Конспект урока "Музыка мастеров баховской эпохи" 4 класс

План-конспект открытого мероприятия.
Лекция-концерт «Музыка мастеров баховской эпохи»
Руководитель – преподаватель, концертмейстер Верпаховская Н. А.
Участники – учащиеся фортепианного, хорового, струнно-смычкового,
духового отделения.
Мероприятие проводится в концертном зале. Публика – учащиеся «Центра
искусств», их родители.
Цели мероприятия:
Обучающие:
Формирование и закрепление комплекса концертно-исполнительских
навыков у учащихся в процессе публичного исполнения музыкальных
произведений;
Обобщение и систематизация знаний о камерной музыке эпохи барокко,
полученных на разных предметах.
Воспитательные:
Воспитание у учащихся качеств концертного исполнителя артистизм,
ответственность, самоконтроль;
Стимулирование интереса к исполнительству, повышение самооценки
учащихся через включение в процесс организованного концертного
музицирования;
Приобщение учащихся и зрителей к лучшим образцам мировой
музыкальной культуры.
Развивающие:
Расширение кругозора участников концерта и зрителей;
Самореализация участников, развитие творческих качеств личности.
Задачи:
Дать разновозрастной аудитории общее понятие о музыке эпохи
барокко: характеристика исторической эпохи, круг образов, стилевые
особенности.
Закрепить у учащихся знания, усвоенные на исполнительских и
теоретических предметах: сведения о композиторах, полифоническом
складе, основных жанрах эпохи барокко.
Дать возможность учащимся применить на практике умение исполнять
произведения полифонического склада, продемонстрировать владение
пианистическими приемами, знание стилевых традиций.
Продолжить вырабатывать у учащихся навыки поведения на концерте в
качестве исполнителя-солиста, участника ансамбля, слушателя.
Необходимое оборудование:
Музыкальные инструменты: 2 рояля, цифровое фортепиано, скрипка,
флейта;
Ноутбук, проектор, экран.
Ход мероприятия:
Лекция-презентация «Музыка мастеров баховской эпохи» - 10 минут.
Читает преподаватель Верпаховская Н. А.
Игра-викторина по терминам: названия танцев, жанров барочной
камерной музыки – в течение концерта.
Концерт – 45 минут.
Сценарий.
Лекция
Здравствуйте, дорогие слушатели. Сегодня в исполнении наших
учащихся вы услышите музыку, которая создавалась очень давно, в конце
XVII-начале XVIII века в Западной Европе. 300 лет – это большой срок,
давайте попробуем представить себе, как выглядел мир тогда.
Это было время, когда закладывались нации и государства
современности. Политическая карта Западной Европы приобретала очертания,
похожие на привычные нам. Англия и Шотландия объединились в
Королевство Великобританию. Во Франции, одном из самых значительных
государств тогдашней Европы, наступил высший расцвет абсолютной
монархии царствование королей Людовика XIV и XV. (Видеоряд виды
европейских городов XVII века) Флоты этих мощных европейских государств
пересекали океаны. Великобритания активно колонизировала территорию
Северной Америки, то, что сейчас мы называем США. Франция тоже имела
обширные колонии в Северной Америке, в Канаде. (Видеоряд флотилии
судов XVII века) Германия еще не была единым государством, а складывалась
из многих небольших княжеств.
В России это время коренных реформ Петра I: создание российского
флота, расширение границ российской империи, постройка новой столицы
Санкт-Петербурга, развитие промышленности, открытие Академии наук.
(Видеоряд постройка русского флота, Санкт-Петербурга) Уже освоены
Сибирь и Дальний Восток, заложены города Красноярск, Чита, Якутск,
Хабаровск, выстроен Иркутский острог. (Видеоряд виды Иркутского
острога, Спасской церкви)
XVII век ознаменовался значительнейшими научными достижениями.
Завершалась эпоха великих географических открытий, европейцы проложили
морские маршруты на все континенты. Шло освоение открытых территорий в
Америке, Сибири. Имена и достижения ученых этого давнего времени нам
сейчас хорошо известны, их изучают в школе:
Блез Паскаль, французский математик, конструктор первых
вычислительных автоматов (арифмометров);
великий физик Галилео Галилей, изобретатель телескопа,
доказавший, что Солнце одна из великого множества звезд во
вселенной;
английский естествоиспытатель Роберт Гук, первым изучавший
живые клетки с помощью сконструированного им микроскопа;
создатель многих физических и математических теорий Исаак
Ньютон;
великий российский энциклопедист М. В. Ломоносов и многие
другие. (Видеоряд портреты ученых)
Это была очень непростая эпоха, насыщенная и войнами, и
путешествиями. Человечество активно осваивало планету.
В то время в Европе сложился особый стиль, черты которого
проявились во всех областях культуры. Этот стиль был назван «барокко».
Итальянское слово barocco означает «причудливый», «странный»,
«склонный к излишествам». Именно эти черты мы можем проследить во всех
областях человеческого творчества того времени. В них проявилось усвоенное
ощущение бесконечного разнообразия, необозримости и постоянной
изменчивости окружающего мира, власти над человеком могучих природных
стихий и решимости человека преодолеть эти стихийные силы.
В архитектуре мастера эпохи барокко стремились к синтезу различных
видов искусств (архитектуры, скульптуры, живописи), к созданию ансамбля,
в который включались элементы живой природы. Строились масштабные
дворцовые комплексы, с грандиозными причудливо украшенными зданиями,
парками, каскадами фонтанов. Виды их сейчас хорошо нам известны:
французский Версаль, немецкий дворцовый комплекс Цвингер, Шёнбрунн в
Австрии, площадь перед собором св. Петра в Риме, российский Петергоф.
(Видеоряд)
Те же черты пышность, сложность формы, повышенная
выразительность, включение фантастических мотивов – мы видим в картинах,
скульптурах, костюмах и украшениях той эпохи, оформлении мебели, книг.
(Видеоряд)
Для современного слушателя эпоха, о которой мы говорим предстает
очень важным этапом музыкальной истории. Тогда жили и творили
композиторы, имена которых мы хорошо знаем: И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д.
Скарлатти, А. Вивальди и многие другие. (Видеоряд портреты
композиторов) Не удивительно, что сохраняются веками материальные вещи
дворцы, картины, скульптуры. Но более удивительно, насколько популярна
сейчас и близка нам музыка, которая создавалась так давно. Послушайте
только несколько коротких отрывков. рагменты: И. С. Бах. Токката и фуга
ре минор; Д. Скарлатти. Соната до мажор; А. Вивальди. «Времена года»; Г.
Ф. Гендель. «Аллилуйя» из ор. «Мессия»).
В музыкальном искусстве XVII-первой половины XVIII века мы видим
общие черты эпохи барокко: сложность и пышность формы, сочетание разных
видов искусства создаются грандиозные оратории, театральные, оперные
постановки, многочастные инструментальные сочинения. В самом складе
музыки тоже сложность, она преимущественно полифоническая, со
множеством украшений – мелизмов. Любой ученик знает на своем опыте, что
эту музыку очень непросто разобрать и выучить. Но, вместе с тем, музыка
знаменитых композиторов того времени слушается удивительно современной,
понятной нам. Одна из причин именно тогда формировался музыкальный
язык, который стал основным для европейской музыки, а позже закрепился в
профессиональной музыке всего мира. Учащиеся старших классов поймут, о
чем речь, если я скажу, - складывалась ладотональная система. Именно
поэтому, хотя из быта давным-давно исчезли балы, на которых танцевали
старинные танцы (мы еще вспомним сегодня их названия), музыка, звучавшая
на этих балах, остается популярной и звучит буквально повсюду в
концертных залах и в сигналах мобильников.
Другая причина, по которой мы ценим, любим музыку гениальных
мастеров баховской эпохи и не перестаем ею восхищаться это ее особый
эмоциональный строй, возвышенная одухотворенная взволнованность,
невероятное интонационное богатство и красота. Эта черта тесно связана с
господствовавшей тогда в европейском обществе общей религиозностью
мышления. Христианские, библейские мотивы были встроены в быт,
сопровождали повседневную жизнь человека. Богослужения, особенно
католические, очень пышно оформлялись игрой на органе, хоровым пением.
Композиторы создавали огромное количество сочинений для исполнения в
церкви, на религиозную тематику. А в протестантских странах широко
бытовали хоралы особые духовные песни. Великий И. С. Бах в своей музыке
использовал темы всем известных хоралов не только в произведениях на
религиозную тематику, но и во многих инструментальных сочинениях. Сейчас
мы уже не узнаем эти темы и не распознаем заложенное в них религиозное
содержание, но интуитивно воспринимаем возвышенный духовный настрой,
обращение к вечным ценностям человеческой души. (Видеоряд картины:
Рафаэль «Сикстинская мадонна», да Винчи «Благовещение», «Мадонна
Бенуа», Веронезе «Воскрешение Христа и др.»)
Сегодня наши учащиеся будут исполнять сочинения мастеров той
эпохи, которую историки искусства называют «барокко», а мы назвали
баховской по имени одного из самых значительных и глубоких композиторов.
В программе будут небольшие танцевальные пьесы, более крупные и сложные
инструментальные сочинения, а также произведения на религиозную
тематику. Как уже отмечалось, эту музыку очень непросто исполнять, в ней
много технических трудностей: сложная многоголосная фактура, много
мелких интонационных деталей, мелизмов. Задачу усложняет еще и то, что
задумывалась эта музыка для исполнения на других инструментах.
Фортепиано, хотя и было изобретено в начале XVIII века, но еще не стало
самым распространенным в быту инструментом. Эту роль выполняли
клавесин в домашнем быту и орган в церкви. А у них другая природа
звукоизвлечения, другие динамические и тембровые возможности. С
помощью электронного фортепиано мы попробуем сегодня представить себе,
как могла бы звучать музыка того времени.
Итак, мы начинаем наш концерт. Но, чтобы услышать произведение,
вам, уважаемые слушатели, придется сначала угадать его название. А помогут
вам подсказки-определения наших исполнителей.
Концерт
1-й блок: танцевальные пьесы.
Видеоряд – слайды старинных танцев.
1. Счастливцева Надя, фортепиано, 3 кл. задает вопрос залу:
«Старинный испанский танец-шествие, в трехдольном размере, с
важным неторопливым движением» (Музыкальная иллюстрация
Сарабанда ми минор А. Корелли); ответ зала «сарабанда».
Исполняется Сарабанда А. Корелли ре минор.
2. Фадеев Ян, фортепиано, 2 кл. задает вопрос залу: «Старинный
танец, в двухдольном размере с обязательным затактом, живой и
подвижный» (Музыкальная иллюстрация Ригодон Ж. Рамо);
ответ зала – «ригодон». Исполняется Ригодон Г. Ф. Телемана.
3. Шагаева Яна, фортепиано, 3 кл. - «подвижный парный бальный
танец с многочисленными реверансами, в трехдольном размере»
(Музыкальная иллюстрация Куранта Ж. Б. Люлли); - «куранта».
Исп. Ф. Каттинг. Куранта (аранжировка для исполнения в 4 руки
Верпаховской Н. А.)
4. Андреева Лена, фортепиано, 3 кл. «изящный бальный танец в
трехдольном размере с мелкими шагами, поклонами,
реверансами. Его называли «танцем королей и королем танцев».
(Музыкальная иллюстрация – Менуэт И. С. Баха из Французской
сюиты соль минор); - «менуэт». Исп. И. С. Бах. Менуэт ре минор.
5. Орлов Эдик, скрипка, 3 кл. - Гавот «танец французского
происхождения с неторопливым движением, в четырехдольном
размере с обязательным затактом в половину такта»
(Музыкальная иллюстрация Гавот Ж. Б. Люлли); - «гавот». Исп.
И. С. Бах. Гавот.
2-й блок: камерная музыка.
Видеоряд – слайды старинных инструментов и исполнителей.
6. Сергеева Аня, фортепиано, 4 кл. Исполнит Прелюдию до мажор
И. С. Баха. Аня сама расскажет, что означает это название.
«Название происходит от латинского выражения «перед игрой». Так
в XVI веке называли короткие пьесы, которые исполняли перед
крупными сочинениями, чтобы проверить настройку инструмента и
подготовить слушателей. Позже прелюдии стали сочинять и
исполнять как самостоятельные произведения свободного
содержания. (Музыкальная иллюстрация Прелюдия И. С. Баха до
минор для лютни).
7. Куваева Лена, фортепиано, 5 кл. исполнит Маленькую прелюдию
ми минор И. С. Баха. Лена сыграет эту пьесу не на рояле, а на
электронном инструменте, который имитирует звучание
клавесина. Что такое клавесин, Лена расскажет сама.
«Клавесин - считается предком фортепиано С XVI по XVIII век он был
самым популярным инструментом во многих странах мира. Он имел
фортепианную клавиатуру, но коренным образом отличался от фортепиано
способом звукоизвлечения и тембром.
К клавишам клавесина с помощью рычагов (как молоточки у рояля)
были подсоединены перья птиц или кусочки засушенной кожи. При нажатии
на клавишу перья цепляли металлические струны, заставляя их звучать. Звук
клавесина яркий, звенящий, даже резковатый. Сила звука не зависит от силы
нажатия клавиши. Чтобы разнообразить динамику, делали инструменты с
двумя или даже тремя клавиатурами (мануалами) с разной громкостью
звучания.»
8. Петровская Екатерина, флейта, 5 кл. Сазонова Ольга,
фортепиано, 5 кл. исп: И. С. Бах. «Шутка».
9. Корыхаев Данил, фортепиано, 7 кл. хоровое отд. исп: И. С. Бах.
Прелюдия до мажор из I тома ХТК.
10. Юрьева Александра, фортепиано, 6 кл. исполнит Трехголосную
фугу до мажор И. С. Баха из сборника «Маленькие прелюдии и
фуги». Саша расскажет, что значит слово «фуга».
«Фуга – название от латинского слова fuga бег. Так называется
многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, весьма
строгим законам. В основе фуги лежит, как правило, одна музыкальная тема -
яркая, хорошо запоминающаяся. Тема эта звучит последовательно в разных
голосах. Такой прием называется имитацией. В зависимости от количества
голосов фуга может быть трехголосной, четырехголосной и т. д.»
11. Лаврова Елена, фортепиано, 7 кл. сыграет Трехголосную
инвенцию соль минор И. С. Баха. Лена сама объяснит название
произведения.
«Инвенция этим словом, означающим по-латыни «изобретение»
(inventio), И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он
сочинял специально для своих учеников. Это были своего рода упражнения,
необходимые для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных
полифонических произведений, в частности - фуг.
Название для своих пьес композитор подобрал чрезвычайно точно, так
как его инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и
чередований голосов. Но инвенции не только упражнения. Это яркие
художественные произведения, в каждом из которых воплощено
определенное настроение.
Бах считал, что его инвенции помогут начинающему музыканту не
только исполнять, но и сочинять музыку. Вот как он определил в предисловии
к сборнику инвенций их назначение: «Чистосердечное руководство, дающее
возможность любителям клавирного искусства и в особенности жаждущим
его изучения не только научиться чисто играть двухголосие, но при
дальнейших успехах уверенно и умело обращаться и с трехголосием,
выработать певучую манеру игры и, вместе с тем, развить в себе сильное
предрасположение к композиции...»
3-й блок.
12. Верпаховская Галина, вокал, 7 кл. и Мельникова Эвелина,
фортепиано, 7 кл. исполнят произведение Г. Ф. Генделя, которое
называется латинским словом «Dignare». Галя расскажет
подробнее, что нам предстоит услышать.
Текст этого произведения – латинский. Это католическая молитва:
«Dignáre, o Dómine, die isto sine peccáto, miserére nostri, Dómine. Fiat
misericórdia tua, super nos, quemádmodum sperávimus in te.» Перевод:
«Всемогущий Господи, в этот день сохрани нас от греха, помилуй нас,
Господи. Да будет милосердие Твое над нами, ибо мы уповаем на Тебя»
Эвелина будет аккомпанировать Гале не на рояле. С помощью
цифрового фортепиано мы услышим звучание инструмента,
который сопровождает службы в католических храмах органа.
«Орган - клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой
и сложный из существующих инструментов. У него имеется несколько
клавиатур (мануалов) для рук и педальная клавиатура для игры ногами. Звуки
извлекаются при нагнетании воздуха в трубы, которых у органа огромное
количество. Это один из древнейших музыкальных инструментов. Его история
насчитывает несколько тысяч лет. В баховскую эпоху орган широко
применялся в церкви. Обладая огромным диапазоном звучания и богатейшими
тембровыми возможностями, он один мог заменить композиторам оркестр и
хор. С его помощью удавалось донести глубокие и возвышенные чувства и
образы до больших скоплений людей.» (Видеоряд слайд органа, картина К.
Дольчи «Св. Цецилия за органом»)
13. В заключение нашего концерта в исполнении фортепианного
дуэта преподавателей Верпаховской Н. А. и Григорьевой А. А.
прозвучит Концерт для клавира с оркестром фа минор И. С. Баха.
«Концерт - от латинского слова concertare - состязаться и родственного
итальянского concerto - гармония, согласие. Так называют сочинения крупной
формы основанные на контрастном сопоставлении оркестра (tutti) и солиста
или группы солирующих инструментов и оркестра.» (Видеоряд слайды
оркестра баховской эпохи)
Использованные ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://dic.academic.ru/
http://dance123.ru/
http://smallbay.ru/baroc.html