Классный час "Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова"
«Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова»
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 (15) октября 1814, Москва — 15 (27) июля 1841, Пятигорск) —
русский поэт, прозаик, драматург, художник, офицер.
Сегодня на уроке мы с вами, ребята, познакомимся с жизнью и творчеством известного русского
поэта 19 века М.Ю.Лермонтова. Вы видите, что поэт изображен в военной форме,( на плечо
наброшена лохматая бурка, фоном виднеются горы Кавказа.) Но самое - главное- это лицо,
печальное, напряженное, с тоской в глазах. Поэт обладал большими, карими глазами, сила
которых до сих пор остается загадкой. Поэт прожил очень короткую, трагическую жизнь, но успел
за эти немногие годы написать много прекрасных стихотворений, поэм и даже роман.
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть,
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть..
Родители
Род Лермонтовых ведет свое начало из Шотландии. Его потомок Тома Лермонт, автор романа в
стихах «Тристан и Изольда». Один из этого рода- Юшко (Георг) с 1613г на царской службе в
Москве, получил во владение земли за Костромой и положил начало русским Лермонтовым,
предкам отца поэта. В ночь на 3 октября 1814 года в маленьком домике у Красных Ворот, в семье
отставного капитана Юрия Лермонтова родился сын Михаил. Юрий Петрович, отставной
пехотный капитан, из обедневшей дворянской семьи; мать, Мария Михайловна, урожденная
Арсеньева (из рода Столыпиных) принадлежала к богатой и знатной семье. Отец Лермонтова был
небогат и незнатен. Брак был, по тогдашним понятиям, неравным. В 1817 году умерла мать
Лермонтова (в возрасте 21 года). Смутно помнил Лермонтов ласковые руки и слабый голосок
матери, напевавшей ему грустную песню.
Бабушка
Бабушка Лермонтова по материнской линии Елизавета Арсеньева нежно полюбила внука, но
терпеть не могла отца его. На этой почве начались семейные распри. Семейные отношения с ее
смертью еще более обострились. Отец должен был отказаться от сына, чтобы сохранить ему
наследство: таково было требование бабушки. Лермонтов любил и бабушку и отца. Оставшись на
попечении бабушки, благодарный ей за ее любовь к нему, он не мог, однако, не думать об отце.
Бабушка очень любила внука, заботилась о нем, дала хорошее образование. Он владел
английским, французским, немецким языками. А потом изучил азербайджанский и грузинский.
Лермонтов играл на скрипке и рояле, флейте, пел, сочинял музыку на собственные стихи.
Имение в Тарханах
Лермонтову не исполнилось и года, когда его перевезли из Москвы в Тарханы - в имение его
бабушки. Здесь и прошло детство будущего поэта. Здесь он познал неброскую красоту
среднерусской природы, приобщился к поэзии деревенского быта.
Имение в Тарханах
Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. У
него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской - изразцовая лежанка, обитые
желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась,
как фонарик. Пол покрыт сукном - мальчик рисовал на нем цветными мелками. Первое время у
него была нянька - дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова. Вскоре ее заменила бонна
- воспитательница-немка Христина Осиповна Ремер, человек очень добрый и справедливы "Все
ходили кругом да около Миши. Все должны были угождать ему, забавлять его. Зимой
устраивалась гора, на ней катали Мишеля. Во время Святок каждый вечер приходили в барские
покои ряженые из дворовых, плясали, пели, играли. Если случалось ему заболевать, то в
"деловой" девушки освобождались от работ и им приказывалось молиться Богу об исцелении
молодого барина. В доме постоянно жили мальчики - сверстники, дети родственников и соседей.
Они вместе с деревенскими ребятами играли, строили и брали штурмом снежные крепости,
скакали верхом. В летнее время рыли окопы и устраивали потешные бои на манер Петра I.
Часами пропадали в лесу и на речке. Его любят за прямоту, настойчивость, верность в дружбе.
Под опекой дядьки Лермонтова Андрея Ивановича Соколова и гувернера Жана Капэ дети
отправлялись в поход по окрестностям. Если случалась дальняя прогулка, присутствие Соколова
было порукой, что ничего не случится, никто не потеряется. При Соколове мальчикам
разрешалось даже залезать в полуобвалившиеся пещеры, где, как рассказывала бабушка,
прятались от пугачевских войск помещики. Во всех играх Лермонтов - командир, неистощимый на
выдумки.
Сказочный и романтический мир
В детстве к маленькому барчонку приходили крепостные крестьянки и рассказывали «сказки про
волжских разбойников», и его воображение наполнялось чудесами дикой храбрости и картинами
мрачными... Он воображал себя волжским разбойником, среди синих и студеных волн, в тени
дремучих лесов, в шуме битв, в ночных наездах при звуке песен, под свистом волжской бури...»
Весь мир природы был для поэта родным домом. Он слышал ее таинственные голоса - как "звезда
со звездою говорит", как "пела русалка над синей рекой". Самые первые, а потому и самые
прочные впечатления - это скромный прелестный пейзаж Тархан, первые воспоминания- русские
песни, народные игры и хороводы, неторопливые рассказы об Иване Грозном, о Степане Разине и
Пугачеве. Картины природы оживали в воображении маленького Лермонтова и становились
волшебными. "Когда я еще мал был, я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в
виде рыцарей со шлемами теснились вокруг нее», позднее писал Лермонтов. Идеальный —
романтический и сказочный — мир, который жил в воображении юного Лермонтова, «отложился»
впоследствии во многих его лирических созданиях.
Учеба и образование
В Москве, во время учения в Университетском благородном пансионе, Лермонтов очень
радовался встречам с отцом, который приезжал на считанные дни два-три раза в год. Он дарил
отцу свои рисунки и стихи и доволен был, что они переходят в столь любимые руки. В 1827 году
бабушка повезла Мишу в Москву - она решила поместить его в Университетский благородный
пансион, но прежде нанять ему учителей на год, чтобы он смог поступить сразу в четвертый класс.
Почти каждую неделю бабушка устраивала детский бал. Вместе с семьей Мещериновых (соседи и
дальние родственники) Лермонтов побывал в Большом театре на комической опере "Князь-
невидимка". После этого затеяли у Мещериновых делать дома кукольный театр - театр
марионеток. Столяру был заказан корпус театра - ящик, открытый сверху и спереди. Дети усердно
обклеили его золотой бумагой. А когда принялись за кукол - тут пригодился Мишин талант. Он
лепил из воска головы, руки, ноги, а все остальное делалось из всякой мишуры, бумаги, бусин,
палочек, тряпок. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука.
1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский
благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное
образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано
осознав, что поэзия - его призвание. Осенью 1830 поступает в Московский университет на
нравственно-политическое отделение, но ушел из университета в 1832г. В 1831 году умирает его
отец. 4 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были, по его словам, "страшными". По
окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка,
стоявшего в Царском Селе.
Кумиром поэта был Пушкин. Когда Пушкин погиб, Лермонтов написал резкое обвинительное
стихотворение «Смерть поэта», 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных
стихах", за которое он был сослан на Кавказ.
Кавказ
Лермонтов был довольно болезненным мальчиком и бабушка трижды возила его на Кавказ к
Горячим водам. Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этой поездки. Ожидания не обманули
будущего поэта. На Горячих водах (так до 1830 года назывался Пятигорск) он наблюдал нравы
кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих вод Лермонтов
присутствовал на празднике горцев, где слушал песни народного певца, смотрел на скачки,
состязания в стрельбе. Здесь он впервые испытал чувство любви. Позднее, в 1830г., он запишет
об этом в дневнике: "Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду? Мы были
большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушка, кузины. К моим кузинам приходила
одна дама с дочерью, девочкой лет девяти. Я ее видел там. Я не помню, хороша она была или
нет. Но ее образ и теперь еще хранится в голове моей". Впечатления от этих поездок остались у
Лермонтова в памяти на всю жизнь, нашли отражение в раннем творчестве. "Кавказ", (1830);
"Синие горы Кавказа, приветствую вас!", (1832). В 1837 году Лермонтов был переведен из гвардии
в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Почти все, что
создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские
темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой
нашего времени" (1838).
Лермонтов- художник
Уже в детстве проявились особенности таланта Лермонтова. Его образы почти всегда зрительные.
Вот как он сам говорит об этом в автобиографических заметках: "Помню облако, которое
небольшое, как бы оторванный клочок черного плаща, быстро неслось по небу: это так живо
передо мною, как будто вижу..." Вы видите зарисовки поэта к своим произведениям.
Смерть поэта
Дуэли появились в России в первые десятилетия 18 в. среди иностранцев, а затем вошли в
обычаи у русского дворянства, несмотря на законы, запрещавшие поединки. Во времена
Лермонтова дуэль приравнивалась к уголовному преступлению. Ход дуэли как акта защиты
дворянской чести регламентировался дуэльным кодексом, выработанным во Франции. Дуэльная
практика основывалась больше на предании, чем на кодексе. Лермонтов дрался на дуэли с Э.де
Барантом (18 февр.1840г) и Н.С.Мартыновым (27 июля 1841г). Последняя дуэль стала роковой..
М. Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. Ф. О. Будкин. Масло. 1834 год.
Причины этой дуэли во многом известны, но до конца не ясны до сих пор. Раньше все было
просто: в советское время в учебниках сообщалось, что жандармы, связанные с самим своим
шефом Бенкендорфом, организовали ссору и дуэль Лермонтову, чтобы уничтожить поэта-
свободолюбца, чуть ли не по приказу царя Николая I.
Пётр Заболотский. М. Ю. Лермонтов 1837
16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль в разгар бала словно невзначай вспыхнула ссора
Лермонтова с сыном французского посла де Баранта — Эрнестом. Молодому французу сообщили
эпиграмму Лермонтова, писанную еще в юнкерской школе по адресу совершенно другого лица, и
уверили, что поэт оскорбил в этом четверостишии именно его, да еще будто бы дурно отзывался о
нем в разговоре с одной дамой. На балу Барант подошел к Лермонтову и потребовал от него
объяснений.
М. Ю. Лермонтов в сюртуке лейб-гвардии Гусарского полка.
А. И. Клюндер. Акварель. 1838 год.
Дуэль состоялась 18 февраля рано утром на Парголовской дороге, за Черной речкой, недалеко от
того места, где Пушкин стрелялся с Дантесом. Дуэль окончилась бескровно: одна шпага
переломилась, перешли на пистолеты, и Барант, хотя и целился, промахнулся, а Лермонтов уже
после этого разрядил пистолет, выстрелив в сторону. Противники помирились и разъехались.
Но тайными путями о дуэли стало известно начальству. Лермонтова арестовали и предали
военному суду за «недонесение» о дуэли.Царь распорядился снова сослать Лермонтова на
Кавказ, в армейский полк, воевавший в самом отдаленном и опасном пункте Кавказской линии.
Прибыв на Кавказ, Лермонтов окунулся в боевую жизнь и на первых же порах отличился, согласно
официальному донесению, «мужеством и хладнокровием».
М. Ю. Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
К. А. Горбунов . Масло. 1883 год.
В Пятигорске произошла его ссора с майором в отставке Николаем Соломоновичем Мартыновым.
Мартынов был старым товарищем и однокашником Лермонтова еще со времен совместного
обучения в военной школе. Они были знакомы более восьми лет. Мартынов, как человек довольно
ограниченный, не отличался особыми способностями. Ему подходило его прозвище "Мартышка".
Зато он был очень самолюбивым.
Картина Лермонтова "Вид Пятигорска".
В наше время на странице одной книги тех лет обнаружена анонимная, написанная от руки
печатными (!) буквами, насмешливо-оскорбительная эпиграмма на Лермонтова, относящаяся к
преддуэльному периоду. На ней рукой Лермонтова написаны карандашом два слова: "Подлец
Мартышка", то есть Мартынов. И, хотя авторство Мартынова не доказано, эпиграмма достигла
своей цели, вызвав раздражение поэта. Над Мартыновым насмехалось даже его окружение, а
Лермонтов называл его "горцем с большим кинжалом".
Итак, вечером 13 июля 1841 года в зале дома генерала Верзилина находились несколько человек.
На диване сидели и оживленно беседовали Лермонтов, дочь хозяйки Эмилия Александровна и
Лев Сергеевич Пушкин (!) - младший брат великого поэта. Фортепиано, на котором играл князь
С.Трубецкой, стояло в северо-восточном углу большого зала. Около фортепиано - перед ссорой -
стояли и разговаривали Надежда Петровна Верзилина и Мартынов в своем кавказском наряде.
Лермонтов, повернувшись к собеседнице и имея в виду Мартынова, сказал ей шутливо, чтобы она
была осторожна с этим опасным "горцем с большим кинжалом", который может убить. К
несчастью, в этот момент Трубецкой прекратил играть на фортепиано и слова Лермонтова ясно
прозвучали в большом зале. Мартынов "взорвался" и резко заявил, что он долго терпел
оскорбления господина Лермонтова и терпеть их больше не намерен.
Обстановка дома, где, собственно, и состоялся вызов на дуэль.
После этого вечера на лестнице дома Верзилина между Лермонтовым и Мартыновым состоялся
разговор на повышенных тонах. Безусловно, Лермонтов, не придавая серьезного значения
произошедшей ссоре, не стремился извиниться перед Мартыновым и успокоить его, и
возбужденный разговор закончился вызовом Лермонтова на дуэль. Спустя годы Мартынов
объяснял, что он вызвал Лермонтова на дуэль за то, что поэт в 1837 году оскорбил его семью и
сестру, вскрыв и прочитав посланное с ним письмо его сестры Натальи, чтобы узнать ее мнение о
нем.
И вот настал роковой вторник. Дуэль состоялась 15 июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера.
Раньше считалось, что она произошла у подножия горы Машук возле Пятигорска, и на месте дуэли
в 1915 году был установлен обелиск, созданный скульптором Микешиным, но в советское время
было установлено, что на самом деле дуэль была в другом месте - у Перкальской скалы. Условия
дуэли были жестокими: стреляться до 3-х раз (!) при барьерах в 15 шагов (10,5 метра).
Что же касается секундантов, то с ними удивительная история. Много лет спустя Васильчиков
заявил, что секундантами на дуэли были Столыпин (родственник поэта), Глебов, Трубецкой (друг
поэта) и он, Васильчиков. На следствии было сказано, что Глебов был секундантом Мартынова, а
Васильчиков (!) - Лермонтова. Присутствие Трубецкого скрыли потому, что он приехал в Пятигорск
без отпуска, а присутствие Столыпина скрыли потому, что тот уже раз был замешан в дуэли
Лермонтова с де Барантом и их обоих ждало бы серьезное наказание.
По мнению известного лермонтоведа Э.Гернштейн, когда перед дуэлью началась буря, то,
видимо, Столыпин, Трубецкой и, может быть, Дорохов на какие-то минуты не успели подъехать к
месту дуэли до ее начала. Столыпин и Трубецкой, друзья и секунданты поэта, не думали, что
поединок начнется при грозе и проливном дожде, тем более до их приезда. Но Мартынов торопил
Лермонтова, и тот принял дуэль при двух секундантах. Так получилось, что Глебов и Васильчиков
стали одновременно секундантами и Лермонтова, и Мартынова.
Мартынов, вызвавший Лермонтова на дуэль, не имел права выстрелить в воздух, так как тогда
поединок считался бы недействительным, фарсом, ведь оба не подверглись опасности. А если бы
Мартынов стрелял явно не прицельно, мимо Лермонтова, то он стал бы посмешищем. Так что
отступать Мартынову было некуда.
В записи П. Дикова так отображен поединок у подножия Машука:
“Лермонтов хотел казаться спокойным, но на его лице выражалось болезненное состояние. Он
поднял пистолет и опустил его тотчас же:
— Господа! Я стрелять не хочу! Вам известно, что я стреляю хорошо; такое ничтожное расстояние
не позволит мне дать промах…
Мартынов задрожал, но промолчал. Лермонтов… поднял пистолет и выстрелил вверх над его
головой”. Затем грянул выстрел Мартынова. Поэт упал… “Мы подбежали, говорили мне бывшие в
толпе, он едва дышал; пуля пробила руку и правый бок. По увещеванию секундантов, Мартынов
подошел к Лермонтову и сказал: “Прости, Лермонтов!”. Последний хотел что-то сказать,
повернулся и умер со своей ужасною погубившею его улыбкою”.
И. Е. Репин. Дуэль
Этот документ подтверждает, что в ходе следствия секунданты скрыли один факт — пожалуй,
самый важный: Мартынов стрелял в Лермонтова не только будучи уверенным, что тот в него не
целится и не выстрелит, но именно в тот самый момент, когда Лермонтов поднял руку с
пистолетом и, возможно, даже успел выстрелить в воздух. Это последнее характеризует
необычный угол раневого канала, послуживший в свое время поводом для фантастической
версии: будто в Лермонтова стрелял не Мартынов, а некто другой в кустах на скале.
М. Ю. Лермонтов на смертном одре. Р. К. Шведе. Масло. 1841 год.
Похороны Лермонтова не могли быть совершены по церковному обряду, несмотря на все хлопоты
друзей, официальное известие об его смерти гласило: «15-го июля, около 5 часов вечера,
разразилась ужасная буря с громом и молнией; в это самое время между горами Машуком и
Бештау скончался М. Ю. Лермонтов». По словам кн. Васильчикова, в Петербурге, в высшем
обществе, смерть поэта встретили отзывом: «туда ему и дорога»… В своих воспоминаниях П. П.
Вяземский, со слов флигель-адъютанта полковника Лужина, отметил, что Николай I, отозвался об
этом, сказав: «Собаке — собачья смерть».
Гравюра Ивана Ивановича Матюшина с портрета 1841 года
Портрет Лермонтова в гробу 15 июля 1841 года
Спустя несколько месяцев Арсеньева перевезла прах внука в Тарханы.
Майор Мартынов после ареста за дуэль с Лермонтовым и убийство поэта думал, что его ждет
суровый приговор: ссылка в Сибирь или разжалование в рядовые. Однако этого не случилось. Он
был приговорен военным судом к заключению в крепость на гауптвахту на 3 месяца и преданию
церковному покаянию. Исключительно мягкое наказание для убийцы соперника на дуэли при
отягчающих вину обстоятельствах! А Николай I простил убийцу Лермонтова. Он даже отменил его
заключение в крепость, оставив только церковное покаяние. Мартынов женился и несколько лет
безбедно проживал в Киеве. Но большинство передовых людей смотрели на Мартынова как на
прокаженного. Последние годы Мартынов проводил если не в добровольном заточении, то в
Английском доме за крупной карточной игрой. Он стал мистиком и занимался в своем кабинете
вызыванием духов.
В 1875 году на 60-м году жизни Мартынов умер. В завещании он просил родных похоронить его в
Знаменском (село под Москвой, принадлежавшее его отцу С.Мартынову), но не в фамильном
склепе, а в отдельной могиле и не ставить на ней никаких надгробий, не делать никаких надписей,
чтобы память о нем исчезла (!). Но родственники похоронили его в фамильном склепе. В 1924 году
в бывшем имении Мартынова разместилась колония беспризорников. Когда ребятам рассказали,
кто такой Мартынов, они проникли в склеп, извлекли его скелет и разбросали останки Мартынова
по усадьбе. Чтобы колонисты перестали лазить в усыпальницу, ее засыпали землей. Теперь село
Знаменское называется Лесная Цесарка, а в народе его зовут Черное место или Мартыново. На
территории воинской части то нелепо гибнут солдаты, то случаются странные пожары. Поистине
проклятое место.
Начальная школа - еще материалы к урокам:
- Классный час "Край родной Киселёвск"
- Сценарий новогоднего утренника "Зимняя сказка" 1 класс ОС «Школа России»
- Классный час "Оренбургский пуховый платок. Асаева Минлегуль Мазитовна"
- Классный час "Мой дом. Моя Родина" 1 класс
- Познавательно-развлекательная игра "Путешествие в страну Сообразилию"
- Презентация "Эрмитажу 250 лет"