Проблемные вопросы изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

Проблемные вопросы изучение романа М.А. Булгакова «Мастер и
Маргарита» на уроках литературы в 11 классе.
Белицкая Е.А.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шахтерская гимназия»
1. История создания романа «Мастер и Маргарита». Последний
«закатный» роман.
Отравленный ветер гудит и дурит,
Которые сутки подряд,
А мы утешаем своих Маргарит,
Что рукописи не горят.
А. Галич
Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве М. Булгакова. Он
писал его до самой смерти, сделал 8 редакций, роман остался неоконченным. За
два дня до смерти внесены последние правки. На папке, в которой хранилась
рукопись, сделал надпись: «Дописать, прежде чем умереть». Перед смертью
Булгаков перекрестил роман со словами: «Пусть знают».
Роман впервые напечатан в журнале «Москва» № 11. 1966 г. И №1,1967 г.
Роман вызывает острую полемику, различные трактовки и гипотезы.
1828 1940 г. – период написания.
1928 г. – задуман роман.
1929г. «Мания фурибунда» (с лат. «Буйное помешательство»)
1930г. «Копыто инженера». Рукопись уничтожена Булгаковым. Писатель
сжег роман.
1934г. «Ошибка профессора Стравинского»
1935-1936г. «Великий канцлер», «Сатана», «Вот и я», «Шляпа с пером»,
«Черный богослов», «Он появился», «Подкова иностранца», «Он явился»,
«Пришествие», «Черный маг»
1937г. - «Золотое копье», «Князь тьмы»
1938- 1940г. – «Мастер и Маргарита»
2. Жанр романа «Мастер и Маргарита»
Роман многожанров и многопланов.
1.Политический роман. Политика Москвы 30-х представлена уже в названии
первой главы «Никогда не разговаривайте с неизвестными»
2.Философский роман. (Главный философский вопрос романа задает Воланд в 1
главе: «Но вот какой вопрос меня беспокоит: ежели Бога нет, то, спрашивается,
кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?»)
3.Сатирический роман.
4.Бытовой роман. (быт Москвы 30-х представлен уже в 1 главе: герои в жаркий
полдень пьют абрикосовую воду. «Абрикосовая дала обильную желтую пену, и
в воздухе запахло ПАРИХМАХЕРСКОЙ»
5.Психологический роман. (Психология Понтия Пилата меняется от «свирепого
чудовища» до человека, желающего спасти Иешуа. Анализ гл.2)
6.Мистический, фантастический, приключенческий роман (Анализ похождений
свиты Воланда).
7.Гуманистический роман. (Анализ проблемы существования добра и зла.
Заступничество Маргариты и прощение Фриды)
8.Лирико – любовный роман.
9.Роман – айсберг, роман – миф, роман ассоциация, роман – код.
10.Роман мениппея (универсальный жанр смехового и серьёзного. Поиск
философских и социальных истин с использованием юмора и сатиры. Серьёзно
смеховой жанр. М.Бахтин.)
11. Роман диалог 2-х миров: земного –Москвы 30-х годов и библейского. Они
встречаются и пересекаются в своебразном 3-м мире – протяжении веков.
3. Темы и проблемы романа «Мастер и Маргарита»
1.Тема творчества. Тема вечности искусства: «рукописи не горят»,
«Достоевский бессмертен!»
Проблемы: истинное творчество и творчество на заказ; творчество
пролетарских писателей в романе; свобода творчества в тоталитарном
государстве.
2.Тема политики советского государства в 30-е годы.
3.Тема советского быта в Москве 30-х.
4.Тема атеизма и веры в Бога.
5.Тема свободы и конформизма.
6.Тема добра и зла. (Анализ эпиграфа. «…так кто ж ты, наконец? Я- часть той
силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо. Гёте. «Фауст».) И зло , и
добро в равной степени присутствуют в мире. И порождаются людьми. Человек
свободен в своем выборе и ответственен за него.
7.Тема совести.
8.Тема любви, верности, преданности (Гл.32. «… тот, кто любит, должен
разделять участь того, кого он любит.»
9.Тема преступления, наказания, раскаяния, искупления, прощения.( Наказание
всегда зло, несмотря на его объективную необходимость. Прощение всегда
добро. Человек, исповедующий принципы добра, не может быть сломлен
духовно, хотя и уничтожается физически. Гл.16 «Казнь» - поведение Иешуа на
кресте.)
10. Тема предательства и трусости.
11.Тема справедливости и милосердия. (Библия: «Прощение выше
справедливости»)
12.Тема бессмертия и воскресения души.
4. Философские и литературные истоки романа.
1.Библия.
2.Философия Фомы Аквинского Пять путей богословия» - Пять доказательств
существования Бога). Философия И. Канта.
3.Гете «Фауст».
4.Творчество Н.В. Гоголя.
5.Эрнст Теодор Амадей Гофман «Житейские воззрения Кота Мурра» этом
произведении Гофман придумал композицию «роман в романе»)
6.Стихотворения М. Лермонтова «Демон», «Пир Асмодея».
7.Л. Андреев «Иуда Искариот»
8.Данте «Божественная комедия» 9-м круге ада у Данте находятся предатели:
Иуда, Люцифер, Брут. По теории Данте самый большой грех предательство, а
у Булгакова – трусость)
9.М.Е Салтыков – Щедрин «История одного города»
10. А Франс «Прокуратор Иудеи»
11.Музыкальные произведения: Ш. Гуно «Вальпургиева ночь», «Фауст»; М.П.
Мусоргский «Ночь на лысой горе»
5. Особенности композиции романа.
1.Композиция состоит из 2 частей, 32 глав (из них 4 библейские); каждая
библейская глава начинается строчкой из предыдущей светской главы и
наоборот; эпиграфа и эпилога.
2. Использован композиционный прием «роман в романе». (4 библейские главы
- это роман Мастера. Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера,
судьба Мастера в судьбе его героя Иешуа). Почему 4 библейские главы? В
Библии 4 Евангелия.
3. Композиция построена на параллельных образах:
- Древний Ершалаим и Москва 30-х годов;
-Иван Бездомный (был поэтом стал историком) и Мастер (был историком
стал писателем);
- Мастер и Иешуа (у обоих был судья и ученик, был тот, кто предал, оба герои
гуманисты); (у Мастера ученик Иван Бездомный. Гл. 30 «Прощай, мой
ученик», -говорит мастер. Предал его Алоизий Могарыч, судил - член
Массолита Латунский)
- Иешуа и Воланд (между ними глубинное единство и таинственная связь: оба
знают много языков, оба одиноки, властелин света властелин потустороннего
мира, ведомство милосердия и ведомство справедливости)
- Параллельные споры: спор Берлиоза и Воланда (гл.1,3) спор Иешуа и
Пилата (гл.2)
- параллели с Библией (Евангелие от Матфея, гл.27 Суд Пилата; Евангелие от
Иоанна, гл.18 На суде Пилата – беседа об истине).
- Берлиоз и Иоанн Креститель (символ –отрезанная голова).
4. Зеркальная симметрия образов (М/W)
6. Анализ библейских мотивов
Фома Акви
нский средневековый итальянский философ и теолог, самый
известный ученик Альберта Великого, получивший прозвище Doctor Angelicus.
Вершиной средневековой схоластики в вопросе доказательства бытия Бога
считаются 5 доказательств Фомы Аквинского («Пять путей
богословия»), изложенные в трактате «Сумма теологии».
1 Бог перводвигатель. От движения. В первом доказательстве Фома
Аквинский идет от существования движения к существованию Перводвигателя.
Поскольку вещи постоянно «движутся» (перемещаются, качественно и
количественно изменяются, возникают, уничтожаются), то есть тем самым
стремятся к реализации множества разнообразных потенций, должен
существовать и «вечный неподвижный Перводвигатель», лишенный всяческой
материальности и потенциальности. Таким Перводвигателем является Бог.
2. Бог первопричина. От причинности. Второе доказательство идет от
существования причин к наличию первопричины. Действующая причина есть у
всего: деревья качаются, потому что дует ветер, ветер дует, потому что
происходит перепад давления и так далее. Все причинно-следственные связи
строго упорядочены и выстроены в цепочки. Но если есть причинно-
следственные цепочки, обусловливающие все сущее, то должна существовать и
Первопричина, сама ничем не обусловленная. Этой Первопричиной является
Бог.
3. Бог высшая необходимость. От случайности. Третье доказательство Фомы
идет от случайности к необходимости. В мире существует множество вещей,
которые способны обретать бытие и утрачивать его (то есть не существуют с
необходимостью). Если можно их по отдельности представить
несуществующими, то можно представить, что в какой-то момент и все они
перестали бы существовать. Но если бы такой момент был возможен, мир давно
уже исчез бы. Следовательно, должно существовать нечто необходимое,
имеющее причину в себе самом и никогда не исчезающее. Этой Необходимой
сущностью является Бог.
4. Бог сверхсовершенство. От степеней совершенства. Четвертое
доказательство идет от степеней совершенства к существованию абсолютного
совершенства. Все конечные вещи обладают совершенствами лишь в той или
иной степени что-то более прекрасно, что-то менее. Но если существует
степени совершенства, то должно быть и наиболее совершенное существо,
предел всякого совершенства и причина всех ограниченных совершенств.
Таким Совершенным существом является Бог.
5. Бог высшая целесообразность. От целесообразности. Пятое доказательство
идет от целесообразности к существованию Цели. В мире все гармонично и
целесообразно: сезоны сменяют друг друга, птицы улетают на юг и потом
возвращаются, солнце встает и садится за горизонт. Но если есть
целесообразность, должна быть и высшая цель Разум, ответственный за
порядок и благоустройство в мире. Этим Разумом является Бог.
Структура Страстной недели (Страстная Седмица)- все события романа
происходят на этой неделе.
Воскресение. (Вербное воскресение) Въезд Господа нашего Иисуса Христа в
Иерусалим. (В романе Понтий Пилат спрашивает Иешуа: «Кстати, скажи: верно
ли, что ты явился в Ершалаим через Сузкие ворота верхом на осле,
сопровождаемый толпою черни, кричавшей тебе приветствия как бы некоему
пророку?»
Великий Понедельник В этот день в храмах вспоминают евангельский рассказ о
том, как Иисус Христос проклял бесплодную смоковницу. Дерево
символизирует человека, не приносящего духовного плода; того, в чьем сердце
нет любви к ближнему и истинного покаяния.
Великий вторник Во вторник во время богослужений звучат притчи о верном и
неверном рабах, десяти девах, талантах, а также о Страшном суде. Все они
заставляют нас задуматься о том, что надо всегда быть готовыми к встрече с
Богом, а еще проявлять смелость, изобретательность, делать добро и никогда
не унывать.
Великая среда. В храмах во время проповеди сравнивают два жизненных пути:
раскаявшейся блудницы Марии Магдалины, уверовавшей в силу добра и
покаяния и принявшей спасение, и Иуды, избравшего духовную гибель. (В
романе в этот день появляется свита Воланда В Москве. Спор Берлиоза и
Воланда. Смерть Берлиоза)
Великий четверг. Тайная вечеря. (В романе: сеанс черной магии в Варьете)
Страстная пятница день траура. романе: суд Понтия Пилата, распятие
Иешуа, убийство Иуды; В Москве – бал Сатаны)
Суббота Страстной недели. Суббота «Великого покоя»: ожидая благую весть (В
романе разговор Пилата и Левия Матвея. Гл.29 «Он не заслужил света, он
заслужил покой - печальным голосом проговорил Левий)
Светлое Воскресенье Христово. (Анализ эпилога романа.)
В романе присутствует как бы три Страстные недели: каноническая библейская,
библейские главы романа (роман Мастера), события в Москве 30-х проходят на
Страстной неделе.
Страстная неделя в романе начинается в среду: на Патриарших прудах
появляется Воланд, вмешивается в разговор Берлиоза и Бездомного,
предсказывает смерть Берлиоза –гл.1
В четверг в Москве проходит сеанс черной магии в Варьете гл.12. В главе
2(библейская глава) во время допроса Иешуа речь идет о четверге, когда Иуда
пригласил Иешуа в дом «…высказал величайший интерес к его мыслям» и
предал его.
В пятницу в московских главах (гл.19) «Маргарита проснулась с предчувствием,
что сегодня что-то произойдет. Я верую! - шептала Маргарита торжественно.
–Я верую! Что-то произойдет!» Маргарита познакомилась с Азазелло, видела
похороны Берлиоза, была королевой на балу Воланда, просила за Фриду. В
библейских главах (гл. 2,16) Понтий Пилат допрашивает Иешуа, утверждает
смертный приговор. Левий Матвей опаздывает, Иешуа казнят, на кресте он
просит, чтобы дали попить Дисмасу. В этот же день (гл.25) Понтий Пилат
слушает отчет о казни, приказывает убить Иуду. В гл.26 встречается с Левием
Матвеем.
В субботу в московских главах (гл.27) «Мессир! Суббота. Солнце склоняется.
Нам пора ,- говорит Азазелло Воланду». Похождения кота Бегемота и
Коровьева. Торгсин. (гл.29) Левий Матвей просит Воланда о судьбе Мастера.
Смерть Мастера и Маргариты. Посещение в больнице Бездомного.
Воскресенье. Этот день представлен в эпилоге: прощенный Понтий Пилат идёт
по лунной дороге с Иешуа.
7. Символы в романе.
1.Символика розы. Роза символ Христа и христианства. Для поколения
Булгакова роза ассоциировалась с учением Христа (А. Блок «12», Г. Сенкевич
«Камо грядеши»). В романе Мастер говорит: «Я розы люблю». Роза символ
любви Мастера и Маргариты и предвестница их гибели. Понтий Пилат розы
ненавидит (гл.2 «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового
масла…», «розовая струя», «розовый дух».)
2. Трость Воланда (гл. 1 «…под мышкой нес трость с черным набалдашником в
виде головы пуделя»)
3. Портсигар Воланда (гл.1«Он был громадных размеров, червонного золота, и
на крышке его … сверкнул синим и белым огнем бриллиантовый треугольник»)
4.Нож (его украл Левий Матвей- гл.1; нож появился в Торгсине –гл.28)
5. Глобус атрибут власти Воланда на земле, гл. 22: «… странный, как будто
живой и освещенный с одного бока солнцем.» Воланд: «Я вижу, что вас
интересует мой глобус». Маргарита: «О да, я никогда не видела такой вещицы»
6.Джаз-оркестр играет в Грибоедове и на балу Воланда.
7. Гроза – происходит в Ершалаиме и Москве.
8. Желтые цветы –мимозы (гл.13 «Она несла в руках отвратительные,
тревожные желтые цветы». «Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в
переулок и пошел по ее следам»)
9. Белая мантия, красный подбой – символы Понтия Пилатаэ
!0. Голова символ наказания за вранье (Гл.3 Отрезанная голова Берлиоза;
гл.12 Оторванная голова конферансье Бенгальского «…Голова моя, голова!
Отдайте мою голову!..»
11. Одиночество (в глазах Иешуа, Мастера, Маргариты, Воланда)
12. Стихи (Стихи Бездомного гл.13 Мастер: «Хороши ваши стихи, скажите
сами». Бездомный: «Чудовищны!» гл.6 Поэт Рюхин: «Да, стихи…Что же
принесут ему эти стихотворения? Славу? Какой вздор! Не обманывай –то хоть
сам себя. Никогда слава не придет к тому, кто сочиняет дурные стихи. Отчего
они дурны? …Не верю я ни во что из того, что пишу!..»
13. Огонь. Горит дом на Садовой, горит Торгсин, горит Грибоедов. Мастер:
«Гори, гори, прежняя жизнь». Маргарита: «Гори, страдание!» НО «Рукописи не
горят!»
14 Ласточка. Гл.2 «В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка…»
8. Мастер. Почему Мастер не заслужил света?
-Мастер бежит от реальной действительности, он не способен ей
сопротивляться.
- Мастер отказывается от романа, сжигает его.
- Вина Мастера в надломленности веры. Мастер не сумел следовать тем
принципам, которые утверждаются в его романе.
Он малодушен, отказался от борьбы за свет знания, за истину. Он отказывался
даже от любви Маргариты. (Гл.24 Мастер: «Но тебе опять советую оставь
меня. Ты пропадешь со мной». Гл.30 Мастер: «Но мне жалко тебя, Марго, …я
твержу об одном и том же. Опомнись! Зачем тебе ломать свою жизнь с больным
и нищим? Вернись к себе! Жалею тебя. Поэтому это и говорю». Маргарита:
«Ах, ты, ты маловерный, несчастный человек»).
И все же Мастер прожил жизнь творческую, скорбную, но достойную
ЧЕЛОВЕКА.
Покой это наказание или награда? Награда и оправдательный приговор «грех
искуплен при жизни». Мастер психически болен, поэтому не подлежит суду
справедливости, а нуждается в милосердии. Библия: «милосердие выше
справедливости».
9. Воланд
Классический образ сатаны. С его образом связана тема наказания, бессмертия
и воскрешения души. Он губит Берлиоза, барона Майгеля. Он и его свита
наказывает за пороки разных героев: Бездомного, Лиходеева, Варенуху,
Римского, Босого, буфетчика Сокова, Паплавского, Бенгальского и т.д. Он по
ведомству «справедливости». Он знал настоящую цену творческому подвигу
Мастера и раскаянию Пилата. Любовь, гордость, поистине королевское чувство
собственного достоинства Маргариты вызывают у него интерес, холодную
симпатию, уважение, признание. Неприкосновенен для него подвиг Иешуа.
За что так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист. За то, что он
подстраивается под новую власть, утверждает, что нет ни Бога, ни дьявола. За
то, что соблазняет неверием Бездомного.