Презентация "Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826 - 1889)"

Подписи к слайдам:
  • Михаил Евграфович
  • Салтыков-Щедрин
  • (1826 - 1889)
  • «Я ПИСАТЕЛЬ,
  • В ЭТОМ МОЕ ПРИЗВАНИЕ»
  • ЭТАПЫ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА.
  • ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПИСАТЕЛЯ.
СЛОВАРЬ УРОКА
  • САТИРА
  • ПИСАТЕЛЬ-САТИРИК
  • ГИПЕРБОЛА
  • ГРОТЕСК
  • «ЭЗОПОВ ЯЗЫК»
  • 1826 – 1889
  • ЖИВОСТЬ БОЛИ И НЕПРЕРЫВНОЕ ЕЕ ОЩУЩЕНИЕ СЛУЖИЛИ ИСТОЧНИКОМ ЖИВЫХ ОБРАЗОВ
  • Салтыков-Щедрин
  • Краткая хроника жизни
  • 1826, 15 (27) января - М. Е. Салтыков-Щедрин родился в Тверской губернии в семье помещика.
  • 1844 -  окончил Царскосельский лицей.
  • 1845-47 -  участие в кружке Петрашевского.
  • 1847- опубликована повесть " Противоречия ".
  • 1848 - повесть "Запутанное дело". В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.
  • 1848-55 - жизнь в Вятке.
  • 1856-1857 - по возвращении из Вятки опубликовал "Губернские очерки", принесшие ему известность.
  • 1858-1861 - М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.
  • 1862 -  вышел в отставку, вступил в редакцию журнала "Современник".
  • 1864 - вернулся на государственную службу.
  • 1868 -  уволился и стал одним из редакторов, а после смерти Некрасова - ответственным редактором "Отечественных записок" (до закрытия журнала в 1884).
  • 1869-70 - "История одного города", "Помпадуры и помпадурши" и другие произведения.
  • 1875-80 - "Господа Головлевы", "Современная идиллия" и другие произведения.
  • 1887-89 - опубликована "Пошехонская старина", в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия". В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.
  • 1889, 28 апреля (10 мая) - М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге.
  •  
САТИРА
  • (от лат. satura – смесь, мешанина) - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства общественной жизни. Сатира выражает резко отрицательное отношение автора к изображаемому, предполагает злое высмеивание обрисованного характера или явления. Обличительный характер сатиры играет важную роль в развитии культуры. «Сатира – плеть, ударом обожжет» (Гончаров)
  • Особенности:
  • Фантастика, реальность + трагическое, гротеск, гипербола, эзопов язык.
  • Задача:
  • обличение пороков, освещение злободневных вопросов русской действительности, выражение народных идеалов, передовых идей.
  • СКАЗКИ
  • 1869 – 1886 гг
  • «Для детей изрядного возраста»
Сказки «для детей изрядного возраста»
  • Из 32 сказок 28 созданы в течение четырёх лет: 1882-1886
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
  • «Дикий помещик»
  • «Премудрый пискарь»
Объекты сатиры в сказках
  • Правительственные круги и господствующее сословие;
  • обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
  • пассивность и покорность русского народа
  • Бездуховность властьпридержащих
Используемые приёмы
  • иносказание (аллегория) — иной смысл, скрытый за внешней формой;
  • ирония — осмеяние, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
  • сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
  • гипербола — чрезмерное преувеличение;
  • гротеск — предельно резкое преувеличение, нарушение границ правдоподобия
«ЭЗОПОВ ЯЗЫК»
  • ОСОБЫЙ ВИД ИНОСКАЗАНИЯ, ЯЗЫК НАМЕКОВ, МАСКИРУЮЩИЙ МЫСЛЬ И ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ЕЕ ПЕРЕДАТЬ В ПЕЧАТИ, НЕСМОТРЯ НА ЗАПРЕТ; СВОЕГО РОДА ТАЙНОПИСЬ. ПРЕДМЕТ, О КОТОРОМ ИДЕТ РЕЧЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ, НЕ НАЗВАН, НО ОПИСАН И ЛЕГКО УГАДЫВАЕТСЯ ПО АССОЦИАЦИИ ИЛИ ЧЕРЕЗ АЛЛЮЗИИ (намек на событие или факт, который считается общеизвестным)
  • «Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших общественных язв с большей беспощадностью». (Чернышевский )
  • Это углубление и заострение критической направленности русского реализма – характерная черта щедринской сатиры. Не столько слезы слышатся сквозь смех, сколько гнев, жгучая ненависть. В результате ни один писатель не подвергался таким гонениям, как Салтыков-Щедрин.
Роман «История одного города»
  • "На днях получил Вашу «Историю одного города»... прочёл её немедленно... Под своей резко сатирической, иногда фантастической формой… представляет самое правдивое воспроизведение одной из коренных сторон российской физиономии..."
  • И.С.Тургенев
Образы градоначальников
  • Баклан Иван Матвеевич – ростом трёх аршин и трёх вершков (аршин – 0,71 м, вершок – 4,4 см), происходит по прямой линии от самой высокой колокольни в Москве (Ивана Великого). В словаре В.Даля: Баклан – болван, чурбан, чурка. Смерть его фантастична: переломлен во время бури.
  • Прыщ Иван Пантелеич с фаршированной головой.
  • Никодим Осипович Иванов "был столь малого роста, что не мог вмещать пространных законов. Умер от натуги, усиливаясь постичь сенатский указ".
Основные вопросы по главе
  • Какие два подвига решил совершить последний градоначальник Глупова?
  • Что из этого вышло?
  • Символом чего является река?
  • Какое государственное устройство создаёт Угрюм-Бурчеев? Почему?
  • Каков финал главы? Что означает «оно»?
Основные понятия Угрюм-Бурчеевского бреда
  • извращенная идея равенства оборачивается казарменной уравниловкой,
  • единодушие подменяется единомыслием и поддерживается системой тоталитарного доносительства,
  • оправдываются эти кошмары “бедствиями минувшими и предстоящими”.
Государственное устройство предназначено для человека. Государство же Угрюм-Бурчеева – против человека.
  • Государственное устройство предназначено для человека. Государство же Угрюм-Бурчеева – против человека.
  • Природа, ставшая для Щедрина олицетворением нормальной, живой жизни, – вот главный и, к сожалению, единственный до конца последовательный противник бесчеловечной, мертвенной идеи государства.
2 основных версии прочтения финала романа
  • появление “оно” означает предсказание народной революции;
  • “оно” знаменует начало еще более жестокой реакции.
История развивается по спирали…
  • История развивается по спирали…
  • История повторяется…
  • “История одного города” Салтыкова-Щедрина – это первый русский роман-антиутопия, роман-предупреждение последующим поколениям.