Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов XX века
Октябрь 1917 года
- монументально героический, односторонне политизированный: «революция – праздник трудящихся и угнетенных»;
- «окаянные дни», «глухие годы», «роковое бремя».
- Мучительный вопрос : «Принимать или не принимать революцию?» - стоял для многих людей того времени. Каждый отвечал на него по-своему.
Рыдай , огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, -
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Андрей Белый
Трагические, антиромантичные
художественные документы
- «Окаянные дни» (1918-1920) И.А. Бунина,
- «Несвоевременные мысли» (1917-1918) М. Горького,
- «Стихи о терроре» (1920) М. Волошина,
- «Апокалипсис нашего времени» (1917— 1918) В.В. Розанова,
- «Слово о погибели русской земли» (1917) и «Заповедное слово русскому народу» (1918) A.M. Ремизова.
Диктатором в сфере идеологии стал Л.Д. Троцкий, создавший книгу «Революция и литература» (1923), серию статей об «октябрьской» и «внеоктябрьской» литературе и т.п.
Утверждал: время раскололо русскую литературу на две половины - «мертвую» и «живую». Кто хочет уцелеть - примкнет к живой половине!
Леонид Андреев
Леонид Андреев, совершенно потерявший всякую ориентацию в событиях, написал в 1919 году примечательное письмо-жалобу Н.К. Рериху:
«Все мои несчастья сводятся к одному - нет дома. Нет России, нет и творчества. Так жутко мне без моего царства, и словно потерял я всякую защиту от мира. И некуда прятаться ни от осенних ночей, ни от печали, ни от болезни. Изгнанник трижды - из дома, из России и из творчества, я страшнее всего ощущаю для себя потерю последнего, испытываю тоску по беллетристике, подобную тоске по родине».
«...С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историею железный занавес.
«...С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русской Историею железный занавес.
Представление окончилось. Публика встала.
Пора одевать шубы и возвращаться домой. Оглянулись.
Но ни шуб, ни домов не оказалось»
В.В. Розанов «Апокалипсис нашего времени» (1917-1918)
И.А.Бунин
«Окаянные дни» (1918-1920)
- это история сопротивления души измельчанию, угасанию духа. Автор не просто негодует, он мучительно ищет истоки общего поражения культуры, литературы, забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за Россию.
В особенности поражен был Бунин, как и многие писатели 20-х годов, грязью рынков, вокзалов и таким следствием «окаянных дней», как толпы, хищные стаи беспризорников, сирот, ночевавших в старых вагонах, кочегарках, асфальтовых чанах.
«Несвоевременные мысли» М. Горького
- Это диалог писателя с новой властью, с В.И. Лениным и Л.Д. Троцким по поводу культуры, но без всяких попыток узнать мнение самого народа, увидеть этот реальный народ.
Это серия статей, печатавшихся в 1917-1918 годах в литературной газете «Новая жизнь», с подзаголовком «Заметки о революции и культуре».
«…Владимир Ленин вводит в России социалистический строй по методу Нечаева - «на всех парах через болото»... И Ленин, и Троцкий, и все другие, кто сопровождает их к гибели... убеждены, что «правом на бесчестье всего легче русского человека за собой увлечь можно»;
«…Я знаю, - сумасшедшим догматикам безразлично будущее народа, они смотрят на него как на материал для социальных опытов»;
«…Где слишком много политики, там нет места культуре, а если политика насквозь пропитана страхом перед массой и лестью ей - как страдает этим политика советской власти - тут уже, пожалуй, совершенно бесполезно говорить о совести»…
Основные литературные направления и течения 20-ых годов
- Новый расцвет романтизма;
- Реализм
- Модернистские течения (экспрессионизм, импрессионизм, сюрреализм и др.)
- Взаимопроникновение разных художественных тенденций, возникновение «пролетарских» художественных систем.
Поэзия 20-х гг.
Пролетарская поэзия
Романтическая поэзия.
Культурологическая поэзия (наследники серебряного века)
Поэзия с философской ориентацией. В.Хлебников, Н.Заболоцкий
«Новокрестьянская» поэзия
Пролетарская поэзия
Особенности:
- Традиционный герой – герой «мы» (массовый герой), человек труда – преобразователь мира
- Темы: защита революции, построение нового мира, созидательный труд, гимн труду
- Жанры – гимн, марш, лозунг, баллада
- Средства – гиперболизация, библейская символика как выражение могущества пролетариата планетарность и космизм, интернационалистский пафос
- Максимальная абстрактность.
Представители: В.Князев, И. Садофьев, В.Гастев, А. Маширов, Ф.Шкулев, В.Кириллов.
Мы, несметные, грозные Легионы
Мы, несметные, грозные Легионы
Труда-
Мы победили пространства морей,
океанов и суши,
Светом искусственных солнц мы
зажгли города,
Пожаром восстаний горят наши
гордые души.
Мы во власти мятежного , страстного
хмеля,
Пусть кричат нам: «Вы палачи
красоты..»
Во имя нашего Завтра – сожжем
Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства
цветы.
В.Кириллов «Мы».
Василий Казин
Василий Казин
РУБАНОК
Живей, рубанок, шибче шаркай,
Шушукай, пой за верстаком,
Чеши тесину сталью жаркой,
Стальным и жарким гребешком.
Ой, вейтесь, осыпайтесь на пол
Вы, кудри русые, с доски!
Ах, вас не мед ли где закапал:
Как вы душисты, как сладки!
1920
В.Казин
РАБОЧИЙ МАЙ
Стучу, стучу я молотком,
Верчу, верчу трубу на ломе,-
И отговаривается гром
И в воздухе, и в каждом доме.
Кусаю ножницами я
Железа жесткую краюшку,
И ловит подо мной струя
За стружкою другую стружку.
А на дворе-то после стуж
Такая же кипит починка.
Ой, сколько, сколько майских луж –
Обрезков голубого цинка!
Как громко по трубе капель
Постукивает молоточком,
Какая звончатая трель
Гремит по ведрам и по бочкам!
1919
«Новокрестьянская» поэзия
Н.Клюев, С.Есенин, С.Клычков, П.Орешин, А.Ширяевич.
Цель: восстановление крестьянской идиллии.
Темы: судьба русской деревни, «избяной космос»
Опора на традиции народно-поэтической культуры.
Октябрь – путь к национальному возрождению России, восстановление единства человека с миром природы.
Из подвалов, из темных углов
Николай Клюев
Из подвалов, из темных углов,
От машин и печей огнеглазых
Мы восстали могучей громов,
Чтоб увидеть всё небо в алмазах,
Уловить серафимов хвалы,
Причаститься из Спасовой чаши!
Наши юноши — в тучах орлы,
Звезд задумчивей девушки наши.
Город-дьявол копытами бил,
Устрашая нас каменным зевом.
У страдальческих теплых могил
Обручились мы с пламенным гневом.
Гнев повел нас на тюрьмы, дворцы,
Где на правду оковы ковались...
Не забыть, как с детями отцы
И с невестою милый прощались…
Мостовые расскажут о нас,
Камни знают кровавые были...
В золотой, победительный час
Мы сраженных орлов схоронили.
Поле Марсово — красный курган,
Храм победы и крови невинной...
На державу лазоревых стран
Мы помазаны кровью орлиной.
Петр Орешин
Осень
Белым березовым звоном
Падает мудрый голос.
Льнет к голубым иконам
В поле усатый колос.
Сходит вечерним светом
С плеч кровяных сермяга.
Песням, дулейкой напетым,
Внемлет певцов ватага.
Голосом красного грома
Радость подходит ближе.
Колосу зреть золотому
Любо на пашнях рыжих.
Песен неслыханных кольца
Нижет на пальцы ветер.
Много за сельской околицей
Нищих я в поле встретил.
Очи — пустые бреши,
Сердце — без снов и веры.
Высыпал щедро на плеши
Им я зерна три меры.
Рожь перекошена к часу,
Вытекло слез немало.
Яблоком в бороду Спасу
Осень моя упала.
1918
Молодые романтики Октября
Безоговорочно приняли революцию. Юность прошла на фронтах гражданской войны.
Искренне верили в идеалы революции: Свободу, Равенство, Братство.
Романтическое восприятие событий революции и гражданской войны.
Н.Тихонов, Э.Багрицкий, М.Светлов
Николай Тихонов
«Его увлекают сильные люди, героизм. Активность – как раз все то, что совершенно необходимо России и что старая литература не воспитывала в русском народе» (М.Горький)
Возродил жанр баллады.
Мужество, воля, верность долгу – главная тема баллад Тихонова.
Мотивы самопожертвования во имя общего дела.
Н.Тихонов
БАЛЛАДА О ГВОЗДЯХ
Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стер с лица.
"Команда, во фронт! Офицеры, вперед!"
Сухими шагами командир идет.
И слова равняются в полный рост:
"С якоря в восемь. Курс - ост.
У кого жена, брат –
Пишите, мы не придем назад.
Зато будет знатный кегельбан".
И старший в ответ: "Есть, капитан! "
А самый дерзкий и молодой
Смотрел на солнце над водой.
"Не все ли равно,- сказал он,- где?
Еще спокойней лежать в воде".
Адмиральским ушам простукал рассвет:
"Приказ исполнен. Спасенных нет".
Гвозди б делать из этих людей:
Крепче б не было в мире гвоздей.
Между 1919 и 1922
Э.Багрицкий
Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.
Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.
Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.
Возникай содружество
Ворона с бойцом,-
Укрепляйся мужество
Сталью и свинцом.
Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла…
Михаил Светлов
«Гренада»
Наследники серебряного века
Б.Пастернак, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Цветаева, М.Волошин
Критерии оценки действительности носят общечеловеческий характер:
О.Мандельштам: «тоска по мировой культуре»;
Б.Пастернак: абсолютная ценность жизни как таковой;
А.Ахматова: смерть и любовь;
М.Волошин: история России и цивилизации …
Максимилиан Волошин
(1877-1932)
Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные темной волей
И горьким дымом городов.
Другие - из рядов военных,
Дворянских разоренных гнезд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.
В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров,
И жив степной, разгульный дух
И Разиных, и Кудеяров.
В других - лишенных всех корней –
Тлетворный дух столицы Невской:
Толстой и Чехов, Достоевский –
Надрыв и смута наших дней…
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
"Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами".
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
21 ноября 1919 Коктебель
Литературные направления
и группировки 20-х годов
Сравнительная таблица
Объединение
|
Представители
|
Особенности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Скифы.
В преддверии Октября и годы революции символисты, и прежде всего А.Блок примкнули к известной группе "Скифы" (1917-1918), возглавляемой Р.Ивановым-Разумником. Это были писатели разных школ и направлений (кроме А.Белого и А.Блока в группу входили С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин, А.Чапыгин, О.Форш; в сборниках также печатались А.Ремизов, Е.Замятин, М.Пришвин).
"Цех поэтов"
Акмеисты, в свое время объединившиеся в группу "Цех поэтов" (1911-1914) после Октября возобновляют активную организационную деятельность. Истинным вождем, душой этого направления был Н.Гумилев - поэт, прозаик, драматург, критик, солдат и путешественник.
«Центрифуга"
Но "ко двору" революционной власти, несомненно, пришлись футуристы. "Центрифуга", куда входили Б.Пастернак, Н.Асеев, существовала и в первые годы советской власти.
Большинство футуристов, прежде всего кубофутуристы, считая себя "новыми людьми новой жизни", восторженно приняли Октябрь, мечтали о мировой революции (хотя Д.Бурлюк оказался в эмиграции). "Председателем Земного шара" объявил себя В. Хлебников. Маяковский, по его же собственному признанию, "Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось". И как заметил В.Ходасевич, "для большевиков... он оказался истинной находкой", его группа оказалась первой, на которую "было обращено покровительство власти".
ЛЕФ
(Левый фронт искусства)
- В конце 1922 г. образовалась группа ЛЕФ), куда входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. К ЛЕФу были близки кинорежиссеры - С.Эйзенштейн, Д.Вертов.
- Лефовцы выдвинули теорию "социального заказа", идею "производственного" искусства. Эта группа афишировала себя как "гегемона" революционной литературы и нетерпимо относилась к другим группам.
- В 1928 г. Маяковский вышел из ЛЕФа, но не порвал с ним связи, пытаясь летом 1929 г. преобразовать ЛЕФ в РЕФ (революционный фронт искусства). Но после окрика "Правды" 4 декабря 1929 г. и вступления Маяковского в ассоциацию пролетарских писателей РЕФ прекратил свое существование.
Имажинизм.
- В январе 1919 г. С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др. выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму литературного направления - имажинизма. В группу входили Р.Ивнев, И.Грузинов; будущий известный кинодраматург Н.Эрдман и др.
- "Штаб-квартирой" имажинистов было кафе "Стойло Пегаса"; сборники выходили в издательстве "Имажинисты".
- Имажинисты провозглашали "победу образа над смыслом": imagо (лат.) - образ. Отвергая представления о целостности, завершенности художественного произведения, имажинисты считали, что из стиха без ущерба можно изъять одно слово-образ или вставить еще десять. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но насыщалось словесными образами, которые подчас трактовались в духе раннего футуризма.
- В.Шершеневич в книге "2х2=5" писал: "Слово вверх ногами: вот самое естественное положение слова, из которого должен родиться образ..."
Конструктивизм.
- В 1923 г. К.Л.Зелинским, И.Л. Сельвинским, А.Н.Чичериным было провозглашено преимущественно авангардное течение с установкой на поэтический эксперимент - "конструктивизм", к которому примыкали В.А.Луговской, В.М.Инбер, Э.Г.Багрицкий и др.
- В 1930 г. "Конструктивизм" как группа, не отвечающая духу времени, самораспустился.
Серапионовы братья.
- В начале февраля 1921 г. несколько молодых писателей при Петербургском Доме Искусств - образовали группу "Серапионовы братья" (по названию кружка друзей в одноименном романе Э.Гофмана). В нее вошли Вс. Иванов, К.Федин, Н.Тихонов, М.Зощенко, В.Каверин, Н.Никитин, М.Слонимский. Атмосфера была дружественной.
- М.Горький писал в августе 1922г.:"Она (группа ) для меня самое значительное и самое радостное в современной России. На мой взгляд - и я уверен, что не преувеличиваю, - вы начинаете какую-то новую полосу в развитии литературы русской".
- Серапионовы братья" демонстрировали плюрализм художественных тенденций
Перевал.
- В конце 1923г. вокруг редактируемого А.К.Воронским журнала "Красная новь" образовалась группа "Перевал" (название было дано по статье А.Воронского "На перевале (дела литературные)".
- Первоначально в группу входили А.Веселый, Н.Зарудин, М.Светлов, М.Голодный, а позднее - И.Катаев, Э.Багрицкий, М.Пришвин, А.Малышкин.
- В отличие от многих других групп, перевальцы подчеркивали свои связи с лучшими традициями русской и мировой литературы, отстаивали принципы реализма и познавательную роль искусства, не признавали дидактику и иллюстративность.
Пролеткульт.
- Пролеткульт оформился 19 октября 1917 г., ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры.
- После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Он объединял большую армию профессиональных и полупрофессиональных писателей, вышедших главным образом из рабочей среды. Наиболее известны М.Герасимов, А.Гастев, В.Кириллов, В.Александровский, критики В.Плетнев, Вал. Полянский. Почти во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы: журналы "Пролетарская культура" (Москва), "Грядущее" (Петербург).
- Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике В.И.Лениным в письме ЦК РКП(б) "О пролеткультах", и в начале 20-х годов эта организация была ликвидирована в административном порядке.
РАПП.
- Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), официально оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП.
- В ассоциацию входили многие крупные писатели: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др. Ее печатным органом стал журнал "На литературном посту».
- РАПП выдвинула новую, как казалось тогда, идейную и творческую платформу пролетарского литературного движения. Основа - пролетарский реализм.
- Активную роль в жизни РАПП играли А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Ставский и критики Л.Авербах, И.Гроссман-Рощин, А.Селивановский, В.Ермилов, Г.Лелевич. Первый Всесоюзный съезд пролетарских писателей (1928) реорганизовал Всероссийскую ассоциацию.
ОБЭРИУ.
- В группу вошли Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий, Н.Олейников и др. Название Обэриу, возникшее в конце 1927 г., расшифровывается как Объединение Реального искусства.
- Для поэзии обэриутов характерны алогизм, гротеск, "столкновение смыслов", понимаемые не только как художественные приемы, но и как выражение конфликтности мироуклада, как путь "расширения" реальности, неподвластной законам разума; ломались причинно-следственные связи повествования, создавались "параллельные миры"; стирались границы между живой и неживой природой; разрушались жанровые рамки.