"Кто такой Домовой?" 3 класс

Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №117»
Индустриального района, города Барнаула
«Кто такой домовой?»
Выполнил:
Гречухин Матвей
ученик 3 класса А
Руководитель:
Астафьева Е.В.
Барнаул, 2013г
2
Тема: «Кто такой домовой?»
Проблема:
На уроках литературы внеклассного чтения мы чаще знакомимся с
героями мифов Греции, Египта, Скандинавии. Но ведь в русской
мифологии очень много интересных, малоизвестных мифологических
существ. Об одном из них мне захотелось узнать подробнее.
Цель: Проанализировать образ домового в мифологии и
авторских произведениях; сделать вывод о его сущности.
Задачи: Узнать из дополнительной литературы о домовом,
найти и прочитать произведения, в которых есть образ домового;
проанализировать образ домового и сделать выводы; провести опрос по
теме работы среди учащихся.
Объект исследования : Домовой.
Предмет исследования: Энциклопедии, авторские сказки,
стихотворения.
Гипотеза: Предположим, что - домовой добрый дух.
Методы исследования: Чтение книг, опрос, анализ
результатов, размышление.
3
Содержание
Введение 4
§1 Результаты анкетирования 4-5
§2Анализ научной литературы 5-8
§3 Анализ детской литературы 8- 9
§4 Анализ стихотворений 9
Заключение 10
Приложение 12-13
Словарь терминов 14
Использованная литература 11
4
Введение
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой,
И скромную семьи моей обитель.
Так А. С. Пушкин обращался к «хранителю» семейного имения
Михайловское в своём стихотворении «Домовому».
На Руси издавна верили, что в каждом доме, в каждой деревенской избе живёт
дух-домовой.
Меня заинтересовало это мифологическое существо. Я решил провести опрос
среди своих одноклассников, так как мне захотелось узнать, как они
представляют себе домового, что они о нём знают.
1.Результаты анкетирования.
Я предложил им ответить на следующие вопросы:
1. Кто такой домовой?
2. Как вы его себе представляете?
3. Где он живёт?
4. Чем занимается?
5. Во что одет?
В опросе участвовало 27 учеников 3 «А» класса. По их ответам я составила
таблицу 1, в которую включил самые интересные ответы.
Результаты опроса учащихся.
1. Кто такой домовой?
Маленький
человечек.
Гном.
Злой старик.
Колдун.
2.Как вы его себе представляете?
Лохматый,
Вредный, злой.
Весёлый
Агрессивный.
5
неряшливый.
проказник.
3. Где живёт?
В доме на
чердаке.
В лесу.
В сундуке у
бабушки.
В деревенских
домах, в городе
его нет.
4. Чем занимается?
Стережёт дом.
Пугает людей.
Вредит
ленивым.
Заботится о
домашних.
5. Во что одет?
Рубаха, штаны,
лапти.
В лохмотья.
Одежды нет, он
волосатый.
Сапоги, брюки,
пиджак.
Проанализировав таблицу, я увидел, что домового все представляют по-
разному. ( Приложение 1.)
2. Анализ научной литературы.
Проанализировав научную литературу, я нашёл ответы на
следующие вопросы:
Так кто же такой домовой?
Какой он?
От кого ведёт свой род?
В Энциклопедии «Славянская мифология» я нашёл такое
определение: « Домовой-покровитель дома, добрый дух,
который обеспечивает нормальную жизнь семьи, здоровье
людей и плодовитость животных» (с. 30)
Наши предки представляли домового то древним стариком, то приземистым
мужиком с большой седой бородой, лохматым, обросшим рыжей, чёрной или
белой шерстью, что указывало на его принадлежность к потустороннему
миру. Одет домовой в старый зипун или синий
кафтан, в белую либо красную рубашку и
подпоясан кушаком.
Любимые места домового красный угол, на
печи за трубой, в запечье и подпечье, у порога,
на голбце, на чердаке, в подполе.
6
Место, облюбованное домовым, ни в коем случае нельзя занимать- если лечь
на это место, можно заболеть.
3. Происхождение домового.
Из книги « Мифы русского народа» я узнал, что по одной из версий древние
славяне молились Роду и Рожаницам. ( с. 127) Под этими именами
подразумевались души первых предков;
основателей рода, ставшие его покровителями и
являвшиеся прямыми предшественниками
домовых.
По второй версии, одряхлевший от старости
Род спустился с небес на землю, измельчал,
размножился, получив своё продолжение в
избяных дедушках домовых, обитавших в каждом
славянском доме.
Существует и ещё несколько предположений о
происхождении домового. Считается, что он
своей волосатостью и заботой о домашних
животных напоминает древнего «скотьего бога»
Велеса. Иные уверены, что предком домового духа был последний сжатый
сноп, который величали дедушкой- кормильцем, украшали лентами и
ставили на зиму в дом до следующего сбора урожая.
Имя домовой происходит от слова « дом». Однако его называют и по
излюбленному им месту в доме: голбешник,
запечник. Именуют его почтительно: хозяин,
избяной большак, дедушка- браток, доброхотушка,
хозяйнушка мохнатый, кормилец.
4. Домовой в русских поверьях.
В русских поверьях домовой выступает как
безраздельный хозяин дома, как добрый, строгий,
но справедливый глава рода, чьи требования
обязательны для домочадцев и чей гнев необходимо смягчить подношениями
и признанием собственной вины.
Наши предки были убеждены в том, что домовой- это покровитель дома,
защитник скота. Он следит за тем, чтобы домочадцы жили мирно, и сурово
наказывает зачинщиков ссоры, лжецов, нерях. Домовой охраняет
7
благополучие в семье, по ночам он осматривает хозяйство, сторожит дом от
врагов.
За домовым признавалось право поучать людей, осуждать или одобрять
их поступки, проверять, как сделана работа. Если кто-то из домашних
затевал ссору, его урезонивали: « Вот расскажу домовому, он тебе правило
даст, как с людьми жить». Если домового рассердить, он прячет вещи, пугает
людей, шумит по ночам в подполе или на чердаке, бьёт посуду, сбрасывает с
человека одеяло.
Опасались домового лишь 12 апреля. Считалось, что в этот день он не
узнаёт своих хозяев. Очевидно, нечистая сила с ним за целый год
расправлялась за всё то доброе, что он людям сделал.
5.Обязанности домового.
Домовой хозяин всего скота и птицы, он распоряжается их здоровьем и
плодовитостью. Верили, что, если он любит скотину, она становится
гладкой, сытой, здоровой, будет приносить много потомства. Он кормит и
поит скот, подгребает корм в ясли, чистит скотину, расчёсывает гриву
лошади, заплетает её в косички, которые ни в коем случае нельзя расплетать,
чтобы не навлечь гнев домового.
Кроме покровительства дому и ухода за скотиной, у домового есть и
третья важная « обязанность» - он своим поведением или внезапным
появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит
беду.
6.Женский образ.
Меня заинтересовал вопрос: «А есть ли женский
образ домового?»
В книге «Мифология» я прочитала, что наряду с
домовым- мужчиной в народе верят в женские
ипостаси этого духа домовиху, домовилиху, домаху.
Иногда их считают женой либо дочерью домового,
иногда самостоятельным духом, хозяйкой дома. На
Руси считали, что в доме, где есть мужчины, домовой- тоже мужчина, а если
в семье одни женщины, то в доме живёт не домовой, а домовиха.
8
7.Образ домового в русском фольклоре, в
произведениях поэтов и писателей.
О том, что домовой играл важную роль в жизни наших
предков, свидетельствуют пословицы и поговорки, которые
я нашла в книге «Русские пословицы и поговорки» под
редакцией В.П.Аникина.
1. Без домового дом держаться не станет.
2. Купил дом, а с домовыми.
3 . Без домового не жить и не кормить.
4 . Без хозяина дом не стоит.
5. Без кошки да без бабы нет в доме хозяйства; без них и домовой со
двора уйдёт.
6. Вертит, как домовой на конюшне.
7.Домовой лешему ворог.
8. На дворе только куры не подчинены домовому, у них свой бог.
9. Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит.
3. Анализ детской литературы.
Я нашла произведения, в которых встречается образ домового. Результаты
своего исследования по следующим произведениям: Г.Х. Андерсен «Домовой и
хозяйка», Н. Белостоцкая «Домовой у лавочника», В.Анютина «Сказка о
домовом Ивашке», английская народная сказка «Домовой из Хилтона»,
сказочная повесть Т.И. Александровой «Домовёнок Кузя»- я записал в таблице
№2.
Автор и
название
произведения.
Облик
домового.
Характер
домового.
+ или - роль
Г.Х.Андерсен
«Домовой и
хозяйка»
Одет в серый
балахон,
красную
шапку.
Обидчивый
(сердится на
хозяйку, т.к. она
не верит в его
существование,
не угощает кашей
в Сочельник).
Домовой
творит
пакости:
раздувает
огонь над
пищей, делает
дыры в
9
чулках,
открывает
коту чулан,
чтобы он
слизал
сметану.
Наталия
Белостоцкая
«Домовой у
лавочника»
Благодарный.
Привязан к
хозяину.
В.Аношина
«Сказка о
домовом
Ивашке».
Небольшой
человечек в
допотопной
рубашонке,
портах.
Проказник (клал
монетки в
пирожки, прятал
вещи, разбавлял
водою квас,
путал пряжу).
Бережёт от
бед и
барабашек.
Английская
народная
сказка
«Домовой из
Хилтона»
Малютка
Брауни-
крохотное
существо,
весь
волосатый, с
острыми
ушками.
Проказник
(насыпал сахар в
солонку,в пиво
бросал перец,
ставил столы
ножками вверх).
Т.И.Александро
ва «Домовёнок
Кузя»
Небольшой,
лохматый, в
красной
рубашке.
Дружелюбный,
забавный,
хозяйственный.
Встречаются и поэтические образы домового в творчестве русских поэтов.
В стихотворении А.С.Пушкина «Всем красны боярские конюшни»
домовой любимых коней чистит, холит, заплетает им гривы в косички, а
нелюбимые кони- все в мыле, пышут жаром, с морд каплет кровавая пена.
А в стихотворении «Домовому» поэт просит тайного стража охранять от
недружеского взора счастливый дом.
10
В пьесе Островского «Воевода, или сон на Волге» домовой помогает
девушке – указывает ей путь-дорогу для выхода из неволи, к спасению от злой
кручины.
А вот домовой в стихотворении Л.А. Мея «Хозяин» безжалостен, он
молодую хозяйку не любит, так как она грезит о другом. Домовой беспокоится
за старого хозяина, оберегает его.
В стихотворении А.С.Грибоедова «Детушки матушке жаловались» домовой
по ночам тревожит и беспокоит детей.
III Заключение.
Итак, я нашёл ответ на вопрос: «Кто такой домовой?».
Домовой - мифологическое существо (чаще добрый дух), которое
покровительствует дому, всем живущим в нём, следит за порядком и миром в
семье; ухаживает за скотиной, оберегает её; своим поведением и внезапным
появлением предвещает будущее, предупреждает об опасности, отводит беду.
На Руси сложилось почтительное отношение к домовому, и это ярко выражено
в том, как его величают: хозяин, хозяйнушко мохнатый, братанушка, дедушка-
домовеюшка. Но присутствует двойственное отношение- как к духу предка(
положительное) и как к представителю нечистой силы(отрицательное).
Домовые - это, пожалуй, единственные из представителей потусторонних сил,
который не боится икон - даже называть домовых "нечистой силой" было
оскорбительно.
Моя гипотеза, домовой добрый дух подтвердилась.
11
Литература.
«Славянская мифология» -М. Изд. «Белый город»,2001.
Грушко Е.А., Медведев Ю.А. Русские легенды и предания.- М. Изд.
«Эксмо», 2008.
Левкиевская Е.Е. Мифы русского народа.- М. Изд. «Астрель» 2008.
Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка.- Киев: Рад.
Шк., 1989.
Аношина В. «Сказка о домовом Ивашке».
Английская народная сказка «Домовой из Хилтона».
Александрова Т.И. «Домовёнок Кузя».
Андерсен Г.Х. «Домовой и хозяйка».
Белостоцкая Н. «Домовой у лавочника».
Грибоедов А.С. «Детушки матушке жаловались»
Пушкин А.С. «Домовой».
12
Приложение№1
0
2
4
6
8
10
12
14
Рубаха, штаны, лапти.
В лохмотьях.
Одежды нет, он волосатый.
Сапоги, брюки, пиджак.
0
2
4
6
8
10
12
14
16
Стережёт дом.
Пугает людей.
Вредит ленивым.
Заботится о домашних.
13
0
2
4
6
8
10
12
14
Лохматый, неряшливый.
Вредный, злой.
Веселый, проказник.
Агрессивный.
0
2
4
6
8
10
12
14
Маленький человек.
Гном.
Злой старик.
Колдун.
14
Словарь терминов
Голбец- перегородка за печью.
Домовой- мифологическое существо.
Домочадцы- члены семьи.
Ипостась- проявление чей-нибудь сущности.
Зипун- крестьянская одежда из грубого сукна, обычно без ворота.
Кафтан- старинная мужская верхняя одежда.
Кушак- широкий матерчатый пояс.
Подпол- помещение под полом.
Ясли- кормушка для скота, прикреплённая к стене.