Мероприятие посвящено году театра - 2019 в РФ "Сценарий «Театральная гостиная»"

СЦЕНАРИЙ
«ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ»
(Мероприятие посвящено году театра
2019 в РФ)
(Играет музыка П.И. Чайковского (Симф. №6)
Вступительное слово преподавателя: Добрый день! Здравствуйте наши
дорогие и уважаемые гости! Мы рады приветствовать Вас здесь, в нашей театральной
гостиной! Сегодня мы собрались здесь, чтобы узнать много нового о театре,
попробовать себя в роли актеров, а вобщем-то, посвятить сегодняшний вечер
культуре.
Культура играет важнейшую роль в жизни общества, поскольку формирует
цели, взгляды, идеалы, позволяет поддерживать моральный облик человека, делать
выбор, принимать решения. Культура реализует одну из потребностей человека
потребность в красоте, приобщение к достояниям человечества.
Театральная же деятельность позволяет приобщиться к прекрасному, лечит
душу человека. Как ни горько осознавать, но в основном только в столице страны и
Санкт-Петербурге театры всегда переполнены, они посещаются. В провинциальных
отдаленных городах ситуация совсем другая. Искусство театра не развивается или
развивается медленно, не вызывает интереса у публики. Это необходимо менять!
В связи с этим, министром культуры Владимиром Мединским была подана
идея, что 2019 год должен быть посвящен российскому театру.
Целью проведения тематического года является приобщение молодежи к
театральному искусству. Театр должен стать частью жизни людей.
Но прежде чем начнем, давайте выясним, откуда он взялся – театр?
(Играет музыка Луиджи Бочерини Минуэт)
1 ученик: Слово «театр» известно всем, даже самым маленьким детям. Кто из нас не
любил ходить в кукольный театр, где безликие игрушки вдруг оживали в умелых
руках кукловода и превращались в волшебные живые существа…. Повзрослев, мы,
выбирая между театром и кино, зачастую предпочитаем последнее. Но только в
театре можно почувствовать живую силу, исходящую от актеров, только театр
может захватить зрителя своим великолепием.
Как же он появился? 1 слайд
2 слайд. Первый театр появился в Афинах, в 497 году до н.э. Его появление было
связано с состязаниями певцов, поэтов и актеров в честь праздника бога Диониса.
Для зрителей не были предусмотрены особые удобства, но их это не смущало, и они
рассаживались на холме, чтобы наблюдать за состязаниями. Для актеров были
сделаны деревянные подмостки, которые, однако, были позднее заменены на более
удобную арену.
3 слайд. Участники состязаний показывали свои выступления на сцене, окруженной
низкой стенкой, благодаря которой можно было спрятать пока ненужный реквизит и
декорации. Для выступающих была предусмотрена и палатка, где можно было
переодеться. Так как праздник был посвящен Дионису, нет ничего удивительного,
что в центре площадки стоял жертвенник богу, и все действие разворачивалось
вокруг него.
Чуть позже древнегреческий театр изменился. Зрители, наконец, смогли
занять «настоящие» места – для них были сооружены сидения из мрамора (для
почетных гостей) и из камня (для зрителей попроще). Среди зрительских мест
располагались резонирующие сосуды, обеспечивавшие усиление звука.
4 слайд. Спектакли прошлых лет мало походили на то, что мы понимаем под
спектаклем сегодня. На сцене мог быть только один актер, менявший маски и
игравший сразу несколько ролей. Необходимость масок была обусловлена
большими размерами театров, вмещавших десять, а то и семнадцать тысяч человек.
Разглядеть черты лица актера с далекого расстояния было практически невозможно,
и маски легко решали эту проблему. Актеры Древней Греции были людьми
уважаемыми, только свободный мужчина мог стать актером.
5 слайд. В древнегреческих театрах в основу представлений были положены мифы,
трактовавшиеся по-своему актерами и авторами пьес.
Расцвет древнегреческой драматургии приходится на пятый век до н.э. Это
были времена Эсхила, Софокла и Еврипида.
(Без музыки)
Преподаватель: Да, действительно, сегодня в современном мире театр – это целый
мир. И, наверное, жаль, что многие люди, упуская возможность прикоснуться и
ощутить все прелести этого мира, все больше и больше отдают предпочтение
просмотру фильмов.
Мы решили немного поэкспериментировать и сравнить театр и кино.
(Играет музыка Leo Delibes Lakme)
2 ученик: 6 слайд. Когда смотришь фильм, ты понимаешь, что актеры далеко – по ту
сторону экрана и особого контакта с ними ты не чувствуешь. Другое дело театр! Ты
слышишь каждый их шаг по сцене, их обращения к залу, звонкий смех или плач.
Фильм же не доставит тебе такого удовольствия.
7 слайд. В наше время большинство фильмов на половину состоят из
компьютерной графики. Захотел лес с единорогами с помощью специальных
программ нарисовал себе все, что надо и не надо. В театре же работают специальные
люди, которые делают все декорации и пытаются погрузить вас в эту атмосферу с
головой. Это же восхитительно!
8 слайд. Каждый поход в театр ассоциируется с каким-то праздником. Поверьте,
практически у каждой девушки есть специальное платье “на выход”. А теперь
представьте полный зал таких девушек в нарядных платьях с красивыми
прическами. Красота же!
9 слайд. Каждая театральная постановка уникальна и неповторима. Да, диалоги
могут быть теми же, однако это уже будет немного по-другому, не как на премьере.
К тому же, фильм вы можете пересматривать потом еще 100 раз, а спектакль нет.
Он и так останется в вашей памяти надолго, поверьте.
Если сравнить как один и тот же актер играет в фильме и в спектакле это будут
как - будто два разных человека. В театральных постановках всегда больше эмоций,
больше экспрессии! И только один дубль
10 слайд. Ты можешь прийти на спектакль один, но у тебя не будет ощущения,
что ты сидишь в одиночестве. Ты будешь смеяться и весь зал будет смеяться вместе
с тобой. Ты будешь пытаться сдержать слезы на грустном моменте, и остальные
зрители будут всхлипывать вместе с тобой.
11 слайд. Признаем, кино тоже бывает разным. Но! Театр - это такое
разнообразие! Балет по Пушкину, комедия по Чехову, кукольный театр, опера,
инсталляции без слов и музыки и еще целая куча жанров! Каждый найдет себе что-то
по вкусу!
(Без музыки)
Преподаватель: А сейчас немного развлекательных и интересных фактов о театрах
в мире.
(Играет музыка Баха «Шутка»)
3 и 4 ученики: (поочереди)
В древности не было понятия «актриса». Все женские роли исполняли
мужчины, переодетые в женские платья.
В Древнем Риме актера, который по сценарию должен был погибнуть,
убивали на самом деле. Римская публика очень любила кровавые зрелища.
В штате Вирджиния(США) существует театр, в который можно попасть за
продукты питания. Называется он «Бартер Театр». Вам совсем не нужен билет,
достаточно захватить с собой бутерброд!
В Сицилии и по сей день можно было попасть на представление длиною в
месяц. А в древности были популярны спектакли с продолжительностью в год!
В мире существует театр жесткости, и название его совсем не происходит от
издевательских пыток или жестокости. Это театр жестикуляций.
Одна из самых известных фраз по всему миру «Финита ля комедия» первый
раз прозвучала с подмостков в Риме. Так актеры завершали свои представления.
Преподаватель: А теперь хотим вам предложить немного поиграть в
Театральное лото. Каждый правильный ответ – это балл. Чем больше баллов, тем
больше шансов получить приз.
1. Драматическое произведение с веселым, смешным сюжетом, а также
представление его на сцене.
2. Ложи в зрительном зале, расположенные на уровне партера.
3. Тот, кто занимается публичным исполнением произведений искусства.
4. Писатель, пишущий драматические произведения.
5. Происки, скрытые действия, обычно неблаговидные для достижения чего-
нибудь.
6. Исполнитель ролей в театральных представлениях.
7. Словесный текст музыкально-вокального произведения. 1 Краткое
изложение содержания пьесы, оперы, балета.
8. Выступающая на здании площадка с перилами.
9. Балетные артисты, исполняющие групповые танцы.
10. Самый низкий мужской голос. Медный духовой инструмент низкого
регистра и тембра.
11. Театр легкого жанра.
12. Первое или пробное выступление на сцене.
13. Небольшой ресторан с эстрадой.
14. Объявление о спектакле, концерте, лекции.
15. Размещение актеров и сценической обстановки в разные моменты
исполнения пьесы.
16. Объявление о том, что все билеты на спектакль, концерт проданы.
17. Спектакли, даваемые приезжими артистами и актёрами.
18. Передняя часть сцены.
19. Вознаграждение за труд, получаемое по договору литераторами,
художниками.
20. Спектакль в честь одного из участников.
21. У древних греков и римлян: сооружение для зрелищ, в котором места для
зрителей возвышались полукругом. Возвышающиеся друг над другом задние ряды
партера или весь партер, поднимающийся уступами.
22. Документ, дающий право на бесплатное посещение театра, кино.
23. Прославление, возвеличивание кого-нибудь, чего-нибудь. Торжественная
заключительная массовая сцена некоторых театральных представлений.
24. Нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
Ответы:
1. Комедия
2. Бенуар
3. Артист
4. Драматург
5. Интрига
6. Актер
7. Либретто
8. Балкон
9. Кордебалет
10. Бас
11. Варьете
12. Дебют
13. Кабаре
14. Афиша
15. Мизансцена
16. Аншлаг
17. Гастроли
18. Авансцена
19. Гонорар
20. Бенефис
21. Амфитеатр
22. Контрмарка, абонимент
23. Апофеоз
24. Ложа
Преподаватель: И вот мы тоже решили сегодня оказаться в мире театра, но не
со стороны зрителя, а со стороны актеров…
Мы долго думали, что Вам представить, ведь в мире так много прекрасных пьес:
комических и трагических. Были разные варианты: и отрывок из комедии Чехова
«Вишневый сад», и сцены из известнейшей драмы Горького «На дне»…Но мы вас
удивим… В конце концов мы решили предложить вашему вниманию театральную
постановку по роману Ф.М. Достоевскому «Преступление и наказание». А назвали
мы её – «Теория Раскольникова».
(Подводка к сцене)
Главным героем романа «Преступление и наказание» является Родион
Романович Раскольников. Как мы знаем, он автор теории о праве сильной личности.
Именно эта теория занимает центральное место в произведении. В чем ее суть?
Родион Раскольников делит людей на две группы: «твари дрожащие» и «право
имеющие». По мнению героя, «право имеющие» или «сильные мира сего» - те самые
великие люди, защищающие свои идеи, способные во имя цели, какой бы она ни была,
перешагнуть через моральные устои, нарушить абсолютно любой закон.
Что же подтолкнуло Раскольникова к созданию такой теории? Свою роль
сыграл Петербург. Не просто так Ф.М. Достоевский описывает город, подчеркивая
преобладание желтых, серых цветов, рассказывая о бедноте, трактирах, грязных
улицах. Такая атмосфера идеальна для мыслей, подобных той, что пришла в голову
главному герою. Сам Раскольников беден и не имеет средств к существованию. Все
эти жизненные обстоятельства и сливаются в причину создания теории о праве
сильной личности. Однако просто теорией герой не ограничился. Дело в том, что
сам Раскольников хотел проверить, относится ли он к тем самым «право
имеющим», сможет ли перешагнуть через кровь. Несомненно, герой считал, что
принадлежит именно к «сильным мира сего». Так и появилась мысль об убийстве
старухи-процентщицы во имя идеи, во имя проверки своей теории. Но перешагнуть
герой не смог.
Постановка «Теория Раскольникова»
(Финальное слово о крушении теории)
В течение долгого времени Раскольников проходит сложный путь осознания
несовершенства своей теории. Сначала, даже испытывая мучения после убийства,
он не отрекается от своих взглядов. Но постепенно все встает на свои места. На
точку зрения Раскольникова влияют встречи с двойниками, говорящими о похожих
теориях. Тогда герой начинает осознавать, пусть и не в полной мере, чудовищность
своей теории. Крах теории Раскольникова – закономерная концовка. Герой осознает
бесчеловечность, ничтожность своей теории уже на каторге. И во многом
способствует этому любимая Соня. И в конце концов, Раскольников понимает, что
если люди начнут жить по теории, то в мире будет хаос. Рассматривая теорию
Раскольникова, следует сказать, что она обречена на гибель. Герой многое испытал,
прежде чем понял это. Но ему удалось воскреснуть духовно, что и стало победой
над теорией, что и привело к ее краху.
Преподаватель: А ещё, вы не поверите, но мы замахнулись на Шекспира!
Сцена из трагедии «Гамлет» на английском языке с последующим
переводом.
To be, or not to be…
To be, or not to be, that is the question:
Whether ’tis nobler in the mind to suffer
The slings and arrows of outrageous fortune,
Or to take arms against a sea of troubles
And by opposing end them. To dieto sleep,
No more; and by a sleep to say we end
The heart-ache and the thousand natural shocks
That flesh is heir to: ’tis a consummation
Devoutly to be wish’d. To die, to sleep;
To sleep, perchance to dream—ay, there’s the rub:
For in that sleep of death what dreams may come,
When we have shuffled off this mortal coil,
Must give us pause—there’s the respect
That makes calamity of so long life.
For who would bear the whips and scorns of time,
Th’oppressor’s wrong, the proud man’s contumely,
The pangs of dispriz’d love, the law’s delay,
The insolence of office, and the spurns
That patient merit of th’unworthy takes,
When he himself might his quietus make
With a bare bodkin? Who would fardels bear,
To grunt and sweat under a weary life,
But that the dread of something after death,
The undiscovere’d country, from whose bourn
No traveller returns, puzzles the will,
And makes us rather bear those ills we have
Than fly to others that we know not of?
Thus conscience does make cowards of us all,
And thus the native hue of resolution
Is sicklied o’er with the pale cast of thought,
And enterprises of great pitch and moment
With this regard their currents turn awry
And lose the name of action.-Soft you now!
The fair Ophelia! Nymph, in thy orisons
Be all my sins remember’d.
To be, or not to be…
To be, or not to be, that is the question:
Whether ’tis nobler in the mind to suffer
The slings and arrows of outrageous fortune,
Or to take arms against a sea of troubles
And by opposing end them. To dieto sleep,
No more; and by a sleep to say we end
The heart-ache and the thousand natural shocks
That flesh is heir to: ’tis a consummation
Devoutly to be wish’d. To die, to sleep;
To sleep, perchance to dream—ay, there’s the rub:
For in that sleep of death what dreams may come,
When we have shuffled off this mortal coil,
Must give us pause—there’s the respect
That makes calamity of so long life.
For who would bear the whips and scorns of time,
Th’oppressor’s wrong, the proud man’s contumely,
The pangs of dispriz’d love, the law’s delay,
The insolence of office, and the spurns
That patient merit of th’unworthy takes,
When he himself might his quietus make
With a bare bodkin? Who would fardels bear,
To grunt and sweat under a weary life,
But that the dread of something after death,
The undiscovere’d country, from whose bourn
No traveller returns, puzzles the will,
And makes us rather bear those ills we have
Than fly to others that we know not of?
Thus conscience does make cowards of us all,
And thus the native hue of resolution
Is sicklied o’er with the pale cast of thought,
And enterprises of great pitch and moment
With this regard their currents turn awry
And lose the name of action.-Soft you now!
The fair Ophelia! Nymph, in thy orisons
Be all my sins remember’d.
William Shakespeare (1564-1616)
from Hamlet, spoken by Hamlet
Быть или не быть, вот в чем вопрос…
Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться.
И знать, что этим обрываешь цепь
Сердечных мук и тысячи лишений,
Присущих телу. Это ли не цель
Желанная? Скончаться. Сном забыться.
Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ.
Какие сны в том смертном сне приснятся,
Когда покров земного чувства снят?
Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет
Несчастьям нашим жизнь на столько лет.
А то кто снес бы униженья века,
Неправду угнетателей, вельмож
Заносчивость, отринутое чувство,
Нескорый суд и более всего
Насмешки недостойных над достойным,
Когда так просто сводит все концы
Удар кинжала! Кто бы согласился,
Кряхтя, под ношей жизненной плестись,
Когда бы неизвестность после смерти,
Боязнь страны, откуда ни один
Не возвращался, не склоняла воли
Мириться лучше со знакомым злом,
Чем бегством к незнакомому стремиться!
Так всех нас в трусов превращает мысль,
И вянет, как цветок, решимость наша
В бесплодье умственного тупика,
Так погибают замыслы с размахом,
В начале обещавшие успех,
От долгих отлагательств. Но довольно!
Офелия! О радость! Помяни
Мои грехи в своих молитвах, нимфа.
Преподаватель: (Играет музыка Vanessa Mey Simfoniya 40) Уважаемые наши
гости, дорогие наши зрители! Мы очень Вам благодарны, что Вы нашли время и
посетили нашу театральную гостиную. Мы очень старались, чтобы Вам всё
понравилось. Надеемся Вам было интересно. Главная наша задача рассказать Вам
о прекрасном мире театра, о его разнообразии, чтобы у Вас проснулось желание
посетить театр и окунуться в этот необъятный мир страстей и эмоций, порождающий
в человеке любовь к прекрасному. Спасибо огромное за внимание. Надеемся, что Вам
было интересно, и такие мероприятия мы будем проводить чаще. Ещё раз спасибо!!!!