Сценарий классного часа "Великие имена. Международный конкурс им. П.И. Чайковского"

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Сценарий классного часа
«ВЕЛИКИЕ ИМЕНА. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС
ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО»
Выполнила: Дедова Анжелика Анатольевна,
преподаватель фортепиано
2015 г.
Цель - знакомство с историей Международного конкурса им. П.И.Чайковского,
биографиями выдающихся пианистов, исполнением шедевров музыкальной культуры.
Задачи:
- изучение истории конкурса, биографий пианистов, исполнений великих произведений;
- развитие познавательного интереса учащихся к классической музыке, мотивации к
обучению;
- расширение музыкального и культурного кругозора учащихся;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование:
- компьютер;
- экран для презентации.
Сегодня нашей встречей мы запускаем цикл мероприятий, посвященных великой дате в
2015 году весь мир отмечает 175 лет со дня рождения П.И.Чайковского, выдающегося
русского композитора. Но мы сегодня будем говорить не о композиторе Чайковском, а о
событии мирового масштаба, которое ознаменовано именем великого композитора – о
Международном конкурсе имени П.И. Чайковского.
Сегодня будет звучать много музыки, которой вы никогда не слышали, причем это будут
исполнения лучших музыкантов-пианистов, которых открыл нам конкурс им. П.И.
Чайковского.
Как вы думаете, что такое конкурс?
А музыкальный конкурс?
А международный конкурс?
История Международного конкурса им. П.И. Чайковского насчитывает более 50 лет. За
этот период прошло 15 конкурсов, проходят они с интервалом в 4 года. И сейчас нам
откроет двери в мир конкурса им. П.И. Чайковского великая музыка, мы попадем в
знаменитый Большой зал Московской консерватории 1958 года, и вы увидите руки
исполнителя, который в том далеком году завоевал золотую медаль 1 –го конкурса. Я
пока не буду называть его имени.
П. Чайковский, Концерт №1, 1 част, исп. Ван Клиберн (видео)
Этот концерт для ф-но с оркестром за 50-летнюю историю стал настоящим символом
конкурса, его визитной карточкой. Забегая вперед, скажу, этот концерт наряду с
концертом №2 входит в список обязательных произведений для финального тура
конкурса, и у всех участвующих в конкурсе пианистов, независимо от того, пройдут ли
они в финал или отсеятся после 1 тура, он есть, так сказать, в пальцах.
I Международный конкурс им. П.И. Чайковского имел не только музыкальное, но и
политическое значение, его миссия была показать всему миру совершенство русской
пианистической школы.
Советская политика и музыкальная общественность прогнозировали безоговорочную
победу на конкурсе советских пианистов это была стабильная, технически безупречная
русская фортепианная школа. Наших пианистов готовили к конкурсу, можно сказать, в
идеальных условиях. Они находились на полном государственном обеспечении, их
поселили в Подмосковье в небольших домиках с хорошими роялями, обеспечили
преподавателями – словом, все для того, чтобы подготовить потенциальных победителей.
Но приехавший из Америки никому не известный 23-пианист спутал все карты и направил
конкурс совсем не по тому пути, который предполагался в начале. Его звали Ван Клиберн.
Сообщение учащейся 7 класса – Ван Клиберн
Харви Лейвен (Ван) Клиберн
Американский пианист, первый победитель Международного конкурса имени
Чайковского (1958).
Первые уроки фортепианной игры получил в возрасте трёх лет у своей матери.
В 1951 году поступил в Джульярдскую школу, и в ближайшие годы получил ряд
наград на престижных американских и международных конкурсах. Мировую
известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом
Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой
пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более
удивительно, что действие происходило в разгар Холодной войны.
Клиберн концертировал и записывался до середины 1970-х годов, но уже не
пользовался таким успехом, как раньше. Это было обусловлено ограниченностью
его репертуара, отсутствием творческого роста и рядом других факторов. В 1978
году, после смерти отца, музыкант практически полностью прекратил концертную
деятельность и не появлялся в свете. Известны его выступления в 1987 году в
Белом доме и в Карнеги-холле четыре года спустя, по случаю столетия со дня
открытия этого зала.
В 1989 году Ван Клиберн дал первые деньги на организацию Иветтой Вороновой
программы «Новые имена», поддерживающей юных талантливых музыкантов.
В свой 70-летний юбилей в 2004 году музыкант посетил с гастролями Москву.
В сентябре 2009 года в Москве в рамках I Международного фестиваля мастер-
классов «Слава маэстро!», посвящённого музыканту и педагогу Мстиславу
Ростроповичу, маэстро дал серию мастер-классов.
В июне 2011 года Клиберн был председателем жюри конкурса пианистов на
Международном конкурсе имени Чайковского в Москве.
С. Рахманинов Концерт №3, финал, исп. Ванн Клиберн (видео)
Вы услышали о человеке, который своим волшебным искусством открыл череду
победителей конкурса им. П.И. Чайковского. Сейчас мы познакомимся еще с несколькими
очень известными пианистами, которые в разные годы получали золотую медаль
конкурса. Их имена теперь знает весь мир.
В 1978 г. на VI конкурсе им. П.И. Чайковского безоговорочную победу получил советский
пианист Михаил Плетнев.
Сообщение учащейся 6 класса - Михаил Плетнев
Один из ярчайших исполнителей современности и выдающийся интерпретатор
наследия П. И. Чайковского, Михаил Плетнев сочетает в себе незаурядные таланты
пианиста, дирижера и композитора. М. Плетнев родился в 1957 году в Архангельске в
семье музыкантов. Учился в музыкальной школе при Казанской консерватории у К. А.
Шашкиной, затем в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории
имени П. И. Чайковского у Евгения Михайловича Тимакина. В шестнадцать лет стал
лауреатом Международного юношеского фортепианного конкурса в Париже. С 1974 по
1979 год обучался в Московской государственной консерватории имени Чайковского в
классе профессора Якова Флиера, а после его смерти в классе профессора Льва
Власенко него же в 1981 году окончил аспирантуру). В 1977 году пианист завоевал I
премию на Всесоюзном конкурсе пианистов в Ленинграде, в 1978 году I премию и
золотую медаль VI Международного конкурса имени П. И. Чайковского. С этого времени
начинается интенсивная концертная деятельность артиста, связанная, в том числе, с
Государственным мемориальным музыкальным музеем-заповедником П. И. Чайковского
в Клину, где музыкант часто выступал в восьмидесятые годы.
Михаил Плетнев выступал на лучших сценах мира с сольными программами, а
также вместе с известнейшими коллективами. Он играл под управлением выдающихся
дирижеров современности. Публику и коллег всегда восхищали его безупречная техника,
тонкое чувство стиля, свежесть исполнительской трактовки. По мнению издания «BBC
Music Magazine», Михаил Плетнев «исполняет каждое сочинение как свое собственное,
его интерпретации поразительны подобное вряд ли под силу любому другому
пианисту».
В 1980 году Михаил Плетнев дебютировал как дирижер. Взлет его дирижерской
карьеры пришелся на девяностые годы, когда музыкант основал Российский
национальный оркестр первый негосударственный оркестр России с частным
финансированием (1990), быстро завоевавший репутацию одного из ведущих оркестров
мира. Каждый сезон РНО под руководством Плетнева и других выдающихся дирижеров
предпринимает гастрольные турне по Европе, США и Азии.
Значительное место в творческой деятельности Михаила Плетнева занимает
композиция. Премьера Концерта для альта, посвященного Юрию Башмету, который
первым исполнил его как солист в 1998 году, была восторженно принята публикой и
прессой. А фортепианные переложения сюит из балетов Чайковского «Щелкунчик» и
«Спящая красавица» стали легендарными для пианистов всего мира они являются
техническим экзаменом на звание Мастера. Среди его сочинений также Триптих для
симфонического оркестра, Фантазия для скрипки с оркестром и Каприччио для
фортепиано с оркестром.
С 1993 года Плетнев сотрудничает с компанией «Deutsche Grammophon». Его
компакт-диски были неоднократно отмечены премией Грэмми. Двойной компакт-диск
«Pletnev live at Carnegie Hall» стал бестселлером. «BBC Music Magazine» пишет: «Это
самая прекрасная игра, какая только может быть… одного этого исполнения было бы
достаточно, чтобы обеспечить Плетневу место среди величайших пианистов всех
времен».
Михаил Плетнев народный артист России, кавалер орденов «За заслуги перед
Отечеством» IV и III степени, лауреат множества государственных и международных
премий, включая премии «Грэмми» и «Триумф», Государственную премию Российской
Федерации. Только в 2007 году музыкант был удостоен премии Президента Российской
Федерации, ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени и ордена Даниила
Московского, пожалованного Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием
II.
П. Чайковский Детский альбом: Старинная французская песенка, Мазурка,
Камаринская, исп. Михаил Плетнев (видео)
Немного коснусь так называемой «кухни» - объясню, с чем пианисты готовятся к
конкурсу. На первом туре исполняется сольная программа, звучавшая около часа,
состоящая из полифонии Баха (ХТК), классической сонаты, по одному этюду Ф.Шопена,
Ф.Листа, С.Рахманинова и обязательно произведения П.И. Чайковского. Те участники,
которые прошли во второй тур, представляют свободно выбранную программу временем
звучания 50 мин. Кроме того, на 2 туре пианистов ждет выступление с камерным
оркестром с концертом В. Моцарта. Ну а те счастливчики, которые прошли в финал
конкурса, выступают с большим симфоническим оркестром исполняют обязательно
концерт П.И. Чайковского (№1 или №2, но популярнее №1) и любой другой
фортепианный концерт по выбору. Видите, какая огромная программа, сколько сил,
времени нужно потратить, чтобы все это приготовить, такой большой объем учится не за
один год и обыгрывается не на одном концерте.
1998г – этот год знаменит XI Международным конкурсом им. П.И. Чайковского, и именно
тогда все услышали новое имя на музыкальном Олимпе Денис Мацуев. Сегодня это имя
знают повсеместно. Мальчик из провинциального Иркутска, сумевший в юном возрасте
покорить взыскательную Москву, поразил всех своим мастерством.
Сообщение учащейся 6 класса - Денис Мацуев
С. Рахманинов Концерт №2, 1 часть, исп. Денис Мацуев (видео)
Четыре года назад, в 2011 г. на XIV конкурсе им. П.И. Чайковского произошли некоторые
изменения в организации конкурс охватил не только Москву, но и Санкт-Петербург, где
состязались виолончелисты и вокалисты. Возглавил оргкомитет конкурса известнейший
музыкант, дирижер, художественный руководитель знаменитого Мариинского театра
Валерий Гергиев. Запомните это имя, это один из величайших мировых музыкантов мира,
руководивший одним из лучших симфонических оркестров – оркестром Мариинского
театра, который не только ставит оперы и балеты, но и с успехом гастролирует по всему
миру с концертными программами.
Так вот, в 2011 г. из победителей в каждой номинации конкурса присуждался приз Гран-
при, и по решению оргкомитета и лично В. Гергиева Гран-при безоговорочно было отдано
пианисту Даниилу Трифонову. Давайте с ним познакомимся.
Сообщение учащейся 7 класса Даниил Трифонов
Он родился в 1991 году в Нижнем Новгороде в обычной семье: мама – преподаватель
теории музыки, папа – музыкант, бабушка – руководитель хора. В 5 лет, как и множество
других детей, он садится за фортепиано.
А вот здесь его обыкновенность заканчивается. Способности проявляются очень рано, и в
8 лет он уже дебютирует с симфоническим оркестром Нижегородской филармонии.
Сам Даниил с улыбкой потом вспоминал, что тогда во время исполнения «Семнадцатого
концерта» Моцарта у него выпал молочный зуб. Несмотря на то, что Нижний всегда был
признанным центром культуры, родители Даниила решают увезти его в Москву.
Всю свою жизнь они подчинили одной цели – помочь сыну добиться успеха. И с 2000
года он учится в Московской специальной музыкальной школе им. Гнесиных в классе
преподавателя Татьяны Зеликман.
Девять лет Татьяна Абрамовна была рядом с Даниилом, помогая юному музыканту расти,
совершенствоваться.
М. Глинка Ноктюрн «Разлука», исп. Д. Трифонов (8 лет, видео)
В 16 лет он побеждает на конкурсе республики Сан-Марино, и с этого момента
начинается его концертная деятельность. Конечно, самыми яркими событиями стали
победы в трех состязаниях мирового уровня:
1)конкурс им. Шопена в Варшаве (III премия);
2)конкурс им. Рубинштейна в Тель-Авиве (I премия);
3) конкурс им. Чайковского в Москве (I премия и Гран-при).
Выступать на эстраде – это, конечно, замечательно. Но всегда интересно заглянуть в
процесс создания музыки. И в 2006 году наш герой поступает в класс композиции
Владимира Довганя.
Слушатели уже познакомились с его «Рахманианой». Сам автор всегда подчеркивает, что
в композиции следует классическим традициям, а вот создания современных,
непривычных уху звучаний старается избегать.
Продолжить учебу Даниил решил в Кливлендском институте музыки. На своего
преподавателя Сергея Бабаяна он произвел впечатление не только одаренностью, но и
тем, что явился на занятие в футболке и кедах. Однако это не рассорило ученика и
учителя. Они прекрасно нашли общий язык.
Ведь Бабаян, так же, как и Татьяна Зеликман, – представитель русской фортепианной
школы, основы которой были заложены еще Генрихом Нейгаузом. Для того, чтобы
совместить концертную деятельность и учебу, Даниил перешел на специальную
программу Artist Certificate, которая «убивает двух зайцев»: и предметов меньше, и
график занятий индивидуальный.
Его можно назвать пианистом-романтиком, поскольку большая часть его репертуара
отдана Скрябину, Шуману и, особенно, Шопену, которого так не любил другой
знаменитый пианист Глен Гульд.
Именно Шопен был выбран Трифоновым для выступления на музыкальном фестивале во
Франции в городе Вербье. Звучал Шопен и на конкурсе в Варшаве. Но настоящим
триумфом пианиста стал XIV конкурс им. Чайковского. Это был очень рискованный
выбор.
Большинство конкурсантов-финалистов играли «Третий фортепианный концерт»
Рахманинова, но преподаватель Даниила решил иначе: «Докажи, что можно сыграть
Шопена и победить». И юноша доказал!
Сегодня Трифонов – один из самых востребованных музыкантов. Победа на конкурсе
Чайковского распахнула перед ним двери лучших концертных залов мира.
Великие дирижеры сегодняшнего дня творят вместе с Даниилом Михаил Плетнев,
Невилл Маринер, Кшиштоф Пендерецкий, Владимир Федосеев.
Удивительная способность юного маэстро – умение отключится на сцене от всего
внешнего, полностью отдаться музыке, творить сиюминутно…
Впереди – большой творческий путь, множество новых концертов, репертуарных планов.
Но то, ради чего все это делается, Даниил выразил в простой и короткой фразе: «Нужно
любить музыку в каждой ее ноте».
Ф. Шопен Концерт №1, 1 часть, исп. Даниил Трифонов (видео)
Ну а теперь мы плавно перетекаем в наши дни. В июне этого года всю мировую
музыкальную общественность собрал юбилейный, XV Международный конкурс им. П.И.
Чайковского. И совпало так, что в год 175-летнего юбилея состоялся юбилейный конкурс
это было очень значимое событие, которое сплотило миллионы музыкантов благодаря
великолепной качественной трансляции, которую обеспечил интернет- портал Медичи
ТВ, чтобы люди всего мира могли наслаждаться, переживать, спорить, радоваться,
восхищаться звучащей музыкой и теми музыкантами, которых открыл нам этот конкурс.
Многие из пианистов, заявившиеся на 15 конкурс, были уже известны широкой публике, и
на них возлагались большие надежды. Но обстоятельства оказываются выше всяких
предположений, и некоторые из них отсеялись уже на отборочном туре, не дотянув до 1
тура, некоторые ушли после 1 тура.
Самому юному участнику 15 конкурса было 16 лет это ученик ЦМШ, родом из г.Южно-
Сахалинска Даниил Харитонов. Представьте, как нужно играть в 16 лет, чтобы выйти на
конкурс…
Д. Харитонов не только прошел на 2 тур, но занял 3 место, по моему мнению, здесь
сыграло роль имя его педагога, известного сегодня преподавателя-пианиста В. Пясецкого.
О Данииле были разные мнения, отмечали великолепную для 16 лет технику,
обученность, но для состязания со взрослыми музыкантами не хватило глубины и
зрелости.
Ну а теперь хочу перейти к главному, на мой взгляд, открытию этого конкурса. Этот
музыкант не стал победителем, более того, он получил даже не 2-е, а 4-е место. Но за всю
50-летнюю историю конкурса им. П.И. Чайковского такого общественного резонанса не
наблюдалось.
Я представляю вам французского пианиста Люку Дебарга. Что в нем необычного? Во-
первых, необычно само сочетание «французский пианист» на конкурсе им. П.И.
Чайковского. Дело в том, что во Франции занятия музыкой относятся к числу
развлекательных, а не профессиональных, и больших пианистов из Франции мы
практически не видим. А во-вторых, необычная судьба этого молодого музыканта
поразила всех на конкурсе.
Мы сегодня слышали рассказы о пианистах, о том, как рано они начали заниматься
музыкой, у каких педагогов, как их поддерживали семьи. У нашего героя Люки Дебарга
все было с точностью до наоборот. Он начал занятия музыкой в 11 лет! За всю историю
конкурса им. П.И. Чайковского впервые появился конкурсант, столь поздно начавший
занятия. Мы понимаем, что это очень поздно, и при таком начале на профессиональную
карьеру можно не рассчитывать. Занятия были нерегулярные, были сложности в семье,
родители не понимали увлечений своего сына, и в 17 лет он вынужден был оставить
родной дом в маленьком городке Франции и переехать в Париж. Два года музыкой
вообще не занимался, выживал как мог, подрабатывая в ночных клубах, играя джаз.
Параллельно с этим Люка занимался изучением литературы и искусства.
И только в 20 лет судьба свела его с удивительным педагогом русской пианисткой
Реной Шерешевской, которая, живя во Франции, вопреки всем стереотипам, готовила
учеников к конкурсам и делала из них профессионалов. Занимаясь с Р.М. всего 4 года,
педагог и ученик решаются на невероятную авантюру – заявиться на конкурс Чайк.
Что должно быть в музыканте, который с такой сомнительной музыкальной биографией
готовит сложнейшую программу для исполнения на конкурсе?
Потрясающие природные данные – врожденная техника, горячее желание жить в музыке и
нести свое искусство людям.
Уже на выступлении 1 тура стало ясно, что перед нами необычный музыкант. Свою
сложную часовую программу, включающую Баха, сонату Бетховена, этюды Шопена,
Листа, Рахманинова он не просто играл, он проживал каждый звук, и от этого звучание
наполнялось совершенно особым смыслом, заставляя следить за каждым звуком. Но самое
сокровенное было в конце программы это был «Сентиментальный вальс» П.И.
Чайковского, очень нетрудная пьеса, без особой виртуозности, редко звучавшая на
конкурсах. Исполнение вальса прозвучало как откровение, вся душа этого непростого
музыканта была отражена в звуках, он просто рассказывал звуками Чайковского о чем-то
своем, и этим буквально заворожил весь зал. Давайте послушаем и полюбуемся каждым
звуком этого чудесного творения Чайковского.
П.И. Чайковский Сентиментальный вальс, исп. Люка Дебарг (видео)
Но главное потрясение ждало взыскательную публику на 2 туре, где конкурсанты
представляли свободную часовую программу. Люка выбрал для 2 тура очень мало кому
известную, почти не исполняемую сонату русского композитора Н. Метнера и опять
заставил всех слушать и жить каждым звуком не знакомого слушателям произведения. А
потом прозвучал известнейший хит всех больших пианистов цикл французского
композитора Мориса Равеля «Ночной Гаспар», который всем знаком от первой до
последней ноты, и мало кого им можно удивить. Так вот, публика была просто
загипнотизирована этой музыкой, настолько она показалась свежей и необычной в
исполнении Люка, все образы просто ощущались кожей.
М. Равель «Ночной Гаспар», «Скарбо», исп. Люка Дебарг (видео)
Очень ярким было исполнение Л. Дебаргом концерта №24 В.Моцарта во второй части 2
тура, особенно запомнилась слушателям собственная каденция Люки к 1 части концерта,
она очень органично вписалась в авторский текст Моцарта.
После такого триумфального 2 тура все с беспокойством ждали финала, т к предстояло
выступление с симфоническим оркестром, это и для опытных пианистов непросто, а для
Л. Дебарга тем более. Как оказалось, выступление на финале конкурса было первым
опытом музыканта игры с оркестром, и это выступление вышло не совсем удачным в силу
объективных причин нет опыта игры с оркестром и не совсем получился контакт с
дирижером, что немаловажно. Все понимали, что чудес не бывает, но принимали Люка
очень тепло и восхищались его чудесным звуком.
Как я уже сказала, Люка занял 4 место и звание лауреата 15 конкурса Чайк. Но история на
этом не закончилась. Уже на гала-концерте в Санкт-петербурге маэстро В. Гергиев
предложил Люка дать сольный концерт в Мариинском театре. Концерт состоялся 14 июля
при полном аншлаге.
Нам осталось осветить еще один вопрос кто же стал победителем XV Международного
конкурса им. П.И. Чайковского? Вопреки всем прогнозам имя победителя стало для всех
полной неожиданностью. Дмитрий Маслеев пианист, родившийся в г. Улан-Уде,
выпускник московской консерватории. Его выступления на всех турах отличались
стабильностью, отличной пианистической подготовкой и мышлением настоящего
мастера. Дмитрию пришлось нелегко перед началом 2 тура он потерял маму, и были
мысли не продолжать участия в конкурсе, но он мужественно перенес все тяготы и
достойно показал себя во 2 туре и в финале.
С. Прокофьев Концерт №3, финал (отрывок), исп. Д. Маслеев
Международный конкурс им. П.И. Чайковского поистине эпохальное событие,
привлекающее к себе внимание всей мировой общественности и каждый раз открывавшее
нам все новые и новые таланты. Поэтому мы с нетерпением ждем 2019 года, чтобы еще
раз насладиться прекрасной музыкой П.И. Чайковского.
Использованные ресурсы
1. http://tchaikovskycompetition.com/ru/
2. https://ru.wikipedia.org/wiki - Ван Клиберн
3. http://matsuev.ru/
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Михаил Плетнев
5. http://www.meloman.ru/performer/daniil-trifonov/