Конспект урока "«Легкое и серьезное» в танцевальной музыке" (вальс)
«Легкое и серьезное» в танцевальной музыке (вальс).
Цель урока : актуализировать знания учащихся о танцевальной музыке, дать
общее представление о танце на знакомом теоретическом, музыкальном,
художественном материале; раскрыть особенности вальса, познакомить с именами
выдающихся композиторов в области вальсовой музыки.
Задачи урока :
- познакомить с особенностями вальсовой музыки, композиторами, работающими с
жанром «вальс».
- развивать интерес к предмету, развитие вокально – певческих навыков,
музыкального слуха, развитие умения слушать музыку, формировать музыкальный
вкус у учащихся;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки,
интерес и уважение к музыке.
Музыкальный материал : П.И.Чайковский «Спящая красавица», «Вальс цветов»,
С.В.Рахманинов «Нежность».
Оборудование и ТСО : колонка, информационный флеш – накопитель, портреты
П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова.
Ход урока.
1. Организационная часть урока.
2. Повторение пройденного материала . «Легкое и серьезное» в песне. Что
такое песня ? Сколько частей имеет песня ? Назовите повторяющуюся часть
песни. Сколько куплетов может быть в песне ? Сколько авторов может быть у
песни ? Кто это ? На какие два вида делятся все песни в мире ?
3. Подготовка к изучению нового материала.
Его называют королем танцев. Однако у него не всегда была такая
безупречная репутация . Долгие годы его считали сомнительным,
простонародным и даже неприличным танцем, а лондонская «The times» так
и прямо называли его «танцем прелюбодеек». И потребовалось не одно
десятилетие, чтобы общественное мнение смягчилось.
Прослушивание «Вальса цветов» П.И.Чайковского.
- О каком танце идет речь ?
4. Изучение нового материала.
Слово «вальс» появилось от старонемецкого walsen - кружиться, вертеться,
скользить. Зародился он действительно в крестьянской среде : еще много столетий
назад, когда при дворце танцевали гораздо более чинные танцы, в австрийских и
баварских деревнях вовсю кружились в вальсе, и во многих старинных мелодиях
можно заметить вальсовые мотивы.
В высшее общество вальс попал сначала как часть кадрили, и только потом
стал самостоятельным танцем. Признание в западном высшем обществе вальс
получил только к концу 18 века.
Но было у вальса и много противников . И первыми из них были… учителя
танцев. Впрочем неудивительно : в отличие от сложных менуэта, кадрили и
мазурки, вальс можно было самостоятельно разучить за считанные часы.
Таким образом, преподаватели танцев рисковали остаться без работы !
Невзлюбили вальс и поборники морали, а также религиозные деятели. Ведь
в вальсе партнеры гораздо ближе друг к другу, чем в других танцах того
времени – поэтому танец считался неприличным и греховным.
В консервативной Англии вальс был принят еще позже. Вот например
сообщение газеты «The times» от июля 1816 года : «Мы с болью
наблюдаем за тем, как неприличный иностранный танец, называемый
«вальс» , был представлен при Английском дворе в пятницу. Совершенно
достаточно бросить взгляд на чувственно переплетенные конечности и тесно
прижатые друг к другу тела в танце, чтоб увидеть на сколько далеко мы
ушли от скромной сдержанности, которая до сих пор считалась
отличительной чертой английских женщин. Пока этот непристойный танец
ограничивался кругом прелюбодеек , мы не думали, что он заслуживает
нашего внимания. Но теперь , когда вальс пытается проникнуть в
респектабельные классы нашего общества посредством гражданского
примера, подаваемых нам нашими правителями, мы чувствуем себя
обязанными предупредить каждого родителя против показа этого танца их
дочерям, ибо вальс неизбежно окажет на них пагубное влияние».
- Но и спустя много десятков лет некоторые представители лондонской
прессы, вспоминая о появлении вальса в Англии, не смягчились : «Тот, кто
ночи напролет , наблюдает без особого беспокойства, как его сестра или жена
, схваченная незнакомым мужчиной и подчиненная страстным объятиям,
кружится в танце по небольшой комнате – единственным очевидным
извинением такого неприличного обращения может быть только то, что все
это происходит под звуки музыки – едва ли сможет понять тот ужас, с каким
было встречено представление этого безнравственного танца…». Правда, то,
что правящая королева Виктория , по слухам, отлично умела и очень любила
танцевать вальс, несколько извиняло бедный танец в глазах консерваторов.
«Поддержали» вальс и музыканты. Австрийские композиторы Франц
Ланнер и Иоган Штраус писали такие вальсы, что даже противники танца
не могли остаться равнодушными. Штраус, кстати, изменил вальс навсегда.
Если раньше это был танец неспешный , то благодаря композитору в моду
вошли стремительные венские вальсы. Потом, впрочем, медленный вальс
снова вернулся в моду благодаря американскому «вальсу бостон»-
замедленному танцу с плавными движениями.
В России вальс сначала тоже не одобрили. Павел 1 издал специальный
указ , которым запретил танцевать вальс в России. Его жена Мария
Федоровна вальс еще больше невзлюбила, и до самой ее смерти вальс на
придворных балах был «вне закона» - Александр 1 , хоть и был довольно
прогрессивным правителем, мать предпочел не злить.
Что не мешало , впрочем, вальсу стать любимым танцем на частных
балах еще в 10 – х годах 19 века. Без вальса не обходился ни один из балов
ни в столице, ни даже в провинции. И только учебники этикета
предостерегали танцующих : «Танец сей, в котором, как известно,
поворачиваются и сближаются особы обоего пола, требует надлежащей
осторожности…. Чтобы танцевали не слишком близко друг к другу, что
оскорбило бы приличие». Даже европейские путешественники признавали,
что русские танцуют вальс легче и изящнее, чем французы, англичане и
«родоначальники» вальса немцы.
Композитора Иоганна Штрауса называли – «королем вальса» и он часто
посещал Россию с концертами, а однажды он даже написал вальс
«Прощание с Петербургом».
У многих композиторов в творчестве немаловажное место занимали
вальсы. Сейчас мы послушаем еще один вальс П.И.Чайковского «Спящая
красавица», и вальс С.В.Рахманинова «Нежность».
5. Работа в тетради .
Запись определения «вальс» в тетрадь, что является родиной вальса, когда
появился, когда пришел в Россию. Размер вальсовой музыки. Дирижирование
размера ¾ (сначала одной рукой, затем двумя).
6. Разучивание новой песни.
Исполнение песни учителем. Исполнение в ансамбле с учителем.
Исполнение самостоятельно, без сопровождения учителя.
7. Домашнее задание. Знать определение вальса, родину вальса, когда и где
появился вальс.
8. Итог урока. Какова же была тема нашего сегодняшнего урока (вальс).
Что нового вы для себя узнали из этой темы ? Что больше всего
запомнилось?
9. Анализ и оценка успешности достижения цели, оценка работы класса
и отдельных обучающихся, аргументация выставления оценок.