Презентация "Преступный сюжет в русской классической литературе" 11 класс

Подписи к слайдам:

«Преступный сюжет в русской классической литературе»

Смирнов Михаил Дмитриевич

11 класс

МБОУ «Веренская» средняя общеобразовательная школа

Иркутской области Заларинского района с. Веренка

Руководитель Бородавкина Татьяна Викторовна учитель русского языка и литературы

Преступление (лат. scelus; англ. crime) - в уголовном праве РФ виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказание.

Наказание - мера государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

С самого начала мира существовала проблема преступников и преступлений. Что толкает человека на преступление ? Ради чего человек преступает закон ?

Как живет человек , совершивший преступление? Над этими вопросами ,наверное, не раз задумывались все, кто живет по закону.

Кто-то совершает преступление из мести, кто-то из зависти , кто-то ради наживы , кто – то случайно (непреднамеренно), кто-то умышленно идет на преступление , кто-то ради того, чтобы доказать другим и прежде всего себе: «Я могу!»

Как живет человек переступивший черту , которая делит мир на «до» и «после» , кого винит в содеянном ,ищет ли себе оправдание? Вопросы , раздумья ,переживания , а может быть «гордость» за проступок ,упаение «величием», оправдание?

Каждый по – своему смотрит на то, что привело его к преступлению, сам оценивает вину и наказание.

.

Огромный пласт русской классической литературы XIX-XX века внес свое видение и понимание в решение этой проблемы.Творчество А.С Пушкина Ф.М.Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, Н.С.Лескова, В.Г.Короленко, В.Ф Тендрякова и других известных писателей, можно назвать хроникой преступлений. Литература всегда отражала и отражает действительность, ведет читателя к осмыслению поступков героев. Каждый из нас должен извлечь нравственные уроки из прочитанных произведений и сделать выбор в пользу добра или зла. Можно сослаться на общественный строй , на условия ,но ни условия, ни общественный строй не снимают ответственности с человека. Человек должен воспитать в себе совестливость. В любых обстоятельствах надо оставаться человеком!

За многолетнюю историю своего существования литература накопила огромную «базу» преступлений и наказаний , заставляет задуматься читателя над преступлениями литературных героев .

Конечно , тема «преступления и наказания» неразрывно связана с одноименным романом Ф.М.Достоевского , который невольно заставляет не только детально проанализировать причину, мотив преступления, но и раскрывает личность преступника, его внутренний конфликт, его терзания , суд совести , который наказал Раскольникова строже чем закон .

Тема «преступления и наказания» в русской литературе не теряет актуальности, так как человечество упорно ищет пути нравственного исправления каждого , кто встал «по ту сторону закона» и является одной из наиболее знаковых в произведениях всех времен: от античности до наших дней. Предлагаю рассмотреть историю убийств в произведениях русской литературы.

Для примера обратимся к очерку Н.С.Лескова «Леди  Макбет Мценского Уезда» (1864) , повести В.Ф.Тендряков «Расплата» (1979) А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»

(1830)         .

Купчиха Измайлова ,устав от скуки и нападок мужа Зиновия Борисовича и свекра Бориса Тимофеевича, влюбляется в приказчика Сергея в ,котором находит и ласку и любовь . Ради страсти они убивают сначала свекра Катерины, затем мужа и племянника мужа - Федора Ляпина. Вместе идут на каторгу, где Сергей находит новую любовь. Отвергнутая женщина убивает себя и соперницу.

Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» — детальное описание уголовных преступлений, насыщенное драматизмом и не несущее в себе прямых авторских оценок. Лесков выбирает для рассказа о страшных событиях жанр очерка, который предполагает именно описание, спокойное повествование. Автор — всего лишь наблюдатель, а задуматься над чудовищными картинами, нарисованными им, сделать какие-то выводы обязан сам читатель.

Равнодушие окружающих, чувства безнаказанности и отсутствие вины за убийство — за «первую песенку» — все это ведет Катерину Львовну дальше по пути преступления. Катерина Львовна, как и Сергей, так и не осознала до конца, что совершила. Страсть доводит до безумия и не дает счастья. Любовь ослепила ее, но этим нельзя оправдать преступления. Пылкий характер дал о себе знать, жестокость взяла верх. Неспособность оценить себя, свои поступки и желания, неумение считаться с ценностью человеческой жизни, равнодушие окружающих — все это привело героиню к преступлению, к пропасти.

Коля Корякин, обычный девятиклассник обычной школы, застрелил из ружья отца-алкоголика. Он не скрывался, сам попросил вызвать милицию и не хотел подтвердить, что не знал, что ружьё заряжено, что действовал неосознанно. Знал. Осознавал. Убил.

На протяжении всей небольшой повести то один, то другой персонаж пытается взять на себя вину за случившееся. Нет, не за спущенный курок. Вина в другом. Кто-то считает, что слишком долго спекулировал чувством жалости, кто-то сожалеет о совместных попойках, кому-то стыдно за попытку откупиться от нежелательного поклонника, сведя ныне убитого алкоголика с безропотной женщиной - у каждого своя причина испытывать угрызения совести. Коля победил зло, которое нёс его отец, но какова цена этой победы? Он стал любить отца и ненавидеть себя.

Повесть Тендрякова призывает к вере в победу добра, на осознании ценности каждого человека, пусть даже он запутался в собственных противоречиях и в данный момент представляет угрозу для общества.

 Убить ради жизни?

Убийством можно усовершенствовать жизнь?

   Признание поступка Коли нормальным и даже полезным, ради жизни по-иному поступить было нельзя.?

Что надо делать, чтобы не приходили в голову такие мысли?

Над этими вопросами размышляет читатель и приходит к выводу , что нельзя добывать счастья убийством, нужно  искать путь друг к другу.

К Сальери приходит Моцарт. Гость, желая друга «нежданной шуткой угостить», привел с собой слепого скрипача. Моцарт встретил музыканта у трактира, где тот играл одно из его произведений. Композитор просит слепца сыграть снова, и его очень веселит неумелая, фальшивая игра скрипача. Сальери же возмутило развлечение товарища, он считает, что портить гениальную музыку плохим исполнением кощунственно. Моцарт дает скрипачу денег и отпускает его. Композитор рассказывает Сальери, что ночью, страдая от бессонницы, он набросал небольшое произведение. По просьбе товарища Моцарт играет его. Сальери восхищен музыкой друга:

«Какая глубина! Какая смелость и какая стройность! Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь; Моцарт же, не осознавая своего величия, шутя, говорит, что «божество мое проголодалось». Мужчины договариваются пообедать в трактире Золотого Льва. Моцарт уходит домой предупредить жену.

Оставшись сам, Сальери думает о том, что должен «остановить» Моцарта. Он достает яд – предсмертный подарок его возлюбленной Изоры. Сальери восемнадцать лет носил пузырек с собой, но, несмотря на то, что жизнь часто казалась ему несносной, все же сохранил его. Он решает отравить Моцарта за обедом:

«Теперь – пора! заветный дар любви, Переходи сегодня в чашу дружбы».

А.С.Пушкин показал что такое зависть и каковы бывают её “плоды”.

Зависть, как самая разрушительная вещь, становится главным двигателем сюжета. Один из самых страшных смертных грехов, какой является зависть, вынуждает уже немолодого композитора пойти на преступление: отравить друга – молодого коллегу Моцарта. Основная мысль, то, чему учит это произведение, проста: совершив грех, человек остаётся наедине со своей совестью; проблема находится внутри самого человека, а не вне его. Отравленный Моцарт торжествует, поражая друга фразой о том, что гений и зло несовместимы. Он снова впереди, он выше злодейства и злобы.

.

Человек является частью общества и находится в беспрерывном взаимодействии с другими такими же как он. Взаимоотношения между людьми, человека с группой или с обществом не всегда можно назвать благоприятными.

Литература показывает человеческие отношения, где благородство сталкивается с подлостью, завистью честность со лживостью, великодушие с коварством, нравственность противостоит безнравственности. Литература -  отобранный и сохранённый опыт человеческого общежития!

https://briefly.ru/leskov/ledi_makbet/

https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/12/06/motiv-prestupleniya-i-nakazaniya-v-proizvedeniyah

https://libking.ru/books/prose-/prose-contemporary/279136-vladimir-tendryakov-rasplata.html

https://www.mariinsky.ru/images/cms/data/0_shostakovich/izmailova/ledymacbet_wesbrouk_vaneev.jpg

https://www.film.ru/sites/default/files/styles/thumb_1024x450/public/movies/frames/1618091-1208357.jpg

https://rus-shkola.ru/wp-content/uploads/2019/10/Леди-Макбет-Мценского-уезда-сочинение.jpg

https://img.labirint.ru/rcimg/3e8ae5ad80b24da0eab417b31fa5d089/1920x1080/comments_pic/1520/4_c64dff6de85803f55d995f3cacc7a9fb_1431521147.jpg?1431521258

https://www.soyuz.ru/public/uploads/files/48/4595874/740x457_2016020306194923834128a5.jpg

https://iknigi.net/books_files/online_html/85239/tendryakov_24.png

https://obrazovaka.ru/books/pushkin/mocart-i-saleri