Классный час "Добро существует там, где его постоянно творят" 3 класс

1
Хижняк Ирина Николаевна
Учитель начальных классов высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 11 Дзержинского района
г.Волгограда
Классный час «Урок благотворительности» 3 класс
Тема: «Добро существует там, где его постоянно творят»
Цели и задачи:
Сконцентрировать внимание учащихся на идеях и истории благотворительности и меценатства; воспитывать человека,
творчески подходящего к изменяющимся условиям жизни, умеющего понять опыт предыдущих поколений, стремление
совершать добрые дела; пополнить интеллектуальный багаж учащихся.
Оформление: фотографии, иллюстрации
Оборудование: DVD-проигрыватель, DVD-диски, музыкальные инструменты
Предварительная работа: Классный руководитель предварительно нацеливает на то, что будет проходить на уроке, не
называя тему; разучивает стихи с детьми; формирует группы для поиска. Дети вместе с учителями рисуют билеты.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие дети. Сегодня у нас с вами необычный урок. Тему урока вы
определите сейчас сами, разгадав ключевые слова в кроссвордах. Капитаны, возьмите задания.
№1
1. Тот, кто может все (волшебник).
2. Она не расклеится от дождей и вьюг (дружба).
3. Возникает после ссоры (обида).
4. Чувство, которое испытывает мать к своему дитя (любовь).
Слово: ТВОРИТЬ
Т
В
1
2
3
Т
4
№2
1. Она не расклеится от дождей и вьюг (дружба).
2. Тактичное поведение, когда в речи используются слова, от которых становится радостнее, теплее на душе
(вежливость).
3. Чувство, которое испытывает мать к своему дитя (любовь).
4. Война не нужна, а нужен он (мир).
Слово: ДОБРО
1
2
3
4
О
2
т
1
0
1
0
2
№3
2
Г
4
1. Она не расклеится от дождей и вьюг (дружба).
2. Чувство, которое испытывает мать к своему дитя (любовь).
3. Возникает после ссоры (обида).
4. Тот, кто может все (волшебник).
Слово: БЛАГО
Учитель: Ключевые слова: благо, добро, творить. Какие новые слова вы, ребята, можете образовать от ключевых?
Дети: благородство, доброта, благотворительность, благотворитель.
Учитель: найдите в словарях трактовку слова «благотворительность».
1 группа: В словаре С.И.Ожегова: «Благотворительность - благотворительная деятельность. Общественная, частная.
Благотворитель: тот, кто занимается благотворительностью. Благотворительный - о действиях, поступках:
безвозмездный и направленный на общественную пользу. (Концерт. Благотворительная деятельность). Направленный на
оказание материальной помощи неимущим».
2 группа: Мы нашли в Словаре Владимира Даля: «Благодатный - дарующий счастье. Благодатель - благодавец,
благодетель - благотворитель, делающий, творящий добро. Благодательство - благодеяние, благотворение.
Благодеять или благодеятельстовать кому, благотворить, делать добро, служить на других бескорыстно, заботиться о
счастье ближнего.
Благодеятельный - творящий, приносящий добро, полезный, служащий к счастью, благоденствию.
Благодетельность - качество, свойство благодеятельного; расположение к добру: пользе. Благодеятель - делающий добро
другому, оказавший кому большую пользу или услугу».
3 группа: А вот в словаре В.В.Лопатина говорится: «Благодеяние - доброе дело, помощь. Благотворительность -
добровольное выделение материальных средств в помощь нуждающимся или на какие-нибудь общественные нужды».
Учитель: Все правильно. В устной и письменной речи слова «благотворитель» и «меценат» часто соседствуют.
Понятие «меценат» пришло к нам из Древней Рима. В I веке до нашей эры у императора Августа был приближенный,
который выполнял дипломатические и частные поручения. Он покровительствовал поэтам Вергилию и Горацию,
поддерживал их материально. Этого человека звали Меценат. С тех самых пор его имя становится нарицательным - им
стали называть всех, кто помогает искусству и культуре.
Давайте откроем еще один словарь Брокгауза и Ефрона: «Благотворительность - это проявление сострадания к
ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему». Благотворительность проявляется в
оказании материальной помощи как отдельным лицам, так и организациям, в то же время она может быть направлена на
поощрение и развитие».
Меценатство - все-таки более узкое понятие. Оно предполагает покровительство наукам, искусству, культуре. Многие
меценаты занимались и благотворительной деятельностью. Широко известна семья промышленников Демидовых,
которая тратила значительные суммы на меценатство и благотворительность. Русские цари, князья и вельможи
покровительствовали иконописцам и составителям летописей и хроник, строителям храмов и дворцов, книгопечатникам,
поэтам и ученым.
1
0
1
2
Г
1
2
Г
С
л
о
в
о
:
б
л
а
г
о
3
К 1900 году благотворителей и благотворительных организаций в Москве было в несколько раз больше, чем"в Париже.
Берлине и Вене. Федор Шаляпина писал: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и
американцев, должен сказать, что такого размаха я не видел нигде. Я думаю, что и представить себе этот размах
европейцы не могут». К началу XX века в Москве существовало 628 богоугодных заведений. Большая часть их
содержалась на купечески деньги. Московская купеческая управа, на счет которой переводились внушительные суммы,
содержала 10 богаделен. 5 домов призрения, 4 училища. Годовой расход составлял 2 миллиона рублей. «... со второй
половины XIX в., - пишет историк А.Боханов, - особенно крупные благотворительные отчисления поступали в фонды
городских управлений, особенно московского... За 20 лет, с 1885 по 1904 год эта организация получила около 30
млн.рублей».
Так, Тимофей Васильевич Прохоров - один из владельцев Трехгорной мануфактуры - свято помнил наказ своего отца
Василия Ивановича Прохорова, который он дал своим детям: «Живите не для богатства, а для Бога, не в пышности, а в
смирении». Он организовал при своей фабрике госпиталь для рабочих и родильный дом для их жен. школу и детский
сад для детей служащих, ремесленное училище».
Благотворителей было много - кто-то помог искусству больше, кто-то меньше, кто-то пожертвовал огромные деньги на
строительство Музея изящных искусств, как например, Нечаев-Мальцев, кто-то смог внести гораздо меньшую сумму...
Одни строили богадельни, другие содержали сиротские дома, третьи открывали больницы для населения... Чисто
материальный вклад каждого из них совершенно разный, но сколько своей души и сил вложили они в то или иное дело,
не поддается никакому измерению. Слово вам, ребята.
1 группа: мы разыскали и подготовили материал про Козьму Терентьевича Солдатенкова (1818 - 1901).
«В 1853 году, когда начиналась Крымская война, пишет Т.Н. Игнатович, богатый удачливый предприниматель
К.Т. Солдатенков был известен только в московской деловой среде и в старообрядческих кругах. Лишь немногие знати,
что он член Московского художественного общества с десятилетним стажем, уже привез из Рима купленную там у
Карла Брюллова знаменитую «Вирсавию», тем самым на несколько лет опередив П.М. Третьякова в собирательском
деле».
Солдатенковы происходят из крестьян деревни Прокуниной Московской губернии. Родоначальником считается Егор
Васильевич, который значился в московском купечестве с 1797 года. В 1812 году он пожертвовал 20 тысяч рублей на
защиту Отечества, а через три года его сын Терентий Егорович стал купцом 1-й гильдии.
Известность пришла к семье благодаря внуку Егора Васильевича Козьме Терентьевичу. Он родился и вырос «... в
очень грубой и невежественной среде Рогожской окраины Москвы, вспоминал его друг Н.М. Щепкин, не получил
никакого образования, еле обучен был русской грамоте и всю юность свою провел «в мальчиках» за прилавком своего
богатого отца, получая от него медные гроши на дневное прокормление в холодных торговых рядах». Систематического
образования Козьма Терентьевич не получил, читать научился рано от начетчиков, которые почитали старопечатную и
рукописную книгу. В 1853 году К.Т.Солдатенков пожертвовал на военные нужды 11 тысяч рублей, которые
предназначались для закупки обмундирования и провианта. Через два года он стаи членом комитета по принятию
пожертвований. Он внес 80 тысяч рублей на постройку 200-местного корпуса при Николаевской Измайловской
больнице, которая должна была принять солдат-инвалидов, участников обороны Севастополя. Семьям защитников
Севастополя в 1855 году он выделяет 10 тысяч лей серебром из капитала, который Солдатенков получил по завещанию
от купца Рахманова. В 1856 году он сделал взнос на постройку церкви в Севастополе, а также пожертвовал лейб-гвардии
2-му стрелковому батальону «пять образов в резных кипарисовых рамах с серебряными с позолотой ризами стоимостью
20тыс. рублей».
К.Т. Солдатенков был коммерции советником, гласным Московской городской думы, членом множества обществ,
комитетов, советов. На его средства в Москве была построена «бесплатная больница для бедных, находящихся в
Москве, без различия званий, сословий и религий». В своем духовном завещании Солдатенков отписал 1 миллион 300
тысяч рублей «устройство в Москве ремесленного училища для бесплатного обучения в оном бедных детей мужского
пола, без различия их состояния и вероисповедания, разным ремеслам, относящимся к техническому производству». И в
1909 году был построен учебно-производственный комплекс, где учились будущие слесари, токари, электротехники,
мастера столярного дела! Позже на основе этого училища и соседнего с ним прядильно-ткацкого вырос Текстильный
институт. Солдатенков занимался издательской деятельностью.
Солдатенкову принадлежало подмосковное село Кунцево, где он жил летом. Солдатенков продолжал трудиться до
конца своих дней. После перенесенной тяжелой болезни восьмидесятилетний Солдатенков говорил М.С. Щепкину:
4
«Этой деятельности я не оставлю, пока я жив, и до последнего вздоха буду думать о напечатании намеченных книг».
Незадолго до
своей смерти он принял предложение Льва Толстого издавать под его редакцией общественно-политический журнал.
Скончался Козьма Терентьевич в 1901 году в своем кунцевском имении. В день похорон все крестьяне окрестных
деревень, для которых он строил больницы и школы, пронесли гроб с его телом на руках все 18 верст до Рогожского
кладбища.
По завещанию Козьмы Терентьевича на его пожертвования была построена больница в Москве, которая сейчас носит
имя СП. Боткина. Солдатенков указал, чтобы в больнице лечились бесплатно все, кто нуждается в лечении, а не только
москвичи. На его средства было организовано ремесленное училище. А все нераспроданные издания, которые
оценивались в 150 тысяч рублей, Кдзьма Терентьевич подарил Москве.
Художник А. Риццони говорил о Солдатенкове: «Его живая, отзывчивая душа, его ясный, светлый ум чаровали всех, кто
соприкасался с ним. Я всегда удивлялся, как человек, не получивший образования даже на медные гроши (он ведь до
старости писал плохо и ни на каком языке, кроме русского, не говорил), был так развит. Относился с истинным,
неподдельным интересом ко всем явлениям культуры и общественности. Он делат честь русскому имени; это был
истинно русский ум, не без практической жилки, но такой глубокий и разносторонний; вместе с тем такое прекрасное
сердце, которое везде отзывалось на добро, где только представлялся для него случай, не ища за это никакой награды.
Такими русскими людьми, вышедшими из народа, но поднявшимися высоко, крепка и будет долго стоять Россия».
2 группа:
Мы подготовили рассказ об одном необыкновенном человеке. Ртищев Федор Михайлович (1626 - 1673) был
удивительным.
Ревностный и благочестивый хранитель священных преданий и обычаев старины, он не только соблюдал внешние
признаки набожности, но искал их внутренний смысл. Учение Христа влекло его к подвигам христианской добродетели.
Он поселился в двух верстах от Москвы, жил отшельником, вел «спартанский» образ жизни, довольствоватся малым, а
все свое имущество стал раздавать бедным. О его благотворительности узнал царь Алексей Михайлович, который и
возвел его в сан постельничего. Позже Ртищев стал дворецким Алексея Михайловича и воспитателем его сына Алексея.
Известен один эпизод из его жизни, когда, сопровождая царя в польском походе, он был единственным человеком из
всего двора, ехавшим на коне, причем с больными ногами. Свою карету он предоставил раненым. Кроме этого, он взял
на себя их попечение. Он приказал всех раненых, измученных зимними холодами, отвозить в специально снятые для них
помещения, каким-то образом нанимал врачей и, как замечает его биограф, «назиратаев и врачев им и
кормителей устрояше, во упокоение их и врачевание от имения своего изнуряя». А когда выздоравливали, давал им
вспоможение. В устроенные им временные военные госпитали Ртишев привозил порой и пленных раненых врагов,
которым тоже оказывалась помощь. Федор Михайлович свято помнил заповедь Христа; любите враги ваша, добро
творите ненавидящим
вас.
Примеры о добрых делах Ртищева можно приводить до бесконечности. Ф.М. Ртищев сыграл заметную роль в истории
русского просвещения. Под Москвой он выстроил Андреевский монастырь, открыл при нем школу. Преподавателями
пригласил малороссийских ученых. Позже на базе этой школы сформировалась Славяно-греко-латинская академия,. Как
говорили современники, Федор Ртищев был человеком | скромным, стеснительным, правдивым, отличался
непоколебимой духовной твердостью. Очевидно, «врожденная скромность и благоразумие» были воспитаны его
родителями: они занимались благотворительностью по отношению к бедным людям и церкви. Наряду с этим уделяли
достаточно внимания светскому просвещению. Рано потеряв мать. Федор Михайлович становится еще более
чувствителен к людскому горю и бедам.
В 1671 году в Вологодском краю случился голод. Гибли люди. Федор Ртищев, узнав об этом, задумался, как он может
помочь бедным людям. Так как все свои деньги он потратил на московские заведения, он продал все свое «лишнее
платье, всю лишнюю домашнюю утварь» и вырученные деньги послал в Вологду.
С большим состраданием и вниманием относился Федор Михайлович к крепостным крестьянам: старался не обременять
их работами и оброком. Его биограф описывает случай, когда Ртищев был вынужден продать свое село Ильинское. Он
добровольно уменьшил сумму сделки, взяв обещание с покупателя, что тот не будет увеличивать повинности крестьян.
Умирая, Федор Ртишев завещал отпустить слуг на волю и не притеснять крестьян. Да и умер он словно святой. «В
последние минуты, уже совсем приготовившись, он позвал к себе в спальню нищих, чтобы из своих рук раздать им
последнюю милостыню, потом прилег и забылся. Вдруг его угасавшие глаза засветились, точно озаренные каким-то
5
видением, лицо оживилось, и он весело улыбнулся: с таким видом он и замер. Всю жизнь страдать, благотворить и
умереть с веселой улыбкой — вполне заслуженный конец такой жизни». — пишет В.О. Ключевский.
3 группа
Л.Н. Толстой в своем рассказе «Севастополь в мае» писал о сестрах милосердия: «Большая, высокая темная зала
освещенная только четырьмя или пятью свечами, с которыми доктора подходили осматривать раненых, была
буквально полна. Носильщики беспрестанно вносили раненых, складывали их один подле другого на пол, на котором
уже было так тесно, что несчастные толкались и мокли в крови друг друга, и шли эа новыми. Лужи крови, видные на
местах незанятых, горячечное дыхание нескольких сотен человек и испарение рабочих с носилками производили какой-
то особенный, тяжелый, густой, вонючий смрад, в котором пасмурно горели четыре свечи на различных концах залы.
Сестры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слезного сострадания, а
деятельного практического участия, то там. то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, бинтами, корпией,
мелькали между окровавленными шинелями и рубахами».
Удивительно привлекательная, обладавшая живым умом и порывистым характером Наталья Борисовна Шаховская (1820
-1906) происходила из рода князей Святополк-Четвертинских. Природа наградила ее живым умом, смелостью и
инициативным характером. Она любила театр и верховую езду, устраивала домашние театральные представления.
Выйдя замуж за князя Дмитрия Федоровича Ц Шаховского — предводителя дворянства Серпуховского уезда, она
становится княгиней.
Всю свою последующую жизнь Шаховская посвятила делу благотворительности. Она вступила в Никольскую общину и
работала в арестантской больнице сестрой милосердия. Вместе со своими сестрами Надеждой и Верой и матерью
Надеждой Федоровной они самоотверженно помогали всем страждущим. Вскоре Н.Б. Шаховская решает создать свою
общину, которую она назвала во имя иконы Богоматери «Утоли моя печали».
Труд сестер милосердия, вступивших в общину, был нелегким и ответственным. Всю свою жизнь они в буквальном
смысле посвящали труду, причем тяжелому труду. «Это была особая форма подвижничества, отмечает П.В. Власов.
выдержать которую могли только сильные духом».
Во время Крымской войны сестры милосердия Никольской общины первыми вместе с отрядом сердобольных вдов
появились в действующей армии.
Учрежденная в 1866 году Н.Б. Шаховской община «Утоли моя печали» сперва размешалась в доме, который купец Г.Д.
Новиченков завещал для устройства благотворительного заведения. В 1872 году Шаховская приобрела в Лефортове
имение, принадлежавшее ранее отставному служителю кремлевской придворной экспедиции Матвею Петрову. Здесь
началось строительство комплекса зданий для благотворительного учреждения. Через два года основное здание было
готово. При нем открылось общежитие для сестер милосердия. Позже вступили в действие психиатрическая больница,
амбулатория. В 18951896гг. появилось здание больницы-приюта имени св. царицы Александры. В 1896 году почетный
член попечительного совета общины, коммерции совет ник Г.М. Лианозов приобрел двухэтажный дом, непосредствен
но примыкавший к общине со стороны Владимирской улицы и подарил его общине для устройства здесь отделения
больницы в ознаменование «священного коронования».
Сестры милосердия общины «Утоли моя печали» участвовали в сербско-турецкой и русско-турецкой войнах 1876 й
1877—1878 гг.. Княгиня Н.Б. Шаховская сама возглавила первый отряд. Община удостоилась высокой оценки
императора Александра.
Между тем личные средства, которые княгиня жертвовала на содержание общины, таяли как весенний снег. И вскоре
она вынуждена была обратиться в городское управление с просьбой о предоставлении общине ежегодного пособия от
казны. Просьба эта была удовлетворена, и община какое-то время е могла существовать, но ее материальное положение
по-прежнему было трудным. Поэтому княгиня снова была вынуждена обратиться в городскую управу, прося принять
общину под е начало. К сожалению, тогда в просьбе было отказано. И лишь после смерти княгини в 1906 году городское
самоуправление приняло под свое покровительство общину, которой было присвоено имя княгини Н.Б. Шаховской.
Вступая в общины, сестры милосердия брали на себя очень тяжелый труд и огромную нравственную ответственность.
Это могли выдержать только сильные духом люди. У них не было ни выходных, ни отпусков, на зарплаты, ни пенсии, И
даже короткое свободное время, которое у них было, они не могли проводить в праздности. Так. например, в уставе
общины «Утоли моя печали» было записано: «Сестры и испытуемые во избежание праздности и связанного с ней
нравственного разложения в свободное от дежурства время обязываются заниматься рукоделием в пользу общины».
Были среди сестер милосердия и девушки знатного происхождения. Но устав не делал никаких исключений и не
допускал никаких привилегий для них. Правда, никто и не стремился их получить. Так, Н.Б.Шаховская работала сестрой
6
милосердия в тюремной больнице, баронесса Юлия Петровна Вревская умерла от тифа в полевом лазарете. 17 сестер
милосердия Крестовоздвиженской общины, направленных в Крым, погибли при исполнении служебных обязанностей.
Учитель: Молодцы, ребята. Конечно, вы рассказали о наиболее известных благотворителях прошлых лет. Что касается
многих благих дел, совершаемых нынешними жертвователями (благодеятелями), их время еще впереди. Возможно, кто-
то из вас. когда вырастет, напишет еще не одну книгу, потому что их поступки и дела заслуживают этого.
1-й ученик:
Достается не дешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
2-й ученик:
Этой мерой измерятся
Все земные труды...
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
3-й ученик:
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Полезным мирным трудом?
4 -й ученик:
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее
Хорошеть самому.
Учитель: Да, действительно, добро существует там. где его постоянно творят. Ребята, давайте создадим необычный
календарь. 'Каждый месяц у нас будет проходить под знаками добра и благотворительности. Напишите, что вы об этом
думаете. Лучшие работы войдут в календарь. Это домашнее задание. А что же мы с вами можем сделать сейчас?
Правильно! Мы подготовили концертную программу. Распространили билеты. А на вырученные средства закупим
игрушки и отвезем в Дом ребенка. Малыши-сироты, думаю, будут рады нашему вниманию. Начинаем наш концерт.
Ведущий:
Уважаемые зрители! Педагоги и родители!
Концерт посмотреть не хотите ли?
Ведущая:
Вас приветствует, друзья,
Со школьной сцены третий «А».
Ведущий:
Ребята стараются,
В драмкружке занимаются.
Любят книги читать,
В них можно многое узнать.
Но больше всего любят Пушкина и Барто.
Для вас прочитают стихи сейчас
7
Катя, Алина и несравненная Дарина.
Ведущая:
Песни петь,
Стихи читать
Все умеем мы на пять.
А вот высший класс
Покажет Никита сейчас.
Приготовил он фокусы для Вас.
Пришел его звездный час.
Ведущая:
Наша спортсменка Настя
Без аэробики прожить не может ни дня.
Во всех соревнованиях
Призовые места занимает она
Мы Настю приглашаем сейчас
Для нас проведет она свой мастер-класс.
Ведущий:
Звуки музыки льются
Слова доброй песни в сердце остаются.
Настя, Ваня и Аня
Душевно споют о маме Ведущая:
Саша, Женя и Артем
Брейк станцуют нам втроем
Хлопаем, хлопаем, друзья.
Их супер-танец мечтаю посмотреть я.
Ведущий:
С гимнастикой Ксюща дружит.
Примером Алина Кабаева служит.
Наша Ксения упорна
И к себе строга.
Все же замечательная гимнастка она!
Ведущая:
Ну пуантах Алина у нас
Простоять может целый час.
Известной балериной хочет стать она,
А нам покажет классические па.
Ведущий:
Кто это струны перебирает?
Это же наш - Максим на гитаре играет
Приветствуем его, друзья!
Со сцены удаляюсь я.
Ведущая:
Света и Маша –гордость наша.
8
Танцем порадуют всех
Они с нами, их ждет успех.
Ведущий:
На баяне Ирина играет
Так, что сердце замирает.
Иришка меха растянет
И кнопочки перебирает.
Ведущая:
В нашем классе много талантов:
И танцоров и музыкантов.
Стихи читаем и песни поем.
Рисуем, пишем и дружно живем.
От души любви и мира желаем,
На концерты свои приглашаем!
Ребята, дружно песню запеваем.
Концерт заканчивается песней: «Мы желаем счастья вам...»
9
Приложение
Календарь «Добро существует там, где его постоянно творят»
Май
(текст Провоторова Никиты)
«Согласно словарю Брокгауза и Эфрона, «благотворительность» выражается в материальной помощи нуждающимся,
лечении бедных, больных, в воспитании сирот и бесприютных детей. Благотворительность - это значит творить благо.
Разнообразие благотворительности велико: подать кружку воды больному, накормить голодного, помощь и забота о
животных, восстановление Храма. Это зависит от каждого человека, от его желания. Если вы действительно хотите
помочь, то ваш маленький вклад может кого-то спасти. Делать добро -это не только благородно, но и приятно».
Июнь
(текст Бобрикова Максима)
«Я часто слышал слово «благотворительность». Но что оно означает на самом деле, никогда не задумывался. Решил
спросить у родителей, а мама посоветовала заглянуть в словарь и разобраться. Благотворительность состоит из двух
частей - «благо» и «творить». Слово «благо» означает хорошо, добро, а «творить» - делать что-либо. Т.е. делать людям
добро. Например, помогать нищим, больным, старикам, детям-сиротам. Многие богатые знаменитые люди занимаются
благотворительностью: дают деньги на строительство больниц, школ, детских домов. Если бы не только богатые, но и с
обычным доходом люди захотели бы помочь всем нуждающимся, то на земле стало бы меньше несчастных».
Июль
(текст Андрющенко Ани)
«Для меня благотворительность - значит помощь бедным, пожилым людям, всем тем, кто нуждается. Раньше, до
революции, богатые купцы отдавали деньги нуждающимся. Жертвовали на строительство соборов, храмов, музеев,
галерей, больниц. Например, Третьяковская галерея. Она названа так по фамилии богатого купца Третьякова. Он
покупал картины и помещал их в галерею. Все приходили к нему и смотрели на картины бесплатно. Сейчас
большинство людей помогают, чем могут, бедным, старым людям, детям в детдомах. Давайте все мы тоже будем
помогать и нам за помощь обязательно скажут «спасибо». Люди должны помогать друг другу всегда. Тогда меньше на
свете будет бед и горестей, а больше будет улыбок и счастливых людей».
Август
(текст Никулиной Ксении)
«Что для меня означает благотворительность?
Благотворительность - это когда люди что-нибудь делают бескорыстно, от чистого сердца, от всей души. Например,
помогают детским домам, приносят одежду, игрушки. Помогают тяжело больным людям, оплачивают дорогостоящие
операции. А также помогают всем нуждающимся людям».
Сентябрь
(текст Хавро Дарьи)
«Благотворительность - это помощь всем нуждающимся людям. Я думаю, что каждый из нас должен помогать им. В
нашей стране много бездомных людей, который не могут купить себе даже хлеб. Есть сироты, которым не хватает
родительского тепла. У них нет игрушек и хорошей одежды. И если мы поможем кому-нибудь из таких людей, то они
будут счастливы и благодарны нам».
Октябрь
(текст Бондарь Дарины)
«Для меня благотворительность - помощь детям, у которых нет родителей. Они дают им одежду, продукты. В детские
дома покупают мебель, игрушки. Если же кто-то сильно заболеет, то помогают деньгами. Взрослые тоже могут
нуждаться в помощи, ведь не все живут хорошо. Люди, которые помогают нуждающимся, делают это безвозмездно».
Ноябрь
10
(текст Объедковой Маши)
«Однажды чудесным зимним днем мы собрались в детский дом. Мама купила фрукты, я собрала свои игрушки. И вот
мы в детском доме. Нас ждали семь девочек. Мы подарили им подарки. Они очень обрадовались. Я вернулась домой
радостная, потому что мы помогли сироткам!»
Декабрь
(текст Чернецовой Насти)
«Благотворительность - безвозмездная помощь людям, животным. В моей школе часто проходят акции помощи
обездоленным. Мы приносим книги, продукты, одежду, игрушки. А старшеклассники отвозят все в детские дома.
Слово «благотворительность» произошло от слова «благо». Благими делами занимаются люди, у которых чистые,
добрые сердца.
Наша страна помогает другим странам, у которых случилось несчастье или стихийное бедствие».
Январь
(текст Котельникова Жени)
«Благотворительность - это помощь нуждающимся людям, выражающаяся не только в материальной поддержке, но и в
обыкновенном человеческом внимании. На дворе уже XXI век, но слова: голод, война, террористический акт, взрыв в
метро, захват заложников все так же часто звучат в мировых новостях. Такое ощущение, что в окружающем мире очень
много зла и ненависти. И поэтому я думаю, что люди должны как можно больше совершать добрых дел, чтобы жизнь
вокруг нас становилась добрее и светлее. Благотворительные концерты, посещение детских домов: больниц, помощь
пожилым людям -вот какие события должны присутствовать в нашей жизни. И не нужно искать для милосердия какой-
то огромный проект. Можно просто оглянуться вокруг себя, ведь возможно кто-то рядом нуждается в твоей помощи.
А еще я думаю, что доброта, благородство и уважение к старшим воспитываются в семье. И как мы относимся, друг к
другу в семье, так мы относимся и к окружающим. Пусть слова: благородство, милосердие, уважение, любовь к
ближнему не останутся просто словами, а станут девизом нашей жизни.
Мы должны приложить все усилия, чтобы наш мир стал чистым и добрым. Я считаю, что проявление
благотворительности в наши дни очень нужным. Люди, которые помогают другим, - несут частичку доброты в нашу
жизнь»
Февраль
(текст Богданова Артема)
«Существует много людей, которые волею случая попали в безвыходные ситуации, из которых выбраться без денежной
помощи другого человека невозможно. Это такие случаи, как дорогостоящие операции, помощь безработным,
бездомным, сиротам. Такая помощь называется благотворительностью».
Март
(текст Саркисовой Кристины)
«Что такое благотворительность? Это поступки добра. Каждый человек помогает своим друзьям или просто людям.
Ведь как гласит народная мудрость: «Делай добро, и оно добром к тебе вернется».
Начинать делать добрые дела надо в семье. Помогать бабушке, родителям. Если мама и бабушка устали, надо, помочь
им: помыть посуду, убраться в квартире. И вообще, надо помогать родным не только когда они устали, но и самому
предлагать помощь. Когда ты едешь в троллейбусе и заходит пожилой человек, надо уступить ему место.
Благотворительные организации помогают детским домам, устраивают праздники, помогают домам престарелых,
больницам, госпиталям. Делать добро людям - хорошо. И я думаю, что доброта останется в наших душах на веки».
Апрель
(текст Зотовой Светланы)
«Благотворители материально поддерживают какие-нибудь заведения, организуют помощь неимущим, выделяют
стипендии для талантливых, ремонтируют и закупают все необходимое. А я подобрала на улице бездомного котенка. Он
был таким жалким! Сейчас котик ни в чем не нуждается, и как мне кажется, доволен жизнью».
11
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»
Власов П. «Обитель милосердия»
Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»
Игнатович Т. «Солдатенковские галереи» Журнал «Московский журнал» 01.03.1999г.
Ключевский В.О. «Добрые люди древней Руси»
Лопатин В.В. «Русский орфографический словарь»
Ожегов С.И., Щведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка»
Сахаров А.Н., Боханов А.Н. «История России XVII-XIX века. Часть 2»
Татьяничева Л. «Что ты сделал хорошего»
Толстой Л.Н. «Севастополь в мае»
Ф. И. Шаляпин «Маска и душа».