Зло сквернословия
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Яковлевский политехнический техникум
г. Строитель Белгородской области
«ЗЛО СКВЕРНОСЛОВИЯ»
/ методическая разработка классного часа в группе №11 21.01.2015г./
Разработал
Бабынин Сергей Анатольевич,
преподаватель истории и обществознания
2015
Тема:
Зло сквернословия.
Цель:
Профилактика ненормативной лексики и девиантного поведения среди
обучающихся.
Задачи:
1. Способствовать формированию культуры общения, правовых знаний.
2. Способствовать всестороннему развитию личности, охватывающей ее
интеллектуальный и нравственный рост.
3. Способствовать формированию и развитию умений и навыков ценностно-
ориентировочной деятельности, дающей осмысление социальных и
общечеловеческих ценностей.
Тип мероприятия:
Тематическая беседа.
Эпиграф:
«Всякое слово гнилое да не исходит из уст ваших…»
/ Библия /
Материальное обеспечение:
ПК. Презентация.
План проведения:
1.Вступительное слово преподавателя.
2. История появления сквернословия.
3. Религия и сквернословие.
4. Сквернословие - зло.
5. Рефлексия.
1.Вступительное слово преподавателя. (слайд №2-3)
В наше время настоящим злом современного общества стала
ненормативная лексика, сквернословие, а проще говоря – мат.
Вот что говорит по этому поводу русский учёный, писатель и лексикограф,
составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»
Владимир Иванович Даль: «Сквернословие - от слова «скверна».
Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное,
отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота,
грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь;
непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Несмотря на распространённость нецензурных выражений во всех слоях
русского общества на всех этапах его истории, в России традиционно
существовало табу на использование обсценной лексики в печатном виде
(отсюда, очевидно, и идёт название «нецензурная брань»).
А что повествует по этому поводу история?
2. История появления сквернословия.
Первый обозреватель (слайд №4):
Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность.
Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных
нападок демонов, вступали с ними в контакт.
Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, либо пугали
его скверной бранью, демонстрацией своего непотребства.
Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость,
свою готовность единения с ним.
Таким образом, так называемый мат, является языком общения с демонами.
Неслучайно, в филологии это явление именуется инфернальной лексикой.
Инфернальная лексика – значит адская, из преисподней.
Второй обозреватель (слайд №5):
Заблуждением является и общепринятое мнение насчет того, что мат - это
исконно славянская традиция.
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только
не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым.
Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке.
Третий обозреватель (слайд №6):
А во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат
было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью наших
предков, но и политикой, проводимой государством.
По Соборному уложению 1649 года за использование непотребных слов
налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни.
Четвёртый обозреватель (слайд №7):
И первый российский император, Пётр Великий, которому было не чуждо
разгульное веселье, отрицательно относился к сквернословию.
При Петре I появилась книга «Юности Честное Зеркало», где писалось, что
приличное поведение людей может быть признано лишь с полным
воздержанием от бранной ругани.
Преподаватель;
Как мы видим на конкретных примерах, нет корней и традиций мата в
русском обществе. Даже наши далёкие предки понимали, что «мат – не наш
формат», и что ненормативная лексика «это вовсе не круто».
Так почему же это явление так живуче в обществе? Может религия, как
древнейшая форма культуры, поощряет нас к сквернословию? Посмотрим,
что говорят по этому поводу священные писания.
3. Религия и сквернословие.
Первый эксперт «христианство» (слайд №8):
Человек, который сквернословит, использует этот особый дар для
проявления своей внутренней нечистоты, изливает через него из себя грязь.
Этим он оскверняет в себе образ Божий. Поэтому святая Библия называет
сквернословие наряду с другими тяжкими грехами: «А теперь вы отложите
все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших». Святые
апостолы обличают грехи, которые люди совершают через слово: «язык -
огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между
членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи
сам воспаляем от геенны»; «Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство
Божье не наследуют»
Второй эксперт «ислам» (слайд №9):
И Мухаммад, да благословит его и приветствует Аллах, подчеркнул, что
Всевышний Аллах ненавидит произносящего непристойные слова:
«В День Воскресения на весах верующего не будет ничего тяжелее, чем
благонравие, ибо, поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные
и дурные слова».
Третий эксперт «буддизм» (слайд №10):
Следуя Закону Кармы, создается цепь причин и следствий: те люди, которые
часто и много сквернословят, подвергаются ругани со стороны других. Эта
причина обязательно воплощается, и если вы сквернословите, то обязательно
придет время, когда вы будете страдать от того, что ругают вас. В основе
сквернословия лежат такие скверные проявления души, как ненависть, гнев,
зависть. И если посмотреть на Закон Истины, который говорит о том, что все
является проявлением души, то, если сквернословишь, то превращаешь свой
мир, то есть мир вокруг себя, в мир, наполненный злобой, ненавистью,
завистью и подобными проявлениями души.
4. Сквернословие - зло. (слайд №11-12):
Преподаватель;
И, тем не менее, это зло есть, оно существует, но давайте послушаем, разве
это приятно?
Чтец:
В народе исконно нашем
Обычай такой пребывает:
Народ ругается матом,
Которого не убывает.
Напротив, слова эти скверные
Уже к языку прилипли,
И в кровь они въелись, наверное,
У тех, для кого мат — реликвия.
Речь русскую, непревзойдённую
Матом они испоганили,
Ругаясь бесстыдно, по-чёрному
Дома, на улице, в бане ли..
И грязный язык сквернословия
Из сердца людей изрыгает
Без всяких различий сословия,
Весь грех, что в душе пребывает...
Преподаватель;
Так может, это будет приятно видеть?
Давайте не будем уподобляться животным, а будем помнить, что:
«Слово – дело великое. Великое потому что, словом можно соединить
людей, словом можно и разъединить их. Словом можно служить любви,
словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись от такого слова,
которое разъединяет людей».
/Л.Н.Толстой/
Мы верим в красоту, добро и разум!
5. Рефлексия (анкетирование).
Анкета.
1. Почему дети и подростки употребляют ненормативную лексику:
1) им просто не хватает литературного словарного запаса, чтобы выразить мысль;
2) стремление к разнообразию;
3) подростки просто не хотят, чтобы их понимали взрослые или сверстники,
принадлежащие к другой компании.
2. В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи;
2) эмоциональной разрядки;
3) оскорбления, унижения адресата речи;
4) демонстрации агрессии;
5) демонстрации отсутствия страха;
6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов;
7) демонстрации принадлежности к "своим".
3. Как бороться со сквернословием?
1. невозможно;
2. не знаю;
3. реже употреблять мат самому;
4. воспитывать детей без мата и ругани;
5. ввести смертную казнь.
4. Сквернословие – какое оно?
1. очень плохое;
2. не хорошее;
3. приходится мириться;
4. все должно быть в меру.
5. Что нам даёт сквернословие?
1. ограничивает и унижает человека;
2. развращает души;
3. вредная привычка;
5. уже не можем обходиться без словесного мусора, без слов-связок.
6. Можно ли бороться со сквернословием?
1. бороться бесполезно;
2. воспитывать культуру;
3. ремнем с детства;
4. сложно ответить.
7. Оцените ситуацию, как поступать, когда один обижает другого нецензурной
бранью:
1. нужно ответить;
2. убить его;
3. позор и уничтожение своей репутации;
4. не ввязываться, уступить;
4. всё нормально.
Преподаватель _________________ Бабынин С.А.