Классный час "Оренбургский пуховый платок. Асаева Минлегуль Мазитовна"

Пояснительная записка
Час общения.
Из цикла: «Встречи с интересными людьми»
«Оренбургский пуховый платок. Асаева Минлегуль Мазитовна.»
Цель:
Познакомить ребят с визитной карточкой Оренбургской области « Оренбургским
пуховым платком».
Задачи:
1. Познакомить учащихся с Асаевой М.М. пуховницей Советского района г.Орска.
2. Развивать коммуникативные качества учащихся.
3. Воспитывать уважение, доброту к старшему поколению, развивать чувство
прекрасного, любви к своему народу.
Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании. И успех
достигается только при удовлетворении интересов детей и когда реализуются
педагогические замыслы классного руководителя.
Готовя встречу, была проведена определённая подготовительная работа:
предварительная беседа с Асаевой М.М., рассказано о цели мероприятия, о его
направленности, об участниках беседы, обговаривалось место встречи, форма общения.
Вместе с тем классный руководитель готовил учащихся к встрече, вызывая у них
интерес к предстоящему мероприятию, рассказывая о достоинствах собеседника,
готовился подарок, настрой учащихся на проявление уважения и внимания к своей
односельчанке.
В годовом плане воспитательной работы класса мероприятие занимает важное место
в разделе патриотического воспитания.
Ожидаемым результатом этой встречи станет буклет с узорами для пуховых
платков.. Данная встреча послужит началом проведения следующей - ещё с одной
женщиной нашего района,жттельницей блокадного Ленинграда Ковалевой А.Ф. .
Я считаю, что такие встречи являются очень актуальными, т. к. современная
молодёжь недостаточно знает о жизни своего народа, даже о рядом живущих. Сколько
пришлось ему вынести на своих плечах, не только во время войны, но и в послевоенное
время, особенно женщинам, которым приходилось, и работать за мужчин, и растить детей.
Но они оставались добрыми, весёлыми, сильными, ласковыми.
Час общения.
Из цикла: «Встречи с интересными людьми»
«Оренбургский пуховый платок»
Ход часа общения:
I. Вступление.
Мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьёзное отношение к теме
разговора.
Звучит песня « Оренбургский пуховый платок»
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте»
больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Радостней сделалась жизнь?
- Сейчас прозвучала песня « Оренбургский пуховый платок»
- А кто знает , ребята,чем знаменит Оренбургский пуховый платок?
(Ответы ребят)
- Пуховязальный промысел возник в русском городе Оренбурге более
200 лет назад. Это теплая шаль, ажурный платок, «паутинка» и
ажурный палантин. В их удивительном согласии соединились уникальные
качества пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии
и порядка.
Изделия из оренбургского пуха шали и паутинки особенно
нежные и мягкие. Пух давали и дают сейчас козы с длинным ворсом,
выведенные в этих местах путём длительного отбора и разведения. Сейчас
эта порода носит название - оренбургские козы. Слава о ней и пухе этих коз
широко разошлась по всему свету. Внешне оренбургские козы ничем не
примечательны. Вид у них обычный - рогатые и бородатые. Чаще они
бывают тёмной однотонной масти, реже светлой.
Оренбургских коз пробовали вывозить за границу, но через несколько лет
пух у них исчезал, и они становились грубошёрстными животными.
Специалисты полагают, что для созревания пуха нужны жёсткие морозы,
леденящие ветры, обильные снегопады. Как раз такая погода и стоит в
зимние дни в оренбургских степях вблизи Губерлинских гор. И растёт в
этих условиях пух, словно на дрожжах.
II. Основная часть.
- Сегодня к нам на час общения пришла удивительная женщина Асаева
Минлегуль Мазитовна. Всмотритесь в это простое лицо, в эти добрые глаза,
которые ещё хранят нежность и красоту, которые светятся добротой.
Минлегуль Мазитовна, замечательный человек, она вяжет Оренбургские
пуховые платки, в них она как художник в своих картинах, или как поэт в
стихах выржает свои мысли,чувства,переживания о родном городе, о своих
несбывшихся мечтах, о том далёком времени, которое невозможно забыть и
сейчас. Я думаю, что только добрый и честный человек может создавать
такие прекрасные работы.
Исстари считается, что подлинное мастерство приходит только к
человеку доброму. Засела в душе корысть не откроется тебе истинная
красота, не вязать тебе хорошего платка. Сколько притч, преданий об этом в
Приуральских степях!
«Ребята, а что в вашем понимании значит доброта?» (высказывания
ребят). «А теперь давайте спросим у Минлегуль Мазитовны, что для неё
значит доброта и много ли она видела добрых людей? Как ей удалось,
пережив столько невзгод остаться доброй, внимательной, отзывчивой к
чужому горю и написать столько стихов?» (ответ Асаевой М.М.)
Я хочу прочитать стихи А. Ахматовой, которые очень подходят
Минлегуль Мазитовне.
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Родилась наша мастерица 01.05.1942г. в с. Чулпан Кувандыкского
района Оренбургской области. В их большой семье вязали все. Прабабушка
научила бабушку, бабушка маму, а мама своих детей. Минягуль росла в
послевоенное голодное время и освоить ремесло пуховязальщицы ей
пришлось уже в пять лет. Готовые паутинки возили на рынок в г.Оренбург,
продавали, либо обменивали на продукты. Одновременно помогала матери,
которая работала в пуховязальной артели.
Долог путь изготовления Оренбургского пухового платка.
"Урожай" козьего пуха собирают в самом конце зимы или в начале
весны. В это время, когда у животных наступает линька, их начинают
чесать. Делают это вручную, в светлых, обязательно сухих помещениях.
Коз чешут металлическими гребнями, которые бывают двух видов:
редкие и частые. Делают это очень аккуратно. За день опытный
чесальщик может обработать около двадцати животных. Сначала козу
расчёсывают редким гребнем, потом берутся за частый. С одной козы
получают около 350-400 граммов пуха. Самые высокие начёсы получают
с животных возраста от шести до семи лет. Потом качество пуха
падает и его становится меньше.
Через две-три недели козу снова вычёсывают, снимая остатки пуха.
После "чёски" внешний вид животных заметно меняется: они
становятся стройными и длинноногими. Хотя до этого времени
казались массивными и даже почти квадратными. В облегчённом наряде
козы и встречают весну и первые лучи согревающего солнца.
Дальше козий пух сортируют, очищают, расчёсывают, отделяют
от него волосы, выравнивают. Непростое это дело очистить пух.
Серовато-коричневый козий подшёрсток совсем не похож на пух,
он скорее напоминает свалявшуюся верёвку. В неё вплелись и вцепились
травинки, сено, волосы, семена, репейник, прилипшая грязь. Подшёрсток
тщательно очищают, перебирая каждую пушинку, а после до нескольких
раз прочёсывают специальным двухрядным металлическим гребнем.
Затем пух моют в мыльной пене и просушивают, прочёсывая гребнем.
И вот только после этого он уже начинает искриться, блестеть,
становиться мягким и ворсистым. Теперь из него можно готовить
пряжу. Иногда при прядении добавляют для прочности шёлковую нитку
заводской выделки.
Минлегуль Мазитовна точно знает технологию изготовления паутинки
не на словах, а на деле. В их семье многие поколения разводили коз, чесали
пух, перебирали его, мыли, сушили, пряли на веретене, добавляя шелковую
нить, а после вязали бесподобные паутинки, которыми восхищались во всей
округе.
В настоящее время мастерица использует готовый Волгоградский пух,
который закупает на рынке в январе месяце. Но изделия от этого, которые
выходят из-под ее рук не стали хуже.
Паутинки она вяжет различных узоров, цветов и оттенков. Но очень
любит вязать белые, использует узоры, которые придумывает сама.
На изготовление изделия уходит от 2-х недель до 2,5 месяцев,
в зависимости от толщины нити. В них она вкладывает всю свою душу
и сердце, чтобы люди, которые будут их носить, чувствовали настоящую
теплоту и нежность.
Ее работы можно увидеть во многих городах России, а также
в Германии и Италии.
М.М. Асаева участвовала в конкурсе «Ищем таланты», который был
организован газетой «Орская хроника» в августе 2008г.
На этом конкурсе наша мастерица заняла 1 место. Выставляла свои
изделия на выставках в ДК Железнодорожников, на городских
конкурсах,зональных,областных.
Сейчас очень переживает Минлегуль Мазитовна, что не может никому
передать свой опыт: дети выросли, пошли по другой стезе, выбрали другие
профессии. Но открытая душа мастерицы не может с этим смириться и
поэтому с удовольствием обучит всех желающих тонкостями своего
мастерства.
А еще есть большое желание Минлегуль Мазитовны приобрести книгу
об Орских пуховязальщицах, которую обещал выпустить, сын известной в
г.Орске мастерицы Татьяны Николаевны Григорьевой, журналист С.
Григорьев.
Мастер класс от нашей пуховницы.
Первым делом из пуха надо выбрать волосы и другие
заметные глазу примеси. Развязав узелок, она отделяет небольшой
клочок и предлагает мне проделать эту операцию. Я тщательно
рассматриваю на свет крохотный комочек пуха. Долго и упорно пытаюсь
очистить его от мелких семян трав. Медленная и утомительная работа,
которая и сто, и двести лет назад выполнялась точно так же.
Теперь надо сделать первый прочес на двухрядной гребенке, Сейчас я вам
ее покажу. Нашей гребенке лет уж сто будет. И мама на ней чесала, и
бабушка.
Деревянный угольник с острым стальным
гребнем Минлегуль приспосабливает на
колене и, положив немного пуха на гребень,
протаскивает сквозь зубья тончайшие нити.
При первом прочесе отделяются короткие
волокна. Потом пух промываем в мыльной
воде и сушим на воздухе. Сухой, чистый пух
прочесываем еще два-три раза, пока не
появится блеск. Теперь можно начинать
прядение. Мастерица берет веретено в
правую руку, а в левую горсть уже
готового пуха. Быстрым движением пальцев
вращает веретено, и вот уже на нем растет
холмик нежнейшей, тоньше волоса, пуховой
нити.
Пух спряден, но вязать еще нельзя,
поясняет мастерица. Пуховую нить сматывают с тонкой нитью
натурального шелка, одновременно скручивая для прочности. Вот теперь
пряжа готова. Минлегуль разворачивает сверток с вязанием. На колени
падает почти законченная ажурная белая «паутинка».
Начинаю вязание с тесьмы из сорока пяти зубчиков, потом по длине
тесьмы набираю четыреста петель, тут важно не ошибиться, иначе не выйдет
рисунок. Да вот, посмотрите сами.
Минлегуль надевает очки, привычно прикалывает вязанье булавкой к
своему платью для ровности петли, поясняет она. Тонкие, короткие и
острые, как иглы, спицы только мелькают в гибких пальцах. Вяжет ли она
простую платочную петлю или делает накид уловить невозможно.
- А откуда Вы узоры берете? – интересуюсь я.
Узоров много всяких соты, глухотинка, кошачьи лапки... Каждая
вязальщица знает их, издавна из рук в руки они передаются. Вот посмотрите:
эти мелкие дырочки называются пшенки, а эти покрупнее корольки, а
цепочные дырочки мышиные тропки, а вот тут косорядки. Круг у меня
состоит из угольничков, пшенки, рыбок и косорядок, а кайма из снежинок
и глухотинок. Минлегуль расправляет вязание и показывает четыре
одинаковых прямоугольника и в центре непохожий на них ромб.
Выслушав рассказ Минлегуль Мазиитовны, ребята задают вопросы: «Во
сколько лет Минлегуль Мазитовна пошла работать?», «Сколько классов
окончила?», «Как училась?», «Когда начала вязать?», «Сколько всего
паутинок связано?». Посмотрели множество грамот, благодарственных
писем, наградных лент, медалей. Оказывается, мы ничего не знаем о рядом
живущих.
- И в заключении я хочу прочитать стихотворение
Возможно, есть и лучшие края,
Но мне дороже красотой неброской
Уральский город-родина моя,
Который назван был когда-то Орском.
- И в котором живут такие замечательные люди.
III. Заключение.
- Ребята ,Вам понравился сегодняшний час общения?
- Что нового Вы узнали?
Обмен впечатлениями о состоявшейся встрече.
Фотография на память.
Вручение заранее подготовленного подарка.