Конспект урока "«Мертвые души» – история создания, особенности сюжета, система образов" 9 класс

1
Урок литературы в 9-м классе по теме:
"Мертвые души" – история создания, особенности сюжета,
система образов.
Ход урока
Слайд 1 (тема)
I. Реализация домашнего задания
В начале нашего урока я хочу провести небольшую викторину, которая станет
реализацией вашего домашнего задания и подготовит к восприятию новой темы.
Хочу обратить внимание на иллюстрации, представленные на доске. Некоторые из
них могут стать небольшой подсказкой в выполнении вашей работы. Итак, вопросы
викторины.
Викторина.
1. Где и когда родился Н. В. Гоголь?
2. Какое образование получил гоголь?
3. Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и
участником которых был Гоголь?
4. Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле?
5. Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно
было подписано?
6. Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ
Диканьки»?
7. В каком театре впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор»?
8. Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»:
«Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
9. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
10. В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
11. Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
12. Назовите авторов памятников гоголю в Москве?
2
II. Вступительное слово учителя.
Слайд 2 (Гоголь)
Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича
Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.
Проникновение в глубину души потенциально доступно многим, однако лишь
единицы устремляются от внешней жизни в иную “сторону”, точнее: в точку
пересечения линий времени и пространства, за грань известного, изученного и
будто бы ставшего законом для направления мысли. Возможно ли глубокое
понимание творчества Гоголя сегодня?
III. События в общественной жизни России 30-х годов 19 века,
оказавшие влияние на жизнь Н.Гоголя.
Слайд 3 (Россия 19 века)
30-е годы 19 века это время реакции и общественного застоя после поражения
декабристского восстания, расправы царизма с восставшими, крушения всяких
надежд на свободу.
М.Лермонтов в стихотворении «Дума», обращаясь к своим современникам, дал
общественно-политическую характеристику эпохе 30-х годов: духовный застой,
равнодушие к царящему в жизни злу.
Слайд 4 (слова Герцена)
Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за
1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек
мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого
существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…».
А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю
трагическую сторону нашего существования
Слайд 5 (слова Белинского)
В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает
весь ужас своей эпохи. Он писал: «Это вопль, это стон человека, для
которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз
ужаснейшее физической смерти! И кто же из людей нового поколения не
найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты
внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»
3
В такой обстановке Н.Гоголь решил написать «Мертвые души», которые
«потрясли всю Россию».
IV. Гоголь и Пушкин.
Слайд 6 (Гоголь и Пушкин)
В 1831 году Гоголь познакомился с друзьями Пушкина А.Дельвигом,
В.Жуковским, П.Плетневым, а затем и с самим А.Пушкиным. Он часто бывал у него,
часто перечитывал ему свои рукописи и советовался с поэтом. Гоголь читал все
произведения своего кумира, для него много значило дружеское внимание и
одобрение Пушкина. Замысел и «Ревизора», и «Мертвых душ» Гоголю помог найти
Пушкин.
В 1837 году Гоголь находился за границей в Париже, где его и застало известие об
убийстве Пушкина, что явилось для него тяжелейшим потрясением.
V. Работа над поэмой.
Слайд 7 (работа)
Гоголь приступил к написанию «Мертвых душ» в 1835 году. «Мне хочется в
этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», - писал он. А чтобы
показать всю Русь, надо ее хорошо знать. Он наблюдает жизнь, собирает
различные материалы, изучает русскую действительность, видит в ней много
подлецов, казнокрадов, взяточников.
В «Мертвых душах» огромное количество действующих лиц. Все социальные слои
крепостной России: чиновники, помещики, крепостные крестьяне. Да и сам автор
выступает как действующее лицо.
Слайд 8 (чтение с текстом)
Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа
продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии.
4
К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к
«священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему
одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы
России и мира.
6 лет Гоголь работал над 1 томом. Во 2 и 3 томах Гоголь хотел показать
положительных героев, а также нравственное возрождение Чичикова. Этого
писателю не удалось. 2 том Гоголь сжег, а к 3 так и не приступил. Из дошедших до
нас черновиков видно, что положительные герои ему не удались.
Слайд 9 (тройка)
Гоголь очень любил Россию и свято верил в ее достойное будущее, но пути
преобразований он не видел. «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не
дает ответа».
Когда рукопись «Мёртвых душ» впервые была прочтена Гоголем Пушкину и
Жуковскому, один из них воскликнул: «Боже, как грустна наша Россия!»
Слайд 10 (обложка + текст)
9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко,
однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до
получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии
Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал
мелкими буквами «Похождения Чичикова, или» и крупными «Мёртвые души».
Гоголь, подобно Данте Алигьери, предполагал сделать поэму трёхтомной, и писал
второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить
нравственное перерождение Чичикова.
Слайд 11 (сжигает 2 том)
В конце июля 1845 года писатель сжёг второй вариант второго тома. При работе над
вторым томом значение произведения в представлении писателя вырастало за
границы собственно литературных текстов, что делало замысел практически не
реализуемым. Существует несколько версий о судьбе второго тома:
Литературная легенда: Гоголь ранним утром 12 февраля 1852 г. сознательно сжёг
произведение, которым был недоволен.
Реконструкция: Гоголь, вернувшись со всенощной в состоянии полного упадка,
по ошибке сжёг беловик вместо предназначенных для сожжения черновиков.
5
Гипотетическая версия. Гоголь к концу 1851 г. закончил второй том «Мёртвых
душ», по мнению автора и его слушателей, шедевр. В феврале 1852 г.,
чувствуя приближение своей смерти, Гоголь сжёг ненужные черновики и бумаги.
После его смерти рукопись второго тома «Мёртвых душ» попала к графу А.
Толстому и по сей день пребывает где-то в целости и сохранности.
Слайд 12 (тройка + текст)
Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель
которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели
Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными
проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых
душ», всю трагедию народа.
Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее
будущему.
Слайд 13 (город)
Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по
России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего
путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя
таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга.
Слайд 14 (чиновники)
Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей,
Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия
«Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие
знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками
Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от
глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».
Слайд 15 (город)
Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого
города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких
дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников,
очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских
жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски
сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в
газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.
6
Слайд 16 (Манилов)
А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам
поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются
«мертвыми душами». Поместье Манилова парадный фасад России. Внутри дома
пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.
Слайд 17 (помещики + текст)
Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина
обратилась в расточительство. Жизнь Коробочки это олицетворение
скопидомства в России. Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что
же, нет их и на Руси, вымерла она? А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме
Гоголя проступают «позади мертвых душ — души живые».
Слайд 18 (народ + текст)
Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего
своего путешествия, потому что он сам «мертвая душа». «Проницательный же
читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка их
талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости
и безудержном веселье…
Слайд 19 (бурлаки +текст)
«Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими,
стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая
сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство
тому убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.
Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут
крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею
смертью!»
Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю
действительности, духовных сил народа и его закабаленности.
VI. Жанр «Мёртвых душ».
Слайд 20 (поэма)
Изначально «Мертвые души» были задуманы как роман, но позже Гоголь
определяет жанр своего произведения как эпическая поэма.
7
Слайд 21 (текст)
Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых
героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития
произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой.
«Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину
из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду
обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное,
длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если
Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое
мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».
Слайд 22 (понятия)
Обратимся к Толковому словарю литературоведческих терминов, который дает
такие определения:
Роман это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения,
разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое
количество персонажей, сложность композиции, наличие нескольких
конфликтов.
Повесть жанр эпоса, в древнерусской литературе повествование о
реальном историческом событии. Позднее повесть выступила как рассказ об
одной человеческой судьбе.
Поэма лиро-эпический жанр, стихотворное произведение большого объема
на сюжетной основе, обладающее лирическими чертами.
В литературе есть смешанные жанры, к которым относят те произведения,
которые по форме и содержанию не укладываются в рамки традиционного
толкования того или иного рода или жанра литературы. Иначе говоря, по разным
признакам их можно отнести к разным родам литературы.
Подобным произведением и является прозаическая поэма Гоголя «Мертвые
души». С одной стороны, произведение написано прозаической речью и имеет все
необходимые компоненты наличие главного героя, сюжета, который ведется
главным героем, и пространственно-временной организации текста. Кроме того, как
и любое прозаическое произведение, «Мертвые души» разделены на главы,
содержат множественные описания других действующих лиц. Иначе говоря,
гоголевский текст полностью отвечает требованиям эпического рода, за
исключением одного. Гоголь не просто назвал свой текст поэмой.
8
Почему поэма? Каковы особенности этого жанра?
В поэме много лирических отступлений и вставных конструкций, в которых автор
передает сои чувства, переживания, что характерно для этого жанра.
Слайд 23 (лирические отступления)
Лирическое отступление внесюжетный элемент произведения; композиционно-
стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного
сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание,
выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему
косвенное отношение (лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина).
Может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям
(лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя). Применяется
в эпических или лиро-эпических произведениях.
Если бы сюжет сводился к истории Чичикова, «Мертвые души» можно было бы
назвать романом. Но автор не только рисует людей и их взаимоотношения он сам
вторгается в повествование: мечтает, печалится, шутит, обращается к читателю,
вспоминает свою юность, говорит о тяжелом писательском труде. Все это создает
особую тональность повествования. А такие авторские отступления принято
называть лирическими отступлениями. Они дополняют картину жизни,
нарисованную Гоголем, они помогают понять ту положительную мысль, которая
руководила им в его обличениях, в его смехе, в бесстрашном его стремлении к
правде.
Слайд 24 (композиция)
Какова композиция этого произведения?
Замысел изъездить с Чичиковым всю Русь определил и характер композиции. Она
построена как история похождений приобретателя Чичикова, покупающего
«мертвые» души.
I глава - развёрнутое вступление к поэме.
Повествование начинается без традиционной для русской прозы 30 40-х гг. XIX в.
экспозиции деловито и энергично: мы ничего не знаем о Чичикове и о том, как он
пришёл к мысли о покупке мёртвых душ (об этом в 11 главе).
9
Слайд 25 лавы о помещиках)
II - VI гл. – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:
II гл. - Манилов
III гл. - Коробочка
IV гл. – Ноздрев
V гл. – Собакевич
VI гл. Плюшкин
Главы построены по одному плану: описание усадьбы, интерьера дома, внешности
помещика, встречи хозяина и гостя, совместного обеда, сцены купли-продажи
мёртвых душ. Повторяющийся план создаёт ощущение однотипности
изображаемых явлений.
Слайд 26 (город)
VII - X гл. губернское общество. В 10 главу включена «Повесть о капитане
Копейкина».
Слайд 27 (Чичиков)
XI гл. – история Чичикова.
Говоря о Гоголе, мы не можем не остановиться на художественной особенности
его творчества. Гоголь гениальный русский сатирик. Сила Гоголя в его юморе.
Это «смех сквозь слезы». И с первых страниц поэмы мы слышим эту горькую
иронию, переходящую в сатиру.
VII. «Мёртвые души».
Слайд 28
Почему же чиновники были напуганы и сбиты с толку этой формулой «мёртвые
души»?
У этого выражения есть вполне конкретный исторический смысл.
В крепостной России с начала 18 века проводились регулярные переписи
крестьян для взимания налогов с помещиков, владельцев крестьян. Составленные
при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне
ревизскими душами. По этому списку помещики и уплачивали налог в казну за
своих крепостных крестьян.
10
Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время
крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. И за них надо было
платить налог как за живых.
Чичиков скупает мёртвых, как скупал бы живых крестьян с соблюдением всех
формальных и юридических норм. Только цену при этом рассчитывает дать малую.
Но в тексте произведения «мёртвыми душами» оказались все помещики,
чиновники - хозяева жизни. И название поэмы зазвучало метафорически.
VIII. Вывод.
Почему Гоголь не закончил свою поэму?
Слайд 29
Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок
торжествует, во второй - перерождается в добродетель в третьей - творит добрые
дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала
материал в изобилии, то уже во втором - писателю приходилось полагаться
исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели
превращаться в борцов за справедливость, помещики - жить для блага своих
крепостных, чиновники - возвращать полученные взятки и публично каяться в
свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом
чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая
задача писателя - показать привлекательные стороны российской действительности
и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом
противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого
Гоголя.
И закончить этот урок я хочу словами нашего поэта современника Петра Вегина.
Николай Васильевич Гоголь,
вечная шинель внакид,
озирая нашу оголь,
во дворе своем сидит.
Николай Васильевич Гоголь…
Кто сумеет разгадать
наподобие ожога
на челе его печать?
Сам с собой затеяв враки,
Сунул он камину в пасть,
Словно преданной собаке –
«Мертвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода
рукописный вздыбив дым,
сатанинским хороводом
Сам герой и вслед за ним –
все другие.
Вот так дело!
Как такое может быть,
Если рукопись сгорела,
А герой остался жить?
Через дали, через годы
Он заброшен на беду
11
Катапультой дымохода
В современную среду
Николай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,
не в ладах с собой и с богом,
в чисту улицу глядеть?
Там стоит на перепутье
возле городских ворот
средь героев наших будней
мертвых душ старинный род.
И как в цирке на манеже,
в номерах своих не нов.
все марьяжит да манежит
хлюст, ханыга Хлестаков!
Несгораемы, хоть тресни,
в этом веке, как и в том…
Видно, встать придется с кресла,
Написать сожженный том.
П. ВЕГИН.
Домашнее задание
Подготовить материал о помещике (по группам).