Конспект урока "Философские раздумья о взаимосвязи человека и природы в лирике Ф.И. Тютчева"

Тема урока: « Философские раздумья о взаимосвязи человека и природы в
лирике Ф.И.Тютчева»
Цели урока: знакомство с биографией Ф.И.Тютчева, выявление особенностей жизненного
пути поэта, которые могли бы повлиять на характер его творчества;
знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу; освоение навыков
анализа пейзажной лирики.
Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, тексты стихотворений.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию. Слово учителя.
- Сегодня мы продолжаем разговор о поэзии Х1Х века. И начнём мы работу с анализа
стихотворения (Г.Р.Державин «Река времён...»)
3. Анализ стихотворения (работа в группах)
- Давайте прочтём стихотворение русского поэта и попытаемся представить облик его
автора: возраст, внешность, характер, душевное состояние.
Река времён в своём стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом
- Какова тема этого стихотворения?
(Стихотворение посвящено размышлениям о текучести Времени и бренности всего
сущего перед лицом Вечности.)
Философские –
Философия – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
- Обратим внимание на характер пессимистического чувства, которым проникнуты
эти строки. Характерные глаголы – жёсткие (топит, пожрётся) , мрачные образы (пропасть
забвенья, вечности жерло)
- Каким видится вам автор этих строк?
(Это человек пожилой, умудрённый опытом, возможно, старец, спокойно и мудро
взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни, цену всех
человеческих усилий).
4. Сообщение учащегося о жизни Тютчева.
Цель: определить, в чём особенности биографии Тютчева.
5 декабря 1803 г. родился в Овстуге ,Брянского уезда, Орловской губернии и прожил там
до 1819 года. Первые стихотворные опыты.
1818 г. в Москве принят в члены общества Любителей российской словесности.
1819-1821г. – учёба в Московском университете.
1822г. – начало дипломатической службы в русском посольстве в Мюнхене.
1836г. – публикация первой подборки стихов в журнале «Современник» А.С.Пушкина.
1837г. – перевод в Италию старшим секретарём русской миссии
1839г. – Уход в отставку. Возвращение в Мюнхен.
1844г. возвращение на родину
1854г. – первый сборник стихов под редакцией И.С.Тургенева.
1858г. – назначение на пост председателя Комитета иностранной цензуры
1868г. Второй сборник стихов. под редакцией Аксакова
1873г. – смерть поэта в Царском Селе.
Особенности биографии Тютчева (записать в тетрадь):
Ранняя карьера поэта и чиновника.
Позднее начало публикации стихов и поздняя слава.
Необычно длительное пребывание вдали от родины (22 года).
5. Сообщение учащегося об особенностях творчества , позволяющих назвать
Тютчева поэтом-философом.
Задание: сформулировать философские взгляды поэта (заполнить опорную запись)
Ф.И.Тютчев вошел в историю русской литературы как поэт- философ благодаря
космической масштабности его образов. В лирике поэта сталкиваются и спорят день и
ночь, жизнь и смерть, зима и весна, космос и хаос. Противоречия в лирике Тютчева
отражают противоречия жизни, явления природы часто ассоциируются с определёнными
состояниями человеческой души.
Для Тютчева поэзия была прежде всего средством самовыражения. Философские
мысли зачастую являются главным содержанием его лирики. Мир человеческой мысли,
души у Тютчева трагичен.
Долгие годы Тютчев провёл в Германии, находясь на дипломатической службе, и
истоки его мироощущения опираются на немецкий идеализм. Отсюда, видимо, и
проистекает романтическая идея Тютчева о том, что трагические прозрения поэта никогда
не будут услышаны и поняты толпой.
Философские взгляды Ф.И.Тютчева
1. Особенность образа лирики Тютчева – космическая масштабность.
2. Противоборство в лирике поэта – космос и хаос.
3. Явления природы ассоциируются – с состоянием человеческой души.
4. Особенности мира человеческой мысли – мир трагичен.
5. Поэзия для Тютчева – средство самовыражения.
Ассоциация –связь между отдельными представлениями, при которой одно из
представлений вызывает другое.
Космос вселенная, мир.
Хаос – беспорядочная материя, неорганизованная стихия, из которой образовалось
впоследствии всё существующее.
- Теперь прочитаем второе стихотворение. (3 строфы)
Ф.И.Тютчев
Уже великое небесное светило
Лиющее с высот обилие и свет,
Начертанным путём годичный круг свершило
И в ново поприще в величии грядёт! –
И се! Одеянный блистательной зарёю
Пронзив эфирных стран белеющийся свод,
Слетает с урной роковою
Младый сын Солнца – Новый Год!
Предшественник его с лица земли сокрылся,
И по течению вратящихся времён,
Как капля в океан, он в вечность погрузился!
Сей Год равно пройдёт!.. Устав небес священ...
О Время! Вечности подвижное зерцало! –
Всё рушится, падёт под дланию твоей!..
Сокрыт предел твой и начало
От слабых смертного очей!..
Века рождаются и исчезают снова,
Одно столетие стирается другим;
Что может избежать от гнева Крона злого?
Что может устоять пред грозным богом сим?
Пустынный ветр свистит в руинах Вавилона!
Стадятся звери там, где процветал Мемфис!
И вкруг развалин Илиона
Колючи терни обвились!..
Какова тема этого стихотворения? (Это стихотворение также посвящено Времени
и Вечности)
- Как вы представляете облик автора этого стихотворения? Похож ли он на
портрет предыдущего? (Автор этого стихотворения, возможно, моложе. Он более
многословен, эмоциональнее, его стиху присущ более энергичный ритм, но это человек
также много испытавший в жизни, знающий подлинную цену всему).
_ Оба эти стихотворения написаны в один год. Первое принадлежит Гавриилу
Романовичу Державину. Это – последнее стихотворение поэта. Оно написано за три дня
до смерти, мелом, на аспидной доске, рукой уже не способной твёрдо держать перо и лист
бумаги. Державину 73 года. Второе стихотворение принадлежит Тютчеву и называется
«На новый 1816 год». Посмотрите на даты жизни Тютчева, сколько ему в это время лет?
13 лет.
Да, если учесть, что Тютчев родился 5 декабря, то не 13, а всего лишь 12!. Это
первое стихотворение Тютчева. Он вступает в русскую поэзию с темой, к которой
обращается его великий предшественник на пороге смерти. Конечно, в детском
стихотворении Тютчева чувствуется подражание античным образцам . и всё же удивимся
и задумаемся: ведь это всё-таки мальчик 12 лет пишет к Новому году стихотворение – не о
подарках, играх и фейерверках, а о судьбе Человечества, о Времени, об Истории.
- Мы познакомились с биографией и личностью Тютчева. Но вся жизнь его – в
стихах. Вспомните, какие вы знаете строки из стихотворений Тютчева.
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора...
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят...
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
- Совсем не случайно то, что эти строки – о природе. Жизнь природы была одной из
центральных тем поэзии Тютчева. Природа являлась не только объектом эстетических
переживаний поэта, но и материалом для постоянных размышлений о мире, о Боге, о
месте человека в этом мире. Чтобы прочувствовать это, давайте проведем творческий
эксперимент.
6. Творческий эксперимент.
- Перед вами стихотворение Тютчева «Осенний вечер», в котором пропущены
эпитеты. Вставьте на место пропуска те определения и эпитеты, которые, по вашему
мнению, должны здесь стоять.
Есть в светлости осенних вечеров
______________, таинственная прелесть!
_______________блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев ______________, лёгкий шелест,
Туманная и___________________ лазурь
Над ________________________ землёю,
И, как предчувствие сходящих бурь,
___________________,холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та _______________улыбка увяданья,
Что в существе ___________________ мы зовём
Божественной стыдливостью страданья.
Варианты:
прелесть (прекрасная, сверкающая, умильная, чарующая),
блеск расивый, прозрачный, зловещий, волшебный),
шелест (нежный, тихий, томный),
лазурь (высокая, туманная, чистая, небесная),
земля (опустевшая , грустно-сиротеющая),
ветр (порывистый, пронзительный, суровый, ),
улыбка (скромная, нежная, кроткая),
существо (милое, разумное, тихое)
Описание по внешним, чувственным признакам: тихий, чистый, небесный,
опустевший, холодный...
Выражение душевного состояния человека, созерцающего пейзаж: чарующий,
суровый.
Посмотрим, что у Тютчева в стихотворении.
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть!
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, лёгкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землёю,
И. как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всём
Та кроткая улыбка увяданья,
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он
пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое,
разумное существо. Он пытается проникнуть в её там, которые он наблюдает.
8. Самостоятельный анализ стихотворения в группах
«День и ночь»
На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов.
День – сей блистательный покров,-
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день – настала ночь
Пришла – и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Сорвав, отбрасывает прочь...
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами –
Вот отчего нам ночь страшна!
Задание:
1. Выразительно прочитайте стихотворение.
2. С какими художественными образами у поэта ассоциируется день? (День –
«блистательный покров». «оживление», друг человеков и богов.)
3. Как лирический герой воспринимает ночь? (Как некую бездну.)
4. Какой композиционный принцип положен в основу стихотворения? (Антитеза:
первая часть стихотворения противопоставляется второй).
5. 5. Назовите художественно-выразительные средства (тропы), используемые поэтом
в стихотворении.
Обобщить сказанное.(1 учащийся)
Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью невозможно.
Все наши попытки – это лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к его
тайне.
7.Домашнее задание: анализ стихотворения «Осенний вечер».
- Давайте попытаемся понять состояние лирического героя. Оно проявлено лишь в
одном стихе: умильная, таинственная прелесть. Это внешняя оценка явления.
- Чем объясняется таинственность? (Тем противоречием, возникающим между
образом и теми чувствами, которые этот образ вызывает. В строках 3 – 9 полно развёрнута
картина умирания природы, дан образ Предсмертия. Нужно увидеть нестройное
трепетание багряных листьев сквозь сумрак и туманность осеннего вечера, чтобы понять,
что перед нами не пышная праздничность бала, а предсмертный румянец больного.
«Порывистый, холодный ветр порою» - это почти буквально озноб. И всё это
вызывает у лирического героя умиление, то есть чувство какого-то тихого восторга и
просветления.
« Улыбка увяданья» - это физическое воплощение «стыдливости страданья».
Вот эта стыдливость и приводит лирического героя в умиление Ведь стыдливость
предполагает наличие какой-то вины. В данном случае такой виной является страданье.
На такую стыдливость способны лишь очень тонкие и возвышенные души.
Теперь обратимся к тютчевским определениям. В чем особенность таких
эпитетов, как зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий?.
(В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека, живого существа.
У Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым природа наделяется
человеческими свойствами).
Такой прием часто называют одушевлением. У Тютчева одушевление как
художественный прием есть не что иное, как разновидность метафоры. Это не
художественный прием, а философское убеждение, не «красивое словцо», а называние
вещей своими именами.
Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он
пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева это живое,
разумное существо. Он пытается проникнуть в её тайны, за помощью обращается к жизни
человека, только в ней находя полную аналогию тем явлениям, которые он наблюдает
вокруг себя.