Конспект урока "Искусство России 18 века" 4 класс
Конспект урока по теме: Искусство России 18 века.(Программа «Начальная школа 21 века)
Цель: познакомить детей с искусством 18 века.
Задачи урока:
Образовательная: охарактеризовать основные направления развития русской культуры 18 века,
познакомить детей с наиболее известными архитекторами, скульпторами, художниками, актёрами
18 века.
Развивающая: развивать речь, память, образное мышление, развивать умение анализировать,
сравнивать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом;
правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения.
Воспитательная: учить работе в группах, уметь выслушивать товарищей и учить
договариваться, уважать мнение товарищей, способствовать воспитанию у учащихся
чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к
культурному достоянию России;
- воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры;
Оборудование: мультимедийная установка, задания для групп, карточки для проверки домашнего
задания.
Ход урока:
1. Организационный момент. На прошлом уроке мы познакомились с русским искусством до
18 века.
2. Проверка домашнего задания.
На доске слова: Василий Блаженный, Андрей Рублёв, духовная музыка, обрядовые
праздники.
Выберите одно из понятий и расскажите всё, что знаете по этому вопросу. (4 человека
отвечают).
Итак, к началу 18 века Россия уже славилась многими достижениями культуры: строились
величественные соборы, развивались ремёсла, при царском дворе открылись первые
театры.
3. Ознакомление с новым материалом.
В то время многие русские зодчие многому учились у мастеров из других стран. Царь Пётр
1 и его сторонники приглашали в Россию выдающихся мастеров из других стран. Так
произошло и с величайшим зодчим Растрелли. Он работал в стиле барокко. Откройте
словари и найдите, что такое стиль барокко:
Барокко это – «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca —
«жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и
другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской
культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в
XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху
барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации»
А чтобы подробнее узнать об искусстве Барокко и архитектором Растрелли, творившем в
стиле барокко, выполним по группам следующее задание:
В каждой группе 5 человек. Вы читаете текст и отвечаете ПОЛНЫМ ответом на вопросы.
А я помогу каждой группе, проиллюстрирую ваши ответы кадрами презентации.
(10 минут)
Выслушивание ответов детей.
Итак, при каких царях и царицах работал Растрелли? Можно ли сказать, что Россия стала
его второй Родиной? Назовите его самые известные сооружения.
4. Но это мы затронули только одну страничку из истории архитектуры 18 века. А теперь
пролистнём ещё несколько:
Баженов и Казаков – чем знакомы вам эти имена? Конечно, это два известнейших
архитектора, построивших Царицынский ансамбль. Кто может рассказать об этом?
Знаменитый мастер Нестор – создал архитектурный ансамбль Кижи. Откройте учебник с.
87 и прочтите об этом. А теперь посмотрите, какую красоту создал этот мастер. До сих
пор стоят церкви Кижи и не стареют.
5. Художником одного творения (созданного для России ) можно назвать
французского скульптора Э.М Фальконе (1716-1791 гг.).
Созданная в России им всего одна работа “Медный всадник” принесла ему славу великого
мастера. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от
конкретности истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской
волны, вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех
препятствий и враждебных сил , которые приходилось преодолевать Петру –I. В
результате родился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но
и преобразованной им России.
Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с
искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию –
произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт
соседних государств. Вместе с тем. как уже давно установили исследователи, искусство в
целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой
направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в
России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной
художественной школы и иностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в
искусстве петровской эпохи стал портрет.
Одним из самых знаменитых портретистов был Никитин. Посмотрите., какие
удивительные портреты создал этот мастер.
А ещё об одном знаменитом портретисте вы прочтёте в учебнике на с. 88.
Итак, о каком портретисте вы прочли?
Какие портреты этого художника вам понравились?
6. Мы с вами поговорили об архитектуре, скульптуре, живописи. Но искусство 18
века неразрывно связано с открытием публичного театра (публичный – значит,
доступный для всех). При Петре 1 открылся первый театр, а уже во время
правления Екатерины 2 открываются 10 театров. Об одном из таких театров
рассказывается у нас в учебнике. Прочтём вместе и обсудим.
За что полюбили зрители и артисты Прасковью Жемчугову?
Как связано имя Жемчуговой и графа Шереметьева?
Что значит «крепостная актриса»? то открывал крепостные театры и кто в них играл?
7. Рефлексия:
Итак, создадим коллаж, в который войдут все основные направления искусства 18
века.
Архитекторы:
Скульпторы:
Художники:
Театр:
Надеюсь, дома вы расскажете родителям об искусстве 18 века.
8. Задание на дом: с. 85-91
9. Источники:
http://www.km.ru/referats/154E92F33FF64FEE9580FA7946050E86
10. Приложение 1
1 группа
Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (Франсуа-Бартоломео де Растрелли)
родился, как можно думать, во Франции, в 1700 году в семье итальянца
скульптора Карло-Бартоломео Растрелли. О его детстве мы почти ничего не
знаем. Повидимому, дела Растрелли-отца были далеко не блестящи, так как
при первом известии о приезде из России "советника торговли" И. Лефорта с
поручением пригласить для строительства в Петербурге "всякого звания
мастеровых людей" он обращается к нему с предложением своих услуг. 13
ноября 1715 года он подписывает контракт. Как гласил один из пунктов
контракта, "господин Растрелли обязался ехать в Петербург с сыном своим и
учеником". 23 марта 1716 г. отец и сын Растрелли прибыли в Петербург,
встретив по дороге Петра, ехавшего в своё второе заграничное путешествие.
По приезде в Петербург Растрелли-отцу поручили строительство царской
резиденции в Петергофе. Но строительная карьера скульптора скоро
прервалась в связи с приездом из Парижа Леблона, назначенного "генерал-
архитектором". Последний нашёл выполненную работу
неудовлетворительной, в связи с чем Карло-Бартоломео Растрелли вернулся
к своей старой и испытанной профессии скульптора.
Растрелли-сын в эти годы был деятельным помощником отца, выполняя
совместно с ним работы по частным заказам. Существуют сведения, что
молодой Растрелли для завершения своего архитектурного образования был
послан отцом в 20-х годах за границу. Видимо, Растрелли посетил северную
Италию, Австрию, южную Германию, где он знакомился с работами
виднейших мастеров. В 1727 г., закончив своё образование, молодой
Растрелли был уже в Петербурге.
Первыми работами начинающего архитектора были постройки в Москве,
куда он приехал вместе с императорским двором по случаю торжеств при
короновании императрицы Анны Иоанновны. Дворцовые здания в Москве,
построенные Растрелли из дерева, не дошли до нас. Они носили временный
характер и впоследствии были заменены другими.
Ответьте на вопросы:
1. Как звали отца Варфоломея Растрелли? Откуда он был родом?
2. Кого Лефорт пригласил приехать в Петербург? Какой царь встретился
им по дороге?
3. Что должен был построить в Петергофе Растрелли – отец?
4. Куда послал учиться сына отец Растрелли?
5. Какие первые работы выполнил в Москве молодой Растрелли?
2 группа.
Способности молодого архитектора обратили на себя внимание. Быстрота и прочность
постройки, красота и изысканность отделки, умение выполнять сложные сочетания
различных по своему характеру форм - всё это быстро выдвинуло В. В. Растрелли на одно
из первых мест среди архитекторов того времени. Дарованиями Растрелли воспользовался
всесильный фаворит императрицы Анны Иоанновны - Бирон. В 1733 г. В. В. Растрелли
был послан в Курляндию для постройки дворцов в резиденциях Бирона, получившего
титул герцога Курляндского. В Прибалтике В. В. Растрелли работал вплоть до 1740 г. За
эти семь лет Растрелли выстроил Бирону огромный дворец в Митаве и ряд усадебных
дворцов в его загородных резиденциях. Однако, во всех этих добротно выстроенных
зданиях нет ещё того взлёта, тех блестящих, порой даже виртуозных решений, которыми
отмечено дальнейшее творчество Растрелли. В 1741 г. В. В. Растрелли возвращается в
Петербург. С этого времени начинаются его интенсивная деятельность в качестве
архитектора двора и всё увеличивающийся успех. Первой работой по возвращении из
Курляндии была постройка Летнего дворца в конце Летнего сада, на месте теперешнего
Инженерного замка. Уже в этой постройке В. В. Растрелли проявил себя как
исключительно умелый архитектор, разрешивший задачу сложно скомпанованного
дворца с корпусами разной величины, с парадным двором, портиками и богатым
архитектурно-скульптурным убранством. Стены созданных им зданий как внутри, так и
снаружи он красит в яркие цвета - синий, оранжевый, голубой, зелёный, красный и др. Это
цветовое и архитектурное богатство поражает своей жизнерадостностью и силой. За
постройкой Летнего дворца последовал целый ряд величественных зданий. В. В.
Растрелли ведёт постройку Аничкова дворца, начатого в своё время по проекту Земцева,
проектирует и строит дворец для Воронцова, Бестужева-Рюмина и др. Все эти постройки,
несмотря на отличия друг от друга, обладают единым "почерком", единым стилем. В них
мастер выступает как зрелый, сложившийся архитектор. Спроектированная им в 1744 г.
Андреевская церковь в Киеве показывает, что талант Растрелли достиг своего полного
расцвета. В этом произведении с особой выразительностью видны те черты, которые
позволяют говорить о русском барокко, как об особом направлении этого архитектурного
стиля. Андреевская церковь, возвышающаяся над кручей холма, сбегающего вниз к
Подолу, решена, согласно древней традиции, в виде цельного объёма. Русское пятиглавие
увенчивает это стройное произведение. Широко расставленные боковые изящные и
тонкие купола, точно горящие свечи, окружают центральный более массивный купол,
украшенный столь характерными для Растрелли люкарнами. Окрашенный в голубой с
белым храм легко возносится над венчаемым им холмом. По контрасту с этой лёгкой и
изящной архитектурой, внутреннее убранство полно необычайной силы и сочности.
Золото и пурпур - вот основные цвета богато украшенного иконостаса, ложи и прочего
убранства храма. В. В. Растрелли воплотил в этом произведении приёмы и черты
украинского искусства, сочетающего весомую тяжесть с лёгкой воздушностью,
скульптурную эластичность с прозрачной графичностью.
Ответьте на вопросы:
1. При какой императрице Растрелли послали в Курляндию? Что он там строил?
2. Какое здание построил Растрелли по возвращении в Петербург?
3. В какие цвета он красит стены зданий?
4. Какое строение Растрелли возводит в Киеве?
5. Как выглядит это строение?
3 группа
В 1747 г. начинаются работы по реконструкции рухнувшего в 1723 г. шатра собора
новоиерусалимского Воскресенского монастыря. Растрелли не ограничился
восстановлением того, что было сделано некогда при патриархе Никоне. Он создаёт
новый грандиозный шатёр. Все архитектурные формы, всю богатую и сочную лепнину он
решает с какой-то необычайной силой, если не страстью. Могучие колонны-пилоны
нижней аркады как бы ушли в землю от давящей на них тяжести. Зато пронизанный
светом и воздухом купол взлетел на головокружительную высоту. Богатая белая лепнина
на синем фоне стен создавала совершенно исключительное впечатление. Казалось, что
архитектура уносилась ввысь в каком-то нескончаемом полёте.
При отступлении от Москвы в декабре 1941 г. немцы взорвали это чудесное, не знающее
себе равного, произведение Растрелли.
В том же 1747 г. В. В. Растрелли начинает перестройку Петергофского дворца. Скромный
небольшой дворец, выстроенный некогда Леблоном для Петра, Елизавета решила
сохранить, перестроив, однако, всё сооружение в грандиозную царскую загородную
резиденцию.
В. В. Растрелли с исключительным мастерством справился с поставленной задачей. Он
надстраивает старый дворец, удлиняет его добавочными галлереями и завершает
постройкой на его концах так называемого корпуса под гербом и пятиглавой церкви.
Мастер понял, что богатство архитектурного решения не должно было заключаться в
данном случае в изобилии столь любимой им лепнины, в богатых наличниках и колоннах.
Пышность создавалась не архитектурой, а парком с его бассейнами, фонтанами и
статуями. Поэтому новое произведение Растрелли выглядит даже несколько строгим и
лаконичным. Лишь корпус под гербом и церковь, как бы вторя мохнатым, клокочущим
шапкам фонтанных струй, покрыты по куполам и крышам курчавым бегущим вверх
скульптурно сочным орнаментом. Ярко оранжевый цвет стен и золото куполов этого
дворца создавали самое праздничное впечатление даже в наиболее мрачные туманные
дни. Если во внешнем оформлении Растрелли достиг значительного совершенства, то
внутри, во внутреннем убранстве дворцовых зал и помещений он показал себя
замечательным художником. И здесь в залах, на лестницах и т. д. он стремился создать то
же жизнерадостное и праздничное впечатление. Умелое сочетание декоративной
позолоченной резьбы, ажурных архитектурных форм, скульптуры, зеркал и т. п. создавало
такое впечатление, что попавший внутрь человек останавливался, поражённый этим
сказочным богатством, этой не знающей меры и границ роскошью.
Ответьте на вопросы:
1. Какой монастырь восстанавливает Растрелли? Сохранился ли он до наших дней?
2. При какой императрице было решено перестроить Петергофский дворец?
3. В какой цвет выкрашены стены вновь отстроенного дворца? Почему?
4. А что ещё подчёркивало пышность убранства дворца?
5. Расскажите о внутреннем убранстве помещения.
4 группа
Ещё только начинались работы по перестройке Большого Петергофского дворца, как
маститый зодчий получает новый заказ. Елизавета, решив под старость удалиться на
покой, задумала выстроить себе в Смольном монастырь. Заказ на новую постройку был
поручен опять-таки В. В. Растрелли. Но вместо скромной и строгой обители был по
существу выстроен новый дворцовый комплекс, мало чем отличающийся от царских
резиденций. Растрелли не удалось закончить задуманного, так как стоимость постройки
вылилась в колоссальную сумму. Грандиозная колокольня осталась невыстроенной.
Между тем, как раз эта колокольня представляет (судя по сохранившейся модели)
органическую связь со всем замыслом и сочинена с бесподобным мастерством. Здесь
вылились в законченном виде мечты Растрелли о живописной архитектуре. Здесь говорит
каждый кусок, здесь всё в движении, всё в стремлении к небу. Целый лес колонн
вздымается кверху, неся с собой лабиринт форм, логически вырастающих друг из друга.
Будь колокольня Смольного монастыря выстроена, мы бы имели одно из самых
потрясающих творений барокко. Действительно, пятиглавый собор с окружающими его
корпусами - совершеннейшее творение мастера. Собственно стены даже почти не видно
из-за обилия многочисленных деталей, украшающих собор. Большой Екатерининский
царскосельский дворец растянулся на 300 метров. Огромный парадный двор широким
полукругом своих одноэтажных служебных корпусов охватил его с западной стороны. По
другую сторону дворца раскинулся знаменитый парк с замечательными садовыми
павильонами - гротом и эрмитажем. В. В. Растрелли с большим мастерством создал план
дворца. Для того чтобы дать почувствовать его протяжённость, обилие его зал, гостиных и
прочих помещений, он поместил главный вход в правом крыле. Таким образом, попав
внутрь, человек должен был пройти всю анфиладу роскошно декорированных зал.
Растрелли проявил себя и как искуснейший мастер декоративного убранства.
Первоначально дворец был окрашен в яркосиний цвет с белыми архитектурными
деталями. Лепнина, капители колонн и, как утверждают некоторые исследователи, крыша
были позолочены. Дворец представлял собой как внутри, так и снаружи подлинную
драгоценность. Внимание В. В. Растрелли привлекали не только главные части в
возводимых им зданиях, но всё - вплоть до мельчайших деталей в виде решётки, дверной
ручки, подсвечника. Эти вещи под его рукой превращались в высокохудожественные
произведения. Тронный зал Царскосельского дворца представлял собой поистине
волшебное зрелище, когда зажигались сотни свечей в его люстрах и боковых настенных
золочёных бра. Тысячи огней отражались в зеркалах. Зал, наполненный гостями, одетыми
в многоцветные одежды, как бы раздвигал свои стены. Они как бы переставали
существовать, превращаясь в призрачную лёгкую поверхность, за которой чудились всё
новые и новые залы, ослепительно сиявшие в блеске праздничных огней... И это великое
произведение Растрелли, как и Петергофский дворец, погибло, сожжённое немцами в 1942
г.
Ответьте на вопросы:
1. Кто поручил Растрелли выстроить Смольный монастырь?
2. Какую из построек не смог завершить архитектор и почему?
3. Как выглядел дворец?
4. Какую хитрость применил Растрелли, чтобы человек мог увидеть всю роскошь
дворца?
5. Как выглядел тронный зал? Можем ли мы сейчас увидеть этот дворец?
5 группа
Если Растрелли для своего времени был непревзойденным мастером больших дворцовых
комплексов, то неменьшее мастерство он обнаруживает в постройке городских домов.
Выстроенный им в 1750-1754 гг. дом-дворец для Строганова на Невском проспекте в
Петербурге говорит, что мастер и в более скромной постройке оставался на присущей ему
высоте. В особенности хорош центр дома со спаренными колоннами и столь характерным
для Растрелли полукруглым, как бы разорванным фронтоном. Новостью было то, что дом
выходил прямо на улицу без обычного для того времени парадного двора. В центре под
колоннами в цокольном этаже размещены ворота, ведущие во внутренний двор, с
великолепной львиной маской в замковом камне. Богатая лепнина обрамляет окна,
образуя сплошную орнаментальную полосу, поднимающуюся вплоть до карниза. Фасад
дома Строганова, выходящий на Мойку, Растрелли решил несколько иначе, чем
возобновил старую русскую традицию давать в одном и том же здании различно
решённые фасады.
Последним, наиболее величественным зданием Растрелли был грандиозный по масштабу
Зимний дворец (1754-1762 гг.), являющийся одним из центральных зданий Ленинграда.
Благодаря сравнительно низкому цоколю, кажется, что многочисленные двухъярусные
колонны дворца, украшающие его стены, вырастают прямо из поверхности площади и
набережной. По-прежнему лепнина, вазы и статуи в изобилии украшают это
величественное сооружение. Внутренние помещения дворца до пожара, происшедшего в
начале прошлого столетия, поражали роскошью своего убранства, обилием применённых
архитектурных и скульптурных деталей и форм. Дворец заканчивался уже после смерти
Елизаветы, при Екатерине II. Начало нового царствования совпадало с изменением
художественных вкусов. Богатство, сочность и сложность архитектурного языка
произведений Растрелли стали казаться назойливыми и старомодными. На смену барокко
шёл простой и ясный в своих формах классицизм. Почувствовав изменившееся
отношение, престарелый мастер уехал за границу в отпуск. Вернувшись в Россию, он
вышел в отставку. В Прибалтике он вёл ряд незначительных работ для своего бывшего
покровителя Бирона, вернувшегося из ссылки. В 1771 г. В. В. Растрелли умер.
Ответьте на вопросы:
1. Какой дом построил Растрелли для Строганова?
2. Какое здание Растрелли построил последним?
3. Как выглядело это здание?
4. При какой императрице достраивался дворец?
5. Где работал Растрелли после окончания работ? В каком году умер Растрелли?
11. Приложение 2 Презентация.