Конспект урока "Своеобразие сюжета и композиции романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»" 9 класс

ГУ «Губернаторская специальная
общеобразовательная школа»
г. Кемерово,
учитель Ожован Ольга Сергеевна,
урок литературы в 9 классе.
тема урока: Своеобразие сюжета и композиции
романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Задачи: создать условия для более полного понимания текста, его анализа;
выявление читательской позиции учащихся; развитие навыков
монологической речи.
Ход урока
I Вступительное слово учителя.
Сегодня у нас последний, завершающий урок по роману М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени». Мы с вами уже разобрали каждую повесть в
отдельности, поговорили об образе главного героя и о второстепенных
персонажах. А на этом уроке подведём, так называемый, итог, соберём все
части в единое целое и поговорим о композиции романа.
Откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока.
Единственный завершенный роман Лермонтова не задумывался
первоначально как цельное произведение. В «Отечественных записках» за
1839 г. были опубликованы «Бэла. Из записок офицера о Кавказе» и позже
«Фаталист» с примечанием, что «М.Ю. Лермонтов в непродолжительном
времени издаст собрание своих повестей, и напечатанных и
ненапечатанных». В 1840г. там же печатается «Тамань» и следом выходит
двумя частями-томиками «Герой нашего времени». Кстати, это название
(вместо «Один из героев нашего века») Лермонтову предложил журналист
А.А. Краевский. «Собрание повестей», объединенных образом главного
героя, оказалось первым в русской прозе социально-психологическим и
философским романом.
Запись на доске: абота в тетрадях)
Сначала были напечатаны отдельные повести в журнале
«Отечественные записки»:
1839г - «Бэла. Из записок офицера о Кавказе», «Фаталист».
1840г - «Тамань»
Первоначальное название романа «Один из героев нашего века» было
заменено на «Герой нашего времени», предложенное журналистом А.А.
Краевским.
«Герой нашего времени» - это «история души человеческой», одной
личности. Печорин – единственный главный герой и его одиночество
принципиально значимо. Это помогает автору раскрыть характер героя
в «чистом виде», через призму самого себя. В романе мы встречаем три
повествования:
Запись на доске: абота в тетрадях)
1. Максим Максимыч рассказывает о Печорине («Бэла»);
2. Офицер- путешественник рассказывает о Печорине («Максим
Максимыч»);
3. и сам Печорин рассказывает о себе («Тамань», «Княжна Мери»,
«Фаталист»).
Давайте откроем cодержание романа.
Не замечаете ли вы никаких странностей? (нумерация глав)
Скажите сколько частей в романе? (две)
А сколько глав в каждой части? (в 1-ой -три, во 2-ой- две )
Почему после главы II «Максим Максимыч» идёт глава № I
«Тамань»? (так как повествование начинает сам Печорин).
Давайте рассмотрим таблицу, которую я вам раздала. В ней
перечислены события романа в соответствии с сюжетом. А мы
попробуем расставить события романа в хронологическом или
фабульном порядке.
Для начала вспомним, что такое фабула и сюжет?
(Фабулой называют совокупность событий в их естественном
хронологическом порядке.
Сюжет это те же события, но в том порядке, в котором о них сообщает
автор).
Работа с таблицей:
Сюжетный порядок
Фабу-
льный
порядок
Предисловие ко всему роману
12
Часть1
I
«Бэла»
Путешествие по Военно-Грузинской дороге
офицера- повествователя с Максимом Максимычем
7
1-ая часть рассказа о Бэле
5
Переезд через крестовый перевал
8
2-ая часть рассказа о Бэле
6
Концовка «Бэлы». Заключение от имени офицера-
повествователя
9
II
«Максим
Максимыч»
Встреча с Максимом Максимычем и Печориным
10
С включением сообщения о том, что Печорин умер
11
Предисловие
к «Журналу
Печорина»
История до того, как Печорин попал на Кавказские
минеральные воды
1
I
«Тамань»
Дневник Печорина, сделанный в ночь перед дуэлью
2
Часть 2
II
«Княжна
Мери»
Окончание повести - запись, сделанная Печориным
по памяти в крепости
3
III
«Фаталист»
История с Вуличем в казачьей станице зимой, до
похищения Бэлы
4
II Физминутка.
Как вы думаете, для чего понадобилось автору именно в таком порядке
расположить части романа? (предполагаемые ответы учеников)
Запись на доске: (работа в тетрадях)
Такое построение даёт автору возможность:
1. максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
2. проследить историю его внутренней жизни;
3. образ Печорина раскрывается двояко: с точки зрения
постороннего наблюдателя и в плане внутреннего
самораскрытия (дневник);
4. при таком построении, как бы оставляя героя в живых, автору
легче показать свою позицию.
5. а самое главное то, каким Печорин уходит из романа. Он
совершает поступок, который его достоин.
Такой композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его
веру в человека.
Давайте откроем последнюю страницу повести «Фаталист» и
прочитаем:
«Народ разошёлся, офицеры меня поздравляли и точно, было с чем». На
этих словах мы прощаемся не только с «героем времени», но и с настоящим
героем, который мог бы совершить прекрасные дела, сложись его судьба
иначе. Таким он, по мысли Лермонтова, и должен больше всего запомниться
читателю. Композиционный приём выражает скрытый оптимизм автора, его
веру в человека.
III Домашнее задание:
1. готовиться к проведению итоговой работы по творчеству М.Ю.
Лермонтова (тест);
2. прочитать статью о Гоголе в учебнике стр. 211-213;
3. *сочинение « Мои любимые страницы романа «Герой нашего
времени»».