Презентация "Художественное своеобразие рассказа Л.Н. Толстого «После бала». Основной художественный прием"

Подписи к слайдам:
Урок литературы в 8 классе по теме «Художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Основной художественный прием.
  • Учитель русского языка и литературы МОБУ «Староладожская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В.Ф.Голубева Бараусова Татьяна Геннадьевна
Лев Николаевич Толстой (2 урок) Рассказ «После бала» 1903 г.
  • Художественное
  • своеобразие
  • рассказа.
  • Основной
  • художественный
  • прием
Рассказ «После бала» 1903 г.
  • Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…
  • Л.Н.Толстой
  • «После бала»
Особенности композиции рассказа
  • Тип композиции – рассказ в рассказе
  • Внезапное начало
  • 2 главных события:
  • - бал у губернского предводителя
  • - сцена наказания солдата
Сопоставительный анализ
  • Характеристика
  • На балу
  • После бала
  • Чувства
  • Влюблен, веселый, бойкий, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, блажен, добр, бесконечно счастлив
  • Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет
Сопоставительный анализ
  • Характеристика
  • На балу
  • После бала
  • Эпитеты
  • Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, ласковый, радостный, блестящий.
  • Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твердый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный
Сопоставительный анализ
  • Характеристика
  • На балу
  • После бала
  • Цвет
  • Белый, розовый, румяный, серебряные, светло
  • Черное, красное, пестрое, белые
Сопоставительный анализ
  • Характеристики
  • На балу
  • После бала
  • Звуки
  • Мазурка, вальс, полька, кадриль
  • Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал
Сопоставительный анализ
  • Характеристики
  • На балу
  • После бала
  • Детали
  • Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, перышко от веера, «домодельные» сапоги полковника
  • Оттопыренная губа, замшевая перчатка
Поведение и внешность полковника
  • на балу
  • после бала
  • Полковник
  • ???
  • Наказываемый ???
Выводы из наблюдений
  • Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.
Что позволяет писателю выявить характеры героев, их психологическое состояние, обстановку, в которой они действуют, и раскрыть социальные противоречия русской действительности? Какой прием?
  • КОНТРАСТ
Контраст – резкая противоположность
  • Контраст может быть между словами, образами, персонажами, композиционными элементами и т. п. Контраст является выразительным приемом, способом оказывать эмоциональное воздействие на читателя.
  • Контрастный – составляющий контраст, совершенно противоположный.
Антитеза
  • противопоставление характеров,
  • обстоятельств, образов, композиционных
  • элементов, создающее эффект резкого
  • контраста.
  • Шире: сопоставление противоположных понятий,
  • состояний, любых элементов литературного произведения.
  • Встречаются антитезы:
  • персонажные (в персонажной организации),
  • сюжетные (в сюжетном построении),
  • композиционные;
  • Для выражения антитезы часто используют антонимы —
  • противоположные по смыслу слова («Черное и белое», «Война и мир», «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий» и др.).
Рассказ «После бала» 1903 г.
  • Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра…
  • Л.Н.Толстой
  • «После бала»
Тест по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»   1.Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? а) последовательность излагаемых событий; б) цикличность излагаемых событий; в) контраст;
  • 2. Каков тип композиции рассказа?
  • а) рассказ в рассказе;
  • б) повествование от первого лица;
  • в) последовательное авторское изложение событий.
3.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала? а) отчуждение; б) возмущение; в) восторг; г) пренебрежение.
  • 4. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
  • а) замшевая перчатка;
  • б) белые усы и бакенбарды;
  • в) блестящие глаза и радостная улыбка;
  • г) «домодельные» сапоги.
5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата? а) антитеза; б) подбор эпитетов; в) прямая авторская оценка; г) цветопись; д) звукопись; е) описание героя.  
  • 6. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
  • а) важность судьбы героя после бала;
  • б) особое значение сцены расправы с солдатом;
  • в) важность утра, следующего за балом.
Ответы
  • 1-в, 2-а, 3-в, 4-г,
  • 5-а,б,г,д,е, 6-б.
Домашнее задание
  • 1.Ответить на 3 тестовых вопроса (всем)
  • 2.(на выбор)
  • Составить тест по рассказу «После бала»
  • Подготовить связный рассказ «Полковник на балу и после бала. Как объяснить перемены в нем?»
  • Написать сочинение-миниатюру «Почему любовь к Вареньке «сошла на нет?» или «Почему Иван Васильевич нигде не служил?»