Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо"

Литературно-музыкальная композиция
«У войны не женское лицо»
Подготовили воспитатели ФГБОУ «МЦО «Интердом» им. Е. Д. Стасовой»
Шалашова О.Н., Пашина Е.А.
Пояснительная записка
Актуальность: В последние годы происходит постепенное возвращение к естественному
балансу в вопросах воспитания патриотизма, и это находит отражение, в первую очередь,
в стандартах (ФГОС) второго поколения. В них уделяется огромное внимание
воспитательным задачам и особенно патриотическому воспитанию.
75 лет отделяет нас от Победы над фашизмом, от кровопролитной и разрушительной
Великой Отечественной войны. Фронтовиков, ветеранов трудового фронта с каждым
годом становиться меньше.
Советский писатель, автор книги «Брестская крепость», Сергей Смирнов писал: « Имеем
ли мы право забывать, что стоили нам мир и свобода? Разве не было бы такое забвение
предательством перед памятью павших воинов, перед горем безутешных матерей,
одиноких вдов, осиротевших детей? Этого нельзя забывать во имя нашей упорной борьбы
за мир, которая немыслима без горькой памяти о бедствиях минувшей войны».
Сегодня Россия в очередной раз на передовой в борьбе за мир, за право народов
свободно определять свою судьбу. Процессы, происходящие в современном мире,
придают особую значимость возрождению в российском обществе гражданственности и
патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Современные образовательные программы школьных курсов истории, литературы,
обществознания, других предметов, внеклассная работа содержат колоссальный
потенциал в реализации целей и задач патриотического воспитания детей школьного
возраста.
Особым потенциалом обладает тема героического прошлого нашего народа,
бессмертного подвига в Великой Отечественной войне. Важно не допустить искажение
фактов Великой Отечественной войны и умаления значимости Победы, оплаченной 27
миллионами жизней советских людей.
Цели:
Развивающие:
- развитие интереса к историческому прошлому России, литературе и музыке;
формирование положительного отношения, уважения к людям старшего поколения;
- сплочение коллектива старшеклассников.
Познавательная:
- расширить знания учащихся о Великой отечественной войне; изучить историю участия
советских женщин в событиях 1941-1945гг
- изучить стихи, музыку военных лет, современных авторов.
Воспитательная:
- воспитание любви к Родине, её героическому прошлому, уважения к ратному и
трудовому подвигу;
- воспитание высоконравственного гражданина на основе общечеловеческих
нравственных ценностей, негативного отношения к войне, как явлению
- развитие творческих способностей, эстетического вкуса, способности к самовыражению;
Задачами мероприятия являются:
- закрепить и расширить представление учащихся о ратном подвиге
- укрепить в сознании участников мероприятия значимость Великой Победы советского
народа.
- закрепить и расширить у учащихся любовь к героическому прошлому своей семьи,
народа, любви к Родине.
- расширить знания о Великой Отечественной войне.
- возрождение и популяризация военно-патриотической песни, как важного инструмента
воспитательной работы.
- создать условия и научить передавать собственные чувства, развивать умение, понимать
чувство других.
ХОД МЕОПРИЯТИЯ:
Ведущий 1: Добрый день, дорогие гости!
Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые учителя и учащиеся нашей школы!
Ведущий 1: В этом году нам предстоит отметить по-настоящему великий праздник, ведь 9
Мая вся страна отмечает 75-летие со Дня Победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий 2: А это означает, что наступает праздник мира, добра, весны и, конечно же,
великой памяти!
Вед. 1: Недаром кто-то сказал: «Мы живы, пока мы помним…». А мы с вами помним!
Вед.2: Война. Это слово женского рода. Но так уже случилось, что все наши представления
о войне и память о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины.
Вед. 1: У войны – не женское лицо»
Мы так назвали свою литературно-музыкальную композицию. Так ли это? У войны не
женское лицо?
Вед. 2: Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие».
Есть и другие слова – «сестра», «жена», «друг», «любимая» и самое высокое – «мать».
Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они не совместимы: женщина
и война!!!
Нет! У войны не женское лицо.
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Имеет женщина над миром свою власть –
Любви томление, огненную страсть.
И женщины удел – хранить очаг.
Продленье жизни – в бесконечность шаг.
Мужчину ждать домой; переносить нужду.
Руками нежными предотвращать беду.
И в чистоте блюсти родимое крыльцо,
Растить детей в традициях отцов.
Нет! У войны не женское лицо...
Выходят чтецы:
1 Чтец: В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь!
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь!
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть!
2 Чтец:
В мир приходит женщина,
Чтоб детей растить!
В мир приходит женщина,
Чтоб цветам расти!
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти!
Ведущий: Женщинам грозных 40-х годов довелось спасать мир. Они, защищая Родину,
шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали
и сеяли.
(Звучит отрывок из песни "Священная война")
Кадр из фильма «Летят журавли» (Прощание)
Чтение стихотворения М. Исаковского «Русской женщине»:
…Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все — без конца и без счета —
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
За все ты бралася без страха.
И, как в поговорке какой,
Была ты и пряхой и ткахой,
Умела — иглой и пилой.
Рубила, возила, копала —
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живешь.
Бойцы твои письма читали,
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин, идущий на битву
И встретить готовый ее,
Как клятву, шептал, как молитву,
Далекое имя твое…
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Читают мальчики:
Константин Симонов «Жди меня и я вернусь».
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущий: За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тыс.
женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не
участвовало в войне. Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 1941-м? Как
воевали, что пережили?
(Звучит музыка) (танго «Рио –Рита»)
На слова Г. Шпаликова «Рио –Рита, Рио –Рита»
Городок провинциальный,
Летняя жара.
На площадке танцевальной
Музыка с утра.
Рио-рита, рио-рита -
Вертится фокстрот.
На площадке танцевальной
Сорок первый год.
Ведущий: В один день мир разделился для них на прошлое - то, что было ещё вчера:
последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о
будущем… И войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего,
необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался
простым, как дыхание.
Девушка 1: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а
нам говорят: " Подрастите девочки, вам ещё рано на фронт…" Нам по 16-ть лет было. Но я
добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда
нас повезут. Увидела, как мы шли уже к составу, передала мне какую-то еду и упала в
обморок.
Девушка 2: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит.
Подходит ко мне: "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может,
вернёшься к маме, подрастёшь?" А мамы у меня уже не было…
Девушка 3: Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я
побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё
положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.
Девушка 4: А я взяла с собой любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на
каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.
Ведущий: У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна - защищать Родину!
Девушка 1: Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-ый год.
Я пошла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать",
Потому, что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать.
Из кинофильма «А зори здесь тихие» (Речь старшины Васькова)
Инсценированное чтение стихотворения Юлии Друниной «Зинка»
(Шумовые эффекты боевых действий)
1
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.
- Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня - лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет...
Знаешь, Юлька, я - против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: "Выступать вперед!"
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
2
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
...Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав...
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.
3
- Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
...Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!
Ведущий: Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными
солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко
давалась им солдатская наука.
Девушка 2: Стоим как-то мы с подругой на посту. А в уставе говорится, что если кто идёт,
надо останавливать словами: "Стой, кто идёт?" Подруга моя увидела командира полка и
кричит: "Стойте, кто идёт? Вы меня извините, но я буду стрелять!"
Девушка 3: А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически:
перевязала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: "Танк, танк!" - и
увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не
чувствуя боли… А потом надо мной смеялся весь батальон, потому, что оказалось, что я
убегала не от фашистского танка, а от нашего.
Девушка 4: А я, когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз
полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом
ничего, привыкла. Через 10-ть дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама и
перевязалась.
Ведущий: Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не
видеть человеку, тем более, женщине.
Девушка 4: Самое невыносимое для меня были ампутации… Часто такие высокие делали,
что отрежут ногу, и я её еле держу, несу, чтобы положить в таз, несу, как ребёнка.
Чтение стихотворения Ю.Друниной «Только что пришла с передовой…»
Только что пришла с передовой
Мокрая, замёрзшая и злая,
А в землянке нету никого,
И, конечно, печка затухает.
Так устала — руки не поднять,
Не до дров, — согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя.
Мне навстречу — те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: «Молодец, сестра!» —
Крикнут мне товарищи в награду.
Да ещё сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
Старшина, родная! Как я рад,
Что опять осталась ты живою!
Девушка 5: Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст хрящей,
костей человеческих, со всех сторон режут, колют, душат, убивают - и всё на моих глазах.
Девушка 1: Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву, и сотни раз - во сне,
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ведущий: В экстремальных условиях женщина, это хрупкое эмоциональное создание,
оказывалось сильнее мужчины, выносливее. Дальний поход - 30-40 км… Лошади падают,
мужчины падают, а женщина , превозмогая усталость, идет, выносит раненых с поля боя
под свистящими пулями.
(Звучит отрывок из песни "Дороги")
Ведущий: Какой бы ужасающей не была действительность, но и на войне женщина
остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в
консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки
окружающих.
Девушка 2: Однажды после боя я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала
букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и
вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал
ругать: "Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…" Ему было странно, как в
такой обстановке можно о цветах думать.
Девушка 3: А у нас командир понимающий был, берёг нас, заботился. Под Москвой -
отступление, самое страшное время, а он нам говорит: "Девушки, Москва рядом. Я
привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтоб вы были
красивыми…" - и, представляете, привёз какую-то парикмахершу. Мы сделали завивки,
покрасились. И такие счастливые в бой пошли…
Ведущий: Удивительно, но многие из них писали стихи на фронте. Они и теперь
старательно хранятся в семейных архивах - неумелые, трогательные, но полные
искреннего чувства строки.
Девушка 4: Нет ничего прекраснее на свете -
А было всяко в жизни у меня, -
Чем заслонить товарища от смерти,
И вынести его из-под огня.
Ведущий: Нам, привыкшим к удобствам сегодняшней жизни, трудно представить
обстановку, в которой они жили. И жили не месяц, не два, а годами. Мы не можем понять
всей тяжести физических и душевных перегрузок, обрушившихся на них, опасности,
которой они подвергались ежедневно. Трудно понять, какой ценой им удавалось
сохранить женские привычки.
Девушка 5: В одном немецком посёлке нас разместили на ночь в жилом замке. Много
комнат, целые залы, такие огромные залы! В шкафах полно красивой одежды. Девочки -
каждая платье себе выбрала, и давай мерить, наряжаться. А уже спать надо ложиться, все
устали страшно. Мы надели эти платья и легли спать. Утром встали, сняли всё, надели
опять свои гимнастёрки, брюки. Ничего с собой не взяли: не положено. Ложку за
голенище воткнёшь, и всё…
Девушка 1: А мы однажды нашли заброшенную шляпную мастерскую. Выбрали каждая
по шляпке, и, чтобы побыть в них хотя бы немного, спали всю ночь сидя.
Ведущий: И радовались шляпкам тем девчата
В шинелях и тяжёлых сапогах.
Они, поправ достоинство солдата,
Вертели шляпки лёгкие в руках.
И в зеркала разбитые смотрелись,
И так легко смеялись зеркала!
И этой вечной женственности прелесть
В те дни неповторимою была.
Ведущий: Такие дни, в которые устанавливалось затишье между боями, на войне были
редкими. Гораздо чаще случалось так, что девушкам приходилось рисковать своей
жизнью, даже погибать в неравном бою, защищая свою Родину, своих близких.
Кадр из фильма «А зори здесь тихие» (Последний бой Жени Комельковой)
(Начинает звучать музыкальная тема "Журавли". Чтецы выходят на сцену,
выстраиваются в ряд, начинают говорить на фоне музыки).
Девушка 1: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом чисты,
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мёртвых расцвели голубые цветы.
Девушка 2: Расцвели и опали… Проходит четвёртая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят,
Мы не знали любви, не изведали счастья ремёсел,
Нам досталась на долю нелёгкая участь солдат.
Девушка 3: Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймёт эту правду - она к нам в окопы и в щели,
Приходила поспорить ворчливым охрипшим баском.
Девушка 4: Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат,
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат.
Девушка 5: Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты,
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
Ведущий: Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига,
что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в
благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых шагах
детей по той земле, которую они отстояли.
Чтение стихотворения Ю.Друниной :
В сапогах в кровь мозоли, портянки.
За спиной фронтовой вещмешок.
Пролетают вагоны, стоянки,
Поезд мчится домой, на восток!
За окном зеленеют станицы,
Белой пеной повсюду весна.
Бой вчерашний под утро приснился.
Радость в сердце: Победа! Жива!...
От бомбежек, обстрелов оглохшая
Непосильную ношу несла.
Верю :будет теперь все хорошее,
Ведь не зря же судьба сберегла…
В 2: А мы с вами запечатлим память о женщинах военных лет, создав стенгазету «У войны
не женское лицо», чтобы все учащиеся нашей школы познакомились с такой героической
страницей
нашей истории, как женщины в годы Великой Отечественной войны.
Презентация «женщина и война»