Классный час "Из глубины веков"

1
Урок – экскурсия.
Учитель начальных классов Гавинская О.В.
Тема: Из глубины веков.
Цели: 1.Продолжить знакомство учащихся с историей малой Родины.
2.Формировать представление об особенностях труда и быта древних людей.
3.Развивать любознательность и познавательный интерес.
4.Воспитывать любовь к родному краю.
Ход экскурсии.
Охотники на бизонов.
Старому охотнику не спалось. Ноющая боль в левой руке, повреждённой
когда-то в схватке с медведем, разбудила его задолго до рассвета.
Тяжело поднявшись со шкур, укрывавших слой хвойных веток, старик
набросил на плечи меховую накидку и, стараясь не задеть спящих женщин и
детей, вышел. Ночь подходила к концу, и уже хорошо различимы были соседние
шалаши, стоявшие на высоком берегу реки. Вокруг простирались луга с редкими
кустарниками, а высоко за ними белели снежные вершины гор, начинающие
розоветь в свете зари. Каждую весну племя старого охотника возвращалось в эти
места после долгой зимы, проведённой в пещере. Здесь, у реки, паслись стада
могучих бизонов, на которых охотились мужчины племени.
Стража, охранявшая стойбище у костра, казалось, дремала, но при звуке
шагов охотника воины насторожились. Старик ещё издали обратился к ним,
чтобы успокоить, и подсел к огню. Он решил заняться новым копьём, древко
которого зачистил накануне острым скребком. Теперь нужно было привязать
прочными ремнями кремневый наконечник – и копьё будет готово к охоте.
Близился рассвет, и стоянка оживала. Женщины раздували угли очагов,
дети искали топливо. Мужчины охотники направились к броду, чтобы устроить
засаду в кустах. Они хорошо знали повадки бизонов. Вот послышался могучий
рёв, потом сопение, топот. То было большое стадо, его вёл вожак огромный
бизон с мощной грудью, с которого свисала клочковатая шерсть. Вожак подошёл
к берегу и первым вступил в воду. Самки, молодые быки и телята последовали за
ним. Стадо растянулось: идущие впереди уже выбирались на противоположный
берег, а последние ещё только приближались к воде.
Выбежав из засады, охотники с криком стали загонять в трясину молодого
бычка, отставшего от стада. На смену ловко брошенным камням пришли дротики
и копья. Вот старый охотник, приблизившись, размахнулся и вонзил острое копьё
прямо на лопатку. Он совсем забыл о своей больной руке, азарт охоты захватил
его. Бык взревел, хлынула кровь. Упав на колени, бизон ещё попытался
подняться, но сильный удар палицы одного из охотников добил его.
Подтащив тушу к берегу, люди занялись разделкой. Разрубив мясо на
крупные куски, они подвязали его к жердям, чтобы унести в лагерь.
2
К возвращению охотников был разведён большой костёр. Его завалили
полусырыми ветками и мясом. Древние люди умели использовать все части
добычи. Все были сыты.
Люди каменного века на Северном Кавказе.
Более 100 лет между археологами шёл спор о том, когда на территории
Северо-Западного Кавказа появились первые люди.
Предполагается, что Северо-Западный Кавказ, в том числе и Апшеронский
район, был заселён первобытным человеком в позднюю эпоху, на
заключительной стадии палеолита. Учёные полагают, что этому периоду
предшествовало сильное оледенение. В результате этого вымерли многие
теплолюбивые животные, в том числе и человекообразные обезьяны. В
отдалённое прошлое весь Кавказ представлял собой гигантский полуостров,
омываемый тёплым морем и имевший связь с Малой Азией. Считается, что
первые люди пришли сюда из Малой Азии 400-350 лет тому назад.
Древнейший период жизни человека учёные условно разделили на три эпохи:
ашель, мустье и верхний палеолит.
Основную массу находок эпохи ашель составляют грубые каменные орудия
труда типа кремневых отщепов и реже каменных рубил. Человек защищался от
хищников и использовал их во время охоты на диких животных.
Обитатели той далёкой от нас эпохи занимались собирательством, охотой, в
местах изобиловавших кремнями. Они оставляли после себя следы примитивных
стоянок – мастерских.
Охотились в основном на пещерного медведя, использовали ручное рубило.
Человек ашельской эпохи вёл полукочевой образ жизни, задерживался на одном
месте не более двух охотничьих сезонов. Мужчины охотились, женщины
3
охраняли места стоянок, поддерживали огонь в кострах, заботились о детях и
стариках, собирали растительную пищу.
Учёные полагают, что в этот период начала формироваться речь. Несколько
каменных грубых орудий было найдено в русле реки Хадажки (г.Хадыженск), в
наносах реки Тухи у её впадения в Пшеху собрали около 20 отщепов ашельскоко
периода.
Эпоха мустье определяется 100-тысячелетней давностью. Орудия труда стали
более совершенными: появились остроконечники, скрёбла и ножевидные
пластинки для резания мяса, снятия шкур с убитых животных. Новые
похолодания в эпоху мустье заставили человека одеться в шкуры убитых им
животных и искать защиты от холода в пещерах. С улучшением орудий труда
охота стала удачней, появилось увеличение запасов пищи, что привело к
удлинению сроков осёдлости.
В 1963 году было обнаружено мустьерское поселение вблизи г.Хадыженска на
правом берегу реки Мутнянки.
Мустьерскую эпоху сменила заключительная стадия древне-каменного века
верхний палеолит, который охватывает период с 35 до 10 тысяч лет до нашей
эры. В 1968 году найдена была Тугупская стоянка, расположенная в Тубинском
ущелье в 7км от посёлка Шпалорез, на берегу левого притока Пшехи – реки
Тугупса. Здесь найдено 175 древних изделий из кремня. Орудия труда из
красного, желтоватого, светлого и полупрозрачного кремня. В эту эпоху учёные
полагают было положено начало парной семьи: 5-10 семей составляли общину, а
несколько соседских общин племя. Внутри каждого племени складывались свои
традиции, верования, обряды, способы охоты и манера изготовления орудий
труда. Из религиозных верований в эту эпоху появились культы животных,
растений, культ предков.
Немного географии.
Станица Кабардинская находится в центральной части Апшеронского
района. Станица расположена по обе стороны реки Пшиш в его среднем течении.
Пшиш левый приток реки Кубань. В переводе с адыгейского Пшиш означает
«князь». В 40 км от Архыза находится горная вершина Пшиш высота 3790 м.
Черкесы, живущие в окрестностях, переводят на русский язык название горы
Пшиш «князь». Академик Джавашивили М.А. считает, что название реки
произошло от «псес», бывшего когда-то адыгейского племени. Псесы, по-
видимому, произошли от туземного племени притока Кубани. Пшиш и означает
4
пшишевцев, жителей бассейна этого притока. Третья версия: Пшиш большая,
грязная вода.
А вот своё название станица Кабардинская, считается, получила по имени
80-го Кабардинского полка, который освобождал станицу от кавказских племён.
Кабардинский же полк получил название во время похода Петра Первого в
Персию имя ему дали сначала Ранокуцкий. В 1832 году императрица Анна
Иоановна все завоевания Петра Первого возвратила Персии. И Ранокуцкий полк
стал Кабардинским после завоевания провинции «Кабарда» на Кавказе.
Подведение итогов экскурсии.