Тематический информационный час "2 апреля - День единения народов Беларуси и России"

Тематический информационный час « 2 апреля —
День единения народов Беларуси и России»
Цели и задачи: познакомить учащихся с историей создания Сообщества России и
Беларуси, праздничными мероприятиями в честь Дня единения народов Беларуси и России,
развивать информационную культуру учащихся, воспитывать интерес к событиям, фактам
Оборудование: доска, газеты, раздаточный материал
Ход занятия
1. Организационный момент. Сообщение темы занятия
« 2 апреля — День единения народов Беларуси и России»
2. Сообщения учащихся
- История создания Союзного государства
- Поздравление Лукашенко с Днем единения народов Беларуси и России
- Почему россиянам и белорусам удалось дальше других продвинуться по пути интеграции?
- Истоки славянства
3. Рефлексия
Закончите фразы: Сегодня я узнал о... Больше всего мне запомнилось... Меня
особенно заинтересовало... Я задумалась о...
На этом наше занятие закончено. Надеюсь, вы узнали много нового.
1. 2 апреля — День единения народов Беларуси и России.
В этот день в 1996 году был подписан Договор «Об образовании Сообщества России и
Белоруссии».
Союзное государство, как записано в Договоре о его создании, это светское,
демократическое, социальное, правовое государство, в котором признано политическое и
идеологическое многообразие.
Союзное государство базируется на принципах суверенного равенства Республики Беларусь и
Российской Федерации, добровольного и добросовестного выполнения ими взаимных
обязательств. Основой его является разграничение предметов ведения и полномочий между
Союзным государством и государствами-участниками.
И Беларусь, и Россия, с учетом добровольно переданных Союзному государству полномочий,
сохраняют свои суверенитет, независимость, территориальную целостность, государственное
устройство, конституцию, государственный флаг, герб и другие атрибуты государственности.
В Союзном государстве признаются и равным образом защищаются все формы собственности,
признаваемые на территориях государств-участников, и обеспечиваются равные права граждан
на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом.
По случаю Дня единения народов Беларуси и России в Республике проводят следующие
праздничные мероприятия:
торжественные заседания, в которых принимают участие представители интеграционных
органов, законодательной и исполнительной власти, творческой и научной интеллигенции,
молодежи;
концерты, в которых выступают ведущие исполнители и коллективы из двух стран;
церемонии вручения премий Союзного государства в области литературы и искусства.
2. Поздравление Лукашенко с Днем единения народов Беларуси и России 31 Марта 2012
Президент
Дорогие белорусы и россияне!
В новейшей истории наших государств есть знаковый праздник - День единения. Он
символизирует нерушимую дружбу и братство народов Беларуси и России.
Сегодня нас роднят общая история, культура и самое главное - искреннее стремление к
объединению усилий и возможностей в целях устойчивого социально-экономического прогресса
двух стран.
Наши дела говорят лучше любых слов! Ярким доказательством эффективности Союзного
государства и преимуществ белорусско-российской модели сотрудничества стал рекордный рост
двусторонней торговли. Вместе мы успешно реализуем межгосударственные экономические
программы и масштабные наукоемкие проекты в энергетической и космической сферах.
Унификация национальных законодательств во многих областях, координация
внешнеполитической деятельности, общая оборонная и военно-техническая политика - все это
делает нас сильнее, позволяет смело и с обоснованным оптимизмом смотреть в будущее.
Основным достижением союзного строительства являются социальные гарантии для граждан
наших государств. Белорусы и россияне имеют равные возможности в получении образования
и медицинской помощи, в трудоустройстве и выборе места жительства.
Союз Беларуси и России стал настоящим флагманом интеграционных процессов
на постсоветском пространстве.
Уникальные наработки, созданные и приумноженные в рамках союзного строительства с
учетом передовых моделей межгосударственных отношений, мы результативно используем
в более широких интеграционных форматах, Беларусь и Россия целеустремленно идут по
пути взаимовыгодного сотрудничества. Немало задач еще предстоит решить, но выверенные
и согласованные действия откроют новые горизонты для стабильного развития
национальных экономик и повышения благосостояния граждан.
Дорогие друзья!
От всей души поздравляю вас с Днем единения народов Беларуси и России.
Крепкого вам здоровья, благополучия и уверенности в завтрашнем дне.
Пусть претворятся в жизнь самые смелые планы, а в нашем общем белорусско-российском доме
всегда царят мир, согласие и счастье.
Председатель Высшего Государственного Совета
Союзного государства, Президент Республики Беларусь
Александр Лукашенко.
3 . Почему россиянам и белорусам удалось дальше других продвинуться по пути
интеграции?29.03.2012
Анатолий ЛОКОТЬ, депутат Государственной Думы:
Во-первых, хочу всех нас поздравить с этим важным и радостным праздником праздником
исторической справедливости. Разъединение братских народов – процесс ис-кусственный, в то
время как сближение, аккумуляция ресурсов и возможностей это действие естественное. А
потому продуктивное, не вызывает сопротивления у людей, поддерживается большинством
народа и находит отклик в душах граждан.
В Союзном государстве все направлено на позитив: поиск возможностей, равных гарантий
социальных прав от Курил до Бреста, совместные проекты в самых прорывных инновационных
отраслях науки, экономики, сельского хозяйства.
Сергей КАНДЫБОВИЧ, руководитель Национально-культурной автономии «Белорусы
Москвы»:
Шестнадцать лет назад в этот день был подписан Договор об образовании Сообщества России
и Беларуси, положивший начало истории строительства Союзного государства – одного из
наиболее результативных интеграционных процессов на пространстве СНГ. И это
неудивительно, ведь и общих бед и радостей у нас много. Между Минском и Москвой нет
границ: чем активнее будут ездить друг к другу в гости простые люди, национальные творческие
коллективы, чем больше мы будем знать о жизни соседей, тем скорее Союзное государство
станет самой мощной экономической и моральной силой на просторах СНГ.
Светлана ШИЛОВА, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты
представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья,
физической культуре, делам семьи и молодежи:
Потому что нас объединяют теснейшие связи буквально на уровне каждой семьи. У меня,
например, как и у многих белорусов, в разных регионах России живет немало родственников. И
естественно, эти узы скрепляют и наши отношения на уровне государств. Прибавьте к этому
миллионы людей – жителей Беларуси и России, которые выросли в одной стране – Советском
Союзе.
Мы славяне и всегда были настроены на единение и мир, потому что вместе мы сильнее. При
этом у нас никогда не было межнациональных конфликтов. Белорусы всегда хотели жить в
мире и согласии с соседями и всегда были приверженцами семейных ценностей.
4. Истоки славян
Истоки славянства. Где их искать? Когда впервые возникли славяне как особый этнос? Этими
вопросами задавались многие исследователи славянства: историки, языковеды, этнографы,
археологи... Но еще и сейчас далеко не на все тайны истории удалось разрешить.
Чтобы приблизиться к их разрешению, нужно учесть данные всех источников, которые
сообщают о славянах.
Источники изучения этногенеза славян: (легенды и предания славянских народов; упоминания
о славянах в неславянских письменных источниках; данные языка)
Проблема происхождения и древнейшей истории славян представляет собой одну из самых
сложных проблем современного славяноведения. На ее решение направлены усилия
археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, историков. Только их совместные
изыскания могут привести к решению этой проблемы.
Источники сведений о славянской прародине. Говоря об этногенезе славян, мы должны
опираться на несколько источников.К ним следует отнести:
1) Легенды и предания самого народа, раннесредневековые летописи и хроники(былины,
сказки, «Повесть временных лет» и др.).
Славянские писатели средних веков в своих взглядах на происхождение славян исходили из
библейской легенды о вавилонской башне и расселении народов по разным частям мира.
Наиболее древнее и обстоятельное изложение средневековых представлений о происхождении
славян находится в русской летописи «Повесть временных лет».
Летописец знал из дошедших до него преданий, что само имя Русь имеет варяжское (скандинавское) происхождение, и «изначальная»
русь была призвана вместе с варяжскими князьями (Рюрик, Синеус, Трувор) в Новгород. Но язык, на котором говорили современные
летописцу русские люди, был славянским: «а словеньскыиязыкъ и руськыиодьно есть, отъварягъбопрозъвашАсАрусью, а
пьрвоебѣшАсловене» (ПВЛ). В древнейшие времена, говорит летописец, «сѣлисѫ тьсловене по Дунаеви, гдѣ есть нынѣугорьска земля и
прозывашА имена своими, гдѣсѣдъше на которомъмѣстѣ». Летописец знает и причину переселения славян из их дунайской прародины:
давление римлян (волохов): «СѣдАхѫ бо ту (на Дунае, в современной летописцу Венгрии и Болгарии) рѣжесловени, и волоховеприАшА
землю словеньску»[1]. Многие племена подунайских славян двинулись на запад и северо-восток. Часть поселилась по Днепру и Двине и
еще севернее, у озера Ильмень, и составила особую восточную ветвь славянства.
Н.М. Карамзин, ссылаясь на «Повесть временных лет», в «Истории государства Российского»
пишет:
«Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на
Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в
древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей государства польского. От сего
же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал
себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской
или Орловской. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии;
дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тиверцы по Днестру до самого
моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских
северяне, соседы полян, на берегах Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской
губернии;в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною Западною, дреговичи; в
Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а
на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера
Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали
Новгород».
Кроме перечисленных Нестором, а вслед за ним и Карамзиным племен, на Балканском
полуострове обитали славянские племена драгувитов, сагудатов, верзитов, северов и др. Кроме
славянских народов, по сказанию Нестора, в России в то время жили и многие неславянские
племена: меря - вокруг Ростова и на озере Клещине или Переяславском; мурома – на Оке (в
месте впадения ее в Волгу); черемиса, мещера, мордва – на юго-восток от мери; ливь – в
Ливонии, чудь – в Эстонии и на восток к Ладожскому озеру (ср. «чужой»);нарова – там, где
Нарва; ямь или емь – в Финляндии, весь – на Белоозере; пермь – в губернии Пермской; югра,
или нынешние березовские остяки, - на Оби и Сосьве; печора – на реке Печора.
Примерно так же рисовалось происхождение западных славян чешским и польским летописцам.
2) Свидетельства соседних народов, имевших письменность.
В IV в. до н.э. Геродот в книге «История греко-персидских войн» описал Скифию. Он
размещает ее на Крымском полуострове и в низовьях Днепра. Скифов он делит на несколько
родов: царских скифов и скифов – пахарей, живших в северномпричерноморье. Последнее
упоминание очень странно, потому что известно, что скифы занимались скотоводством, а не
земледелием. Предполагают, что это были народы, подчиненные скифам, вероятнее всего, -
славяне. Кроме того, в своей книге он упоминает об энетах и пишет, что энеты живут на
Адриатическом побережье и что это племена иллирийские. В позднейших источниках венеды
постоянно отличаются от иллирийцев.
Древнейшие исторические сведения о славянах, или венедах, относятся к I-II векам н. э. С
середины VI века наименование Sklabenoi, Sclaveni неоднократно встречается в текстах
Прокопия, Иордана и др. Ко второй половине VII века относится первое упоминание о славянах
(сакалиба) у арабских авторов (Абу Малик, аль-Ахталь).
Римские и александрийские писатели (Плиний «Естественная история», Тацит «Германия»,
Птолемей «Руководство по географии») называют самым значительным и многочисленным
народом между южным берегом Балтийского моря и Карпатами венедов. Около 150 г. до н.э. на
эту территорию пришли кельты, но венеды сохранили особенности своего народа. Полибий
пишет: «Нравами и украшениями они мало чем отличаются от кельтов, но языком пользуются
иным». Плиний (около 77 года н.э.) упоминает, что сарматы и венеды живут «вплоть до Вислы»,
а Птолемей (умер около 178 года н.э.) уверено говорит, что «Сарматию населяют величайшие
народы», в том числе «венеды по всему Венедскому заливу» (берег Балтийского моря) «место
жительства полабских и поморских славянских племен, кото-рые могли прийти сюда из
венедско-иллирийского центра – быть может, северной половины янтарного пути». Тацит в
самом конце I века заметил, что между сарматами и германцами есть полоса особых
народностей, не легко поддающихся классификации. Он пишет, что говорят эти народы на
«паннонском» языке, что на них, как на людей «чуждого происхождения», сарматы наложили
подати, их социальный строй соединяет противоположные черты. С одной стороны, они
«бродят, как разбойники, на всем пространстве горной и лесистой страны, отделяющей певинов
от финнов». С другой, - они все-таки «Имеют постоянные жилища, носят щиты, быстро ходят
пешком; все это противоположно сарматам, которые живут в повозках и ездят верхом на
лошадях». Таким образом, строки Тацита бросают яркий свет на встречу в верховьях Одера и
Вислы трех народностей: германцев, венедов и сарматов. До сих пор на территории современной
Германии, между Дрезденом и Берлином, живут славянские народы, говорящие на
нижнелужицком и верхнелужицком языках. Немцы называют их вендами, а сами себя они
именуют сербами. О тождестве венедов со славянами в этих местах около 600 года н.э. говорит
хронист Фредегар, соединяя в одно все три названия: «сурбы, племя из славян; славяне по
прозванию винады». Готский историк Иордан в VI веке возводит современных ему славян,
склавинов и антов, а также венетов к одному корню и дает, таким образом, «готовую» теорию
славянского этногенеза.
Под именем склавинов в греческих источниках славяне стали известны в VI веке н.э. в
Подунавье, на границе Византийской империи. Самонаименованиесклавин славянин – словак
является вариантом слова «человек». У византийских авторов это наименование прилагалось к
южным славянам. Самоназвание не только выделяет народ, но и противопоставляет его другим
народам. Традиционно филологи (В.В.Иванов, В.Н.Топоров) выделяют противопоставление:
«словене – немцы», т.е. «владеющие членораздельной речью, языком, словом – немые».
3) Археологические данные подтверждаются данными языка.
Особое место здесь имеет топонимика, и прежде всего это ойконимы (названия населенных
пунктов) и гидронимы (названия водоемов). Еще в первых веках нашей эры становятся известными
географические названия славянского характера: озеро Пельсо (слав. *pleso, плескать) ныне озеро
Балатон в современной Венгрии, Берзовия – римское поселение на реке Брзва в Банате, местность
Черна на реке Черне – северном Притоке Дуная и другие. Однако в разные эпохи на одной
территории население не было постоянным: одни народы сменяли другие,
а вместе с ними могли измениться и названия.
Кроме того, на взаимодействие славянских и неславянских племен указывают различного рода
заимствования. Так, исследования показывают, что до III века до н.э. прагерманские племена
жили между реками Одером и Вислой и соседствовали с племенами славянскими. От этой эпохи
в славянских языках сохранились такие германизмы, как лесть, кусити (попробовать, искусить),
худог (художник), чужой (teuty – тевтоны; самоназвание германских племен), купить, хлеб
(кислый хлеб). В VII – III веках до н.э. на юге славяне соседствовали с кельтами (территория
современной Чехии). Изначально предполагалось, что кельтизмами являлись такие слова, как
черен (название части печи), лютый, брага, слуга. Более поздние исследования показали, что из
всех этих слов кельтизмом является только лексема слуга, остальные являются общеславянскими
(черен, лютый) или тюркскими (брага) наименованиями.
О территории, которую заселяли славяне в древности, многое может сказать и
этимологическое исследование названий ландшафта, растений, диких и домашних животных,
птиц, рыб. Исследования показывают, что во всех славянских языках преобладают и являются
общеславянскими лексемы, связанные с лесной и лесо-степной зонами: озеро, болото, пруд, бор,
лес, дубрава… береза, осина, дуб, ясень, орех… медведь, лиса, волк, рысь, олень… гусь, лебедь,
утка, ворон, сом, окунь, линь, язь, щука и др. Лексемы, связанные с обозначением моря, гор,
степи, употребляющиеся в современных славянских языках, являются в основном
заимствованиями.
Так, например, лексема бук – заимствование III века до н.э. из германского языка. Территория
распространения этого растения в наши дни весьма обширна от реки Немана до города Одессы.
Однако, как показывают исследования ботаников, две тысячи лет назад восточная граница
распространения этого растения была другой: она проходила по реке Эльбе. Из этого следует, что
славянские племена вряд ли пересекали эту реку.
Во всех славянских языках есть слово липа, которое обозначает одно и то же растение. Вероятнее
всего, это слово существовало уже в праславянском языке, а праславяне жили там, где растет
липа.
Итак, данные языкознания связывают территорию расселения древних славян с областью
Центральной и Восточной Европы, простиравшейся от р. Эльбы и р. Одер на запад, в бассейн р.
Вислы, в ВерхнееПоднестровье и до Среднего Поднепровья на восток. На севере соседями славян
были германцы и балты, которые составляли вместе с ними северную группу индоевропейских
племѐн. На востоке соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), на юге -
фракийцы и иллирийцы, на западе – кельты. Однако вопрос о древнейшей «родине» славян
остаѐтся дискуссионным.