Сценарий музыкальной программы "Сказки гуляют по свету"

Департамент культуры города Москвы
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Москвы
Детская школа искусств "Центр"
Сценарий музыкальной программы
Сказки гуляют по свету
для детской филармонии
Автор:
педагог-организатор
Карпухина Светлана Петровна
Москва
2018
Сказка приходи скорее,
Любит сказки детвора,
С музыкальной доброй сказкой
Познакомиться пора!
Ведущий:
Здравствуйте, мои юные друзья! Детская Филармония приглашает Вас
совершить увлекательное музыкальное путешествие в волшебный мир сказок!
Сегодня нас ждет удивительная встреча! Встреча с миром сказки и музыки.
Без чудес и тайн нет сказок. В них найдется все: и мудрость, и веселая
шутка, и выдумка. У меня в руках волшебный сундучок со сказками. А подарил
его мне самый знаменитый домовенок. Ребята как его зовут? Конечно Кузька. Он
путешествовал по свету, собирал волшебные сказки и прекрасную музыку.
Наша встреча так и называется «Сказки гуляют по свету…»
(ведущаяоткрывает сундучок и звучит музыкальный фрагмент)
В славном в Нове-граде
Как был Садко-купец, богатый гость.
А прежде у него имущества не было:
Одни были гусельки яровчаты;
Гусли являются древнейшим музыкальным инструментом. У славянских
народов название «гусли», возможно, происходит от названия тетивы,
которую натягивали на лук. Ее называли «гусла». Еще в далеком 9 веке гусли
очень часто делали из клена, который назывался еще «явор», от этого
названия и возник эпитет «яворчатые». А как когда мастера научились
изготавливать струны из металла, то гусли стали называть «звончатые».
Долгое время гусли были даже под запретом властей. В настоящее время
искусство игры на гуслях постепенно возрождается. И у нас есть
возможность услышать, как звучат гусли.
Исполняет произведение Виктора Малярова «Деревенские наигрыши»
ансамбль гусляров «Веселый перезвон»
Ведущий:
О преданиях старины глубокой нам поведали древне - русские певцы-
сказители – Бояны. Они аккомпанировали себе на гуслях, читая фразы
нараспев, и считалось, что их устами говорят сами Боги. «Вещий певец» -
так называет Бояна - Александр Сергеевич Пушкин в сказочной поэме
«Руслан и Людмила». В 1837 году русский композитор Михаил Иванович
Глинка начинает работать над оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина
«Руслан и Людмила». Сказочная таинственность, красота Пушкинского слога
воплотилась в опере М.И.Глинки. Давайте вспомним одно из действий
«Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и славного
витязя Руслана. Вещий певец Баян поёт о героическом прошлом, затем его
мысль обращается к новобрачным. Людмила клянётся в любви своему
избраннику. Баян запевает другую песнь – о великом певце, который
сохранил для потомков историю Людмилы и Руслана». Именно во второй
песне Бояна композитор выражает свою скорбь о погибшем поэте.
Звучит «Вторая песнь Бояна» из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»
в исполнении солиста
Ведущий:
Детство непрерывно связано со сказками. Сказки пришли к нам из
глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории
передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время,
когда сказки стали собирать и записывать. Мы часто просим маму или
бабушку рассказать или прочитать нам сказки. Ожидание волшебства
охватывает нас: вот Баба Яга строит козни Ивану-царевичу, а Василиса
Прекрасная всегда добрая и мудрая. Сказка будит и пленяет мечту. Она учит
мужеству и верности; отличать правду от кривды.
Звучит стихотворение «Для чего нужны нам сказки»
Ведущий:
В сказках много чудесных превращений. Сказочных героев окружают
чудеса - ковёр-самолет, сказочные дворцы, скатерть-самобранка. Но самым
фантастическим созданием в народной сказке стала Жар-птица. Вокруг
жар-птицы золотые яблоки. Они дают молодость и красоту. Пение жар-
птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Её перья обладают
способностью светить. Живёт Жар-птица в райском саду в золотой клетке.
По ночам вылетает из нее и освещает сад как тысячи зажженных огней.
Именно она стала наиболее подходящей для танцевального воплощения.
Игорь Стравинский посвятил ей свое музыкальное произведение – балет
«Жар-птица». Музыка горит, пылает, бросает искрами.
Танцевальная композиция «Жар-птицы» в исполнении
хореографического коллектива
Ведущий:
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке все кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины
Всё игрушки не простые,
А волшебно- расписные!
Танцевальная композиция «Дымковская игрушка» в исполнении
хореографического коллектива
Ведущий:
Ребята, а знаете ли Вы, что сказочные персонажи не рождаются сами
по себе, их придумывает народ и сказочники, так же как композиторы
сочиняют музыку, а художники пишут картины. Ребята, берите карандаши,
краски, и рисуйте, рисуйте свои музыкальные сказки. Мы продолжаем
наше музыкальное путешествие по сказкам.
Мне снилась музыка... Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле.
Всё из неё происходило.
Мне снилась музыка...
Великий немецкий композитор Иоган Себастьян Бах всегда гордился
тем, что принадлежал к знаменитому музыкальному роду. Музыкантами
были его дед, прадед, отец, братья отца, их дети, а также собственные
сыновья Иоганна Себастьяна. В течение 17 – 18 веков по Тюрингии
расселилось такое множество органистов, композиторов, скрипачей,
флейтистов, капельмейстеров, трубачей из семейства Бахов, что само слово
“Бах” было едва ли не синонимом слова “музыкант”. От поколения к
поколению передавались навыки, мастерство, крепли творческие силы. В чем
же секрет детской музыки Баха? Наверное, в том же, в чем лежит секрет
хороших детских писателей – когда пишешь для детей, пиши как для
взрослых, только лучше. Сокрытое значение детских произведений Иоганна
Себастьяна могли понять и почувствовать только дети и подростки, если они
были достаточно способны, чтобы найти в музыке композитора ту затаенную
светлую сказку, которую он с любовью вкладывал в композицию.
Исполняет произведение И.С.Баха «Менуэт-трио» учащийся по классу
"фортепиано"
Ведущий:
О, как прекрасны эти голоса,
В них рай земной, в них все природы краски!
Ведь с ними забывается тоска,
Они меня уводят, словно, в сказку!
20 июня 1819 года в немецком городе Кёльне, в семье бедного
церковного служителя родился Якоб Эберст. Желание музицировать было
настолько велико, что отец отвозит мальчика в Парижскую консерваторию,
но иноземцев туда не принимали. Юному музыканту повезло, для него
сделали исключение, Яков взял себе псевдоним, вот так появился Жак
Оффенбах. Первоначально у Оффенбаха было желание играть и сочинять
только «серьёзную» музыку, подражая своему любимому композитору
Гектору Берлиозу. Но судьба распоряжается по-иному. Оффенбах
становится блестящим композитором, автором французских оперетт,
исполнявшихся с огромным успехом. Но среди них не было ничего
серьезного. И тогда он решает осуществить свою давнюю мечту написать
оперу. «Сказки Гофмана». В основу ложатся произведения Эрнеста Теодора
Амадея Гофмана. Опера потребовала от него огромных усилий. Первое
исполнение оперы состоялось в 1881 году в Париже.
Исполняет произведение Жака Оффенбаха «Ария куклы Олимпии» из
оперы " Сказки Гофмана» солистка оперного театра
Ведущий:
Причудливый, волшебный, фантастический мир сказки находит свое
отражение в музыке. А мы с помощью волшебного сундучка сказок
отправляемся в далекую Норвегию. Тролли и эльфы, злые колдуны и
добрые волшебники, домовые и черти… Когда-то давным-давно в
Скандинавии верили, что эти существа живут в дремучих лесах, туманных
фьордах, и встреча с ними может изменить судьбу человека. Об этом
слагалось множество удивительных, волшебных историй. Именно здесь
создавал свою музыку великий композитор Эдвард Григ. В 1874 году Григ
получил письмо от Генрика Ибсена с предложением написать музыку к
постановке драмы «Пер Гюнт», где главный герой это юный искатель
приключений. Григ создал музыкальную лирико-эпическую поэму о
Норвегии, воспел красоту ее природы, нарисовал причудливые сказочные
образы. Она представлена оркестровыми сюитами «Утро», «В пещере
горного короля», «Смерь Озе», «Колыбельная Сольвейг» и принадлежит к
лучшим, поэтичным созданиям Грига.
Исполняет произведение Э.Грига «В пещере горного короля» учащийся
по классу "фортепиано"
Ведущий:
«Жила - была в одной деревне маленькая девочка, такая хорошенькая,
что лучше её и на свете не было. Мать любила ее без памяти, а бабушка еще
больше. Ко дню рождения подарила ей бабушка красную шапочку».
Ребята, о какой сказке идет речь? Кто написал знаменитую сказку о
Красной Шапочке? Правильно Шарль Перро. Нам с вами Шарль Перро
известен как писатель-сказочник, но в свое время он был более известен как
поэт, академик Французской академии то время это было очень почетно).
Издавались даже научные труды Шарля Перро. В те далёкие времена такого
понятия как сказки для детей вообще не существовало. В основном это
были истории бабушек, нянь. Именно Шарль Перро записал несколько
сказочных сюжетов так, что их соотнесли со временем к жанрам высокой
литературы. На сюжеты его сказок композиторы сочиняли музыкальные
произведения. И сейчас мы с вами услышим и увидим сказочную
музыкальную историю о Красной Шапочке
Отрывок из балета П.И.Чайковский «Спящая красавица" в исполнении
солистов хореографического ансамбля
Ведущий:
Мои юные друзья, а знаете ли вы, что одна и та же сказка может быть
рассказана по-разному и разными авторами. К примеру, сказка о «Спящей
красавице». Сюжет сказки, написанной почти двести лет назад французским
писателем Шарлем Перро, показался композитору поэтичным
и благодарным для музыки. В этом фантастическом мире образов
Чайковского привлекала прежде всего возможность воплотить в музыке
вечную проблему реальной жизни: борьбу Добра со Злом, торжество
светлых идеалов Красоты, Радости, Любви. Премьера балета с триумфом
состоялась в 1890 на сцене петербургского Мариинского театра. В откликах
на новый балет отмечалось, что «Спящая красавица» «самое крупное
явление в музыкально-театральной области».
Вариация "Феи камней" из балета П.И.Чайковский «Спящая
красавица» в исполнении хореографического коллектива
Ведущий:
Для маленьких любителей музыки сочиняли практически все
композиторы. Чудесный мир детства! Все из вас знают знаменитое
стихотворение Агнии Барто, в котором звучат такие слова «..что болтунья
Лида мол, это Вовка выдумал..» А замечательный композитор С.Прокофьев
превратил её в арию-скороговорку, получился портрет веселой, озорной
девчонки. В этой песне каждая фраза раскрывает особую черту характера
девочки Лиды. Здесь сосредоточена целая энциклопедия ребячьих
интонаций: задорных и хвастливых, лукавых и обиженных.
Исполняет произведение С.Прокофьев «Болтунья» солистка
молодежного оперного театра
Ведущий:
Невозможно представить себе детство без волшебной сказки.
Да и какой взрослый не улыбнется при встрече с ней? Увлекательные
серьезные и смешные.
Исполняет произведение А.Ермолова «Добрые сказки» ансамбль
эстрадного вокала
Ведущий:
Дорогие ребята мы совершили с вами увлекательное путешествие в
волшебный мир сказок.
Если в сказку очень верить,
то она к тебе придет.
Волшебство откроет двери,
за собою позовет.
В мир чудесный и прекрасный,
где всем правит доброта.
И тогда поймешь, как важно,
что на сердце есть мечта.
Пусть мир детства, мир музыки и сказок всегда будет радом с вами! До
новых встреч!
Список использованной литературы
1. Васильев Ю, Широков А. Рассказы о русских народных инструментах. М. «Советский
композитор», 1986.
2. Великович Э. Великие музыкальные имена. Биографии, Материалы и документы.
Рассказы о композиторах. И.С.Бах, И.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт,
Ф.Шопен. Спб., 2003
3 .Григорович В.Б., Андреева З.М. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века.
Хрестоматия. М., «Просвещение», 1977
4. Кунин И.Ф. Чайковский. Серия «Жизнь замечательных людей». М., «Молодая гвардия»,
1958
5. Левашева О.Е. Михаил Иванович Глинка. книга 1, М.»Музыка», 1987
6. Трауберг Л. З. Жак Оффенбах и другие. М.: «Искусство», 1987.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. DetskiyChas.rupersons/эдвард-григ-музыка-души/
2. soundtimes.ruВеликие композиторыИгорь Стравинский
3. music-fantasy.rumaterials/grig-syuita-gyunt