Конспект урока "Из чего состоит опера" 5 класс
Тема: Из чего состоит опера
Ход урока:
I. Организационный момент.
У каждой группы таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперного
пения», «Отдел оперного ансамбля», «Отдел оперного хора», «Отдел
оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор».
II. Сообщение темы урока.
– Тема нашего урока – «Из чего сделана опера». По законам оперного
театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на
сцены.
III. Работа по теме урока.
— Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально
занимаются в разных Оперных отделах. Представитель каждого отдела
расскажут нам о деятельности каждого Отдела.
Сейчас я раздам вам некоторую информацию. На ознакомление даётся
пять минут.
— Начнём работу. Чем же занимается Отдел оперного либретто? Вам
слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка. Либреттист —
тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно сказать — оперный поэт,
оперный писатель.)
— Идём к певцам. Что же делает Отдел оперного пения? Пожалуйста,
вам слово! (Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется
одним певцом в сопровождении оркестра. Также есть и другие способы проявления своих
чувств – в речитативе. Речитатив — в переводе декламация, чтение вслух. Здесь герои
бросают друг другу короткие фразы — реплики, сообщают всякие подробности
оперного действия.)
Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер
героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет.
Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из четвёртого действия оперы
«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова — «Сцену таяния Снегурочки».
Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства.
Дар любви, подаренный ей матерью Весной, губит Снегурочку, она тает от
беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент таяния становится
для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего рассвета.
Вот такая двойственность состояния выражена в словах Снегурочки:
«Люблю и таю».
Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля.
А почему он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела.
(Слово ансамбль — значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какой-то
оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте-ка понять людей,
когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в
жизни. А в опере — одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного ансамбля,
поэтому наш отдел называется ещё и секретным.)
Идём далее. Отдел оперного хора, о нём мы не так давно с вами уже
говорили. (Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в
согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.)
Спасибо. Следуем дальше, опускаемся в оркестровую яму. Оркестровой
ямой называется площадка перед оперной сценой, где располагается чуть ли
не самый многочисленный отдел — Оперный оркестр. (Оркестр выполняет
особое задание: он играет увертюру к опере, чтобы заранее всех настроить на нужную
волну.)
Инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные
шедевры. К одному из таких примеров относится знаменитая «Мелодия»
Кристофера Виллибальда Глюка из оперы «Орфей и Эвридика», которую
называют «Жалобой Эвридики». Опера повествует о мифическом певце
Орфее, божественное пение которого подчиняло силы природы, и о его жене
— юной нимфе Эвридике.
Эвридика, укушенная змеей, умирает и попадает в царство мёртвых.
«Жалоба Эвридики» — музыка, передающая печаль её разлуки с жизнью.
Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что её ещё называют
«Арией без слов».
Слушание музыкального произведения. ♫
— Как звучит эта музыка? (Музыка звучала очень нежно, изящно,
красиво.)
Следующий отдел балета, вам слово. (Отдел балета — если по ходу действия
оперы требуются танцы, чтобы украсить оперу, я всегда приду на помощь.
А я представляю Отдел оперной постановки, здесь, как в любом театре, художник
рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр гримирует артистов, костюмер
готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист сцены орудует
механизмами, а пожарник следит за противопожарной безопасностью.)
И, конечно, главное лицо в оперном деле — композитор. (Он сочиняет
музыку, а музыка в музыкальном деле всему начало и всему конец. Недаром имя
композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.)
IV. Итог урока.
— Каждая опера, ребята, это целый мир сюжетов, действий, персонажей,
музыки, гармонии, оркестровки, декораций, актерской игры. И, конечно,
прав был Н.А. Римский-Корсаков, сказав о том, что «Каждая опера
неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет».
V. Домашнее задание.
Придумать название собственной оперы. Нарисовать на листе формата
А4 оперную декорацию к своей опере.
Музыка - еще материалы к урокам:
- Тест "Элементы музыкальной речи" 5 класс
- План - конспект урока "Дом, который звучит" 1 класс
- Конспект урока "По страницам музыки А. Вивальди" 6 класс
- Технологическая карта открытого урока "В современных ритмах. Мюзикл" 3 класс
- Технологическая карта урока "Мамин праздник" 1 класс
- Технологическая карта урока "Д.Д. Шостакович. 7 симфония" 7 класс