Сценарий "Здравствуй, Русь!" 3 класс (школьный праздник)

«ЗДРАВСТВУЙ, РУСЬ!»
(школьный праздник)
Задачи: воспитывать на принципах дружбы между народами,
проживающими на территории России; изучать традиции и обычаи, историю и
культуру народов, населяющих нашу страну; углублять знания об истории
России, устанавливать добрые, дружелюбные отношения и связи с учащимися
разных национальностей, обучающимися в школе.
Оформление: чучело женщины на шесте, солнце в виде блина на плакате,
пословицы и поговорки о Масленице, выставка рисунка «Вот она, родная
Русь!», выставка прикладного искусства, альбомы, макеты жилищ разных
национальностей, самовар с чаем, блины.
Предварительная подготовка.
Каждый класс средней школы получает в начале года пакет с заданием, где
для каждого возраста ребят подобраны посильные задания: инсценирование
сказки народов, населяющих данную местность, викторина «Дружба всего
дороже», представление рисунков на конкурс «Вот она, родная Русь!»,
знакомство с историей России и ее народными промыслами. К итоговому
празднику в школе каждая параллель выполняет индивидуальное задание: 5-е
классы разучивают игры народов; 6-е классы знакомятся с убранством жилищ
разных народов и соответственно оформляют помещение для праздника; 7-е
классы изучают национальную кухню и готовят национальные блюда; 8-е
классы выполняют костюмы этих народов, а старшие классы готовят
инсценированные праздники народов, населяющих Россию.
Хозяева праздника русские проводят Масленицу. Каждый день
Масленицы имел свое название: понедельник «встреча», вторник
«заигрыш», среда «лакомка, разгул, перелом», четверг «разгуляй
четверток», «широкий», пятница «тёщины вечера», суббота «золовкины
вечера», «проводы», воскресенье «прощёный день».
Гости – представители любых национальностей, населяющих нашу страну.
Ход праздника
I. Приветствие гостей.
Фольклорная группа вокалистов исполняет величальную песню «Масленица»
(или песня звучит в записи).
Дорогая наша гостья Масленица!
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, триаршинная!
Лента алая, двуполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Брови чёрные, наведённые,
Шуба синяя, ластки красные,
Лапти частые, головастые,
Портянки белые, набелённые!
1-я хозяйка. Добры молодцы, красны девицы, молодушки, мужички,
старушки, старички, здравствуйте!
2-я хозяйка. Здравствуйте, почтенные господа,
Вот и праздник к нам пришел сюда!
Не стесняйтесь, веселитесь,
Удовольствия желаю вам три короба!
1-я хозяйка. А под Маслену неделю во новен весел праздничек тое бывало,
чтой по сею пору-времечко во селе люди балакают. Во тоему дны веселы
колокольцы брень бренькали, гудочки гуделькали, всюду люди снаряжались, в
хороводы собирались.
II. Состязания, конкурсы и инсценирования праздников разных
народов.
2-я хозяйка. Понедельник, назывался встречей это начало праздника. В
Приангарье, например, в этот день проходила имитация хозяйственных работ
годового цикла. «Пахали» и «боронили» снег, едущие в санях изображали сев,
мяли коноплю, чесали и пряли пряжу, «варили пиво», изображали жатву хлеба с
серпами. Неводом и сетями ловили (взамен рыбы) зазевавшихся односельчан и
тащили их по дороге, тянули по снегу бечевой лодки, в которых сидело по
нескольку человек.
Вот и мы приглашаем вас принять участие в первом состязании.
Пять человек вытягивают по жребию задание: изобразить в течение 1
минуты, как чесали и пряли пряжу, как жали хлеб серпами, как готовили блины
на Масленицу, как сеяли хлеб, коноплю, как готовили корм скоту на зиму.
1-я хозяйка. Пока вы подготовитесь, мы встретим первых наших дорогих
гостей. Милости прошу к нашему шалашу. Мы гостям завсегда рады. (К
примеру, звучит мелодия бурятского народа.)
Гости инсценируют и рассказывают о бурятском празднике «Сагалган»
празднике Белого месяца, когда буряты встречают Новый год по лунному
календарю.
2-я хозяйка. Ну, спасибо, вам гостеньки. Проходите теперь, поудобнее
рассаживайтесь, да полюбуемся вместе, чем это займутся наши соколики.
Звучат русские народные песни: «Дуня-тонкопряха», «Ой, блины, блины»,
«Посеял лебеду на берегу».
1-я хозяйка. Масленица, бывшая некогда языческим праздником в честь
бога солнца Ярила (блин символ солнца), сохранилась и в крестьянстве как
последняя седмица перед Великим постом сырная седмица, когда уже нельзя
есть мясо, но можно есть сыр, масло, яйца, молоко, сметану, блины. Со
вторника начинались развлечения, ряжения, катания, «заигрыши».
2-я хозяйка. Давайте и мы поиграем. От каждой «деревни» прошу выйти
парня да девицу.
Девицы и парни получают по конверту с заданием: разыграть нарошечную
свадьбу.
НАРОШЕЧНАЯ СВАДЬБА
Н е б ы л и ц а п е р в а я
«А нынче девицу замуж отдают.
Замуж отдают, просватывают».
Девушки выбирают невесту, проводят девичник накануне свадьбы,
расплетают косу и расчесывают распущенные волосы, наряжают невесту и в
то же время причитывают:
Подружки.
Что ты, что ты, сине море,
Стоишь, не колеблешься?
Что ты, что ты, берёзонька,
Стоишь, не шатаешься?
Что ты, что ты, красна девица,
Сидишь, не рассмехнёшься?
Невеста.
Мне чему же рассмеяться?
Мне чему же радоваться?
Мне ночесь молодёшенькой,
Мне ночесь мало спалося,
Мало спалося, во сне виделось:
Что на нашей улице,
Но на широкой,
Есть пустая хоромина,
Есть пустая, не крытая:
Углы прочь отвалилися,
По бревну раскатилися,
Отец-мать отступилися,
Род-племя отказалися.
Молодая я догадалася,
Что пустая хоромина –
Чужа дальняя сторона;
Что пустая, не крытая –
Злодейка незнакомая;
Углы прочь отвалилися –
Балаганные родители;
По бревну раскатилися –
То чужи, незнакомые.
Подружки задают дружкам загадки.
Н е б ы л и ц а в т о р а я
«Вы послушайте, ребята,
Что гармонь-то говорит.
Да мне жениться велит».
Парни выбирают «жениха» и «дружку» и готовятся к выкупу «невесты».
Подружки просят закончить пословицу:
1. Дом вести, не лапти … (плести).
2. Всякая невеста для своего жениха … (родится).
3. С доброй женой горе – полгоря, а радость … (вдвойне).
4. Замуж выходи – в оба … (гляди).
5. Жену выбирать, что жребий … (метать).
6. За хорошим мужем – жена … (молодеет).
Девушки требуют выкуп. Парни дают копеечки подружкам для выкупа.
«Жених» вручает «невесте» подарки: туфли, платье, ленты и т. д.
* * *
1-я хозяйка. Гляньте-ка, к нам гости пожаловали, вы уж займитесь пока
приготовлением, а я с гостями побеседую.
Доброго здоровьица, гости дорогие!
Вы, конечно, приготовили, чем нас поразвлечь?
Звучит мелодия, к примеру, татарского народа; учащиеся могут показать
инсценировку татарского праздника.
Хозяйка.
«Не житье, а масленица».
«Широкая масленица,
Мы тобою хвалимся.
На санях катаемся.
Блинами объедаемся».
«На горах кататься, в блинах поваляться» – так гласит народная мудрость.
Звучит песня в исполнении фольклорной вокальной группы или
в записи:
Масленица-кривошейка,
С блинами, с каравайцами, с вареничками!
2-я хозяйка. Блины с маслом, со сметаной, со шкварками, салом, маком,
медом, вареньем, брусникой, семгой, икрой не исчерпать всех возможностей
праздничного стола. Это среда «лакомка» подошла. «Блин не клин живота
не расколет». Отведайте наших блинчиков, получите частичку солнышка,
согрейтесь, да не забудьте друг с другом поделиться.
Ряженые угощают всех блинами. В это время под музыку учащиеся вносят
национальные блюда разных народов: бурят, татар, поляков, евреев, украинцев
угощают жюри.
Звучит песня в исполнении вокальной группы:
Как вставала я ранёшенько.
Убиралася быстрёшенько
Припев. Пришла к нам Масленица,
Принесла блины да маслице.
Как стояла у жаркой у печи.
Выпекала кренделя да калачи.
Припев.
С кренделями блины-шанежки
Для милого друга Ванюшки.
Припев.
Для любимого Пахомушки
Поварешкой по головушке.
Припев.
1-я хозяйка. А вот и новые госты подоспели.
Звучит польская мелодия.
Инсценирование польского праздника учащимися.
2-я хозяйка. А вот и четверг широкий подошел, «разгуляй-четверток»
середина нашего веселья. Вы посмотрите-ка, а у нас уж новые гости на пороге.
Давайте встретим их потеплее.
Звучит украинская мелодия.
Инсценирование украинского праздника учениками.
1-я хозяйка. Проходите и вы, присоединяйтесь к нашему празднику. У нас
еще есть чем подивить народ. Сейчас вы должны отгадать, какому народу
принадлежит представленный наряд.
На сцену выходят дети в национальных костюмах. Зрители называют,
какому народу принадлежит данный костюм.
2-я хозяйка.
Пятница «тёщины вечера».
Зять на порог – блины на масле.
Зятья в этот день угощали тёщ.
А ну-ка парни, выходи состязаться!
Звучит песня про тещу.
Парни получают подносы с различным угощением, посудой и другими
предметами, которые им необходимо засервировать и преподнести теще.
Жюри оценивает работу.
1-я хозяйка. Вот и суббота «золовкины посиделки» подо-спели. Золовка
это сестра мужа. В этот день невестки принимали родных в гости. А мы с вами
принимаем еще одних гостей как родных, это представители еврейской
национальности. У вас, наверное, тоже есть интересные традиции. Расскажите
нам о них.
Звучит еврейская мелодия.
Инсценирование еврейского праздника учащимися.
2-я хозяйка. «Масленица объедуха, деньгам приберуха». Воскресенье это
проводы, прощальный день, прощёный день. Все знакомые и незнакомые
друзья и враги должны были просить друг у друга прощения.
1-я хозяйка. Пора, Масленица, со двора съезжать!
2-я хозяйка. Масленица – блиноеда!
1-я хозяйка. Масленица – жироеда!
2-я хозяйка. Масленица – обируха!
1-я хозяйка. Масленица – обмануха!
«Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить!»
Ряженые уносят чучело Масленицы со словами:
А мы Масленицу прокатали,
Другую свою потеряли,
А мы в ямочку закопали.
Лежи, Масленица, до налетья,
И на лето раскопаем
И обратно ее раскатаем!
2-я хозяйка.
Шла сторонкою к нам по закоулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны, надорвала животы,
Блинов напекла, сама все пожрала.
А нам редьки хвост оставила на пост.
Звучит сцена прощания с Масленицей из оперы Н. А. Римского-Корсакова
«Снегурочка».
Чтец исполняет стихотворение:
ЗДРАВСТВУЙ, РУСЬ!
Обернусь
Да оглянусь:
Велика родная Русь,
Задремала
Под снегами,
Нарядилася стогами,
Разметнулась на полсвета,
Облака проносит с ветром.
Под копытом
Синий бус –
Вот она, родная Русь,
Снег до боли
Синий-синий!
И поддужный синий звон,
Ой, ты, мать моя Россия,
С четырех лежишь сторон
Под высоким пологом
По жнивью да по логу…
Здравствуй, Русь!
Вовеки здравствуй.
Без тебя
Не будет счастья.
Ты ко всем щедра бываешь,
Кормишь,
Поишь,
Одеваешь –
Ты всегда в красе и силе,
Над тобой не раз, Россия,
Заволакивало тучи,
Ждали гибель неминучу.
Кто послабже,
Даже сами
Уж кончину видели
И сказание писали
О твоей погибели.
И еще напишут, пусть им …
Русь останется все Русью.
И всегда увидит счастье…
Словно птицы
От ненастья,
От нее враги бежали
Иль побитыми лежали.
Одолеть врагов сумели –
По селеньям слава шла,
И камаринскую пели
По церквам колокола.
М. Трофимов
III. Духовный аукцион (продолжение праздника).
Ведущий. Сейчас для всех участников, болельщиков и гостей нашего
праздника проведем духовный аукцион: здесь и продаются, и покупаются
только духовные ценности мысли и идеи. Давайте приоткроем духовные
основы загадочного, величавого и прекрасного мира, неисчерпаемого и
необозримого мира культуры, в котором столетиями оттачивались
нравственные правила жизни, без которых не может состояться человек.
З а д а н и е п е р в о е.
Эта книга странно взволновала –
В ней сокрытое обнажено,
В ней страна, где всех путей начало,
К ней душе стремиться суждено.
Эта книга – благостная весть.
Я давно уж не приемлю чуда,
Но как сладко слышать –
Чудо есть!
Чудо зашифровано в этих словах (запись на плакате), обозначающих полное
название книги:
слово из 6 букв;
слово из 7 букв;
слово из 6 букв.
Желающие могут отгадывать либо по словам, либо по буквам.
О т в е т. «Россия древняя и вечная».
Ведущий. Надеюсь, эту тайну мы разгадаем тоже без особого труда.
Нынче всем ясно, что без знания своих религиозных истоков не может
родиться истинная любовь к своему Отечеству.
А православную церковную культуру невозможно представить без
иконописи – творчества не по человеческому разумению и произволу, а по
Божьему промыслу.
Что отличает иконописца от других живописцев?
О т в е т. Иконописец не выбирает сам ни формы, ни материала, ни сюжета –
они отработаны тысячелетней традицией, он отдает себя всецело воплощению
того, что ниспослано ему свыше как откровение. Это замкнутый, особый мир
святых тайн Христовых. Благоговейный дух и особая настроенность.
В основе иконы лежит духовный опыт. По источнику возникновения иконы
могли быть подразделены на 4 разряда:
1) библейские, опирающиеся на реальность, данную словом Божьим;
2) портретные, опирающиеся на собственный опыт и память иконописца;
3) писанные по преданию;
4) иконы явленные, писанные по видению или таинственному сновидению.
Есть понятие богослужебный стиль, замкнутое единство синтеза искусств,
выражающих одно метафизическое мирочувствие. Связь между масляной
краской икон и … чем еще позволяет выразить стиль?
О т в е т. Сама консистенция масляной краски имеет внутреннее сродство с
масляно-густым звуком органа, а жирный мазок и сочность цветов внутренне
связаны с сочностью органной музыки. И цвета эти и звуки земные,
чувственные.
Чтец.
Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье.
Молитве грешников внемли –
В тебе – надежда и спасенье.
Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока.
Но … наша Родина. О, к ней
Склони всевидящее око.
Святая Русь, твой светлый дом
Почти что погибает.
К тебе, заступница, зовем –
Иной никто из нас не знает.
О, не оставь своих детей,
Скорбящих упованье.
Не отврати своих очей
От нашей скорби и страданья.
Русская земля да будет Богом хранима: Боже, сохрани ее! На свете нет
страны, подобной ей. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней
справедливость.
Афанасий Никитин
Ведущий. Слово поэтическое, рожденное и отраженное в устном творчестве,
звучное, песенное, сказовое, воплощенное в былинах, преданиях, из него вышел
поэтический гений нашего народа.
Прислушаемся к отзвукам веков, давно минувших. Если вы помните, калики
перехожие старцы велели Илье Муромцу выпить три ведра воды. Почему
они попросили выпить третье ведро? Почему поставлены пределы силе
богатырской?
О т в е т. В былинах о богатыре-громаде Святогоре, который этой силе не
рад, лежит неподвижно, которого земля не держит, сила такая бесполезна даже
и тому, кто ею обладает. Сила приближается к стихии. Выигрывает богатырь,
величайшая сила которого соединена с силой духа.
Ведущий.
Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота – океан-море,
Широко раздолье по всей земле!
Эти строки народ сложил в борьбе с половецкими ханами. Что в этих словах?
О т в е т. «В этих словах ставит себе размеры русский человек, и какие
размеры», – Аксаков.
Ведущий.
Вставайте, люди русские, –
На славный бой, на смертный бой!
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю русскую!
Живым бойцам хвала и честь,
А мертвым – слава вечная!
За отчий дом, за русский край
Вставайте, люди вольные!
С каким событием связаны эти строки?
О т в е т. Кантата А. Прокофьева «Александр Невский».
Ведущий. Какой обряд представлен этими песнями? Свет и сила, бог Ярила,
солнце красное. Сила наша, нет тебя в мире краше.
После ответа – выступление фольклорного ансамбля:
Раным-рано петухи у нас пропели,
Про весну-красну возвестили.
Прощай, прощай, прощай,
Масленица!
Масленица-мокрохвостка,
Поезжай долой со двора!
Гологузка! Обманиха! Улюлю…
Масленку хоронить! Хоронить пора?
Ведущий. А что это такое?
Выступление фольклорного ансамбля.
У Михайлова двора
Вырастала тут трава,
Зелёная мурава,
Да и кто же ее, траву, топтал,
Да кто притаптывал?
Топтали траву мужички богатые,
Сватовья сходатые,
Сватались за девушку,
Сватались за красную,
За … Людмилу-свет!
Сватушка, сватушка,
Бестолковый сватушка!
По невесту ехали, в огород заехали,
Пива бочку пролили, всю капусту полили.
Ходил-гулял молодец
Свет Иван-Иванушка.
Нашел он себе молоду –
Красну девицу
Валентинушку.
Золото с золотом свивалося,
Жемчуг с жемчугом сокатилися,
Да Федор с Оксаньей сходилися,
За единый стол становилися.
Ведущий. А знаете вы, что такое месяцеслов?
О т в е т. Месяцеслов русский народный календарь часть народной
культуры.
Ведущий. 18 мая день Арины-рассадницы. Крапива червям, а капуста
нам.
22 мая Никола весенний в это время сеяли пшеницу, сажали картофель, с
него начинали сеять овощи. Нужно все поливать водою с растворенного
«четверговою» солью и золой, которые пережигали в чистый четверг.
14 мая – Сидор-огуречник.
21 мая – день Константина – сеять овес и ячмень.
21 мая день Елены последний сад огурцам. При посадке в пар-ник в
лунки подсыпают золу, надеясь придать урожайность, силу и уберечь от злых
духов.
«Мой дом – моя крепость». Когда и почему родилась эта пословица?
Что до 30-х годов стояло на месте здания обладминистрации?
Примечание. Вопросы организаторы праздника продумывают с учетом своей
территории, ответы – так же.
Как назывался раньше город? И т. д.
Ведущий. Желающих приглашаю принять участие в конкурсе частушек.
Исполняются частушки.
ПРИАНГАРСКИЕ ЧАСТУШКИ
По Иркутску иду,
По большому мосту.
Иркутяночку люблю
Небольшого роста.
Что-то под ногу попала
Скорлупа орехова.
Мое милое сердечко
За Байкал уехало.
Говорила я не раз –
Не люби обеих нас.
За обеими погонишься,
Останешься, как раз.
Я любила сокола,
Стройного, высокого.
Теперь целэю с мостика
Небольшого ростика.
Ведущий. «Ни прозванье, ни вероисповедание, ни самая кровь не делают
человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека
вот где надо искать принадлежность к тому или иному народу. Чем можно
определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа мыслью… Кто
на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски»,
так говорил великий В. Даль. С этим нельзя не согласиться.
Закончить наш праздник хочется словами Василия Шукшина. Пусть они
послужат нам напутствием:
«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень
уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру:
честность, трудолюбие, совестливость, доброту…
Уверуй, что все было не зря: наши песни, сказки, наши неимоверной тяжести
победы, наше страдание – не отдавай всего этого за понюх табаку».
IV. Заключительная часть.
В заключение праздника жюри подводит итог и награждает участников.
Ведущий. До свидания, дорогие друзья! До новых встреч, чтобы вновь
сказать: «Здравствуй, Русь!»
Звучит в записи песня «Я люблю тебя, Россия» в исполнении Л. Зыкиной
(муз. Г. Пономаренко, сл. М. Агашиной).