Исследовательский проект «Глаза - зеркало души» 10 класс

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 84»
Исследовательский проект
«Глаза — зеркало души»
Выполнили: учащиеся 10 класса СЭП
Литвиненко Мария
Венивитина Светлана
Руководители:
Полушина Ольга Аркадьевна, учитель биологии
Колесникова Лариса Васильевна, учитель МХК
Северск
2015
«Глаза зеркало души. Вернее сравнивать их с окнами, которыми
вливаются в душу впечатления яркого, сверкающего цветного мира…».
В.Г. Короленко
«Загляните человеку в зрачки; он не сможет спрятаться».
Конфуций
«Ваш взор станет ясным лишь тогда, когда вы сможете заглянуть в свою
собственную душу».
Карл Юнг
Актуальность проекта
Глаза зеркало души. Кто не слышал этого выражения? Наверно, таких
найдется мало. Но все ли задумываются над смыслом этих слов? Давайте
подумаем вместе.
Глаза один из самых важных органов человека. Потерять зрение это
все равно, что потерять полжизни. Искусственные руки помогают
искалеченному человеку в работе, протезы вместо ног дают возможность
передвигаться. Но, когда человек ослепнет, искусственные стеклянные глаза
зрение ему не заменят. Примерно 80% информации из окружающего мира мы
воспринимаем через этот удивительный орган, весом всего 7–8 грамм,
диаметром 2,5 см, который в биологии называется зрительный анализатор или
орган зрения – глаз.
Еще в древности античный философ Гераклит Эфесский утверждал:
«Глаза более точные свидетели, чем уши». У нас есть подобная поговорка:
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Поэт И. Бродский заметил
как-то, что глаз - наиболее самостоятельный из наших органов. Причина в том,
что объекты его внимания неизбежно размещены вовне. Кроме как в зеркале,
глаз себя никогда не видит. Он закрывается последним, когда тело засыпает.
Он остается открыт, когда тело разбито параличом или мертво. Глаз продолжает
следить за реальностью при любых обстоятельствах, даже когда в этом нет
нужды.
Глаза - это самая выразительная и «говорящая» часть лица. Глаза и сами
могут многое рассказать нам о своем хозяине. Ведь когда мы общаемся мы,
прежде всего, смотрим в глаза собеседника. Глаза выражают какие-либо
человеческие эмоции: положительные или отрицательные, настроение, они
могут многое рассказать о нашем характере, о том, что мы переживаем.
На протяжении всей своей истории человек пытливо всматривался в
окружающий мир и старался запечатлеть вечно меняющуюся реальность в
произведениях изобразительного искусства. От неизвестных первобытных
художников до гениев эпохи Ренессанса, от мастеров фресок древних
цивилизаций до авангардистов ХХ века каждый из них искал различные
способы самовыражения с помощью кисти и холста.
Менялись времена, менялись строгие каноны, но всегда художники
старались выразить свое мировоззрение, свои чувства, вложить частичку своей
души в картину.
Наши предки утверждали, что глаза - это зеркало души. Именно в глазах
выражается наша внутренняя энергия, жизнеспособность, индивидуальность,
ум. Глаза, несомненно, являются одной из основных деталей при написании
портрета героя в литературе и живописи.
Актуальность проекта. Таким образом, человек больше всего
информации получает именно через глаза. Глаза, а точнее взгляд, является
своеобразным языком, который может нам многое сказать без слов.
Как считают психологи, наши глаза говорят не меньше, чем наши языки.
Они чрезвычайно выразительно передают эмоции. Исследователи утверждают,
что Лев Толстой описал 85 оттенков выражения глаз. Удивительно, на что
способна сила человеческого взгляда, его тайна и магия. Он может любить
ненавидеть, оскорбить и обидеть. Взгляд, не говоря ничего, говорит всё. Когда
человек не в силах дать словесную характеристики своих чувств, за него всё
могут сделать молчаливые, но говорящие глаза. Именно им открывается
прекрасное, что есть в мире.
Они поистине являются зеркалом человеческой души. В них можно
прочесть страх и бесстрашие, боль, надежду и веру, человеческий характер.
Мир человеческих глаз таит в себе тишину, полную чувств. Человек наделен
ими не только для того, чтобы созерцать окружающий его мир и людей, но и
для того чтобы донести до мира человеческую душу. Если обратиться к
живописи, то портрет человека является отражением его внутреннего мира и
помогает нам узнать больше об этом человеке, а также о времени, в котором он
жил. Рассматривая любой портрет, мы словно вступаем в диалог с эпохой
С самого раннего детства мы знаем, как важно хорошее зрение. «Не
читайте лежа испортите зрение», «При попадании мыла в глаза обильно
промойте их водой», «Делайте гимнастику для глаз» со всех сторон мы
слышим множество самых разных советов на тему сохранения зрения и
профилактики заболеваний глаз.
Однако уже в школе у многих учащихся зрение начинает «падать».
Пожалуй, ни один школьный класс не может похвастаться стопроцентным
зрением у всех учащихся. С чем же это связано и знают ли ответ на этот вопрос
сами школьники? Как предотвратить появление близорукости в раннем
возрасте?
Следовательно, глаза являются бесценным даром природы, который
помогает нам видеть мир, его красоту раскрывают перед нами произведения
искусства. Но мы не всегда бережно относимся к этому великому дару и в
этом заключается главное противоречие затронутой проблемы.
Проблемные вопросы:
1. Как правильно распорядиться этим даром?
2. Как отражается это свойство человека видеть окружающий мир в
произведениях искусства?
3. Какое значение имеет взгляд человека для выражения его внутреннего
мира и души?
Гипотеза:
Цель проекта: раскрыть секреты этого удивительного устройства природы
глаз человека, изученного учеными, воспетого поэтами, композиторами,
художниками.
Задачи:
1. Изучить особенности зрения у человека и других представителей живого
мира.
2. Выяснить влияние цвета глаз на характер человека.
3. Рассмотреть применение зрительных иллюзий в различных видах
искусства.
4. Выявить приемы и методы мастеров искусства для передачи пространства
картины.
5. Показать средства выразительности, которые используют художники для
создания образа.
6. Познакомиться с творчеством художников, использующих в своем
творчестве оптические иллюзии.
7. Раскрыть значение глаз не только как органа зрения, но и как органа
чувств, выражающего душевное состояние человека его внутренний мир
в портретной живописи.
8. Изучить и проанализировать информацию по теме исследования.
9. Выяснить, какие факторы могут влиять на снижение зрения и какие
существуют способы им противостоять.
10. Изготовить буклеты с правилами для профилактики ухудшения зрения.
Проектный продукт:
1. Презентация к проекту
2. Создание буклетов «Рекомендации при работе на компьютере».
3. Рекомендации при просмотре телевизора.
4. Составить список овощей и фруктов, употребление которых
способствует укреплению зрения.
5. Проведение мастер-класса по макияжу с учащимися 10 класса.
6. Представление работы на конкурсах и конференциях различного уровня.
II. Исследовательская часть
2.1. Зрение — великий дар природы
Здоровые глаза это настоящий клад для человека. Об этом люди знали с
древних времен и поговорку «Око за око, зуб за зуб» - они воспринимали
дословно. Ослепить человека считалось суровым наказанием, и судьи в средние
века часто пользовались этим.
В одной из своих книг писатель Тихон Семушкин, много лет живший на
Чукотке, далеко за Полярным кругом, пишет, что чукчи летом носили очки
иначе они могли бы ослепнуть: яркое солнце, сверкающий снег и лед слишком
много света для глазных палочек и колбочек. Очки чукчи делали сами.
Собственно говоря, это были не настоящие очки, а дощечки, в которых
прорезались узкие длинные щелочки против зрачков, и в глаза проникала лишь
часть световых лучей. Но чукчи и в этих деревянных очках без промаха
стреляли тюленей и полярных лис.
Давайте заглянем вглубь истории, чтобы выяснить, почему природа
наградила нас разным цветом глаз. Оказывается, в результате археологических
исследований было установлено, что коренное население Земли было
кареглазым. Все изменилось после того, как однажды Земля натолкнулась на
комету и изменила свою орбиту, а вместе с ней и климат.
С наступлением ледникового периода встал вопрос о выживании
человечества. Природной энергии кареглазых людей стало не хватать для того,
чтобы обеспечить жизнь и рост численности человечества. В таких
экстремальных условиях на помощь живым организмам пришла мутация. В
результате мутации появилась новая порода энергичных людей. Они легко
становились инициаторами новых дел, брали на себя ответственность за судьбы
других людей. У них были фантастические глаза холодных цветов: серые,
голубые, синие. Избыточная энергия сероглазых людей уравновесила
недостаточную энергию людей с карими глазами и обеспечила людям не только
выживание в новых климатических условиях, но и численный рост.
В радужной оболочке глаза находится пигмент, который и придает ему
определенный цвет: рыжеватый, карий или черный. А почему не голубой или
зеленый? В радужке голубых, серых и зеленых глаз пигмента очень мало. Если
посмотреть издалека на холмы и леса, они представляются нам не темно-
зелеными, черными или коричневыми, а светлыми или светло-голубыми в
зависимости от того, сколько в воздухе находится водяных паров.
Когда мы смотрим на темный цвет через прозрачную среду, он кажется
нам светлым, голубоватым. Приблизительно так же обстоит дело и с голубыми
глазами. В радужной оболочке мало пигмента, она почти прозрачна. Через нее
мы смотрим вглубь глазного яблока, почти на сетчатку, и она кажется нам
голубой или серой. Радужная оболочка глаза окрашенная диафрагма, которая
в первые годы жизни человека может менять цвет. Как отпечатки пальцев, так и
рисунок радужной оболочки у каждого человека индивидуален.
Различие в цвете глаз у древних наводило на мысль, что индивидуальная
окраска радужки несет в себе какой-то скрытый смысл. Аристотель считал, что
цвет глаз связан с характером человека. По мнению Аристотеля, у грустных
меланхоликов глаза серые, у миролюбивых флегматиков голубые, у взрывных
холериков – карие или зеленые.
Прошли тысячелетия. В результате совместных браков между людьми с
серыми и карими глазами появились люди, у которых глаза были других
оттенков: зеленые, серо-карие, серо-зеленые, зелено-карие и даже серо-зелено-
карие. Постепенно люди забыли о ледниковом периоде - человечество
приспособилось к новым условиям существования. Но, тем не менее, если
внимательно присмотреться к современным обладателям как серых, так и карих
глаз, то можно с легкостью заметить различие в поведении этих двух типов
людей: первые стремятся действовать, вторые - получать. То есть первые
стремятся освободиться от избыточной энергии, вторые, напротив, стремятся
погашать недостаток собственной за счет сил других людей.
У каждого человека глаза неповторимы по своей окраске, причем цвет
глаз - это наследуемый признак. Но как он влияет на характер человека?
В физиогномике существуют определенные характеристики личности
человека, в зависимости от цвета глаз. Также существуют предсказания
совместимости людей по цвету глаз.
Зеленые глаза. Люди со столь редким цветом глаз отличаются верностью тем,
кого выбрали. Это люди действия. Зеленые глаза присущи человеку-рыцарю.
Друзья ценят их за надежность и доброту, враги ненавидят за
принципиальность и твердость. Они не стремятся к лидерству, довольствуясь
ролью незаменимого, но высоко уважаемого человека. Это настойчивые и
трудолюбивые люди, требовательные к себе и окружающим.
Голубые и серые глаза присущи человеку-творцу, который нередко имеет
авторитет над другими и достигает успеха упорным неординарным путем. Они
принадлежат людям волевым, целеустремленным и лишенным излишней
нежности, мягкотелости. Голубоглазые неуклонно идут к своей цели. Их не
разжалобишь слезами, просьбами, даже страданиями. Обладатели таких глаз
никогда не сомневаются в себе, настойчивы и импульсивны, уверенно идут к
намеченной цели и успеха добиваются почти всегда. Серые глаза - глаза
любознательных людей. Это глаза везучих. Им везет как в любви, так и в
карьере, работе.
Кареглазые люди умеют нравиться другим, внешне привлекательны и всегда со
вкусом одеты. Имеют хорошую память и очень рассудительны.
Доброжелательны в отношениях с партнером, но часто бывают капризны.
Свелокарие-карие глаза говорят о прагматичности их хозяина. Темно-карие очи
свойственны людям чувственным, темпераментным, вспыльчивым и очень
эмоциональным. Правда, они и отходят быстро, первые идут на примирение и
сами легко забывают обиды.
Черные глаза - признак страстности и любвеобилия. Их трудно удержать от
того, что они сами себе вбили в голову.
Психологами рассматриваются такие признаки как: степень открытости глаза,
направление взгляда и движения взгляда. Рассмотрим, что же означает
направление взгляда человека при разговоре.
Прямой взгляд, обращенный к собеседнику, означает интерес, человеческое
признание, внимание, доверие, готовность к прямому взаимодействию без
запасных вариантов.
Взгляд направлен в неопределенную даль задумчивость, раздумья,
интересы и мысли сконцентрированы на далеком содержании.
Взгляд, направленный в бесконечность сквозь глаза собеседника, означает
смесь ослепления и раздражения. Такой взгляд небезопасен, за ним может
последовать агрессивная реакция. Вызывающее незамечание партнера, сквозь
которого смотрят, как сквозь воздух, говорит о подчеркнутом неуважении.
Взгляд, направленный мимо собеседника, на фиксированную точку в
пространстве, впечатление от разговора с самим собой, нехватка связей с
окружающими людьми, направленность на себя.
Сведение глаз или центрированный взгляд, означает направленность на
конкретную ситуацию. Смотрящий так человек практичен, наблюдателен,
обладает конкретным мышлением.
Взгляд сбоку, углами глаз, дает возможность наблюдать за собеседником, в то
время как лицо в определенной степени отвернуто от него. Такой взгляд
означает отсутствие полной отдачи, недоверие, скепсис, тайное наблюдение. В
зависимости от ситуации может означать:
При широко раскрытых глазах – скрытый страх;
При нормально открытых глазах критическая оценка, тайное
любопытство, скрываемая готовность действовать;
При суженном взгляде недоверие, недовольство, нехорошие намерения,
настороженность;
Взгляд искоса через плечо – демонстративное пренебрежение, презрение;
При поднятой брови и горизонтальных складках на лбу резкое
отклонение авторитетов из-за неуверенности или самомнения.
Взгляд снизу (при склоненной голове):
При согнутой спине, означает подчиненность, услужливость и
покорность;
При напряжении и складках на лбу расчетливая самоотдача после
скрытого наблюдения, это сознательно принятая поза человеком;
При сильном напряжении разного рода может означать от враждебной
сдержанности до агрессивной готовности действовать.
Взгляд сверху вниз, при откинутой голове говорит о чувстве превосходства
собеседника, гордости, высокомерии.
«Небесный взгляд», глаза смотрят вверх при нормальной посадке головы:
Если лицо расслаблено, означает глубокое размышление, восхищение,
очарованность;
Если лицо напряженно, может означать попытку изобразить религиозные
или высокие размышления, то есть создать видимость благости и
использовать свой образ для достижения эгоистических целей. Часто
такой взгляд используется политиками и функционерами религиозных
организаций.
Уклоняющийся взгляд говорит о неуверенности, скромности, робости или
чувстве вины. Часто встречается при первом знакомстве. Также во время
разговора человек может опустить глаза при нежелании зрительного контакта с
собеседником.
2.2. Механизм работы глаза
Механизм работы глаза сходен с механизмом работы фотоаппарата. В
фотоаппарат в зависимости от величины диафрагмы попадает большее или
меньшее количество света. Роль диафрагмы в глазу выполняет зрачок (темное
пятно в центре радужки). Лучи света в фотоаппарате проходят через линзу
объектива, а в глазу через своеобразную линзу хрусталик, расположенного
позади зрачка. В фотоаппарате эти лучи света, затем сходятся на фотопленке и
фиксируют на ней перевернутое изображение. В глазу световые лучи
улавливаются сетчаткой (на задней стороне глаза), снабженной 132 миллионами
рецепторных клеток - 125 миллионов палочек и 7 миллионов колбочек.
Наш глаз может производить фокусировку, чтобы видеть близкие и
отдаленные предметы. Человек с нормальным зрением способен четко видеть
предметы на расстоянии 60 м. Глаз может различать предметы на расстоянии
менее 5 м. Минимальный предел четкого видения у молодого человека 15 см, но
на более близком расстоянии предметы становятся расплывчатыми. Однако этот
предел меняется с возрастом: 7 см в 10 лет, 15 см в 20 лет, 25 см в 40 лет,
40 см в 50 лет. Увеличение предела с возрастом объясняется дальнозоркостью.
В благоприятных для зрения условиях, при хорошем освещении, глаза могут
точно различать 10 миллионов оттенков.
Когда свет попадает на сетчатку, то содержащееся в палочках особое
вещество родопсин превращается в другое вещество, т.е. происходит
химическая реакция. Это химическое превращение возбуждает зрительный
нерв, который в свою очередь передает раздражение в мозг. По своему составу
родопсин очень близок витамину А (каротину).
2.3. Взгляд как средство общения
Глаза это один из самых основных органов чувств. Глазами мы видим
мир. Внутренним взором мы его чувствуем. Так произошли выражения: «искры
из глаз» и «испепеляющий взгляд». Это настолько красноречиво, что и слов
дополнительных не требует. Достаточно многозначительно посмотреть на
человека, и он всё поймет.
В физиогномике выделяют определенные характеристики человека,
которые зависят от его взгляда. При этом, в частности, обращается внимание на
степень того, насколько открыты глаза, направление взгляда, а также движение
глаз. Вообще основы для подлинного общения могут быть заложены только при
личной встрече. При этом с разными людьми мы обычно испытываем разные
чувства. С кем-то мы чувствуем себя комфортно, а с кем-то наоборот чувствуем
себя неловко. Причем это восприятие во многом связано с тем, как на нас
смотрит собеседник, как долго он задерживает на нас взгляд.
«Чужая душа - потемки», - гласит народная мудрость. Так ли это на самом
деле? Состояние души отражается, как в зеркале, в наших глазах. В них
отражаются все душевные переживания: испуг, досада, радость, горе, злость и
далее. Таким образом, можно сказать, глаза умеют говорить. Часто можно
слышать высказывания: «все понятно без слов», «прочитать по глазам»,
«понять по глазам». Но говорят они не звуками, не словами, а своим
выражением. Часто мы говорим: «потухший взгляд», «колючий взгляд»,
«пристальный взгляд», «блеск в глазах».
Глаза реагируют на изменения состояния души, если на душе плохо –
глаза плачут, если весело искрятся. Силой взгляда мы способны передать свои
мысли, во взгляде отражается ум, внимание и ясность мысли. По взгляду можно
понять, что происходит в данный момент с человеком. Не только недовольство
или гнев можно передать взглядом, всем известны и другие выражения, такие
как «лучистый взгляд» и «улыбаться глазами». Такого человека невозможно не
заметить в толпе. Он располагает к себе, вызывает доверие. Потому как
обладатель «искристых глаз» неизменно счастлив и добр.
Здесь можно вспомнить выражение «грусть в глазах», как отражение
грусти в душе. Никакая натянутая улыбка и мнимое веселье не сможет скрыть
этот факт. Тот, кто встречался со «стеклянным взглядом», не сможет забыть его
никогда. Человек-зомби, сознание которого отключено. Ведь душа его закрыта
для общения. В состоянии измененного сознания наши глаза словно
покрываются пеленой, и «затуманенный взгляд» теряет свою зоркость,
проникновенность и чувствительность.
Тем, кто увлекается конным спортом, знакомы «шоры» на глазах
лошадей. Их одевают, чтобы скакун не отвлекался на постороннее движение.
Порой, чтобы отвлечь народ от экономических или финансовых проблем, нам
«одевают» такие «шоры на глаза» в виде различных скандальных или
шокирующих историй.
III. Свойства глаза в искусстве
Магическая символика глаза. Значение глаза в религии народов мира
В мифологии глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих
оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе. Платон
называет глаз главным солнечным инструментом. С одной стороны, это
мистический глаз, свет, озарение, знание, ум, бдительность, защита,
стабильность и целеустремленность, но с другой - ограничение видимого.
Десять тысяч небесных глаз - это звезды, глаза ночи, олицетворяющие
всеведение, неусыпную бдительность. Применительно к ритуальной
архитектуре глаз - это направленное к небесам отверстие в своде храма, собора,
постройки или любого другого традиционно созданного центра мира,
представляющее собой солярную дверь, открывающую доступ к небесным
мирам.
Глаз в центре треугольника - всевидящее око Господа, символ всеведения
и вездесущия.
На Западе правый глаз означает Солнце, день и будущее, левый глаз -
Луну, ночь и прошлое.
На Востоке ситуация обратная. Символизм глаза может принимать на
себя перо фазана.
В шумеро-семитской мифологии глаз олицетворяет Владыку
Священного Глаза Эа или Энки, где он символизирует мудрость, всезнание,
бодрствование.
У финикийцев Кронос имел два открытых и два закрытых глаза, что
означает постоянное бодрствование.
У буддистов глаз символизирует свет и мудрость. Третий глаз Будды,
пылающая жемчужина, - это духовное сознание и трансцендентная мудрость. У
индусов третий глаз Шивы (жемчужина в середине лба) представляет собой
духовное сознание, трансцендентную мудрость. Глаз Варуны - это солнце.
В кельтском эпосе злой глаз, символизирующий злые намерения и
зависть, противопоставляется доброму сердцу, благородству и состраданию.
В китайской и японской символике левый глаз - Солнце, правый
Луна.
В христианстве глаз символизирует всевидящего Бога, всеведение, силу,
свет. В христианстве «Всевидящее око» является неканоническим, хотя и
устойчивым образом христианской иконографии. Этот символ называют также
«Недреманным оком Господним». Представляет собою изображение глаза в
треугольнике, от которого исходят лучи. Глаз в треугольнике олицетворяет
Главу Божью; а в треугольнике, окруженном сияющим кругом, - ее бесконечную
святость.
Встречается и в неканонических изображениях т.н. «Новозаветной
Троицы» в качестве отдельного элемента, так как треугольник, обрамляющий
глаз, истолковывается в христианстве как символ Троицы.
У египтян глаз имеет чрезвычайно сложный символизм - Глаз Гора,
Атшет, всевидящий. Предполагалось, что это Полярная звезда и символ
озарения, глаз разума. Глаз и бровь Гора означают силу и мощь. Два крылатых
глаза - это Север и Юг как два раздела небес, Солнце и Луна, небесное
пространство. Правый глаз - это Солнце, Ра и Озирис, левый - это Луна и Изида.
Глаз Pa - это также Урей. Глаз Гора мог быть связан с луной и ее фазами и, в то
же время, символизировать приношения богам в храмах.
В Древней Греции глаз символизирует Аполлона, наблюдателя небес,
Солнце, которое также является глазом Зевса (Юпитера).
В иранской мифологии Добрый Пастырь Йима обладает солнечным
глазом и секретом бессмертия.
В исламе глаз сердца является духовным центром, местом абсолютного
интеллекта и просветления.
У японцев правый глаз Иза-наги породил бога Луны.
Око Ра и Око Гора
Одним из символов, который буквально пронизывает всю мифологию и
историю Египта, и имеет отношение ко многим богам и фараонам является
Уаджет в двух своих главных ипостасях Око Ра и Око Гора.
Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяло могущество и власть, огонь и
свет, бдительность и быстроту реакции и было способно сжечь любого
противника. Оно обычно изображалось в виде Урея-кобры, довольно часто
крылатого, иногда с солнечным диском. Солнечное Око отождествлялось с
Уаджет - одной из немногих богинь, чья змеевидная природа не вызывает
сомнений. Урей являлся символом королевского величия, силы жизни и смерти,
способности править и уничтожать врагов Ра. Он был неотъемлемой частью
головного убора фараонов в виде налобной вертикальной змеи, носимой на
диадеме, а со Среднего царства - на короне.
Око или Глаз Гора, называемое еще Атшет или Всевидящее, а также Око
исцеления, олицетворяло сокровенную мудрость и зрение души (ясновидение),
выполняло функцию защиты и символизировало исцеление и воскресение
после смерти. Согласно одной легенде, когда Сет убил Осириса, Гор воскресил
отца, дав ему проглотить свое Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а
Тот срастил их и оживил Око. Как гласит «Книга мертвых»: «Глаз Гора
награждает вечной жизнью; и он защищает меня, даже когда он закрыт».
Око Гора изображалось в виде глаза с бровью и спиралью под ним,
которая некоторыми исследователями трактуется как символ энергии и вечного
движения. Отводящие зло амулеты в виде Глаза Гора носили многие египтяне
от фараонов до простых людей. Их клали в погребальные пелены мумии - и
умерший, отождествляемый с Осирисом, якобы воскресал в Загробном Царстве.
Согласно одним исследователям, Око Гора отождествлялось как с левым
соколиным глазом Гора - Луной, которая «воскресает» на небе каждый месяц,
так и с правым его глазом - Солнцем, которое, «умерев» вечером на западе,
утром неизменно возрождается на востоке. Согласно другим, оно
соответствовало только левому глазу Гора Луне, в то время как правое Око Ра
представляло собой Солнце. В этом случае их изображения были одинаковыми
(в виде глаза). Существует также мнение, что Глаз Гора (один или два) это Око
Ра дно или два), переданное своему сыну Исидой. Причем оно каким-то
образом связывалось с тайным именем Ра, выведанным у него богиней.
Согласно одной легенде, Исида шептала по этому поводу Гору следующие
слова: «Сейчас отдаст он [Ра] мне очи свои».
Кроме того, древнеегипетский символ это на самом деле математическая
формула. Но это не просто красивый стилистический символ. У него более
глубокий смысл: египтяне использовали его, чтобы выразить дробные
числа. Каждый мазок означает дробные части целого. Внутренний уголок глаза
означает - 1/2 , радужка - 1/4 , бровь - 1/8, внешний уголок глаза - 1/16, а
украшения под глазом 1/32 и 1/64 соответственно. Сложив различными
способами, египтяне измеряли объем зерновых и записывали рецепты.
Весь глаз Гора со всеми частями имеет значение единицы. На самом деле
весь глаз Гора представляет собой 63/64, что округляется до единицы. Многие
эксперты, изучающие Древний Египет, считают, что это символ того, что
знание никогда не может быть полным, а одну часть знаний невозможно
описать или измерить.
Око Провидения у масонов
Всевидящее око (око Провидения), представляющее собой
символическое изображение Божьего глаза, вписанного в треугольник, часто
встречается в масонских текстах и ритуалах. Оно символизирует духовное
знание и напоминает членам ложи, что Великий строитель Вселенной
постоянно судит и дела и слова. Всевидящее око было широко распространено
в XVII-XVII вв., когда масонство активно развивалось и многие общепринятые
символы нашли тогда применение в масонских церемониях.
Важнейший символ масонского храма всевидящее око или Лучезарная
Дельта. Лучезарная Дельта обычно располагается в восточной части храма, а по
обеим сторонам ее находятся Солнце (ближе к югу) и Луна (ближе к северу).
Лучезарная Дельта - треугольник, с помещенным внутрь него оком знаком
просвещенности или принципа сознания. Лучезарная Дельта напоминает нам о
том, что у каждого масона есть его собственная масонская звезда, которая
светит ему в трудах и направляет в поисках. Лучезарная Дельта - главный
масонский символ первого градуса, степени ученика.
3.1. Причины возникновения иллюзий. Объемность изображения
Видеть объемно - это значит видеть глубину местности, ощущать
расстояние между предметами и их относительную величину. Объемность
изображения возникает потому, что мы видим двумя глазами. Угол полного
обзора у человека составляет 125 градусов. В мозгу оба изображения,
полученные под разным углом зрения, складываются, сливаются в одно, но не
плоское, а объемное. В результате навыка человек научился распознавать, что
близко, а что далеко. У маленького ребенка такого навыка нет, поэтому, лежа в
кроватке, он пытается схватить солнышко, сверкающее за окном. Ему кажется,
что оно совсем близко, стоит только протянуть руку.
Если завязать один глаз и поехать по ровному шоссе на велосипеде, то
можно очень скоро убедиться, что одним глазом расстояние не определишь.
Приходится крепко держаться за руль, чтобы не наскочить на дерево.
Между видеокассетой и глазом, как ни странно, есть некоторое сходство.
Видеокассета может спеть, показать, рассказать что-либо интересное, но для
этого нужен магнитофон.
Глаз это своего рода кассета. Он укажет нам весенние цветы и краски
осени, с его помощью мы можем читать и смотреть футбол. Но для этого нужен
еще и мозг. Глаз без мозга – это все равно, что кассета без магнитофона.
Об известном голландском художнике Брейгеле рассказывали, что он
смотрел на ландшафт необычным способом. Брейгель якобы поворачивался к
нему спиной, расставлял ноги, сильно наклонялся и смотрел на то, что хотел
рисовать, снизу вверх. Когда спрашивали у него, почему он так делает, он,
смеясь, отвечал: «Если я хочу видеть краски такими, какие они есть, я должен
смотреть на них, перевернувшись!». Попробуйте сделать то же самое и увидите,
что изображение будет казаться более красочным. А в чем секрет такого
видения?
Всем знакомо загадочное свойство некоторых портретов словно следить
глазами за зрителем. Этот эффект прекрасно описан в повести Гоголя
«Портрет», у Оскара Уайльда в «Портрете Дориана Грея». Про это явление
известный ученый-физик Я. И. Перельман говорил так: «Все объясняется тем,
что зрачок на этих портретах помещен в середине глаз». На самом деле не
портрет следит за нами, а нам в портрете самым интересным кажутся глаза и
взгляд модели и мы все время к ним возвращается.
В картине «Сикстинская мадонна» великого Рафаэля Санти изображена
мадонна, идущая к людям. Попирая облака босыми ступнями, прижимая к
груди сына, взирает на людей Мадонна. Мадонна предчувствует его судьбу, и
поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-
чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная красота.
Где бы мы ни были, нас находит пристальный взгляд Марии, и мы как
будто слышим вопрос: «Не ты ли один из тех людей, которые сделают меня
несчастной?». И наша душа замирает от этого материнского взора.
Наша способность при определенных условиях видеть не то, что есть в
действительности, является счастливым обстоятельством, существенно
обогащающим изобразительные средства искусства.
С давних пор люди пытались изобразить объёмные тела на плоскости так,
чтобы их сразу можно было отличить от плоских, чтобы чувствовалась
«глубина пространства». Для этого была разработана научная теория
перспективы, позволяющая «обмануть» зрение. Собственно говоря, само слово
«иллюзия» происходит от латинского illusere – «обманывать».
Появление такого рода картин стало возможным только после
изобретения перспективы, светотеней и масляных красок. Рецепты
их приготовления встречаются ещё в книгах XIII века. Но лишь в начале
XV века голландский художник Ян ван Эйк настолько улучшил технологию
приготовления красок, что его нередко называют изобретателем техники
живописи маслом. Он первым по-новому применил её, накладывая тонкие
прозрачные слои красок один поверх другого, достигая исключительной
глубины и богатства цвета, а также тонкости светотеневых и цветовых
переходов. После Яна вана Эйка художники получили возможность добиваться
такого изображения, которое нетрудно было спутать с оригиналом.
Основными причинами возникновения оптических иллюзий ученые
называют следующие:
1. Естественные нарушения восприятия, когда идущий от предмета свет
наши глаза воспринимают ошибочно, передавая в дальнейшем ложную
информацию мозгу.
2. Нарушения происходят уже во время передачи по нервным путям к мозгу.
3. Мозг неправильно интерпретирует сигналы, которые приходят от глаз.
3.2. Загадки перспективы
Законы перспективы основаны на особенностях нашего зрения. Если
посмотреть, когда мы находимся на открытом пространстве, как устремлены
вдаль линии шоссе, железной дороги, то можно убедиться, что эти линии
действительно выглядят сходящимися в точку на линии горизонта. На самом
деле, конечно, дороги не сужаются, но так уж устроен наш глаз, что видит
удаляющиеся линии форм сужающимися, а предметы, например, столбы вдоль
дорог, — уменьшающимися по мере удаления к горизонту.
Художники и математики Возрождения открыли законы и разработали
теорию линейной перспективы. Для живописи это было откровением,
позволившим превратить плоскость холста или фрески как бы в открытое на
мир, на реальное глубокое пространство, окно. В перспективе находили
возможность выразить новыми средствами отношение художников к тому, что
они изображали, и передать ощущение беспредельности пространства,
любование материальной весомостью, объемностью, пластичностью форм.
Впервые над изображением более отдаленных предметов задумался
Леонардо да Винчи (1452-1519) великий итальянский художник и ученый.
Свои исследования он изложил в «Трактате о живописи», где описал правила
построения перспективы, которыми пользуются все художники. Композиция его
картин учитывает все эти правила:
1. Контуры отдаленных предметов размытые.
2. Цвета менее насыщенные.
3. Все линии сходятся в одной точке, называемой точкой «схода».
4. Линии параллельные горизонту не изменяют своего горизонтального
положения.
Вопросы линейной перспективы не могли не занимать пытливого ума
титана эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452-1519). В 1495 году по
просьбе Лодовико Сфорца Леонардо да Винчи приступает к созданию «Тайной
вечери» для монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. В истории
искусства очень мало таких сложных по решению композиционных проблем,
как проблема размещения тринадцати человек за прямым столом. У Леонардо
эта проблема блистательно разрешена.
Он писал на стене трапезной монастыря, где монахи принимали пищу.
Напротив фрески, на возвышении, стоял стол настоятеля. Между ним и
живописью по всей длине помещения располагались столы монахов.
Впечатление от работы, когда она была завершена, было потрясающим:
происходило смешение реальности и иллюзии, комната становилась как-будто
продолжением живописи, и возникало ощущение, что Христос находится в этом
же зале, что и монахи.
Сейчас становится ясным, что в то время был открыт только простейший
вариант из бесчисленного множества математически одинаково строго
обоснованных систем перспективы. Это было сделано впервые и было
результатом работы художников, открывших новые горизонты в искусстве.
3.3. «Следящий взгляд» в портретной живописи.
Свойства глаза в создании оптической иллюзии
До изобретения фотографии состоятельные люди увековечивали себя на
портретах. В чем специфика восприятия жанра портрета? Главное в портрете
лицо, в частности глаза и губы. Именно лицо раскрывает духовный мир
человека. Но часто, при взгляде на старинный портрет возникает ощущение,
что образ на картине не только смотрит прямо на нас, но и следит за нами
глазами, обращая их в ту сторону, куда мы переходим.
Существует множество портретов, написанных как старыми мастерами,
так и современными художниками, неотрывно следящих за зрителями. На
чувствительных людей эти картины производят сильное впечатление, и
неудивительно.
Эта любопытная особенность таких портретов издавна подмечена и
всегда казалась многим загадочной. У Н. В. Гоголя в «Портрете» прекрасно
описан подобный случай: «Глаза вперились в него и, казалось, не хотели ни на
что другое глядеть, как только на него... Портрет глядит мимо всего, что ни есть
вокруг, прямо в него, — глядит просто к нему вовнутрь...».
В 1879 году в Петербурге проходила выставка немецких художников.
Один из них, Габриель фон Макс, представил картину «Платок Святой
Вероники» с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста
с лицом Христа в центре. Необычность картины состояла в том, что зрители
могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того
времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как
некоторые дамы падали в обморок, восклицая: «Смотрит! Смотрит!».
Разумеется, загадочная картина привлекла внимание столичных
художников, которые пытались разгадать секрет, а художник Иван Крамской
написал о ней статью для журнала «Новое время», где раскрыл прием,
с помощью которого немецкий автор добивался нужного эффекта.
Такие картины прозвали «следящими», часть из них обрастали мифами и
историей, какие-то считались проклятыми. И они действительно завораживают,
о чем, кстати говоря, прекрасно знают производители рекламы, в том числе и
социальной. Один из самых популярных примеров «следящей» картины,
советский плакат Мора «Ты записался добровольцем?» или И. Тоидзе «Родина-
мать зовет!».
Мистический взгляд таких портретов интересовал и писателей, вспомните
«Портрет» Гоголя, или «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Хотя иллюзия
эта одна из самых простых, и повторить ее, если не в живописи, то в
фотографии, под силу каждому. Разумеется, эта иллюзия, также как и в
случае следящих животных, обусловлена свойством мозга видеть и
воспринимать предметы так, как ему привычно.
Вот объяснение из книги Я. И. Перельмана «Занимательные задачи и
опыты»:
Если мы видим на картине дуло орудия нарисованным так, что оно
направлено прямо к нам, то, отодвигаясь в сторону, мы, конечно, увидим
его в прежнем положении; для плоского изображения это вполне
естественно, иначе и быть не может; но для настоящей пушки это
возможно лишь тогда, когда она поворачивается в нашу сторону. А так
как, глядя на картину, мы представляем себе не ее, а изображенные на ней
реальные предметы, то нам и кажется, что предмет изменил свое
положение.
То же относится и к портретам. Если лицо изображено обращенным
прямо к нам с устремленными на нас глазами, а мы, отойдя в сторону,
вновь взглянем на него, то увидим, что положение лица относительно нас
не изменилось; другими словами, мы замечаем, что голова словно
повернула лицо в нашу сторону.
Такое объяснение кажется правильным. Но иллюзия часто возникает и
тогда, когда лицо человека изображено не полностью в анфас, а частично
развернуто, как это изображено в портрете М. Лопухиной кисти В.Л.
Боровиковского.
Существует легенда, связанная с этим портретом. Мария Лопухина
умерла в возрасте 22 лет от чахотки, спустя несколько лет после написания
портрета. Говорили, будто бы ее душа осталась жить в портрете.
Как же получается, что портрет продолжает «следить», даже если лицо
развернуто? Противоречия здесь нет. То, что было сказано про лицо, относится
и к его части - к глазам. То есть, если голова человека слегка развернута, а глаза
смотрят прямо, то, отойдя в сторону, вы будете так же видеть прямо
направленный взгляд.
Правда, иллюзия в этом случае будет несколько однобокой. Если вы
отойдете в ту сторону, куда повернулся изображенный, скорее всего, смотреть
на вас он перестанет. В таком положении очевиден плоскостный характер
изображения.
Перельман объяснял, что портрет «следит» в том случае, если зрачок
помещен в середину глаза. Тем не менее, практика показывает, что это не
обязательное условие. Оно справедливо для светлых глаз, где зрачок будет
очень контрастным, и направление взгляда легко прочитать. Если же глаза
темные (или на них падает тень), достаточно ощущения, что человек смотрит на
вас. Воображение зрителя само дорисует и взгляд, и его направление.
Есть картины, где художник вообще не прописывал глаза, а они, тем не
менее, «следят». Есть несколько моментов, позволяющих усилить иллюзию:
1. Первое и обязательное условие для создания следящего изображения:
модель должна смотреть прямо на художника. Впечатление усиливается в
случае, если лицо развернуто анфас.
2. Размер имеет значение. Предлагаю эксперимент: откройте в паспорте
страничку с фотографией и приложите к стене на уровне глаз. Не следит?
Кто бы мог заподозрить такое за собственным паспортом? На самом деле,
чем меньше изображение, тем меньше внимания мы на него обращаем.
Лучше, если портрет будет в натуральную величину, и чем лицо больше,
тем больше оно притягивает взгляд.
3. Эмоции. Безразличное выражение лица тоже остается незамеченным. Чем
ярче эмоции, тем привлекательней портрет. Особенно трудно отвести
взгляд от портретов, выражающих негативные эмоции: страх или гнев.
3.4. Портретная живопись. Глаза как отражение внутреннего мира
Притча о художнике
Жил на свете художник, который имел дар видеть и запечатлевать
прекрасное. Его умение видеть красоту удивляло людей! Они этого не замечали,
пока не превращал художник то, что видел, в совершенную картину!
Происходило чудо: незаметная прежде красота становилась явной для каждого,
кто смотрел на картину художника!
Однажды он взялся за портрет неприметной девушки, которую прежде
никто не считал красивой. И сама она тоже стеснялась себя и всегда смущенно
прятала глаза. «Столь некрасива, худа, а ты ее рисовать задумал!», говорили
художнику люди. Но художник никого не слушал и рисовал.
И тонкость, и грация, и нежный овал лица, и глубина чуть-чуть смущенных глаз
вдруг ожили на полотне, создавая прекрасный образ. Даже девушка не верила
своим глазам: «Не может быть, что это я». «Я только зеркало! – ответил с
улыбкой художник. - Я только показал красоту твоей души!».
3.4.1. Портрет эпохи Возрождения
Изобразительное искусство воплотило ренессансные представления об
идеале, мечту о прекрасном, гармоническом человеке. Для художников
Возрождения, влюбленных в человека и земной мир, главным принципом
изображения стало подражание природе. Картина понималась как «окно в мир».
Преклонение перед красотой соединялось с изучением природы. Интерес к
изображению человека был продиктован всем ходом развития нового искусства
и, конечно же, взглядами гуманистов на природу человека. Желание заглянуть в
душу, открыть во внешних чертах индивидуальность, мимолетное настроение и
характер – вот в чем цель ренессансного портрета.
Впервые портрет становится самостоятельным жанром живописи. Его
достижения тем значительнее, что он не имел образцов для подражания в
античности, как это было в архитектуре и скульптуре. Профильный, а позднее
трехчетвертной портрет раннего Возрождения полностью является
изобретением эпохи. И это естественно: портрет напрямую в изображении
конкретных реальных людей воплощал высокие представления эпохи о
человеческой личности. Поэтому портрет стал первым жанром, который
утвердился в итальянском искусстве того времени.
Изображение человека занимает собой почти всю поверхность. Во всех
портретах кватроченто человек изображен на фоне пейзажа, а точнее на фоне
мира. Открывшийся за ним мир бесконечен и прекрасен, но человек словно
заслоняет его собой, превосходит. Такая структура портрета выражает
представление о высоком месте человека во Вселенной, характерное для
ренессансного мировоззрения. Образ человека в портрете Возрождения
царствует безраздельно, он доминирует в пространстве картины.
Главной проблемой любого портрета является достижение внешнего
сходства. Портрет Возрождения адресован современникам, модель должна быть
узнаваема всеми, поэтому художник стремился сделать портрет похожим. Но к
этому художники пришли не сразу. Итальянский портрет шел по пути эволюции
от создания образа идеального, обобщенного и героизированной личности к все
большей внешней индивидуализации облика и постижению «движений души» в
творчестве титанов Возрождения.
Данной задаче более всего соответствовали портреты двух типов. Первый
тип групповой портрет, изображающие какое-либо событие; другой портрет,
являющийся зеркалом души одного человека, отражающий его настроение и
характер. Кроме того, портретной живописи Возрождения принадлежит еще
одно достижение появление автопортрета художника. Это связано с
изменением взглядов на художественной творчество.
В центре нашего внимания будет находиться индивидуальный портрет
как выражение гуманистической концепции своего времени. Из живописных
работ Леонардо одна из знаменитейших в мире - портрет Моны Лизы, жены
купца дель Джокондо. О портрете написаны сотни страниц. Почти
полтысячелетия Она смотрит каждому в глаза и сдержано улыбается. Величие
Моны Лизы достигается уже самым сопоставлением ее сильно выдвинутой к
краю холста фигуры с видимым, словно издали ландшафтом, заманчивым,
неуловимым, будто фантастическим.
Неуловимо и выражение лица Джоконды - в нем ум, проникновенность и
тонкость. Ее глаза следят за зрителем, таинственная обольстительная улыбка
может быть истолкована по-разному. В портрете подчеркнуто чувства
собственной значимости, высокого права на самостоятельную духовную жизнь.
Леонардо да Винчи был гением, который открыл новые горизонты в
искусстве. Любое из оставленных им произведений - это этап в развитии
культуры, а некоторые его научные открытия и прозрения представляют
интерес и сегодня.
Величайший живописец Северного Возрождения Ян ван Эйк (ок.1390-
1441) открывает плеяду блистательных талантов в искусстве Нидерландов XV
столетия. Он явился зачинателем искусства Возрождения, знаменовавшего
отказ от средневекового аскетического мышления, обращение художников к
реальности, открытие ими в природе и человеке истинных ценностей и
красоты.
«Портрет четы Арнольфини» (1434, Лондон, Национальная галерея),
написанный по случаю обручения богатого итальянского купца, друга ван Эйка,
Джованни Арнольфини и его избранницы Джованны Ченани, является первым
парным портретом в европейском искусстве.
В скромной комнате изображены молодые мужчина и женщина. Прежде
всего внимание зрителя привлекают их соединенные руки. Они служат центром
композиции и настраивают зрителя на торжественный лад мы присутствуем
на церемонии помолвки, которая совершается по обряду тех времен без
священника и в присутствии двух свидетелей, фигуры которых мы видим
отраженными в зеркале.
В этом мире царят согласие и ясность, и художник запечатлевает
счастливое событие своей искусной кистью. Торжествен и углублен в
благочестивые размышления жених. Его глаза словно излучают свет это свет
правды и преданности. Именно поэтому хрупкая невеста так доверчиво
вложила свою руку в ладонь будущего супруга. Безмятежно ее просветленное
лицо, она вся в предощущении счастливого грядущего. Ее взор, так же как и
взгляд Арнольфини, обращен в себя - и в этом уютном покое плывет тишина.
Замечательно, что ван Эйк не написал молодоженов смотрящими друг на
друга, не замкнул композицию в пределах их рук и лиц, а позволил глазу
зрителя без устали скользить по кругу, переходя от соединенных рук к правой
руке Джованни, поднятой для торжественной клятвы. Скользнув по ней взором,
глаз на мгновение останавливается на массивной люстре, выписанной с
ювелирной тщательностью, а затем вновь успокаивается на светозарном лице
Джованны. Так замыкается первый круг композиции.
Далее вертикаль мехового обрамления на одежде невесты уводит глаз по
складкам ее платья, как по ступеням, к нижнему краю картины. Теперь мы
наконец заметили и собачку и туфли, стоящие в правом углу, затем абрикосы на
скамье и подоконнике, рассмотрели узор витражного окна и опять поднялись к
люстре, с тем чтобы, ощупав глазом край композиции и завершив, таким
образом, второй круг, вновь вернуться к центру картины.
3.4.2. Женский портрет в русском искусстве XVIII века
Женские глаза всегда привлекали особое внимание не только поэтов, но и
художников. В портрете А.П. Струйской Ф.С. Рокотов сумел отражить
тончайшие движения души. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые,
немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета
послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения
Николая Заболоцкого. Спустя два столетия поэт, восхищенный этим женским
образом, написал стихотворение «Портрет» об удивительном умении художника
уловить тонкость и сложность человеческой души:
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза как - два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Современники восхищались этой женщиной, цельностью ее натуры. Под
обаянием ее личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов. Тайно
влюбленный в нее, он в 1772 г. написал ее портрет. Художника привлекали не
ярко выраженные черты характера, а поэтичность, одухотворенность
внутренней жизни женщины, затаенность чувств. Все это он постарался
передать в портрете. Загадочный взгляд, легкая улыбка, грациозный наклон
головы выражают сложность ее духовного мира. Рокотовский портрет А.П.
Струйской стал одним из самых запоминающихся женских образов в русском
искусстве.
Есть в русской живописи еще один женский портрет, который окутан
дымкой таинственности и красоты кисти Д. Боровиковского «Портрет М.
Лопухиной»). Поэт Я. Полонский был очарован образом молодой женщины и
воспел ее в своих стихах:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…
Но красоту ее Боровиковский спас.
3.4.3. Пути развития портретного жанра во второй половине XIX века
Вторую половину XIX столетия с полным правом можно считать
своеобразной «эпохой Возрождения» русской портретной живописи, уже
познавшей свое великое прошлое в XVIII столетии, неслучайно называемым
«веком портрета». В начале XIX века жили и творили выдающиеся
портретисты-романтики: О. А. Кипренский, В. А Тропинин, К. П. Брюллов.
Вторая половина XIX века эпоха реализма. К 70-м годам складывается
зрелая концепция передвижнического портрета. Стремясь выполнить главную
задачу достичь сходства изображения с моделью, но также и раскрыть в
индивидуальном человеке социальное, передвижники находили новые
изобразительные средства.
Представление о психологической сложности человека развивались и
обогащались; поэтому передвижники обращаются к интенсивной внутренней
жизни модели и показывают человека в минуты сосредоточенности. На
лицах - множество оттенков душевного состояния: усталость и раздумья,
скепсис и активное выражение своих взглядов и мыслей. В гамме чувств
художники хотели воплотить утверждение моральной ценности человека и
самое главное его гражданскую позицию. Живописцы раскрывают глубину и
силу характера, волю и ум героя.
Лучшим произведением Перова-портретиста стал портрет Ф.М.
Достоевского (1872, ГТГ). Писатель сидит перед зрителем, сжав руки на
коленях и опустив глаза. Его поза отражает некую отрешенность от зрителя, от
художника, от мира. Перед нами человек, который хорошо знает болезни
общества, но не находит способов их излечения. Его волнуют судьбы
униженных и оскорбленных, обреченных на нищету и страдания.
Глаза смотрят за пределы рамы, сложенные руки еще больше замыкают
зрительный образ, акцентируя лицо. Руки и лицо два наиболее существенных
момента в картине. Само лицо необычайно выразительно. В нем выделены
характерные черты Достоевского: высокий лоб мыслителя, составляющий чуть
ли не половину головы, ломаный контур скул, смотрящие исподлобья глаза.
Зритель видит огромный интеллект великого писателя, человека страдающего и
ищущего. Само лицо - бескровное, мертвенно-бледное, со скорбным
выражением губ, раскрывает целую повесть жизни Достоевского. Перов создал
образ интеллигента 60-70-х годов, ищущего, страдающего под бременем
проклятых вопросов, разрешение которых ждет вся нация. Писатель на его
портрете представлен как общественная совесть, моральная сила времени.
Иван Николаевич Крамской был одним из основоположников создания
русской портретной живописи Х1Х века. В числе первых необходимо назвать
исполненные им в 1873 году два портрета Л. Н. Толстого. Важно подчеркнуть,
что это самые ранние изображения Толстого в русском искусстве, положившие
начало целой серии живописных, графических, скульптурных портретов
гениального писателя. Главное в этом портрете - глаза, выражающие
напряженную работу мыслей великого писателя. Л. Н. Толстой с портрета И. Н.
Крамского смотрит на нас непреклонно и строго, даже холодно, не позволяя
себе хоть на мгновение забыть о своей задаче наблюдения и анализа жизненных
явлений. Он становится ученым, а предмет его исследования «человеческая
душа».
3.4.4. Образы духовного
Икона - слово греческого происхождения, которое дословно обозначает
«образ». Икона не портрет и не картина. Портрет передает реальные
конкретные черты и психологию человека. Картина в красках изображает
красоту и богатство материального, земного мира. Икона же возводит чувства
верующего к Богу. Она призвана передавать не человеческие идеи, а само
божественное откровение. Этическим идеалом иконы становится победа духа
над плотью, а его носителями - изможденные лики святых, противостоящие
низменным страстям.
В византийском искусстве образы святых служили символами самой
высокой одухотворенности. Принцип образа-символа помогал выразить
разнообразную гамму чувств: горе и радость, страдание и ликование, умиление
и светлую надежду. Путем созерцания божественных образов человек
возвышается к Богу.
Икона образ вечности, поэтому в ней все иное, чем в нашем мире, иное
пространство и время. Логика мира земного не распространяется на икону,
пространственные алогизмы и обратная перспектива подчеркивают это. В иконе
выразительность полагалась иная, чем в картине, так как к выражаемой идее
художник мог лишь приблизиться, а не точно запечатлеть ее в каком-либо
единичном образе или явлении. Главным для художника было передать идею,
поэтому весь образный строй иконы подчинялся определенным правилам.
В иконе важен элемент предстояния, индивидуальной встречи человека со
святыми. Взоры святого всегда направлены на предстоящего перед ним. Это
образ беседы, молчаливого диалога, обмена духовным опытом, мысленного
наставления и укрепления в вере, в правильности выбранного пути,
личностного восхождения к Богу.
Древнерусские изографы трудились в тишине монастырских келий, перед
началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного,
чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней
сосредоточенности. Иконописец духовным взором проникал в невидимое, делая
его зримым на своих досках. Несказанная красота и чудеса, сотворенные
иконой, прославляли имя мастера.
Место иконы - в храме. Внутреннее пространство храма открывалось
взору вошедшего постепенно. Его движение было направлено с запада на
восток к алтарю - самому священному месту в храме. Икона словно продолжает
пространство храма. Все детали в ней, предметы и архитектурные сооружения
расширяются, расходятся в разные стороны и нигде не соединяются в одной
точке. Изображение как бы постепенно развертывается и потому приобретает
повествовательность. Поэтому предметы изображены не только фронтально, но
и с боковыми сторонами, соответственно движению взгляда зрителя вдоль
поверхности иконы или фрески. Передача объемности и пространства в иконе
художников не интересовали. В таком случае изображение было бы наделено
чертами зримой конкретности. Здесь на помощь художнику пришла обратная
перспектива.
Художник изображал фигуры или предметы не так, как он их видел, а
согласно тому, что он знал о них, изображал с разных точек зрения, например,
одновременно сбоку и сверху. При этом использовал точки, наиболее выгодные
для них, такими, какими их могли бы видеть персонажи иконы, а не зрители,
находящиеся вне иконы. Благодаря такому приему икона являла собой
замкнутый, только ей присущий мир, этим самым олицетворяла мир горний.
На взгляд современного человека эти соотношения вступают в
противоречие с правилами линейной перспективы, и с точки зрения последней
выглядят как грубые нарушения и безграмотность в рисунке. При более
внимательном рассмотрении икон нетрудно заметить, что и тела, ограниченные
кривыми поверхностями, переданы в ракурсах, которые не соответствуют
правилам перспективного изображения. Более того, в иконах на предметах
бывают нередко показаны такие части и поверхности, которые не могут быть
видны одновременно.
В связи с появлением таких дополнительных плоскостей, линии
параллельные и не лежащие в плоскости иконы или ей параллельной, которые
перспективно должны быть изображены сходящимися к линии горизонта, на
иконе бывают изображены, напротив, расходящимися. Одним словом, эти
нарушения перспективного единства настолько явны и очевидны, что на них
укажет даже непосвященный зритель. Таким образом, можно сказать, что они
являются преднамеренным приемом в иконописи и используются мастерами
вполне сознательно.
Лик (лицо) в иконе самое главное. Особое значение в личном имеют
глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Известное выражение
«глаза зеркало души» как нельзя лучше подходит к иконе. Спаситель в
Нагорной проповеди говорит так: «Светильник тела есть око; итак, если око
твое будет чисто, то и все тело твое будет светло» (Лк. 11,34). Именно через
глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость
изображенного. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на
икону, а она на вас. Так как глаза зеркало души, поэтому глаза на иконах
такие большие и проникновенные. Вспомним выразительные глаза
домонгольских икон (например, «Спас Нерукотворный» Новгород, XII в.). На
иконе Рублева «Спас Звенигородский» поражает глубокий и проникновенный
взгляд Спасителя. У Феофана Грека некоторые святые изображались с
закрытыми глазами или вовсе с пустыми глазницами таким способом
художник пытался передать мысль, что их взгляд направлен не на внешний мир,
а внутрь, на созерцание божественной истины и внутреннюю молитву.
IV. Береги зрение смолоду
4.1. Гимнастика для глаз
Усваивайте новые зрительные привычки: не сосредотачивайте взгляд на
одной точке более чем 30 секунд. Моргание прерывает пристальное смотрение
в одну точку, способствует расслаблению глаз. При этом поверхность глазного
яблока равномерно увлажняется и очищается при помощи слезной жидкости;
благодаря слезам взгляд становится более ясным. Сглаживается попытка глаз
разглядеть объект, который плохо виден, предотвращается перенапряжение глаз.
Глаза восстанавливают свою функцию. Моргание должно быть легким,
плавным и свободным.
Гимнастика для глаз для снятия и предупреждения зрительного
утомления:
1. Перемещение взгляда вверх-вниз, вправо-влево. Голова неподвижна.
Дыхание глубокое. Повторить 3 - 6 раз. Поморгать
2. Вращение глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки 3 - 6 раз.
Сделать пальминг.
3. Снять очки. Делая глубокий вдох, посмотреть на кончик носа. Выдыхая
посмотреть на предмет, расположенный вдали. Закрыть глаза на 5 сек.
Повторить 3 - 6 раз.
4. Упражнения на фокусировку, несколько раз переведите взгляд с близко
расположенного предмета на дальний предмет.
Выпрямить спину и улыбнуться. Затем внутри искусственно вызвать
положительные эмоции. А теперь можно начинать выполнять упражнения.
Только не забывайте моргать!
1. Голову держите прямо, не запрокидывайте. Взгляд направлен вверх
потолок), а мысленно продолжаем движение глаз под череп на макушку,
как будто вы туда посмотрели.
2. А теперь глаза вниз, а внимание в область щитовидной железы, как будто
вы заглянули туда, где наше горло.
3. Посмотрели влево: глаза смотрят на стену, а внимание ушло за левое ухо.
4. Посмотрели вправо: глаза смотрят на другую стену, а внимание ушло за
правое ухо.
5. «Бабочка». Непременное условие выполнения упражнения: голова
неподвижна, работаем только глазами. Рисунок должен получаться
максимально возможного размера в пределах лица, но мышцы глазных
яблок не перенапрягайте, следите за состоянием. Взгляд переводим в
такой последовательности: в нижний левый угол, в верхний правый угол,
в нижний правый угол, в верхний левый угол.
6. А теперь, наоборот: в нижний правый угол, в верхний левый угол, в
нижний левый угол, в верхний правый угол. А сейчас расслабьте глаза,
поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно так, как машет
крылышками бабочка.
Гимнастика для глаз позволяет:
- снять напряжение с глазных мышц;
- повысить работоспособность глаз;
- восстанавливать работоспособность головного мозга;
- концентрировать внимание.
Условия выполнения гимнастики для глаз:
1. Перед выполнением упражнений всегда снимайте очки.
2. Сидите прямо, свободно, не напрягаясь.
3. Шея должна составлять с позвоночником прямую линию.
4. Расслабьте плечи и опустите их.
5. Равномерное глубокое дыхание.
6. Сосредотачивайте все свое внимание на глазах.
7. Темп упражнений средний.
Оптико-двигательные упражнения для снятия общего утомления и
восстановления зрительных функций:
РАСКАЧИВАНИЕ, 2-3 минуты.
Снимите очки, встаньте прямо, ноги на шири не плеч. Руки и плечи расслабьте
и опустите вниз. Голову держите прямо, не напрягая мышцы шеи и затылка.
Переносите вес тела то на одну, то на другую ногу. Плавно и ритмично
раскачивайтесь из стороны в сторону подобно маятнику. Открытые глаза следят
за перемещающимися при ваших движениях предметами. При выполнении
упражнения чаще моргайте и позевывайте. Дыхание глубокое и свободное.
ПОВОРОТЫ, 2-3 минуты.
Снимите очки. Исходное положение такое, как при раскачивании. Отводя слегка
приподнятые руки как можно дальше назад, одновременно поворачивайте то в
одну, то в другую сторону туловище, плечи и голову. Сделав поворот, не опуская
головы, посмотрите назад. При этом повышается подвижность и гибкость
позвоночника. Когда туловище поворачивается вправо, правая нога полностью
прижата к полу, а пятка левой ноги слегка отрывается от пола. При повороте
влево - наоборот. Дышите глубоко, чаще моргайте и позевывайте.
При этих упражнениях:
- регулируется дыхание;
- повышается гибкость позвоночника;
- снимается напряжение с мышц шеи и плечевого пояса;
- вырабатывается правильная осанка;
- снимается мышечное и психологическое напряжение.
ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ
1. Легкое поколачивание подушечками пальцев по коже лица, век.
2. Закрыть глаза, поглаживающие движения от середины лба к вискам.
3. Поглаживание ото лба к затылку круговыми движениями.
4. Надавливание и массаж точек у корня носа внутреннего угла глаза)
кончиками большого и указательного пальцев.
5. ольшими пальцами надавливать в точках у наружных углов глаз, начала и
середины бровей.
6. Массаж затылочного бугра кончиками указательного, среднего и
безымянного пальцев обеих рук, затем надавливать большими пальцами
рук на ямку на затылке.
Длительность работы с компьютером при нормальном зрении:
5 кл - 15 мин
6 - 7 кл - 20 мин
8 - 9 кл - 25 мин
10 - 11 кл - 30 мин на первом уроке,
20 мин на втором уроке
для слабовидящих:
5 - 7 кл - 10 мин
8 - 10 кл - 15 мин
11 кл - 20 мин на первом уроке,
15 мин на втором уроке
Условия работы на компьютере
1. Рекомендуемое расстояние от глаз до экрана дисплея 60 - 7- см, для
слабовидящих - минимально 50 см.
2. Уровень глаз должен приходиться на центр экрана или 2/3 его высоты.
3. Экран, тетрадь, текст должны располагаться в одной плоскости.
4. Использование средств коррекции чки, контактные линзы) и размер
шрифта по назначению врача-офтальмолога.
5. Допуск слабовидящих школьников к работе с компьютером с разрешения
врача-офтальмолога.
6. При остроте зрения на лучший глаз с коррекцией 0,06 и ниже разрешается
работать только с брайлевским дисплеем.
7. Наличие очков для зрительной работы на расстоянии 50 см.
8. Гимнастика для глаз после работы с компьютером.
9. Физкультпауза в середине и в конце урока.
10. Рекомендуется в процессе работы на компьютере моргать, зевать и
потягиваться для снятия общего утомления.
11. Поза ребенка во время работы за компьютером: корпус выпрямлен,
сохранены естественные изгибы позвоночника и угол наклона таза.
Голова слегка наклонена вперед (5-7 градусов). Для снятия статического
напряжения с плечевого пояса и рук, предплечья должны опираться на
поверхность стола перед клавиатурой. Исключить сильные наклоны
туловища, повороты головы и крайние положения суставов конечностей.
Угол, образуемый предплечьем и плечом, а также голенью и бедром,
должен быть не менее 90 градусов.
4.2. Овощи и фрукты, полезные для глаз
10 полезных для глаз продуктов:
Морковь: Витамин А и бетакаротин.Недостаток витамина А может привести к
ночной слепоте.
Шпинат: Шпинат защищиает глаза от болезней. В шпинате есть лютеином. Он
защищает глаза от катаракты.
Фрукты - киви, апельсины, черника полны витамина С. Он выводит из
организма свободные радикалы.
Соя: это жирные кислоты, фитоэстрогены, витамин Е и натуральные
противовоспалительные вещества, полезные для глаз. Соевые продукты, такие
как соевое молоко, соевые бобы, соевый йогурт прекрасно воздействуют на
зрение. Оливковое масло и зерно также хороши для глаз из-за нахождения в них
большого количества витамина Е.
Чеснок: Чеснок прекрасная пища для восстановления четкого взгляда. Он
содержит серу, положительно воздействующую на глаза
Абрикосы: В абрикосах много витамина А, защищающего глазки от негатива
свободных радикалов. Они также содержат каротеноиды, улучшающие зрение.
Яйца: В них содержится сера, лютеин, цистеин, амино-кислоты. Они также
защищиают глаза от катаракты.
Лосось и сардины: В них много омега 3 жирных кислот, положительно
воздействующих на зрение.
Брокколи: Брокколи не только улучшает зрение, но также и предотвращает
глаза от катаракты. Брокколи содержит лютеин и зеаксантин. Они очень хороши
для глазных хрусталиков. Кроме того, эти каротиноиды защищают глазные
клетки от свободных радикалов.
Черный шоколад: Он содержит флаваноиды, которые защищают кровеносные
сосуды глаз. В результате этого, роговая оболочка остаются сильной. Однако
заметьте, такой эффект дает только чистый темный шоколад без примесей.
V. Заключение
Нам было интересно исследовать представленные материалы, а их было
все больше и больше. Работая над проектом, мы узнали много нового. Мы
постарались ответить на вопросы, которые возникали в ходе исследования. При
развитии этой темы нам удалось посмотреть на мир с другой стороны,
воспринимать его по-другому. Воспринимать так, как его воспринимают многие
художники.
В процессе работы над данным исследованием была подтверждена
выдвинутая гипотеза, что иллюзии это один из способов восприятия реальной
многогранности мира. Было доказано, что иллюзии возникают лишь в
результате определённых видов деятельности головного мозга, а,
следовательно, воспринимаются разными людьми по-разному. Иллюзии
являются следствием несовершенства органов чувств.
На примере рассмотрения перспективы как одной из наиболее часто
встречающихся в повседневной жизни иллюзий было доказано качестве
одного из пунктов выдвинутой гипотезы), что иллюзии это неадекватное
представление о воспринимаемом объекте, выходящее за границы обычных
ошибок восприятия, и, в то же время, это неотъемлемая часть нашей жизни,
быта, окружающего мира. Но, в отличие от галлюцинаций, оптические иллюзии
свойственны здоровому зрительному аппарату и не устраняются при
многократных наблюдениях.
Любое художественное полотно, воспринимающееся как «статичный
кадр» из повседневной жизни, требует содержания в себе иллюзий. В ином
случае оно воспринимается как противоестественное. Живопись содержит в
себе множество загадок, но, в основном, они связаны с особенностями
восприятия зрительной информации человеком и искажением её в процессе
переработки человеческим мозгом.
На примере рассмотренных работ было доказано, что великие мастера
применения оптических обманов в своих работах, осознавали уникальность
такого явления, как оптические иллюзии в искусстве, которые теперь довольно
часто становятся объектами самых различных исследований.
После знакомства с эффектами оптических иллюзий, открытий в
живописи в иконописи, формирования архитектурных ансамблей восприятие
памятников культуры прошлых эпох становится богаче, ярче, полнее
понимается замысел мастеров, создавших подлинные шедевры. У нас
появилась определенная подготовка, опыт и культура восприятия. Незаметно
для себя мы научились смотреть другими глазами на привычные вещи. Мы
поняли, что без соответствующей подготовки нельзя получить истинного
наслаждения от произведений искусства.
Глаза - зеркало души. Они передают душевное состояние человека.
Глаза помогают человеку созерцать окружающий мир.
Глаза надо беречь с детства.
Когда узнать захочешь человека,
Смотри в глаза - в них зеркало души.
Они не станут врать, ведь не дано им это.
Глаза не врут - они всегда чисты!
Глаза одних сверкают солнцем,
Глаза других наполнены слезой...
Глаза способны отражать любое чувство,
Они всегда честны с тобой...
Глаза откроют множество секретов,
Ты только повнимательней смотри.
И если на вопросы ищешь ты ответы,
Взгляни в глаза - в них зеркало души. (Екатерина Шумилова, 2008)
http://www.vampodarok.com/stihi.php?stih=894
Хотите узнать человека, всмотритесь в его глаза, глаза-зеркало его
души. Глаза и только глаза способны поведать нам неизведанные тайны
человеческой души. Всматриваетесь в глаза и вы получите все ответы!
Литература
1. Гершензон - Чегодаева Н. М. Нидерландский портрет XV в. Его история и
судьбы. - М.: Искусство, 1972.
2. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств, вып. 2. – М.: Искусство, 1988.
481 с.
3. Любимов Л. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в
Италии. - М.: Просвещение, 1982. - 319 с.
4. Ротенберг Е. И. Искусство Италии. Средняя Италия в период Высокого
Возрождения. – М.: Искусство, 1974. – 493 с.
5. Санти Б. Рафаэль. – М.: Слово, 1995. – 80 с.
6. Уоллейс. Р. Мир Леонардо. – М.: Терра, 1997. – 192 с.
Коробейникова Н.Г. Конспект урока биологии и МХК. -
http://festival.1september.ru/articles/572163/
http://www.liveinternet.ru/tags/%E3%EB%E0%E7%E0-
%E7%E5%F0%EA%E0%EB%EE+%E4%F3%F8%E8/
http://raznotsvetmir.ru/glaza-zerkalo-dushi/
http://magic-muse.ru/glaza-zerkalo-dushi/
http://www.russianedu.ru/russia/about/ikon.html
http://www.dopotopa.com/uadzhet_oko_ra_i_oko_gora.html
http://www.infoniac.ru/news/Drevneegipetskii-simvol-eto-na-samom-dele-
matematicheskaya-formula.html
http://astro-man.net/forum/index.php?/topic/147
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20964/
http://luzars.ru/news_1347280888.html