Итоговая работа по творчеству М.Ю. Лермонтова (с ответами)

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСТВУ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Ц е л ь : выявить усвоение темы.
Х о д у р о к а
I. Чтение и анализ 1–2 сочинений (сильных учеников), с комментарием
степени раскрытия темы и речевой грамотности.
II. Тестовая работа.
Задание 1.
Михаил Юрьевич Лермонтов жил:
1. В 1814–1841 гг.
2. В 1824–1849 гг.
3. В 1812–1837 гг.
Задание 2.
Определите мотивы (темы) лирики М. Ю. Лермонтова по группам
названий стихотворений:
1. «Письмо», «Чаша жизни», «Монолог», «Ангел», «К***».
2. «Монолог», «Кладбище», «Исповедь», «Смерть», «Земля и небо».
3. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Журналист, читатель и писатель»,
«Пророк».
4. «Новгород», «Жалобы турка», «Парус», «Желание», «Прощай, немытая
Россия…», «Кинжал».
5. «Родина», «Бородино», «Прощай, немытая Россия…».
6. «И скучно и грустно…», «Утес», «На севере диком», «Узник», «Сосед»,
«Соседка», «Пленный рыцарь».
7. «Я к вам пишу», «Кавказ».
тема поэта и поэзии
любовная лирика
мотив богоборчества
тема родины
тема природы
философская лирика
вольнолюбивая лирика
Задание 3.
Определите размер стихосложения:
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять он станет
Лучом небесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И, дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
1. Ямб.
2. Хорей.
3. Дактиль.
4. Амфибрахий.
5. Анапест.
Задание 4.
Укажите количество стоп в стихе: «Сижу за решеткой в темнице сырой...»
1. 2 стопы.
2. 3 стопы.
Задание 5.
Определите период творчества поэта, к которому относятся указанные
стихотворения и поэмы Лермонтова:
1. «Мцыри», «Демон», «Что толку жить…».
2. «Молитва», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание».
романтический
реалистический
Задание 6.
Найдите метафоры и сравнения в приведенных строках:
1. «В пространстве брошенных светил…»
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»
метафора
сравнение
Задание 7.
Гипербола – это:
1. Один из тропов, заключающийся в намеренном неправдоподобии,
художественном преуменьшении, эмоционально воздействующем на
читателя.
2. Такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при
котором они наделяются свойствами живых существ.
3. Один из тропов: художественное преувеличение, усиливающее какие-
либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующее на
читателя.
Задание 8.
Подчеркните гиперболы, использованные в тексте:
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов моих земных.
Я царь познанья и свободы.
Я враг небес.
Я зло природы.
И, видишь, – я у ног твоих!
Тебе принес я в умиленьи
Молитву тихую любви,
Земное первое мученье
И слезы первые мои.
Задание 9.
По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их
названия:
1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному
познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения»,
«история души» главного героя – могучей личности с нереализованными
возможностями.
2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация
борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе,
утверждение любви к родине.
3. Защита чести, прав и достоинства человека, призыв к свободе,
столкновение двух противоборствующих сил.
«Песня про купца Калашникова...».
«Мцыри».
«Демон».
Задание 10.
К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит
роман «Герой нашего времени»?
1. Романтизм.
2. Критический реализм.
3. Сентиментализм.
4. Просветительский реализм.
5. Классицизм.
Задание 11.
Тема художественного произведения – это:
1. Характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и
определенным образом преображенные в системе данного художественного
мира.
2. Основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их
художественной последовательности, предусмотренной композицией данного
произведения.
3. Главная обобщающая мысль литературного произведения, основная
проблема, поставленная в нем писателем.
Задание 12.
Определите идею романа «Герой нашего времени»:
1. Изображение социально-типической личности дворянского круга после
поражения восстания декабристов, анализ современного общества и
психологии.
2. Осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее
социальной среды.
Задание 13.
О ком сказано: «Ни в чем не видит для себя закона, кроме самого себя»?
1. О Печорине.
2. Онегине.
3. Докторе Вернере.
4. Грушницком.
Задание 14.
В чем трагедия Печорина?
1. В конфликте его с окружающими.
2. В неудовлетворенности окружающей действительностью и в
свойственном ему индивидуализме и скептицизме. В ясном понимании им
своей противоречивости, пропасти «между глубокостию натуры и жалкостию
действий» (В. Г. Белинский).
3. В безразличии ко всему, что его окружает: людям, событиям.
4. В эгоистичности.
Задание 15.
Определите, кому принадлежат приведенные характеристики:
1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный,
здравомыслящий, «честная душа и золотое сердце», мужественный и
скромный до самоуничижения, смиренный, верноподданный.
2. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному
добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливо-
самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.
3. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению,
критический и сатирический ум. Высокая благородная душа, человек большой
культуры, скептик и пессимист, честный и прямой, человечный.
4. Непосредственная, стихийно-страстная, жертвенно любящая.
5. Умная, начитанная, благородная, нравственно чистая.
Грушницкий.
княжна Мери.
Максим Максимыч.
доктор Вернер.
Бэла.
Задание 16.
О ком из героев романа идет рассказ?
«Славный был малый, смею вас уверить, только немного странен. Ведь,
например, в дождик, в холод целый день на охоте, все иззябнут, устанут а
ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что
простудился, ставня стукнет, он вздрогнет и побледнеет, а при мне ходил на
кабана один на один. Бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж
иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь от смеха... Да-с, с
большими был странностями...»
1. Грушницкий.
2. Печорин.
3. Максим Максимыч.
4. Доктор Вернер.
Задание 17.
Чтобы подчеркнуть идейную сущность романа, повысить его
напряженность, усилить впечатление странности, противоречивости и
трагичности характера героя и показать ярче загубленные возможности его
редкой натуры, хронология событий романа нарушена. Восстановите
хронологическую последовательность событий в «Герое нашего времени».
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. Предисловие к журналу Печорина.
4. «Тамань».
5. Окончание журнала Печорина.
6. «Княжна Мери».
7. «Фаталист».
Задание 18.
Определите, чей это портрет.
«...Был человек замечательный по многим причинам. Он был скептик и
материалист... а вместе с этим поэт, и не на шутку, поэт на деле всегда и
часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все
живые струны сердца человеческого... Он был мал ростом, и худ, и слаб, как
ребенок... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались
проникнуть в ваши мысли. В его одежде были вкус и опрятность, его
худощавые маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его
сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета».
1. Грушницкий.
2. Печорин.
3. Вернер.
4. Максим Максимыч.
Задание 19.
Психологичность пейзажа в романе предваряет состояние героев,
события, их итог. Какому событию предшествует данный пейзаж?
«...Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как
бесчисленное стадо, и Эльбрус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь
льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака,
набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова
чуть-чуть у меня не закружилась: там внизу казалось темно и холодно, как в
гробе; мшистые зубцы скал, сброшенных грозою и временем, ожидали своей
добычи».
1. Дуэль Печорина и Грушницкого.
2. Похищение Карагеза.
3. Гибель Бэлы.
4. Выстрел Вулича.
Задание 20.
По характерным признакам определите, к какому жанру относится
произведение М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:
1. В русской средневековой литературе так называлось любое произведение,
рассказывающее о каком-либо событии.
2. Короткий динамичный рассказ с острым сюжетом и неожиданной
концовкой.
3. Жанр эпоса, в котором основной проблемой является проблема личности
и который стремится с наибольшей полнотой изобразить все многообразные
связи человека с окружающей его действительностью, всю сложность мира и
человека.
Задание 21.
Печорина звали:
1. Максим Максимыч.
2. Григорий Александрович.
3. Сергей Александрович.
4. Александр Григорьевич.
Ответы к тесту
зада-
ния
Ответ
1
1
2
1 любовная лирика
2 мотив богоборчества
3 тема поэта и поэзии
4 вольнолюбивая лирика
5 тема родины
6 философская лирика
7 тема природы
3
1
4
2
5
1 романтический
2 реалистический
6
1 метафора
2 сравнение
7
3
8
задани
я
Ответ
9
1 «Демон»
2 «Мцыри»
3 «Песня про купца
Калашникова…»
10
2
11
3
12
1
13
1
14
2
15
1 Максим Максимыч
2 Грушницкий
3 Вернер
4 Бэла
5 княжна Мери
16
2
17
4 «Тамань»
6 «Княжна Мери»
7 «Фаталист»
1 «Бэла»
2 «Максим Максимыч»
3, 5 журнал Печорина
18
3
19
1
20
3
21
2
III. Итог урока.
Г. М. Фридлендер пишет: «Печорин одновременно актер и режиссер своей
жизненной драмы; попадая в новые обстоятельства, он каждый раз ставит
новую пьесу, в которой сам же герой играет главную роль. Каждая новелла
является очередной такой "пьесой", поставленной и разыгранной самим
героем».
Какая из поставленных и сыгранных Печориным «пьес» ему больше всего
удалась? В какой из ролей он показывает свое истинное лицо?
Домашнее задание:
1) повторить биографию Гоголя по учебнику;
2) индивидуальное задание: сообщение «Интересно о Гоголе»