Конспект урока "Программная увертюра «Через борьбу к победе»" 6 класс

6 класс Урок 26
Тема урока: Программная увертюра «Через борьбу к победе».
Цель и задачи: Знать о приёмах взаимодействия и развития образов музыкальных
произведений.
Уметь:
высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения;
определять по характерным признакам принадлежность музыкальных
произведений к соответствующему жанру и стилю ( музыка классическая);
проявлять навыки вокально – хоровой работы.
Вид урока: сообщение и усвоение новых знаний.
Ресурсы: Увертюра « Эгмонт»,« Скорбь и радость» Л.Бетховен( канон). Программная
увертюра.Разделы сонатная форма. Контраст конфликт. Монолог эгмонта из 5 –го
действия драмы « Эгмонт» И.В..Гёте. Презентация.
Оборудование: фор-но, компьютер, портрет композитора, рабочие папки и тетради.
Эпиграф: «Лишь тот достоин счастья и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой.»
И.В.Гёте
ХОД УРОКА.
Организационный момент. Приветствие. Введение в тему, исходя из материалов
предыдущих уроков.
- Назовите популярные сочинения Л.В.Бетховена.( К Элизе, Лунная соната№14,
Патетическая соната№8, симфония№5, Аппассионата №23, симфония№9.
-И ещё одно произведение программная увертюра «Эгмонт» по одноимённой
трагедии И.В.Гёте (18-19в.)
Величайшего поэт Германии и один из замечательнейших ее мыслителей,
принадлежит к лучшим именам, которыми гордится человечество.
Поэт, писатель, драматург, юрист, ученый, театральный и политический
деятель — с 1775 года занимал пост первого министра Веймарского
герцогства, основоположник немецкой литературы Нового времени,
мыслитель и естествоиспытатель, иностранный почетный член
Петербургской АН (1826).
Его жизнь и деятельность неразрывно связаны с великим катаклизмом,
преобразившим - под грохот войн и революций - Европу феодальную,
дворянско-монархическую в Европу буржуазно-капиталистическую.
Эгмонт, граф Ламораль, принц Гаврский (1522—1568)
Один из первых вельмож Фландрии и Брабанта — происходил из древнего
рода, известного еще в эпоху Крестовых походов. Его родина в XVI веке
находилась под властью Испании, от которой стремилась освободиться,
выступая одновременно и против католицизма.
Эгмонт с 16 лет был придворным испанских королей, участвовал во многих
походах и даже сопровождал Филиппа II в Англию, когда тот сватался к
Марии Тюдор.
Любимец солдат и народа и в то же время верноподданный католик,
Эгмонт в 1565 году был направлен к испанскому королю с требованием
уничтожить инквизицию.
В 1566 году вновь принес присягу на верность испанской короне, хотя
нидерландские патриоты, его соратники по оппозиции Филиппу II принц
Вильгельм Оранский и граф Горн, отказавшиеся присягнуть,
предостерегали его от вероломства короля и даже предлагали покинуть
родину.
Однако Эгмонт встретил нового наместника Нидерландов, герцога Альбу
при его въезде в Брюссель, а 9 сентября 1567 года был арестован по
приказу герцога и заключен в Гентскую цитадель. В ней Эгмонт провел 9
месяцев.
Ему было предъявлено 90 пунктов обвинения, которые он блистательно
опроверг. Несмотря на это, Эгмонт был приговорен к смерти и 5 июля 1568
года казнен в Брюсселе. Все его имущество было конфисковано королем,
так что вдова и 11 детей остались нищими.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
В 1809 году Бетховен получает от дирекции Венского придворного театра
заказ на написание музыки к трагедии Гёте «Эгмонт» и работает над ней с
конца 1809 до весны 1810 года, по его собственным словам, «исключительно
из любви к поэту».
Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт» была закончена Бетховеном два года спустя
после создания Симфонии №5.
Увертюра — первый из девяти номеров этой музыки.
УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»:
Музыкальная форма Драматургический приём
Одночастная: Принцип контраста;
Вступление Вступление –
Сонатное allegro тематическая квинтэссенция
Кода увертюры
ВСТУПЛЕНИЕ:
Музыкальные образы Драматургический приём
Образы двух враждебных Принцип контраста
сил: угнетателей испанцев и двух основных тем
страдающего под их властью
нидерландского народа
СЛУШАНИЕ. Вступление увертюры «Эгмонт».
СОНАТНОЕ ALLEGRO
Экспозиция Разработка + реприза
Главная партия Борьба контрастных тем
(героическая; родство обостряется; последние
со второй темой аккорды – гибель героя,
вступления); Эгмонта
Побочная партия
(торжественная;
тематическое родство
с двумя темами вступления)
СЛУШАНИЕ. Сонатное allegro-главная и побочная партии, смерть Эгмонта.
КОДА
Итог музыкальной драматургии Музыкально-драматургический приём
Торжественный, ликующий Как и симфонию №5 заканчивет
характер музыки; победа минорную увертюру в одноимённом
нидерландского народа мажоре.
над угнетателями
СЛУШАНИЕ. Кода увертюры «Эгмонт».
ВЫВОД:
Борьба двух враждебных сил - угнетателей-испанцев и страдающего под их
властью нидерландского народа - составляет основу трагедии Гёте, развитие
соответствующих музыкальных тем является содержанием увертюры.
«Борьба» как неизбежный путь к достижению цели и грядущая победа—
основное содержание героических произведений композитора, в том числе
«Патетической сонаты», Симфонии №5, 9, увертюры «Эгмонт».
ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА.
Работа с песней с помощью приёма «Эхо»-повторение за учителем. Учится
контролировать формирование и правильное удержание звука.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
-Что было самым интересным?
- Что вызвало затруднение?
Д/З – найти исторические события, которые можно было бы взять в основу
драматургии музыкального программного произведения.
Оценивание. Прощание. Выход из класса.