Презентация "Иван Яковлевич Вишняков"
Подписи к слайдам:
- Знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо (изысканная сложность форм и причудливые орнаменты).
- Годы жизни: 1699 — 8 августа 1761.
- Сохранилось около 10 портретов.
- Родился в 1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова.
- В 1714г. уехал в Санкт-Петербург, где обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной палаты В.Г. Грузинца.
- В 1727г. его направили в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, И.Я. Вишняков формировался как художник-монументалист.
- С 1727г. И.Я. Вишняков официально стал учеником Луи Каравака, французского живописца.
- До 1739 г. он числился в подмастерьях. В этот год Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой.
Луи Каравак
Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В. Растрелли, М.Г. Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.- Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В. Растрелли, М.Г. Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.
Триумфальные ворота в Москве.
За четверть века, проведенного во главе Живописной команды, художник создал свою школу рисунка.- За четверть века, проведенного во главе Живописной команды, художник создал свою школу рисунка.
- Система обучения, разработанная А.Матвеевым и совершенствованная И.Я. Вишняковым, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств.
- На этой системе были обучены такие художники, как Г. Молчанов, И. Бельский, А. Антропов, иконописец М. Колокольников.
Академия художеств, Санкт-Петербург
С годами И.Я. Вишняков все больше тяготел к религиозной живописи. Он написал иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.). Так же до самой смерти работал над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г.). Но портрет остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова.- С годами И.Я. Вишняков все больше тяготел к религиозной живописи. Он написал иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.). Так же до самой смерти работал над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г.). Но портрет остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова.
Рождество Богоматери.
1745г, холст, масло, 56.5 х 77.5
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
(из Троицко-Петровского собора)
Портрет молодого человека.
~1750г, холст, масло,
Львовская картинная галерея, Украина
Первые работы Вишнякова в жанре портрета (портреты детей Ягожинского, герцога и герцогини Курляндских) бесследно исчезли.
Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду, как его современники, поэтому в его портретах, особенно детских, отразился дух русского искусства в стиле рококо, но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо.
Портрет М. С. Бегичева.
1757г, холст, масло, 92x78.5 cм
музей В.А.Тропинина, Москва.
Матвей Семенович Бегичев - штаб-офицер артиллерии.
Вишняков внимательно изучает и тонко передает лица своих персонажей.
Он пишет фигуры безукоризненно задрапированными, плоско и схематично. Но лица в портретах пронизаны теплотой и душевностью, в них есть обаяние и цельность образа.
Органичное соединение парусности, декоративной парадности и внешней статичности создают эффект, на фоне которого внутренний мир человека царствует над нарочитой скованностью фигуры.
Портрет И.Н.Коцарева.
1759г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Среди персонажей портретов (кроме императорских особ) нет ни одного выдающегося государственного деятеля, как это было принято в петровское время.
И это стремление изображать ни чем не знаменитых людей, раскрывать перед зрителем особое, личное пристрастие к обычному человеку стало несомненным новаторством художника в русском искусстве.
Портрет Сарры-Элеоноры Фермор.
1750г, холст, масло, 138 Х 114,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил. В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками. Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико Сары Фермор.
Портрет Вильгельма Георга Фермора. 1750 г., холст, масло,
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Растительный узор и цветы на костюмах персонажей художника распускаются зачастую как бы поверх складок, не желают полностью подчиняться их изгибам. Лицо мальчика на первый взгляд кажется схожим по живописи с лицом сестры; незаметные в своей легкости мазки белой, порой чуть подцвеченной краски, в нужных местах оставляющие открытым желтый грунт с проступающей текстурой холста, создают впечатление бесплотности, воздушного сияния. Родственно раннему портрету и ощущение безмятежной тишины, высокого целомудрия образа.
Девочка с птичкой.
Холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Впервые это полотно неизвестного художника было показано в 1912 году в Петербурге, на выставке "Ломоносов и елизаветинское время".
Предположительно, картина написана И.Я. Вишняковым.
После революции "Девочка с птичкой" исчезла. Затем ее увидели у одного москвича и купили.
Декоративно исполненный портрет с красным платьем на темном фоне и пышной розой, возможно, донес до нас черты малолетней дочери сенатора Пуговишникова.
- Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи, их театральность и праздничность. Он с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур, с тончайшими вышивками и кружевами и украшениями.. И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он напоминает «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей.
Портрет Елизаветы Петровны.
1743г, холст, масло, 255 х 180 cм
Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Как ни одному художнику его времени, Вишнякову удавались детские портреты. За скованной условностью парадных портретов мы видим серьезное и уважительное отношение к миру ребенка, отличному всеми чувствами и переживаниями от мира взрослых.
Портрет Василия Дарагана.
1745г, холст, масло
Музей искусства и истории, Чернигов, Украина
Репрезентативный портрет Василия Дарагана написан по случаю возведения его в кавалер-пажи. Здесь все как у взрослых: позы, жест, парадный костюм с дорогим серебряным шитьем, черная треуголка, шпага. Видно, как трудно выстоять ребенку сеанс позирования, и он с трудом сдерживает улыбку и желание убежать. Шести-восьмилетний мальчик с живым, веселым взглядом широко открытых глаз простодушен и непринужден.
.
Портрет Ф.Н. Голицына в детстве.
1760г, холст, масло,119.3 x 68.2 cм.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
В этом портрете прослеживается русская традиция портретной живописи - контраст реалистичного изображения лица и условной, как бы распластанной на плоскости фигуры.
Прослеживаются принципы иконописи: нейтральный глухой фон высветлен вокруг фигуры мальчика подобно нимбу над головой святого.
Передача объемов также не входила в творческую задачу: изображение нарочито плоскостно, никаких градаций цвета, наоборот, каждому цвету на этом старинном полотне отведен свой сегмент.
Заключение- Вишняков относится к числу тех редких, рождающихся обычно в переходные эпохи, художников, в искусстве которых утонченное мастерство соединяется с наивностью, а изысканность — с непосредственностью восприятия. Поэтому созданный им образ Сарры Фермор — одетой во «взрослое» платье очаровательной девочки с непомерно длинными руками — стал своеобразным символом всего русского искусства середины XVIII столетия.