Игровой урок "Туши пожар, пока в беду не попал" 6-7 класс

Дидактическая игра на уроках ОБЖ как средство повышения
познавательной активности
Игра культурный феномен. При умелом ее использовании выполняет самые
разнообразные функции: педагогическую, гедонистическую, коммуникативную,
эстетическую, этическую и ряд других. За последнее десятилетие в педагогических
науках «интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности, возрастает»
. Апинян), и это объяснимо, потому что идет интенсивный поиск, вызванный
потребностью открыть такие формы организации учебной деятельности на уроке,
которые обеспечили бы и высокую эффективность преподавания и, вместе с тем,
гармоничность развития личности.
Иногда игры на уроках ОБЖ отсутствуют. Это происходит отчасти потому,
что по таким играм и технологиям их использования практически нет доступных
методических разработок, хотя включение игровых элементов в урок и наблю-
дается: к примеру, инсценирование, составление сценариев, устное словесное
рисование, КВНы, викторины и др.
Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и
сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход мы видим в
использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.
Игра это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования
элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так,
выдающийся немецкий педагог Ф. Фребель считал, что развивать фантазию ребенка
младшего возраста можно, используя простой игровой материал. Он рассматривал
игру ребенка как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира».
«Дары» Фребеля шар, куб, цилиндр дидактическое средство, с помощью
которого дитя устанавливает связь между внутренним и внешним миром.
Цель игрового обучения обеспечение личностно-деятельностного характера
усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск,
обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую дея-
тельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Но следует
ответить на вопрос, в какой мере в учебной деятельности возможна игра?
Определить место, направленность и форму проведения игровых уроков. Практика
показала, что учителю необходимо хорошо потрудиться, чтобы игровой урок был
не только интересен, но и полезен учащимся. Он не должен быть единичным и
случайным в учебно-воспитательном процессе.
Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что для успешного проведения
игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству,
элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих
индивидуально-личностных способностей, интересов, учитывая подготовку класса,
материальные возможности и пр., учитель самостоятельно разрабатывает сценарии
игровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привле-
кать учащихся. Со временем складываются определенные традиции сотрудничества,
использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации
учебной работы.
Известно, что игра это сочетание повторения и неожиданности, «активный
принцип», «содержательная функция со многими гранями смысла» (Й. Хейзинга).
Она должна строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать
приобретение новых. Игра способствует формированию у школьника такого
целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической
деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с одноклассниками,
помогает лучше узнать друг друга, развивает коммуникабельность. Порой именно в
игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны. Подготовка к
урокам в игровой форме способствует развитию у детей фантазии, выявлению
способностей: они сочиняют стихи, рисуют, придумывают конкурсы, сценки,
пробуют себя в различных ролях.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит
сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует
деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие
немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести
за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы,
развитого мышления.
Еще раз подчеркнем, что при организации игровых уроков нужно помнить,
что их главная цель самостоятельная деятельность учащихся по повторению
старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все
внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, призы,
чаепитие и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание
игры и обучения, «не заиграться».
ТУШИ ПОЖАР, ПОКА В БЕДУ НЕ ПОПАЛ
Игровой урок-конкурс по теме «Правила пожарной безопасности»
(VIVII класс)
Ход урока
Предварительная подготовка:
за две недели до конкурса необходимо
разделить класс (или классы) на команды, которые должны выбрать себе
капитана, название и девиз.
Каждой команде предлагается нарисовать несколько знаков на данную
тему. Засчитываются только нарисованные знаки, соответствующие
пожарной безопасности.
1.
Окурки не бросать.
2.
Не вешать белье над плитой.
3.
Не оставлять включенным обогреватель.
4.
Не забудь потушить костер.
5.
Место для курения.
6.
Огнетушитель.
7.
Запрещается курить.
8.
Запрещается пользоваться открытым огнем.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
Конкурс начинается с представления команд-участниц. Капитаны в
произвольной форме сообщают название команд и девиз. Например, команда
«Искорка», ее девиз: «При пожаре не сидим, набираем 01». Команда
«Пламя», девиз: «Дал знать о пожаре и помощь идет — к месту пожара летит
вертолет».
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА
Это несложный конкурс: нужно лишь отвечать на вопросы, при этом
члены команд могут предварительно советоваться друг с другом. Перестрелка
вопросами и ответами служит разведкой боем. В течение одной минуты
каждой команде загадывают по четыре загадки, потом в течение одной
минуты задают по два вопроса. За каждый правильный ответ присуждается
1 балл.
Загадки
Вот так мошка —
Осиновая ножка!
На стог села —
Все сено съела. (Спички.)
Шипит и злится, воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. гонь.)
Кругом вода,
А с питьем беда. оре.)
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. ека.)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Вьюга.)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Метель.)
Единица наследственной информации. ен.)
Изменение в генах. (Мутация.)
Вопросы:
1. От чего люди гибнут на пожаре? т дыма, огня, ядовитых газов, потери
сознания.)
2. Что такое эвакуация? (Это экстренный выход из опасной зоны при ЧС.)
3. Что содержится в пожарном ящике? опор, лопаты,
огнетушитель, ведро, багор и ящик с песком.)
4. Что является причиной пожара? (Непотушенная сигарета,
неотключенная электроплита, игра со спичками.)
ЭСТАФЕТА «Пожарная каска»
Один из участников команды бежит до пожарной каски, висящей на гвозде,
снимает ее, надевает и возвращается к своей команде, передает каску следующему
игроку, тот должен добежать до места и повесить каску на гвоздь. Так повторяется
до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.
«Тушение пожара»
Необходимы вода или песок. Эта игра заключается в тушении пожара. Один из
игроков команды должен добежать до указанного места: девочка с двумя ведрами
или мальчик с тележкой для песка, затем обежать его и вернуться к своей команде.
Игра повторяется до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.
«Препятствие»
Участники должны на животе перелезть через баллоны, а затем добежать до
гимнастической лестницы, залезть на нее, спуститься и возвратиться к своей команде,
передать эстафету.
«Пострадавший»
Понадобятся носилки и, конечно, пострадавший. Два участника должны
добежать до места назначения, положить пострадавшего на носилки, добежать до
своей команды и передать их следующим.
КОНКУРС КАПИТАНОВ
Капитанам команд предлагается по очереди дать правильное объяснение
пословицам и поговоркам.
1. Дыма без огня не бывает.
2. Пожар снежком не погасишь.
3. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
4. Где дым, там и огонь.
5. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.
6. Затопила печку, а сама на крылечко.
ЗНАКИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Проверка выполнения домашнего задания команд: каждый правильно
нарисованный знак оценивается в 1 балл.
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ «БЕЗОПАСНОЕ КОЛЕСО»
(для учащихся 5—9 классов)
Цели: закрепление знаний учащихся по правилам дорожного движения,
формирование у них навыков безопасного поведения, изучение устройства
велосипеда, совершенствование умений в оказании первой медицинской
помощи.
Оснащение игры: велосипеды зрослые и подростковые), медицинская
аптечка, спортивные кегли, изображение дорожных знаков, карточки с за-
даниями, противогазы, маршрутные листы.
В игре принимают участие команды, каждая из которых состоит из 5
человек. Команды могут быть разновозрастными или из детей (подростков) одно-
го возраста. Форма одежды участников спортивная. Мероприятие проводится
на территории школы, наиболее целесообразное время проведения май.
Каждой команде выдается маршрутный лист с указанием остановок, на которых
необходимо выполнить определенные задания. Игру все команды начинают
одновременно после построения и объяснения правил соревнования. Все задания
оцениваются по пятибалльной системе.
Ход игры
1. Построение команд и разъяснение правил игры
2. Выполнение командами заданий (прохождение остановок)
2.1. Остановка «Викторина»
Здесь командам предлагается ответить на вопросы, связанные с опасными
ситуациями на дорогах:
1. Почему опасно играть в мяч рядом с проезжей частью? {Мяч, может
выкатиться на проезжую часть, а ребенок, намереваясь его догнать, может
броситься за ним и оказаться под колесами автомобиля.)
2. Почему нельзя переходить дорогу при желтом сигнале светофора? ри
желтом сигнале светофора некоторые автомобили продолжают движение по
перекрестку.)
3. В чем состоит опасность для пешехода, который стоит на углу тротуара,
в зоне радиуса поворота крупногабаритного транспортного средства
(автобуса, грузовика с прицепом и др.)? (Транспортное средство при
повороте может задеть (ударить, сбить) стоящего пешехода своей средней
или задней частью.)
4. Какая опасность таится для школьника, который увидел на
противоположной стороне дороги своих родителей (друзей)? (Желая с ними
быстрее встретиться, школьник начинает переход улицы, зачастую не
замечая движущихся транспортных средств, тем самым создавая аварий-
ную обстановку для других участников дорожного движения и не обеспечивая
своей собственной безопасности.)
5. Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?
(Пешеход может не заметить обгоняющую машину, а ее водитель может не
увидеть пешехода, пока не завершит обгон, т. е. возникает угроза наезда на
человека.)
6. В дождливую погоду вы едете на троллейбусе. Неожиданно подул сильный
ветер и произошел обрыв контактного провода, который упал на крышу
троллейбуса. Водитель открыл двери для выхода пассажиров. Как необходимо
покидать салон троллейбуса? еобходимо покидать салон только через
открытые двери, перепрыгивая через ступеньки, чтобы, не поразило током.)
2.2 Остановка «Устройство велотехники»
Учащиеся называют части, из которых состоит велосипед, демонстрируют
умение подтянуть цепь, спицы, снять и поставить на место колесо (на время).
2.3. Остановка «Медицинская»
Участники демонстрируют навыки оказания первой медицинской помощи:
остановку артериального (венозного) кровотечения, иммобилизацию при
переломе, проведение искусственного дыхания. Надев противогазы,
учащиеся показывают свое умение переносить пострадавшего в случае аварии
транспортного средства, перевозящего АХОВ (например, хлор).
2.4. Остановка «Велотрек»
На этой остановке учащихся ожидает эстафета. Каждый участник должен
проехать определенное расстояние, вернуться обратно и передать велосипед
другому члену команды. Для учащихся 5—6 классов расстояние может быть
около 50 метров, для учащихся 7—9 классов примерно 70 метров. Побеждает
команда, показавшая минимальное время.
2.5. Остановка «Транспорт»
Попав на эту остановку, команды должны назвать как можно больше марок
автомобилей, выпускаемых как в нашей стране, так и за рубежом.
2.6. Остановка «Экзаменационная»
Участникам предлагается «сдать» экзамен по правилам дорожного
движения, включающий в себя ответы на соответствующие возрасту учащихся
вопросы экзаменационных билетов и демонстрацию умения правильно ездить
на велосипеде.
После сдачи теории каждый участник должен проехать между
расставленными на дорожке кеглями, въехать на мостик, правильно повернуть,
развернуться и остановиться. Учитывается общее время выполнения задания
всеми участниками. За каждое нарушение адел ногой землю, задел кеглю, не
учел знак, неправильно начал и закончил движение) добавляется штрафное
время 5 секунд.
3. Подведение итогов