Презентация В.Солоухин "Закон набата"

Подписи к слайдам:

В.Солоухин

ЗАКОН НАБАТА

I. В.А. Солоухин: страницы биографии.

Владимир Алексеевич Солоухин родился во Владимирской области, в селе Олепино в 1924 году. Только что закончилась Гражданская война, впереди были коллективизация, голод и бесправность крестьян. В стране шла жестокая борьба с церковью: убивали священников, взрывали церкви, разбивали колокола, верующим запрещали иметь иконы и молиться

Будущий писатель родился в крестьянской семье и, может быть, тоже стал бы хозяйствовать на земле, но жизнь сложилась так, что пришлось пойти во Владимирский механический техникум, где он получил специальность механика-инструменталиста. Семнадцать лет было Солоухину, когда началась Великая Отечественная война, и молодого механика зачислили в войска особого назначения, охранявшие Кремль. Через год после окончания войны в «Комсомольской правде» было опубликовано первое стихотворение Солоухина. Это была очень большая честь для начинающего писателя.

В 1956 году Солоухин, уже известный автор, отправляется в новое путешествие — но не за границу, а по родной владимирской земле, и не на машине, а пешком. В старину была традиция — по обету совершать паломничества к святым местам, к известным монастырям и храмам. Паломникам запрещалось ехать — считалось, человеку необходимо потрудиться, чтобы Бог услышал его просьбу. Солоухин пошёл пешком: для него это путешествие было паломничеством к местам, где жили и трудились на земле его предки, где складывались те святые традиции, которые помогли русскому народу победить в войне и восстановить страну после страшной разрухи. В пути Солоухин делает сорок дневниковых записей, которые легли в основу книги

II. Рассказ «Закон набата»

— Какие чувства вызвал у вас рассказ?

— Что вы ощущали, когда слушали отдельные эпизоды?

— Тревога, радость, напряжение, досада, азарт, грусть, ярость, сочувствие, торжество, беспокойство… Какие из этих чувств пережили вы вместе с героями рассказа?

III. Сюжетные элементы. Роль внесюжетных элементов. Проблематика рассказа: ответственность каждого за жизнь общества, проблема нравственного выбора в условиях нарушенных традиций. Связь проблематики с композицией.

«Закон набата» — рассказ. В каждом рассказе есть сюжет (совокупность действий, событий), который складывается из сюжетных элементов.

— Какие сюжетные элементы составляют повествование ?

(экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог)

— Давайте попробуем проследить эти сюжетные элементы в нашем рассказе.

У рассказа нет экспозиции: автор начинает прямо с завязки, резко называя причину пробуждения героя: “В селе звонил набат” (словарная работа со словом набат, всполох)

— Какое впечатление создаёт такое начало?

Впечатление, будто события происходят не когда-то давно, а здесь и сейчас.

Читаем следующие два абзаца: видим, что из ощущения “здесь и сейчас” автор словно отбрасывает нас в прошлое, когда на колокольне висел могучий набатный колокол.

— “Когда сбрасывали, разбивали и в разбитом виде увозили от нас колокола…” — о событиях каких годов рассказывает автор?

— Для чего автору потребовалось из настоящего сразу же перебрасывать нас в прошлое?

— Какие фразы вновь возвращают нас к событиям, которые происходят ночью в селе Олепино?

“По-настоящему, по-набатному мне привелось слышать несколько раз в детстве”. Вновь прерывается сюжетная линия, вновь автор переносит нас в прошлое

— Что же происходит в душах собравшихся на луговине колхозников? Какие чувства они испытывают? Действительно ли они успокоились?

“Но червячок сомнения (хорошо ли мы делаем, что бездействуем?), видимо, гложет совесть каждого”. “Вдруг дружно, громко заговорили бабы:

— Мужики, что вы стоите? Чего ждёте? Мужики, разве так полагается?”

— Какое слово дважды повторяется и служит ключом для понимания смысла рассказа?

Читаем реплику:

“— Где это видно, чтобы на пожар глядеть, а не ехать! Разве так полагается?”

— Что означает последняя фраза? Куда отсылает нас слово “полагается”? Как вы понимаете смысл этого слова?

Речь идёт о том, что когда-то было положено начало традиции, что на помощь в беде приходят все, кто только может. Делать как “полагается” — в нашем случае делать так, как издавна было заведено в этом селе и в других русских сёлах и деревнях, когда “другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь”.

Что же оказалось? Подоспевшие олепинцы — единственные, кто приехал на пожар. Два дома спасти было невозможно, но третий уже был готов загореться (как укор звучит фраза: “полчаса назад в таком положении был второй дом”), и его можно было спасти.

— Каковы ощущения приехавших мужиков?

Третий дом удалось спасти от огня.

— Вернёмся к сюжетным элементам. Завязка — это сигнал о пожаре, затем следует развитие действия. Развязка?

Развязка — спасение третьего дома

— Мы определились с развязкой, но пропустили кульминацию. Что такое кульминация? (Высшая точка напряжения.) Как вы думаете, что является кульминацией рассказа?

Высшая точка напряжения — не в быстрых действиях, а в момент стояния мужиков на луговине — в момент принятия решения.

— Как вы думаете, какие слова автора подтверждают этот вывод?

— Почему рассказ называется не «Набат», а «Закон набата»?

Название «Набат» говорит об одном конкретном пожаре, «Закон набата» — о нравственной традиции.

Символ традиции — набатный колокол, сброшенный с колокольни, разбитый и увезённый из села. Остался только маленький колокольчик — символ искусственно нарушенной традиции. Именно он напоминает мужикам о законах, выработанных дедами и прадедами, и заставляет действовать.

Прочитаем выразительно и выпишем в тетрадь главные слова рассказа:

“Велик и непреложен закон набата: старый ты, усталый ли, занятой ли ты человек — бросай все дела и беги на зовущий голос.

Этот голос всегда означал только одно: другим людям нужна твоя немедленная, безотлагательная помощь <…>

И поднимается в тебе (несмотря на беду) некое восторженное чувство, что ты не один, что, случись у тебя беда, и для тебя точно так же побегут люди, потому что велик и непреложен закон набата”.

источники

http://i.arts.in.ua/i/16860/s_nabat_boguslavskiy_aleksanndr_1430956169.jpg

http://s58.radikal.ru/i161/1008/9b/aab67a77cd50.jpg

http://f15.ifotki.info/org/8a700accde49291ac2d70286e211b6165f19f9159649535.jpg

http://paintingandframe.com/uploadpic/raymond_gehman/big/fire_burns_a_ponderosa_pine_forest_on_the_reservation.jpg

http://privetsochi.ru/uploads/images/00/00/68/2015/01/13/ea87b9.jpg

http://cs631430.vk.me/v631430051/c17f/ITR7Zd0eTaE.jpg

http://art-blog.uz/wp-content/uploads/2015/05/Tkachyov-G.-Nabat.-1985.jpg

http://cultobzor.ru/wp-content/uploads/2015/08/029-150x150.jpg

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2012/03/%D0%A3%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D1%8721.jpg

http://esoreiter.ru/news/1214/89703301.jpg

http://cs413720.vk.me/v413720761/bb43/SicrWaOOSAg.jpg

http://www.studia-vasin.ru/images/antalogi/soloyhin.jpg

http://www.epwr.ru/quotauthor/326/6.jpg

Литература №2-2005 год ,разработка О.А.Ерёминой

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №* г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.