Презентация "Из истории русской философской мысли" 10 класс

Подписи к слайдам:
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ МБОЙ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.

Отечественная философия формировалась и развивалась на протяжении ряда исторических эпох – от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии обычно выделяют следующие этапы:

ЭТАП

ПЕРИОД

ХАРАКТЕРИСТИКА

1

XI-XVII вв.

Становление русской философии

(предфилософия)

2

XVIII в.

Философия в России XVIII в.

3

Конец XVIII - первая половина XIX в.

Становление русской философии

как науки

4

Вторая половина XIX - начала XX в.

Развитие и расцвет русской философской мысли

5

С 20-х гг. XX в.

Современная отечественная философия

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.

Истоки русской философской мысли уходят в XI в., когда Киевская Русь посредством крещения приобщилась к духовному наследию христианского мира. Философия в этот период практически сливалась с религией, вопросы о мироздании, о человеке и его месте в природе

и обществе облекались в религиозную форму.

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.
  • Развивал учение о смене в мировой истории ветхозаветной эпохи закона эпохой благодати.
  • Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя и большую нравственную ответственность.
  • Русская земля включалась в общемировой процесс торжества «истины и благодати»

Митрополит Иларион

«Слова о Законе и Благодати»

(1030—1050)

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.
  • Выступает за установление справедливого общественного устройства, утверждение гуманных и нравственных начал.
  • Высшим мерилом человека полагает труд, который облагораживает знания.
  • Покаяние, молитва, усердие и милосердие объявляются теми малыми делами, которые посильны всем.

Владимир Мономах

Великий князь Киевский

(1113 —1125)

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.

Итогом развития философии Киевской Руси стала выработка принципиально новых взглядов:

  • на мир как на творение Бога;
  • на человеческую историю как на арену борьбы Божественной благодати и козней дьявола;
  • на двойственность человека, состоящее из бренного тела и бессмертной души;
  • начинают складываться идеи
  • о роли сильного князя и

    верных подданных;

  • о причастности Руси к
  • всемирному развитию,

    о моральных нормах и

    принципах.

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.
  • Русское государство — наследница Византийского царства.
  • Московский князь — прямой потомок и наследник греческого главы православного государства, поборник и защитник вселенского Православия.
  • Взгляд на Русь как на хранительницу христианской Церкви.

Монах Филофей (ок. 1465-1542) —

старец псковского Спасо-Елеазаровского монастыря

Известен как предполагаемый автор концепции

«Москва - Третий Рим»:

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.

В учебных заведениях — Киево-Могилянской академии и

Славяно-греко-латинской академии в Москве — вводились самостоятельные философские курсы. Первыми преподавателями в Московской академии были братья Лихуды Иоанникий (1633 — 1717) и Софроний (1652 — 1730). Учеников знакомили и с учением Коперника – первая попытка представить более широкий взгляд на мир.

XVII век – обособление философии от богословия

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.

Юрий Крижанич (1617 —1683) — хорватский богослов, философ.

С 1659 г. на службе у русского царя Алексея Михайловича. В своих работах «Беседы о правлении», «Политика» была сформулирована доктрина

неограниченного самодержавия:

  • отрицательно относится к слепому
  • подражанию европейской культуре;

  • большое внимание уделял развитию экономики страны и ее образования;
  • власть монарха имеет божественное происхождение;
  • «совершенное самовластие» - самая эффективная форма правления.
РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.

Значительные перемены, происходившие в российском обществе в XVIII в., охватили все его сферы, включая духовную культуру.

Феофан Прокопович (1681-1736) - епископ , публицист, сподвижник Петра I

  • Высоко ценил и отстаивал науку и просвещение.
  • Один из первых в России философов-деистов - сторонником учения, согласно которому природа, созданная Богом, затем начала
  • самостоятельное развитие.

  • Во имя идеала просвещённого человека и государства, сатирически изображает современную ему русскую жизнь
РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.

Василий Никитич Татищев

(1686-1750) - русский историк

Вся литературная деятельность Татищева преследовала публицистические задачи:

  • главною целью польза была общества – утилитарист.
  • Основой общественных изменений считал «силу человеческого разума» (характерно для эпохи Просвещения).
  • Высшая цель заключается в равновесии душевных сил, достигаемом развитием ума «полезною» наукою (медицину, экономию, законоучение и философию).
РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.
  • Кантемира особенно занимали проблемы нравственности. «Я в своем хотении волен и тем подобен Богу», — писал он. Следовательно, человек полностью ответствен за свои поступки.
  • Особой заслугой Антиоха Кантемира в развитии русской философии явилось первое на русском языке определение свободной от богословия философии и ее структуры.
  • Впервые ввел в русский язык такие слова, как «начало (элемент)», «средоточие», «система», «материя».

Антиох Дмитриевич Кантемир

(1708 – 1744 гг.) – русский поэт, дипломат.

РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ XI—XVIII вв.

Михаил Васильевич Ломоносов

(171 1-1765) – положил начало материалистической традиции; стремится примирить естественно-научное и теологическое

объяснение мира

Радищев Александр Николаевич (1749—1802) – первым

провозгласил идею человечности в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Результатом развития общественно-философской мысли конца XVII-XVIII веков можно считать обретение ею качественно новой формы – деизма. Поиски русской философской мысли связаны с осмыслением места человека

в системе природных связей и закономерностей.

ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ XIX в.

Философия в качестве самостоятельной, области знания сложилась в России в XIX в. Главная проблема — это вопрос о месте и роли России в мировом историческом процессе.

Пётр Яковлевич Чаадаев (1794—1856)

- русский философ и публицист

В 1829-1831 гг. создает своё главное

произведение - «Философические письма»:

  • Осуществление истории есть реализация Божественной воли.
  • Именно Запад избран Провидением для осуществления своих целей
  • Россия - страной отсталая, стоящая на обочине цивилизованного мира.
  • В более поздних статьях и письмах Чаадаев утверждал,
  • что Россия имеет свою историческую миссию

ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ XIX в.

Размышления о месте России в мире, о ее социальной идеале привел к возникновению противостоянию западников и славянофилов. Многие историки считают, что именно Чаадаев стоял у истоков западничества.

Западники (А. И. Герцен,

К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский и др.):

  • Связывали развитие России с усвоением достижений Западной Европы, т.к. это путь общечеловеческой цивилизации.

А.И. ГЕРЦЕН

К.Д. КАВЕЛИН

  • Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю
ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ XIX в.

Славянофилы ( А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, братья Аксаковы):

  • Отстаивали идею самобытности России, ее принципиального отличия от Западной Европы.
  • Любые попытки направить ее развитие в русло западной цивилизации расценивались как навязывание чуждых ценностей.
  • В основе российской жизни славянофилы утверждают знаменитую триаду - Православие, Самодержавие, Народность.

А.С. ХОМЯКОВ

И.В. КИРЕЕВСКИЙ

ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ XIX в.
  • Смыслом существования всего живого на Земле является стремление к соединению с Божественным логосом.
  • Смысл истории видится в выходе, греховного по своей природе, человечества к Богу.

В. С. Соловьев (1853—1900 гг.) – российский религиозный философ,

поэт, публицист, литературный критик.

  • Центральная идея творчества философа – поиск той интегративной силы, которая смогла бы соединить Запад и Восток, открыть позитивные возможности развитию человечества.
ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ XIX в.

Своеобразие русской философии проявилось в ее тесной связи с художественной культурой. Эта линия включает осмысление таких проблем, как отчуждение человека, его свобода и ответственность.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ

Оформились различные философские течения (многие из них уходили своими корнями в предшествующий период):

  • материалистическая марксистская философия –рассматривает движение и развитие материального мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин);
  • естественно-научная философия – рассматривала бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины, было доказано атомарное строение мира (И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев)
  • русский космизм —рассматривает космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое (Н.В. Бугаев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский).
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ

Первая четверть прошлого столетия стала периодом активной творческой деятельности целой плеяды отечественных религиозных философов. Среди них — Н.А. Бердяев (1874—1948 гг.), С.Н. Булгаков (1871—1944 гг.), П.А. Флоренский (1882—1937 гг.), Г.Г. Шпет (1879—1937 гг.).

Н.А. БЕРДЯЕВ С.Н. БУЛГАКОВ П.А. ФЛОРЕНСКИЙ Г.Г. ШПЕТ

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ

Евразийство – доктрина начала 20-х гг. XX в. утверждала: Россия есть Евразия, третий, срединный материк, это особый исторический и этнографический мир. Эпоха господства Запада должна смениться временем лидерства Евразии. Вождями евразийского движения были Н. С. Трубецкой (1890—1938) П. Н. Савицкий, (1895—1968), Г. Ф. Флоровский (1893—19791, П. П. Сувчинский (1892—1985).

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ

В советский период в социальной философии утвердился в достаточно догматическом виде марксистский формационный подход – наше общество, как и другие, движется по определенным ступеням общественного прогресса. Главное отличие нашего государства в том, что оно уже поднялось на более высокую ступень развития и прокладывает дорогу в будущее всему человечеству.

Н. БУХАРИН А. ЛОСЕВ Л. ГУМИЛЕВ Ю. ЛОТМАН А. БОГДАНОВ

ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПУТЬ РОССИИ: ПРОДОЛЖЕНИЕ СПОРОВ

Ликвидация на рубеже 80—90-х гг. XX в. марксистского идеологического монополизма привели к критике формационной модели общества и усилению внимания к цивилизационному подходу. Вновь возникли споры о цивилизационной принадлежности России.

РОССИЯ

ВОСТОК

ЗАПАД