Проект "Рожденные войной"
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 51» г. Саратова
«Рожденные войной»
Выполнила:
Бобылева Марина Витальевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 51»
г. Саратов, 2009
Содержание
1. Введение. 3-4
2. Начало войны. 5-10
3. Песни 1943 года. 11-13
4. Песни 1944 года. 14-15
5. Последний год войны. 16-18
6. Заключение. 19-20
7. Список литературы. 21
8. Приложение:
- приложение №1; 23
- приложение №2; 24
- приложение №3. 25
- 3 -
Введение
Я бы с песни начала свой рассказ.
Пусть узнают все в XXI веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песни никакой размер не тесен
И шагали к западу полки
В чётком ритме наших грозных песен.
Более 60 лет отделяет нас от суровых и грозных лет войны. Но время
никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную Войну,
самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины, войну,
унесшую и искалечившую миллионы жизней, оставившую миллионы сирот и
вдов. Но не только страшные события, испытания и несчастья принесла
Великая Отечественная Война. Принесла она и много прекрасного - стихи и
песни.
Одна из поговорок гласит: “Когда говорят пушки, музы молчат”. Но
поэзия воюющего народа опровергла ее.
С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из
которых сразу же “ушли на фронт”. Песни распространялись очень быстро,
передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в
глубокий тыл врага, в партизанские отряды. Казалось бы, тяготы и страдания
военного времени не оставляют места для шуток и смеха... И тем не менее
шутка всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
Песни вдохновляли бойцов, позволяли в минуты отдыха сделать передышку,
а в решительные минуты мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от
слабости и паники. Потому у многих бойцов и командиров в карманах
гимнастёрок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями
родных, хранились блокноты с записями фронтовых песен и анекдотов.
- 4 -
Считали, что шутка, песни и хорошее настроение — это вторая винтовка.
Рождались Песни на фронте и в тылу. Есть среди песен Великой
Отечественной Войны такие, которые сыграли особенно большую роль в
жизни народа. Некоторые из них имеют к тому же интересную историю
своего появления на свет. Но все они составляют своеобразную летопись
Великой Отечественной Войны.
Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на
Курской дуге не умолкали песни и шутки, потому что они крепили
армейскую сплоченность и фронтовую дружбу, напоминали бойцам о доме, о
родных и любимых.
Песни Великой Отечественной Войны ярчайшая страница богатства
советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не
только выстоять в битве с могучим врагом, но и отразить в художественных
образах поэтов и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый
оптимизм и глубокую уверенность в победе. Навсегда останутся песни,
созданные в годы Великой Отечественной Войны, прекрасным звучащим
памятником мужества и храбрости советских людей, спасших мир от
фашизма.
- 5 -
Начало войны
Песня "Священная война" (см. прил. №1)
Сказать, что "Священная война" популярна и известна, - значит, ничего не
сказать. Эта песня стала символом нашей борьбы с фашизмом, боевым
знаменем, что призывно реяло над полями сражений величайшей из войн.
Автор текста - поэт Василий Лебедев-Кумач, один из создателей
советской массовой песни - "Песня о Родине", "Марш веселых ребят".
Музыка Александра Васильевича Александрова, российского композитора
и хорового дирижера, народного артиста СССР (1937), генерал-майора
(1943).
Стихи впервые были опубликованы 24 июня 1941 года в газетах
"Известия" и "Красная звезда". "Известия" попали в руки известному
композитору Александрову, и в тот же день им была написана музыка. А
вскоре песня, с нотами и без, появилась во многих фронтовых газетах.
«Когда произведение рождается, трудно угадать его судьбу, - рассказывал
народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Борис
Александрович Александров. - Помню, как утром 25 июня 41-го отец
написал на грифельной доске "Священную войну", тогда было не до того,
чтобы расписывать партитуру по голосам. Мы записали мелодию и слова в
свои тетради и стали репетировать. Никто не мог представить себе масштаба,
значения этой новой песни, хотя прозвучала она мощно, захватив своей
внутренней силой».
Впервые «Священная война» была исполнена группой Ансамбля
красноармейской песни и пляски под управлением А. В. Александрова 27
июля 41-го на Белорусском вокзале. В тот день залы ожидания, перрон и
привокзальная площадь были переполнены. Здесь собрались бойцы и
командиры Красной Армии, а также провожающие их женщины и дети.
Кругом стоял шум, зал своей сутолокой и теснотой напоминал пчелиный
улей. Но вот участники ансамбля поднялись на сколоченные наспех
подмостки, дирижер взмахнул палочкой, и грянула песня:
- 6 -
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой...
И тотчас же в зале наступила тишина. Люди вмиг почувствовали, что это
не обычная песня, а торжественный гимн, зовущий к борьбе и победе. С этим
гимном им и предстояло идти на войну.
Когда отзвучал последний аккорд, зал не шелохнулся. И лишь через
минуту – взрыв возгласов, рукоплесканий. Песню требовали повторить еще и
еще, пытаясь подпевать, запомнить слова, дабы увезти с собой вместе с
прощальной улыбкой матери и жены. С этого дня "Священная война" была
взята на вооружение нашей армией, всем народом. Ее пели всюду - на
переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковали оружие победы.
Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам. Она прошла от стен
Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакии,
Германию до стен Рейхстага.
Песня «Давай, закурим»
Известно более 2 десятков мелодичных вариантов песен "Давай, закурим".
Однако, в песенную антологию ВОВойны, золотой её фонд по праву вошёл
вариант мелодии, созданный на южном фронте, композитором гвардии
капитаном Модестом Табачниковым.
"Давай закурим" моя первая и самая любимая песня. С неё и началась моя
творческая жизнь на фронте'- рассказывал композитор и, она стала особенно
известной с 1941 года, когда Клавдия Шульженко включила её в свой
репертуар. К тому времени наши войска уже громили гитлеровцев
повсеместно, линия фронта резко изменилась и певица решила изменить
зачин песни, стала начинать её так:
О походах наших, о боях с врагами
Долго будут люди песни распевать,
И в кругу с друзьями часто с вечерами
- 7 -
Эти дни когда-нибудь мы будем вспоминать.
Песня «В землянке» (см. прил. №2)
«Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза...» Пожалуй,
даже среди нынешних молодых вряд ли найдется такой, кто хоть раз в жизни
не слышал «В землянке», а уж о тех, кому довелось понюхать пороху в ту
войну, и говорить не приходится, - седовласые ветераны, собравшись в
праздник за рюмочкой, нет-нет да затянут: «И поет мне в землянке гармонь
про улыбку твою и глаза...» Но мало кто знает, что эти до боли знакомые и
такие песенные строки вообще-то не предназначались для песни. Осенью 41-
го в селе Кашино, что по Волоколамскому направлению, военный
корреспондент Алексей Сурков написал их в письме к своей жене.
Слова вылились как бы сами собой из сердца после тяжелого дня, когда
вместе со штабом одного из гвардейских полков поэт пробивался из
окружения. 16 «домашних» строк наверняка так и остались бы частью
письма, не появись во фронтовой редакции зимой 42-го композитор
Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом
главного политического управления. Он попросил у Суркова «что-нибудь, на
что можно написать песню», и тот, к счастью, вспомнил о стихах,
написанных домой, разыскал их в блокноте, переписал начисто и отдал
Листову, будучи абсолютно уверенным, что ничего из этого не выйдет.
Оказалось, вышло.
«Стихи захватили меня своей эмоциональной силой, - вспоминал
композитор, - забрали искренностью, отозвались в сердце. Время -
бесконечно тревожное: немцы под Москвой, я - один, семья в эвакуации.
Думаю, не было тогда человека, у которого душа не болела бы...»
Через неделю Константин Листов снова пришел в редакцию и под гитару
спел новую песню. Ее слушали, затаив дыхание. На прощание композитор
взял лист бумаги, начертил на нем пять линеек и записал мелодию. Сам он в
глубине души не верил, что песня пойдет, слишком уж лирической она
получилась, а время требовало других - героических, маршевых.
- 8 -
«В землянке» отнес в «Комсомольскую правду», ничего не сказав
авторам, сотрудник фронтовой газеты Евгений Воробьев. Ее сразу запели все
и повсюду - такую искреннюю, такую человечную, такую желанную для
сердца. Так тоскующий живой голос Алексея Суркова услышала не только
его любимая Соня, но и вся страна.
«В землянке» была не только верным другом воинов в минуту затишья.
Эта, казалось бы, чисто лирическая песня порой становилась оружием: с нею
шли в бой. «В землянке» была любимой песней легендарного Цезаря
Куникова, того самого майора, что в феврале 43-го вместе со своими
бойцами захватил мыс в районе Мысхако под Новороссийском - плацдарм,
именуемый Малой Землей. Цезарь Куников погиб на Малой Земле. Когда
после семи месяцев героической обороны его друзья-малоземельцы шли на
штурм Новороссийска, они пели «В землянке» в память о своем командире.
И слова «Пой, гармоника, вьюге назло» звучали как вызов врагу, как вызов
самой смерти.
Еще одно свидетельство необычайной популярности песни -
многочисленные «ответы» на нее. Варианты их встречаются и в письмах,
присланных слушателями на радио «Ветер, вьюга метет и метет...», «Я читаю
письмо от тебя...», «Дни бегут беспокойной рекой...», «Я услышала голос
живой...» и другие.
Слова этой песни были как конвертики с весточкой из дома. Она не могла
не стать всенародно любимой. Но народная любовь и официальное
признание, увы, не одно и то же. Когда песня уже была готова, Политическое
управление предложило Суркову выбросить две строчки из шестнадцати:
«До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага». Немцы, мол, и так
уже вплотную к Москве подошли, настроение в армии упадническое, а тут
еще про смерть. «Да без них же и песни нет», - возмутился поэт и оставил
все, как было. В результате «В землянке» для широкого исполнения была «не
рекомендована». Означало это лишь одно: песню предлагали забыть.
- 9 -
Конечно, ее все равно запели. Она стала как народная. Сначала пошла из
уст в уста, потом появилась на грампластинках. Неутомимыми
пропагандистами «Землянки» в годы войны стали замечательные мастера
песни Леонид Утесов и Лидия Русланова. Лидия Андреевна записала ее на
пластинку в августе 42-го вместе с «Синим платочком». Но запись не была
тиражирована. И лишь недавно удалось отыскать ее так называемый
пробный оттиск. Теперь пластинка с этой песней в неповторимой
руслановской трактовке выпущена фирмой «Мелодия». Пели «В землянке» и
многочисленные ансамбли. А вот по радио она не звучала ни разу вплоть до
1954 года.
Пеня «Темная ночь» (см. прил. №3)
Родилась «Темная ночь» в 1942 году в Ташкенте, куда эвакуировалась во
время войны Киевская киностудия. Шли съемки фильма «Два бойца».
Музыку к фильму писал молодой, но уже достаточно известный композитор
Никита Богословский, автор таких популярных песен, как «Я на подвиг тебя
провожала» и «В далекий край товарищ улетает», - его специально отозвали с
фронта. Режиссер хотел, чтобы в картине звучала только симфоническая
музыка.
С той минуты, когда фильм «Два бойца» вышел на экраны, и началась
большая жизнь песни. «Темную ночь» запела буквально вся страна. Она
звучала в землянках (на фронте ее услышали еще до выхода фильма на
экраны: то ли «Темную ночь» привезли с собой артисты из Ташкента,
выступавшие на передовой, то ли солдаты, что вернулись в строй из
ташкентских госпиталей) и на концертных эстрадах.
В 1942 году произошла великая битва на подступах к нашей столице, она
навсегда вошла в историю как первое крупное поражение гитлеровских
войск во Второй мировой войне. Советские войска остановили под Москвой
бешеный натиск фашистских полчищ, нанесли врагу сокрушительный удар.
В эти суровые дни родилась "Песня защитников Москвы".
Не смять богатырскую силу:
- 10 -
Могуч наш заслон огневой.
Мы выроем немцу могилу
В туманных полях под Москвой…
Линия фронта отодвигалась все дальше от Москвы, наши войска шли
вперед, и песня шагала с ними в боевом строю.
- 11 -
Песни 1943 года
Наступил 1943 год. В феврале победоносно закончилась Сталинградская
операция: завершена ликвидация окруженной группировки противника. В
Сталинграде наступила непривычная тишина…
Песня «Случайный вальс»
Поэт Евгений Долматовский вспоминает: "Через несколько дней мы с
композитором Марком Фрадкиным уже ехали в эшелоне на новый фронт -
будущую Курскую дугу. Поезд шел медленно, часто останавливался, а мы
стали сочинять песню". Результатом их работы стала известная и многими
любимая песня "Случайный вальс".
Ночь коротка, Спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука
После тревог спит городок
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.
Песни слышались везде. В них звучали и радость побед, и горечь
расставаний, и воспоминания о доме, о любимых.
Песня «В лесу прифронтовом»
Муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского. Эта песня была написана в 1943
году, редкое долголетие ей было суждено.
«В лесу прифронтовом». Как она родилась? Исаковский отвечал на этот
вопрос так:
«Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год
войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью,
тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину,
которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи старому товарищу,
композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио,
как песню исполняет Ефрем Флакс».
- 12 -
Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно
живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме,
о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает”
хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и
это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти
никакими тяготами войны.
- В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает
М. Блантер, - хотелось дать возможность солдату “пообщаться” с близкими,
высказать сокровенные думы свои, высказать их подруге, невесте, жене,
находившимся где-то за тридевять земель, в далеком тылу.
Но “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине
удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и
мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на
бой с ненавистным врагом.
Песня «На солнечной поляночке»
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Эти слова принадлежат герою поэмы А. Твардовского Василию Теркину.
Очень правильные слова! И думается, что с полным основанием их можно
отнести и к песне-шутке. Ведь без нее очень трудно было бы бойцу
переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни.
Именно такую песню – шутку “На солнечной поляночке” создали в 1943
году композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Алексей Фатьянов.
Нужно отметить, что композитор к тому времени был уже известным,
написавшим такие популярные песни военных лет, как “Играй, мой баян” и
знаменитый “Вечер на рейде”.
- 13 -
Что же касается Фатьянова, то двадцатитрехлетний поэт только начинал
свой творческий путь.
- Как-то, - вспоминал композитор, - ко мне обратился солдат в кирзовых
сапогах – красивый, рослый молодей, с румянцем во всю щеку, назвался
Алексеем Фатьяновым, поэтом, прочитал, встряхивая золотистой копной
волос, свои стихи. Они мне понравились лиризмом, напевностью, юмором.
Так состоялось мое знакомство с поэтом, перешедшее затем в творческое
содружество.
Первоначально композитор написал песню в форме лирического вальса,
мечтательного и задумчивого. Музыка получилась приятная на слух, она
нравилась слушателям. Нравилась всем, кроме самого композитора.
Взыскательный мастер почувствовал, что песне недостает той
жизнерадостности, веселья, удали, которыми проникнуты стихи Фатьянова.
Ведь образ парнишки, который “на тальяночке играет про любовь”, чем-то
близок тому же Теркину, никогда не унывающему воину, всегда готовому
порадовать бойцов шутками и прибаутками.
- И я отбросил эту музыку и написал новую мелодию.
На этот раз получилась та песня, которую мы все знаем и любим.
- 14 -
Песни 1944 года
Когда пришел конец 1944 года, наша Родина была полностью
освобождена от гитлеровских оккупантов. Советские войска воевали за ее
пределами. В эти дни на фронте появилась новая песня. Это была песня
«Под звездами балканскими»:
Где вы, где вы, очи карие.
Где ты, мой родимый край?
Впереди - страна Болгария,
Позади - река Дунай.
Победа над врагом стала ближе и ощутимее, и эта уверенность сразу
отразилась в песнях, многочисленных частушках, сочиняемых бойцами на
фронте.
Ты сыграй, моя гармошка,
Да на полный разворот,
Как советские гвардейцы
Взяли фрицев в оборот.
От Москвы и до Берлина
Дороженька узкая
Сколько Гитлер не воюй.
А победа - русская.
Распроклятые фашисты
Мирную жизнь нарушили,
Осквернили нашу землю,
Города разрушили.
Мой миленочек воюет,
Темной ноченьки не спит,
У меня о сероглазеньком
Сердечко так болит.
- 15 -
Капать слезы погодите
На мою на белу грудь.
Вам, фашисты, не удастся,
Силу русскую согнуть.
За свою родную землю
Грудью станем как один,
Будь уверена подружка,
Мы фашистов победим!
Милый Вася, я снялася
В гимнастёрке под ремень:
На груди сияет орден
И пилотка набекрень.
Девушки у нас весёлые,
На границе тишина:
Сорок пятого, девятого
Закончилась война.
Как в Германии недавно
Поросёнок околел:
Три недели Гитлер плакал —
Поросятины хотел.
Дайте, дайте мне винтовку,
Пойду воевать —
В партизанские отряды,
Партизанам помогать.
Лес грузили, воз толкали,
Меж собой ругалися,
А гармошку услыхали
Сразу рассмеялися.
- 16 -
Последний год войны
Песня «Соловьи»
Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не
влюбился бы в нее. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и
сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то
необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто
говорили о том, что было в те дни на душе у каждого бойца:
Ведь завтра снова будет бой –
Уж так назначено судьбой,
Чтоб нам уйти, недолюбив,
От наших жен, от наших нив.
Но с каждым шагом в том бою
Нам ближе дом в родном краю.
Песня «Казаки в Берлине»
Эта песня родилась в незабываемый День Победы. Она как бы
завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые
прозвучала “Священная война”, звавшая на смертный бой с фашизмом, и
закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии.
Слова песни написал поэт Цезарь Солодарь. В качестве военного
корреспондента он присутствовал при подписании фельдмаршалом Кейтелем
акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Написал
под впечатлением эпизода, свидетелем которого он был.
Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживленных
перекрестков немецкой столицы, все еще заваленной щебнем и
покореженным железом, лихо орудовала флажком юная регулировщица в
пилотке. Десятка берлинцев наблюдали за ее размеренными и властными
движениями.
- Вдруг послышался цокот копыт, - рассказывает поэт, - и мы увидели
приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без седел. И
- 17 -
только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это
были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных
просторах Подмосковья в памятном декабре 1941 года.
Не знаю, о чем подумала тогда регулировщица с ефрейторскими
погонами, но можно было заметить, что какие-то секунды ее внимание
безраздельно поглотила конница. Четким взмахом флажков и строгим
взглядом преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила
пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись ехавшему на поджаром
дончаке молодому казаку, задиристо крикнула:
- Давай, конница! Не задерживай!
Казак быстро отъехал в сторону и подал команду:
- Рысью!
Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего
командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед,
обернулся и на прощанье махнул рукой регулировщице.
Песня «Дороги»
Песня "Дороги" родилась не в годы войны, а осенью 1945 года. Песня не
зовёт в бой, но думы всё ещё связаны с войной, в памяти живут те, кто не
вернулся с поля брани, не утихло горе матерей, жён, детей.
“Из написанных мною песен наиболее любима “Эх, дороги...”,—
подытожил свою многолетнюю и плодотворную работу в песенном жанре
Герой Социалистического Труда, народный артист СССР, лауреат
Государственных премий СССР композитор А. Г. Новиков. Она очень близка
по строю народной песне. Помните: “Эх, ты ноченька...” Тот же глубокий
вздох вначале, определяющий основной настрой песни-воспоминания...”
Написана она была по заказу Ансамбля песни и пляски НКВД вскоре после
окончания Великой Отечественной войны для программы “Весна победная”,
которую ставил режиссер этого ансамбля Сергей Юткевич — ныне Герой
Социалистического Труда, народный артист СССР, известный советский
кинорежиссер. Именно ему принадлежала идея включения в названную
- 18 -
программу мизансцены: вагон, солдаты едут с фронта и тихонько напевают.
Поначалу и название у песни было соответствующее этому эпизоду — “Под
стук колес”. Первым исполнителем песни стал солист этого ансамбля Иван
Шмелев.
- 19 -
Заключение
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели-
Как он был нелегок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест,
Как на запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помереть нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить…
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Время нас, как пулеметом косит,
Но меня, пока еще живой,
Песня незабвенная уносит
В незабвенный лес прифронтовой…
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи…
Помните, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
А. Аркадьев (ветеран Великой Отечественной войны)
Песни военных лет… Своеобразная летопись Великой Отечественной с
разными, как и положено, страницами – от трагических до счастливых.
Сколько их, прекрасных и незабываемых! В них есть все: и горечь
отступления в первые месяцы 41 – го, и радость возвращения к своим, и
- 20 -
рассказы о подвигах. Эти песни рождало время – суровое, трудное, огненное.
Но почему-то большинство из них лиричны и трогательны. Они помогали,
согревали, поддерживали. Их пели в короткие передышки между боями в
окопах, на привалах и в землянках, по одному и все вместе, под гармошку,
гитару или просто под шум дождя... В этих песнях не было войны. В них
любили, ждали и верили. Сегодня "Темная ночь", "Священная война", "В
землянке" и многие другие - это старые песни о главном. Наверное, потому и
поют их до сих пор!
Фронтовые песни вошли в историю, стали музыкальными памятниками
героических военных лет. И радостно сознавать, что многие песни тех лет
по-прежнему любимы. Они выдержали суровое испытание временем. И чем
больше времени отделяет нас от последних победных залпов, тем дороже
становится все, даже малейшие детали, рассказывающие о том, как ковалось
это грозное оружие - фронтовая песня.
- 21 -
Список литературы
1. Александров Б.А. Статьи, материалы/ сост. Б. Рунов.- М.: Сов.
композитор, 1985.-162с.
2. Бирюков Ю. Вставай, страна огромная!: [из истории создания песни]//
Родина.-1996.-№6.-С.88-91.
3. Гусев Г. Песни нашей победы // Наш современник.-1995.-№5.-С.39-40.
4. Завадская Н. Любимые песни военных лет: рассказы, песни,
фотодокументы.- М.: Сов. композитор,1987.-120с.
5. Музы вели бой. Деятели литературы и искусства в годы ВОВ/ сост.С.
Красильщик.- М.: АПИ,1985.-343с.
6. Песни огненных лет. Дополнительный материал: о знаменитых песнях
ВОВ // Читаем, учимся, играем.-2003.-№2.-С.42-43.
7. Песни опаленные, войной: песенник/ сост. Г.В.Щеглов. – Н.Новгород:
Нижегородская ярмарка, 1995.-256с.
8. Пожидаев Г.А. Встречи с музыкой. - М.: Редакция журнала. «Искусство
в школе», 1995.-319с.
9. Рожденные в боях /сост. П.Ф.Лебедев.- М.Молодая гвардия, 1985.-239с.,
ил.
10. ЦРБ им. 1 Мая ; сост. вед. библиотекарь И.Ф. Кокина. - Н. Новгород,
2005. - 26 с.
11. www.festival@1september.ru
- 22 -
Приложение
- 23 -
Приложение №1
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Припев:
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна!
Идет война народная,
Священная война.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.
Припев.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Припев.
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб.
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб.
Припев.
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
- 24 -
Приложение №2
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега…
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти - четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
- 25 -
Приложение №3
Темная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В темную ночь ты, любимая, знаю не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня темной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю, встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна,
С ней не раз мы встречались в степи.
Вот и теперь надо мною она кружится.
Ты меня ждешь
И у детской кроватки не спишь
И поэтому знаю со мной ничего не случится.