Литературно - музыкальная композиция "Мои Пенаты (по творчеству К.Н. Батюшкова)" 9 класс

1
Посвящается 225-летию со дня рождения
К. Н. Батюшкова
Литературно-музыкальная композиция
«Мои Пенаты»
(по творчеству К. Н. Батюшкова)
Автор разработки:
Никанорова Екатерина
Борисовна, учитель
МБОУ «СОШ № 9»
г. Череповца
Вологодской области
2012
2
Слово о Батюшкове
В мае 2012 года исполняется 225 лет со дня рождения русского поэта,
предшественника А. С. Пушкина, Константина Николаевича Батюшкова. Давайте
вглядимся в лики поэта. Слайды 1-2.
1787 г. 18 (29) мая в Вологде, в семье Николая Львовича Батюшкова и его жены
Александры Григорьевны (урожд. Бердяевой) родился сын Константин. Дворянский род
Батюшковых старинный, известный, но обедневший. Сохранились фамильные
портреты предков Батюшкова (деда и отца), старшей сестры Александры, младшей
Варвары и младшего брата Помпея (впоследствии издателя произведений своего
знаменитого брата). Слайд 3
Мать рано умерла, мальчик воспитывался в частных пансионах Петербурга.
Большое влияние на формирование Константина оказал дядя Михаил Никитич
Муравьев. «Он для меня все», - писал впоследствии Батюшков. Слайд 4-5
Детство поэта прошло в родовом имении Даниловское Устюженского уезда.
Отец, Николай Львович, был просвещенным для своего времени человеком, имел в
доме богатую библиотеку, картинную галерею, дал детям хорошее образование.
Сейчас в Даниловском музей. Слайды 6 – 7
Вторая половина жизни Батюшкова прошла в Вологде, в семье его племянника
Г. Гревенса. Сейчас это здание в центре Вологды находится на улице Батюшкова, а в
доме –музее можно побывать на экскурсии. Слайды 8-12
Творческий путь Батюшкова примерно два десятка лет начала 19 века. Им
созданы элегии, послания, сатиры, эпиграммы, шуточные стихотворения сделано
большое количество переводов. Известно около десятка прозаических произведений,
дневниковые записки. Высокую оценку Батюшкову дал Белинский: «Батюшков талант
сильный и самобытный». «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин
явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова
достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и
уважением». Слайды 13-14.
Батюшков был талантлив и как художник. Страницы его рукописей пестрят
многочисленными рисунками, выполненными «быстрою и решительною кистью».
Впоследствии так же рисунками будет заполнять свои рукописи А. Пушкин.
Слайды 15-21
В возрасте 34 лет Батюшков заболел тяжелою душевною болезнью, которая
передалась ему по наследству от матери. Сначала лечение помогало, сознание
возвращалось к нему. В такие минуты Батюшков осознавал и писал: «Меня уже нет на
свете похож на человека, который не дошел до цели своей, а нес на голове
красивый сосуд, чем-то наполненный. Сосуд сорвался с головы…». Летом 1855 года он
тяжело заболел и 7 июля тифозная горячка унесла в могилу 68- летнего поэта. Он
похоронен на кладбище Спасо-Прилуцкого монастыря. На памятнике эпитафия самого
поэта:
Не нужны надписи для камня моего,
Скажите просто здесь: он был и нет его! Слайды 22-24
Память о поэте бережно хранят в Вологде. В центре, на Соборной горке, установлен
памятник поэту-страннику. Слайды 25 -28
3
Литературно-музыкальная композиция
«Мои Пенаты»
Сцена I.
Стол, книги, перо, подсвечник со свечой. Входит Поэт.
Поэт: Я предполагал, что нынешнею весною могу предпринять путешествие для моего
здоровья по России: в половине апреля быть в Москве, закупить все нужное, книги,
вещи, экипаж, провести три недели посреди шума городского, посоветоваться с
лекарями и в первых числах мая отправиться на Кавказ, оттуда в Тавриду. Но ветры
унесли мои желания! Я один, живу в имении моей матери в Хантонове, близ
Череповца.
Совсем ветхий барский дом с балконом, беседкой в саду. За лесом – волны
Шексны. Я под тенью домашних богов. В Древнем Риме их называли Пенатами.
Чтец: отрывок из стихотворения «Мои Пенаты»
Слайды презентации 29 -37
МОИ ПЕНАТЫ
Послание к Жуковскому и Вяземскому
Отечески Пенаты,
О пестуны мои!
Вы златом не богаты,
Но любите свои
Норы и темны кельи,
Где вас на новоселье,
Смиренно здесь и там
Расставил по углам;
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут
Доступны, благосклонны!
Не вина благовонны,
Не тучный фимиам
Поэт приносит вам;
Но слезы умиленья,
Но сердца тихий жар,
И сладки песнопенья,
Богинь пермесских дар!
О Лары! уживитесь
В обители моей,
Поэту улыбнитесь —
И будет счастлив в ней!..
В сей хижине убогой
Стоит перед окном
4
Стол ветхий и треногой
С изорванным сукном.
В углу, свидетель славы
И суеты мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов тупой;
Здесь книги выписные,
Там жесткая постель —
Все утвари простые,
Все рухлая скудель!
Скудель!.. Но мне дороже,
Чем бархатное ложе
И вазы богачей!..
Отеческие боги!
Да к хижине моей
Не сыщет ввек дороги
Богатство с суетой;
С наемною душой
Сцена II.
Поэт: В доме у меня тихо. Собака дремлет у ног моих, глядя на огонь в печке, сестра в
других комнатах читает. Я думаю… Почему мне нельзя жить в Москве? Почему
холодною и дождливою осенью я здесь? Нет денег – все так просто. Посчитаем:
Квартира – 500
Дрова, освещение, чай – 500
Трое людей – 500
Кушанье – 1000
Платье – 1000
Экипаж в разные времена – 1000
Издержки непредвиденные – 1000
Итого: 5500 рублей.
Когда устроятся мои дела? Когда я буду иметь доход до семи тысяч? О милая
независимость! Возможность уехать отсюда, находиться среди друзей, заниматься
тем, что надобно душе. Все силы приложу, чтобы исполнить мечту. А пока… Пока буду
вспоминать Москву. Совершу прогулку по Москве…
Слайды презентации 38 - 44
Чтецы:
ПРОГУЛКА ПО МОСКВЕ
5
1. Теперь, на досуге, не хочешь ли со мною прогуляться по Москве? Дорогою я
невольно восклицать буду на каждом шагу: это исполинский город, построенный
великанами; башня на башне, стена на стене, дворец возле дворца! Странное
смешение древнего и новейшего зодчества, нищеты и богатства, нравов европейских с
нравами и обычаями восточными! Дивное, непостижимое слияние суетности,
тщеславия и истинной славы и великолепия, невежества и просвещения, людскости и
варварства. Не удивляйся, мой друг: Москва есть вывеска или живая картина нашего
отечества.
2. Здесь представляется взорам картина, достойная величайшей в мире
столицы, построенной величайшим народом на приятнейшем месте. Тот, кто, стоя в
Кремле и холодными глазами смотрев на исполинские башни, на древние монастыри,
на величественное Замоскворечье, не гордился своим отечеством и не благословлял
России.
1. Все противоположное мы видим на Кузнецком мосту и на Тверской, Там
книжные французские лавки, модные магазины, которых уродливые вывески
заслоняют целые домы, часовые мастера, погреба, и, словом, все снаряды моды и
роскоши
2. Зайдем оттуда в конфектный магазин, где жид или гасконец Гоа продает
мороженое и всякие сласти. Здесь мы видим большое стечение московских франтов в
лакированных сапогах, в широких английских фраках, и в очках, и без очков, и
растрепанных, и причесанных. Этот, конечно, — англичанин: он, разиня рот, смотрит
на восковую куклу. Нет! он русак и родился в Суздале. Ну, так этот француз: он
картавит и говорит с хозяйкой о знакомом ей чревовещателе, который в прошлом году
забавлял весельчаков парижских. Нет, это старый франт, который не езжал далее
Макарья и, промотав родовое имение, наживает новое картами. Ну, так это немец,
этот бледный высокий мужчина, который вошел с прекрасною дамою? Ошибся! И он
русский, а только молодость провел в Германии. По крайней мере, жена его
иностранка: она насилу говорит по-русски. Еще раз ошибся! Она русская, любезный
друг, родилась в приходе Неопалимой Купины и кончит жизнь свою на святой Руси.
Отчего же они все хотят прослыть иностранцами, картавят и кривляются? — отчего?.
1. Теперь мы опять вышли на улицу. Взгляни направо, потом налево и делай сам
замечания, ибо увидишь вдруг всю Москву со всеми ее противоположностями.
2. Вот большая карета, которую насилу тянет четверня: в ней чудотворный
образ, перед ним монах с большою свечей. Вот старинная Москва и остаток древнего
обряда прародителей!
1. Посторонись! Этот ландо нас задавит: в нем сидит щеголь и красавица;
лошади, лакей, кучера все в последнем вкусе. Вот и новая Москва, новейшие
обычаи!
2.Эта большая дедовская карета, запряженная шестью чалыми тощими
клячами, остановилась у дверей модной лавки. Вот из нее вылезает пожилая женщина
в большом чепце, мадам, конечно, француженка, и три молодые девушки. Они входят
в лавку — и мы за ними. «Дайте нам головных уборов, покажите нам эти шляпки, да по
христианской совести, госпожа мадам!» И торговка, окинув взорами своих гостей,
узнает, что они из степи, продает им лежалую старину вдвое, втрое дороже
обыкновенного. Старушка сердится и покупает.
6
1. Взгляни сюда, счастливец! Возле огромных чертогов вот хижина, жалкая
обитель нищеты и болезней. Здесь целое семейство, изнуренное нуждами, голодом и
стужей дети полунагие, мать за пряслицей, отец старый заслуженный офицер в
изорванном майорском камзоле починивает старые башмаки и ветхий плащ, затем,
чтоб поутру можно было выйти на улицу просить у прохожих кусок хлеба, а оттуда
пробраться к человеколюбивому лекарю, который посещает его больную дочь. Вот
Москва, большой город, жилище роскоши и нищеты.
2. Но здесь пред нами огромные палаты с высокими мраморными столбами, с
большим подъездом. Этот дом царство роскоши и богатства. Хозяин целый день
зевает у камина, между тем как вокруг его все в движении, роговая музыка гремит на
хорах, вся челядь в галунах, и роскошь опрокинула на стол полный рог изобилия. В
этом человеке все страсти исчезли, его сердце, его ум и душа износились и
обветшали. Самое самолюбие его оставило. Он окружен ласкателями, иностранцами и
шарлатанами, которых он презирает от всей души, но без них обойтись не может. Его
тупоумие невероятно. Вот следствие роскоши и праздности в сей обширнейшей из
столиц, в сем малом мире!
1. Теперь мы видим перед собою иностранные книжные лавки. Их множество, и
ни одной нельзя назвать богатою в сравнении с петербургскими. Книги дороги,
хороших мало, древних писателей почти вовсе нет, но зато есть мадам Жанлис и
мадам Севинье два катехизиса молодых девушек и целые груды французских
романов достойное чтение тупого невежества, бессмыслия и разврата. Множество
книг мистических, назидательных, казуистских. Их беспрестанно раскупают и в Москве,
ибо наши модницы не уступают парижским в благочестии и с жадностию читают глупые
и скучные проповеди, лишь бы только они были написаны на
языке медоточивого Фенелона, сладостного друга почтенной девицы Гион.
2. Я думаю, что ни один город не имеет ниже малейшего сходства с Москвою.
Она являет редкие противоположности в строениях и нравах жителей. Здесь роскошь и
нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских
времен и ветреность неимоверная, как враждебные стихии, в вечном несогласии, и
составляют сие чудное, безобразное, исполинское целое, которое мы знаем под
общим именем: Москва
Сцена III.
Поэт: Любимое мое занятие книги. Книга всегда глубокомысленна, никогда не
утомительна. Книга история и роман человеческого сердца. Роман… Страсти
человеческого сердца…Любовь может быть в голове, в сердце и в крови. Головная
всех опасней и всех холоднее. Это любовь мечтателей, стихотворцев и сумасшедших.
Любовь сердечная опасна менее. Любовь в крови весьма обыкновенна. Истинная
любовь должна быть и в голове, и в сердце, и в крови… Вот блаженство! Вот ад!
Вспоминается мне Рига. Мое выздоровление после ранения. Молодая девушка
Эмилия. И Петербург, дом Оленина. Еще одна девушка Анна Федоровна Фурман. Мы
были влюблены. Но ни с одной из них мне не суждено быть вместе.
О, память сердца, ты сильней
Рассудка памяти печальной…
Слайды презентации 45 - 47
7
Звучит романс «Память сердца»
Сцена IV.
Поэт: В руках перо. Я пишу… Главное правило здесь такое: пиши, как живешь и
живи, как пишешь. Трудное правило. Надо подумать. Мысли мои мысли так и летят
одна за одной, так и вьются, кружатся…
Чтецы мысли. Выходят, медленно кружась. Приближаются к краю сцены и
произносят мысль поэта.
1.Гордость - огромная вывеска маленькой души.
2. Испытание. Каждая вещь имеет испытание. Золото пробуется огнем, женщина
золотом, а мужчина – женщиной.
3. Знаю понимается тремя видами.1-е. «Все знаю» означает надменного невежду. 2-
е. «Не знаю» - глупого. 3-е. «Ничего не знаю» - разумного человека.
1. Упрямство – вывеска дураков.
2. Прекрасная женщина всегда божество, особенно если мила и умна, если хочет
нравиться. Но где она привлекательнее? За арфой, за книгою, за пяльцами, за
молитвою или в кадрили? – Нет совсем! – а за столом, когда она делает салат.
3. Нет ничего скучнее, как жить с человеком, который ничего не любит, ни собак, ни
людей, ни лошадей, ни книг. Что в офицере без честолюбия? Ты не любишь крестов? --
Иди в отставку! а не смейся над теми, которые их покупают кровью. Ты не имеешь
охоты к ружью? -- Но зачем же мешать N. ходить на охоту? Ты не играешь на скрипке?
-- Пусть же играет сосед твой!.. Но отчего есть такие люди на свете? -- от самолюбия.
Поверьте мне, что эта страсть есть ключ всех страстей.
1. Женщины меня бесят. Они имеют дар ослеплять и ослепляться. Они упрямы, оттого
что слабы. Недоверчивы, оттого что слабы. Они злопамятны, оттого что слабы. У них
нет Mezzo termine {Золотой середины (итал).}. Любить или ненавидеть! -- им надобна
беспрестанная пища для чувств, они не видят пороков в своих идолах, потому что их
обожают; а оттого-то они не способны к дружбе, ибо дружба едва ли ослепляется! -- Но
можно ли бранить женщин? Можно: браните смело. У них столько же добродетелей,
сколько пороков.
2. Надобно быть снисходительным и к себе: сделал дурно сегодня, не унывай —
теперь упал, завтра встанешь. Не валяйся только в грязи.
3. Читать -- читается таким образом. 1-е. Читать и не понимать. 2-е. Читать и
понимать. 3-е. Читать и понимать даже то, что не написано. Большая часть читает
первым образом, но третьим -- всегда мало.
Сцена V.
Поэт: Кругом мрачное молчание, дом пуст, дождик накрапывает, в саду слякоть.
Что делать? Все прочитал, что было, даже «Вестник Европы». Давай вспоминать
старину. Давай писать набело, экспромтом, без самолюбия, и посмотрим, что
выльется; писать так скоро, как говоришь, без претензий, как мало авторов пишут, ибо
8
самолюбие всегда за полу дергает и на место первого слова заставляет ставить
другое. Перо немного рассеет тоску мою. И так... Но вот уж я и в тупик стал. С чего
начать? О чем писать? Отдавать себе отчет в прошлом, описывать настоящее и планы
будущего. Но это — признаться — очень скучно.
Что говорить о настоящем! Оно едва ли существует. Будущее... о, будущее для
меня очень тягостно с некоторого времени!
1
И так, пиши о чем-нибудь; рассуждай!
Рассуждать несколько раз пробовал, но мне что-то все не удается: для меня говорят
добрые люди рассуждать все равно, что иному умничать. Это больно. Отчего я не
могу рассуждать?
Первый резон: мал ростом.
2-й » не довольно дороден.
3-й » рассеян.
4-й » слишком снисходителен.
5-й » ничего не знаю с корня, а одни вершки, даже и в поэзии, хотя
целый век бледнею над рифмами.
6-й » не чиновен, не знатен, не богат.
7-й » не женат.
8-й » не умею играть в бостон и в вист.
9-й » ни в шах и мат.
10-й » ни во что другое
11-й » После придумаю остальные резоны, по которым рассудок
заставляет меня смиряться. Но писать надобно. Мне очень скучно без пера. Пробовал
рисовать не рисуется; что же делать, научите добрые люди, а говорить не с кем. Не
знаю, как помочь горю. Давай подумаю.
Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком, каких много! Вот
некоторые черты его характера и жизни.
Ему около тридцати лет. Он то здоров, очень здоров, то болен, при смерти
болен. Сегодня беспечен, ветрен, как дитя; посмотришь завтра ударился в мысли, в
религию и стал мрачнее инока. Лице у него точно доброе, как сердце, но столь же
непостоянно. Он тонок, сух, бледен, как полотно. Он перенес три войны и на биваках
был здоров, в покое умирал! В походе он никогда не унывал и всегда готов был
жертвовать жизнью. Он служил в военной службе и в гражданской: в первой очень
усердно и очень неудачно; во второй удачно и очень не усердно. Обе службы ему
надоели, ибо, поистине, он не охотник до чинов и крестов.
Он вспыльчив, как собака, и кроток, как овечка. В нем два человека…
Входят двое: белый человек и черный человек
Встают позади поэта спиной друг к другу
9
Белый: : один добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив, откровенен до
излишества, щедр, трезв, мил.
Черный: другой человек злой, коварный, завистливый, жадный, иногда
корыстолюбивый, но редко; мрачный, угрюмый, недовольный, мстительный, лукавый,
непостоянный в любви и честолюбивый во всех родах честолюбия. Этот человек, то
есть черный — прямой урод.
Поэт: Оба человека живут в одном теле. Как это? Не знаю; знаю только, что у нашего
чудака профиль дурного человека, а посмотришь в глаза, так найдешь доброго:
надобно только смотреть пристально и долго. За это единственно я люблю его! Горе,
кто знает его с профили! Послушайте далее.
Белый: Он имеет некоторые таланты
Черный: И не имеет никакого. Ни в чем не успел, а пишет очень часто. Ум его очень
длинен и очень узок. Терпение его, от болезни ли, или от другой причины, очень слабо;
внимание рассеянно, память вялая, посудите сами, как успеть ему в чем-нибудь?
Белый: В обществе он иногда очень мил, иногда очень нравился каким-то особенным
манером, добротой сердечной
Черный: В нем упрямство и душа усталая.
Белый: Он иногда удивительно красноречив: умеет войти, сказать.
Черный: Он туп, косноязычен, застенчив. Он жил в аде;
Белый: Он был на Олимпе. Он был благословен.
Черный: Он проклят каким-то гением.
Белый: Три дня думает о добре, желает сделать доброе
Черный: Вдруг в нем недостанет терпения, на четвертый он сделается зол и
неблагодарен. Он умеет говорить очень колко; пишет иногда очень остро насчет
ближнего.
Белый: Он добрый, любит людей и горестно плачет над эпиграммами черного
человека. Белый человек спасает черного слезами перед творцом, слезами живого
раскаяния и добрыми поступками перед людьми.
Черный: Дурной человек все портит и всему мешает: он надменнее сатаны.
Белый: Белый не уступает в доброте ангелу-хранителю.
Черный: Черный любит славу, даже готов стать на колени и Христа ради просить,
чтобы его похвалили: так он суетен; другой
Белый: Удивляется черному нахалу. У него совесть чувствительная.
Черный: У него медный лоб.
Белый обожает друзей и готов для них в огонь.
10
Черный не даст и ногтей обстричь для дружества, так он любит себя пламенно.
(прогоняет прочь того и другого)
Автор: Закончим описание. Оно и гнусно, и прелестно! Все, что ни скажешь хорошего
на счет белого, черный припишет себе. Заключим: эти два человека, или сей один
человек живет теперь в деревне и пишет свой портрет пером по бумаге. Пожелаем ему
доброго аппетита, он идет обедать.
Это я! Догадались ли теперь? .....
ФИНАЛ
Выходят все участники.
Чтец:
Отечески Пенаты,
О пестуны мои!
Где странник я бездомный,
Всегда в желаньях скромный,
Сыскал себе приют.
О боги! будьте тут.
Константин Николаевич Батюшков родился 29 мая 1787 года в Вологде. Окончив
один из Петербургских пансионов, устроился на службу в Министерство
народного просвещения, где проработал до 1807 года.
В 1807 году записался в народное ополчение. Участвовал в войне со Швецией,
в сражении под Гейльсбергом был тяжело ранен. В 1813-14 году участвовал в
заграничном походе против Наполеона. Батюшков довольно быстро находит круг
единомышленников: поэт близок к Вольному обществу любителей словесности,
наук и художеств, входит в кружок Оленина.
Первое произведение опубликованное Батюшковым - "Послание к стихам моим".
В 1817 году вышел сборник "Опыты в стихах и прозе". В 1819 году Батюшков
уехал в Италию. За границей слабое психическое здоровье поэта окончательно
расшаталось, он страдал манией преследования, которая впоследствии
переросла в неизлечимое психическое заболевание.
Батюшков прожил 68 лет. Судьба разделила жизнь поровну: 34 года здоровой и
блистательной, 34 года больной
Умер Константин Николаевич Батюшков от тифозной горячки в Спасо-Прилуцком
монастыре, недалеко от Вологды.
11
ЛИТЕРАТУРА
К. Н. Батюшков. Сочинения. Северо-западное книжное издательство.
Архангельск, 1979.
Поэзия
1. Мои Пенаты. Послание к Жуковскому и Вяземскому. Стр. 95
2. Мой гений, стр. 60
Проза.
1. Из записных книжек. Разные замечания, стр. 325
2. Чужое: мое сокровище! стр. 329
Эти же произведения на сайтах Интернета