перекладинами),
греческий (с четырьмя перекладинами или крест с полумесяцем внизу),
перевернутый крест (апостола Петра),
Голгофский крест.
На православном Кресте часто можно увидеть ряд надписей и дополнительных изображений,
которые кажутся загадочными непосвященному человеку. Наиболее подробная иконография
Голгофский Крест. Она же изображена на всех «старообрядческих крестах» — это просто
изображение крестов такими, как их носили большинство наших предков до 17 века. Они
сохраняют все особенности надписей и рисунков Голгофского креста (символическое
изображение креста с рядом дополнительных знаков и надписей, рассказывающих о значении
смерти и Воскресения Господня).
В «старообрядческом» кресте сохраняется древняя форма: крест традиционно
изображается восьмиконечным, с дополнительными нижней и верхней перекладинами, но
вписанным в более удобную форму четырехконечного креста. Это воспроизведение
известного и реального исторически существовавшего Креста Иисуса Христа. Таким
образом, каждый православный человек может при желании носить и старообрядческий
нательный крест, тельник.
Самая верхняя перекладина — это табличка на Кресте Христа с надписью ИНЦИ. Эта
надпись известна из Евангелия и означает «Иисус Назарянин Царь Иудейский».
Самая нижняя, косая перекладина — опора для ног, традиционно ставившаяся на крестах.
Ее символический смысл — напоминание об истории двух разбойников, распятых справа
и слева от Христа. Правый конец перекладины поднят в воспоминание о благочестивом
разбойнике, покаявшемся на кресте в своих грехах, считавшего себя недостойным рая —
и первым вошедшим с Христом в Царствие Небесное. Второй конец опущен, в
воспоминание о проклинавшем Бога втором разбойнике. Эта история — свидетельство о
том, что и сама смерть каждого человека может изменить его загробную жизнь.
Изображение слева копья, справа трости — орудий казни Спасителя. Копьем римский
солдат проткнул уже скончавшегося Христа, чтобы понять, умер ли Он, и из бока Его
«истекли Кровь и вода». На трость насажена губка с уксусом, ее подал один из солдат
Христу.
Внизу изображен череп — это голова Адама, то есть символически изображается
захоронение первого человека. По преданию, именно около Голгофы он был погребен в
древние времена.
Нательные кресты различных форм и из различных материалов носят все христиане. Частицы
Животворящего Креста, на котором был распят Сам Христос, сегодня находятся во многих
храмах мира. Возможно, и в вашем городе есть частица Животворящего Креста Господня, и
вы можете приложиться к этой великой святыне. Крест зовут Животворящим — творящим и
дарующим жизнь, то есть имеющим великую силу.
Обращение к силе Животворящего Креста Господня — великая защита для каждого человека.
Известно, что крестным знамением останавливается демоническое воздействие: диавол и его
слуги не могут выносить правильного креста, поэтому зачастую пытаются над ним глумиться
(именно таково происхождение сатанинских символов перевернутого креста).
На Кресте принесена жертва, а где жертва, там отпущение грехов, там
примирение с Господом, там праздник и радость
Пресвятая Троица — Бог Отец, Бог Сын (Иисус Христос) и Бог Дух Святой — это Единый и
Единственный Бог, Которому поклоняются христиане всего мира. Догмат о Его Единстве в
Трех Лицах — важнейший для христиан, вне зависимости от конфессии.
По сути, изображения Троицы как такового существовать не может: по слову Библии, «Бога
не видел никто никогда». Он непостижим и велик более всех существ. Бог Отец являлся
пророкам и праотцам Ветхого Завета в огне и громе; Дух Святой представал как Свет или
Голубь; Господь же Иисус Христос вочеловечился, приняв плоть и вид человека,
человеческую волю и психику. Однако втроем ипостаси Святой Троицы (нельзя говорить
«Боги») являлись несколько раз в истории человечества. Эти события празднуются Церковью
как великие двунадесятые праздники (входят в двенадцать главных праздников года).
Каждый из них ознаменован явлением ипостасей и силы Святой Троицы.
Существует также два вида икон, которые не одобряются Церковью как слишком явно
изображающие Бога Саваофа:
Отечество — изображение Бога Отца как Старца, держащего на коленях Младенца
Христа.
Новозаветная Троица изображение седовласого Бога-Отца в виде старца, Христа в Его
обычном виде и Духа Святого в виде голубя. Это может быть отдельная икона или
изображение, включено в композицию Страшного Суда.
Образ Святой Троицы в виде трех ангелов, также называемый «Гостеприимство Авраама»
главный образ трех Божественных ипостасей. Изначально это иллюстрация
ветхозаветного сюжета: в главе 18 книги Бытия рассказано, что праведный праотец
Авраам принял в своем доме (шатре) Самого Бога в виде трех ангелов-странников.
Однако только святой Андрей Рублев, инок Троице-Сергиевой лавры, живший в XV веке,
смог выразить красками богословский догмат, заключенный в этом ветхозаветном сюжете.
Он убрал фигуры святых Сарры и Авраама, присутствовавшие на этом образе ранее, а также
изобилие пищи со стола. Этот образ прославил и самого мастера, и Троице-Сергиеву лавру, и
саму древнерусскую иконопись, став поистине мировым шедевром.
Композиция образа — круговая, сферическая. Фигуры трех ангелов в живописном ритме
склоняются одна к другой. Позади виден дома Авраама, Мамврийский дуб (дерево в
Палестине, под которым пребывали Три Лика Троицы, сохранившееся доныне) и гора.
Ангелы сидят за столом, на котором стоит только Чаша. Это не застолье, но сокровенная
трапеза: это безмолвное общение, предмет которого — человеческое спасение, Жертва Бога
Сына за грехи людские. Именно образ Чаши как Жертвы — в центре иконы.
За внешним видом каждого Ангела — конкретная Божественная ипостась, причем
исследователи по сей день спорят о том, кто есть кто:
По центру находится Бог Сын, Христос. Он изображен иконописцем в традиционных для
Христа одеждах — вишневом хитоне с золотой полосой и темно-синем гиматии. Также
Он склоняет голову перед Богом Отцом.
Бог Отец, Саваоф изображен как сидящий слева в золотых одеждах Ангел. Он
благословляет Сына на Жертву.
Правый ангел, в зеленой накидке, — Святой Дух. Он склоняет голову, безмолвно
участвуя в беседе.
Икону эту называют еще «Предвечный Совет», а также просто: «Рублевская Троица».
Важными являются ее символические детали:
В круге явлено единство и равенство трех ипостасей Божиих, однако показана разница и
индивидуальность Каждого Лица. Чаша в центре, на столе напоминает о Таинстве
Евхаристии, главном в Православии.
Каждый из ангелов также держит посох, словно символ вечного странничества и власти.
Дерево напоминает и о Мамврийском дубе, и о райском древе познания добра и зла, из-за
которого и вошел в историю человечества грех.
Дом — символ также Церкви, Дома Божьего.
Гора — напоминание о Голгофе, ожидающей Иисуса Христа, месте искупления грехов
всего человечества.