Методическая разработка внеклассного занятия "Мядикова" 1 класс

Методическая разработка воспитательного занятия
по теме«Мядикова»
(предшкольная группа, 1 класс)
Салиндер Елена Николаевна, воспитатель
МКУОШИ «Салемальская школа-интернат
среднего (полного) общего образования»
Цель:способствовать социализации обучающихся 1класса и воспитанников
предшкольной группы через интеграцию социального опыта разных культур.
Задачи:
Формирование представлений о традициях и быте коренных народов
Севера.
Ознакомление с играми тундровых детей.
Воспитание уважения к культуре народов Севера.
Оборудование и реквизиты:чум,национальная одежда, музыка народов
Севера, игрушки тундровых детей.
Участники:
Предшкольная группа,
Пуйко Арина, 9класс, участница педагогического класса,
Сэротэтто Руслан, 7 класс
Гости – 2 класс
Ход занятия:
IВводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, ани-торова! Ребята, нас пригласили в гости, а
куда, вы поймёте, отгадав загадку: « Не из камня, не из бревен, из оленьих шкур
дом построен» (Чум)
Ответ детей: Чум.
Воспитатель: –Правильно, чум. Как вы думаете, почему чум, а не дом?
Дети: Потому что это жилище построено не из камня, не из бревен, а из
оленьих шкур.
Воспитатель:А кто живет в чуме?
Дети: Ненцы, ханты
Воспитатель: Как вы думаете, почему в тундре строят чум, а не дом?
Дети: Коренные жители часто переезжают с места на место, чум удобнее, и
легко разбирается и собирается.
Воспитатель:Сегодня мы побываем в гостях в чуме у ненцев, познакомимся с
традициями и бытом коренных народов Севера.
II Основная часть:
1. Вводная беседа.Чум – жилище ненцев.
Воспитатель:Уже много столетий, споря с натиском природы, стоит древнее
жилище ненцев. Чум на сегодня остается единственным видом жилища
кочевого населения ненцев. Ненцы называют чум «ненэймя», что означает
«настоящее жилище».
Чум представляет собой конусообразную форму из жердей (шестов). От числа
шестов зависят размеры чума: чем больше шестов, тем вместительнее чум.
Перед вами зимний чум. Летний чум бывает меньше зимнего. Зимние и летние
покрытия для чума различаются. В настоящее время летние покрытия (нюки)
шьются из брезентовой ткани, а зимние нюки (мюйко) из хороших оленьих
шкур.
Воспитатель: Ребята, перед тем как войти в дом, что нужно сделать?
Дети: Постучаться, спросить разрешения зайти в дом.
Воспитатель: А если никого нет в доме, как мы об этом узнаем?
Дети: Висит замок.
Воспитатель: А в тундре в чум стучать не принято мы можем просто узнать:
если в чуме кто-то есть, то идет дым из трубы печки, а если никого нет, то
шест, прислонён к двери.
А знаете ли вы, как правильно заходят в чум?
(Ответы детей)
Воспитатель:Ребята, давайте я вам продемонстрирую, как нужно правильно
заходить в чум. Взяв одной рукой за края покрытие чума и, повернувшись через
левое или правое плечо (смотря в какую сторону дверь открывается), той же
рукой положить край чумового покрытия в исходное положение. Так входят в
чум все ненцы. В ожидании приглашения надо встать у входа, взять колотушку
для обуви, сбить снег и присесть на корточки у входа.Входя, обязательно
здороваются:«Торова!» - дравствуйте).
(Воспитатель демонстрирует, как нужно зайти в чум)
(Все заходят в чум)
Арина: Ани торова. Здравствуйте, ребята. Вы откуда?
Дети (хором): Здравствуйте. Мы ученики 1 класса, мы хотим узнать о
традициях и быте коренных народов Севера.
Арина: Проходите, мы очень рады гостям.
( Арина предлагает девочкам пройти на женские места, а Руслан–мальчикам
на мужские места). Дети рассаживаются.
Воспитатель: Ребята, как тепло и уютно в чуме, правда? А как обогревается
чум?
Дети: Топят печку.
Воспитатель:Как у вас обогреваются дома в поселке?
Дети: Центральное отопление, батареи.
Воспитатель: В чуме самым важным, самым значимым является очаг: в
древности это был костер, открытый огонь, сейчас это железная печь, печь-
буржуйка.Для Северных народов огонь имеет определённое символическое
значение.
Арина(подкидывая дрова в печь, обращается к гостям):
Символ огня - благопожелание (мяд ту нея хабтю) - пусть огонь не гаснет в
вашем чуме, пусть никогда не закончится ваш род.
Воспитатель: Ненцы почитают огонь. В каждом чуме есть священное место,
которое находится за очагом, эту часть отгораживает шест- симзы. У ненцев
термин симзы связывается с названием места за очагом (си, синякуй), который
отгораживает си нянгы - священную часть чума. Женщинам запрещается
переступать пространство между симзы и очагом. Детям нельзя переходить эту
часть чума, бегать за симзы. На него могут ступать только старшие мужчины.
Воспитатель: Ребята, а у вас дома можно везде ходить, играть, бегать?
(Ответы детей)
Воспитатель:Обратите внимание, что площадь чума небольшая, поэтому
нельзя баловаться, толкать друг друга в поисках лучшего места, разбрасывать
свои вещи, а тем более играть в подвижные игры. А кто скажет, почему?
(Ответы детей: можно обжечься об печь, могут работать взрослые с
острыми предметами.)
2. Разучивание игр тундровых детей.
Воспитатель:Правильно, ребята, поэтому дети в чуме играют в спокойные
тихие игры.
(Показ игр и игрушек - нухуко, вывко, лулко, …)
Воспитатель:Обратите внимание, в эти игры и игрушки играют тундровые
дети.
А сейчас нам Лера предложит одну из игр тундровых детей «Куропачьи
ножки»ХоркыНэ»
(Лера играет с Ариной, далее показывает и играет еще с одним ребенком из 2
класса)
(По ходу игры воспитатель задает вопросы Лере):
Воспитатель:Кто научил тебя этой игре? С кем играешь в эту игру?
Лера: Меня научила мама. А еще в эту игру мы играем с братьями в чуме.
(Воспитатель обращается к следующему участнику)
Воспитатель:Вова, а какая твоя любимая игра?
Вова: Моя любимая игра «Тыранийко». Мне очень нравится играть в эту игру.
А условия игры такие: надо на тыльную сторону руки положить палочки.
Подкинуть вверх. Ладонью поймать несколько палочек. Выигрывает тот, у
кого больше палочек.
(По ходу игры воспитатель задает вопросы)
Воспитатель:Вова, с кем в тундреты играешь в эту игру?
Вова: В эту игру играю с друзьями, братом.
Воспитатель: А кто изготовил для тебя эти палочки для игры?
Вова: Мой дедушка изготавливает нарты, он очень хороший мастер. Он мне
изготовил эти палочки, в которые мы с удовольствием играем.
Воспитатель: Ребята, Лера с Вовой показали вам игры, в которые они играют
в тундре, а в какие игры Вы играете с друзьями в посёлке?
( Ответы детей: в куклы, в машинки, в «лего», домино, шашки, «колечко-
колечко» и т.д.)
Соня: А еще мы играем в игру «Испорченный телефон»…Можно, я буду
ведущим?
Воспитатель: Конечно, можно, Соня. Покажи ребятам, как вы играете.
Соня: В эту игру можно играть всем я первому сидящему от меня скажу
шёпотом слово, он должен также шёпотом сказать его другому, сидящему
рядом. И так по цепочке. Последний должен громко назвать слово. Кто неверно
передал слово, тот выбывает из игры.
(Дети играют)
(Маша ставит стол, сервирует)
3.Правила гостеприимства в чуме.
Арина: Ребята, вы заигрались, давайте попьем чаю.
Руслан: (обращаясь к мальчикам): За столом у ненцев мужчины сидят "по-
турецки" на постелях.
Арина: (разливая чай по чашкам) У всех народов гостеприимство стоит на
первом месте. У русских есть поговорка: «Всё что в печи - на стол мечи». В
тундре, в чуме хозяева, как правило, стараются выставить на стол перед гостем
самые лакомые угощения. Это свидетельствует об уважительном отношении к
гостю. Гость обязательно должен принять угощение, не отказаться от чашечки
чая.
Воспитатель: У ненцев за столом принято вести негромкую беседу. Ребята, а
вы дома из чего пьете чай?
(Ответы детей: кружки, стаканы…)
Воспитатель: А в чуме чай пьют из чайных чашек, а ещё используют блюдца.
Аккуратно наливают из чашек чай в блюдца, делают это не спеша, стараясь не
пролить чай на стол.
Если когда-нибудь вы окажетесь впервые у своих друзей в чуме, в стойбище
оленеводов, нужно помнить следующие правила. Приехав в стойбище, гости
обходят все чумы, и в каждом из них по правилам гостеприимства хозяйка
предлагает угощение. Гость обязательно должен принять угощение, не
отказаться от чашечки чая. Этим вы уважите хозяев данного чума. Если гости
не зашли в какой-то чум, то его хозяин может обидеться на этои принять на
свой счёт, будто не признают в нём настоящего человека, гостеприимного
хозяина.
В обыденной жизни ненцев выработано много правил, которые служат
знаком хорошего тона. Если человек в гостях съел свои продукты, которые он
принес как гостинцы, значит, он жадный. Ненцы говорят про подобного
человека, что у него "сгорит подол".
(Руслан закончил трапезу)
Руслан (ставит чашку дном верх)Поставленная верх дном на блюдце чашка
означает, что человек закончил трапезу. Пока хозяйка не приберёт на столе, не
принято вставать и уходить, чтобы, как считают ненцы, не взять с собой
благополучие этого чума. А если необходимо человеку срочно выйти, то он
должен обязательно прикоснуться ладонями к углу стола, чтобы "не унести"
чужую удачу.
(Допили чай, стол с чашками Арина убрала)
Воспитатель: Ребята, а как вы обращаетесь к своим родителям? Соседям?
Взрослым людям? Как вы их называете?
Ответы детей: Мама, бабушка, баба Маша, Татьяна Петровна и.д.
Воспитатель:А по тундровому этикету, назвать взрослого человека по имени
считается большой оплошностью, это будет неверно, в иных случаях это может
быть воспринято даже как за оскорбление, взрослый может обидеться. Поэтому
к взрослым обращаются словом, означающим степень родства, по имени
старшего сына или дочери. Например, «Сережа небя» (Сережина мама),
«Руслан неся» (Руслана отец), Валера нека (Валерин старший брат), « Арина
хада» (Аринина бабушка).
4. Ненецкие загадки.
Воспитатель:Долгими зимними вечерами, когда семья собирается вместе,
бабушки своим внукам рассказывают сказки, загадывают загадки. Мы вам тоже
предлагаем отгадать загадки:
Мы темным вечером сверкаем,
А днем - мы исчезаем. (Звезды)
Олень от них убегает –
А они не отстают. (Нарты)
Не буквы, а написаны в строчку-
Без языка, а охотнику все расскажут. (Следы)
Она как снег, от солнца прячется,
А мышки – от нее (Сова)
У кого зимой и летом
Нос всегда холодный (Собака)
Воспитатель: А вы, ребята, какие загадки нам загадаете?
(Дети загадывают свои загадки)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо отгадывали мы загадки.
Арина: В тундре, по традиции ненецкого гостеприимства, хозяева дарят
подарки гостям (Мядонзэй). Мы хотим преподнести в подарок вашему классу
вот эту семью «Нухуко», играйте с удовольствием.(Дарит гостям подарок)
III. Заключительная часть:
Воспитатель: Мы с вами познакомились с бытом, поговорили о традициях и
обычаях коренных народов Севера, поиграли с вами, разгадывали загадки. На
улице теплая погода, и я предлагаю поиграть в подвижную игру на улице. А в
какие подвижные игры вы играете в поселке?
(ответы детей)
Воспитатель: А хозяева чума вам предложат поиграть в игру «Парнэко» -
«Ведьмочка».
(Руслан и Арина выходят вместе с детьми на улицу и играют)
Воспитатель:Молодцы, ребята, спасибо!
Ребята, скажите, где мы были?
О чем говорили?
Что нового узнали?
(ответы детей)
Воспитатель: Полюбите наш край наверняка!
Мы ждём, друзья! И вовсе не беда,
Коль встретит вас неласковая вьюга.
В любой зайдите чум – вас ждёт всегда
Гостеприимство и забота друга.
Руслан: Лакамбой! Мы ждем вас, друзья!
Арина: Лакамбой! До новых встреч! Приходите в гости, вам всегда здесь
будут рады.
Литература:
1.Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
2.Няруй В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала: Методическое
пособие для учителей. Салехард: ЯНОИУУ, 2002.
3.Няруй В.Н., Сэрпива В.М. «Ненцы: уроки предков»: Научно-методическое
пособие. СПб., ООО «Миралл», 2005.
4. Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ
ЯНАО. / Автор-составитель Фёдорова Л.В. Тюмень: изд-во Института
проблем освоения Севера СО РАН, 2002