А.С. Пушкин Роман «Евгений Онегин»

Подписи к слайдам:
  • А.С.Пушкин
  • Роман
  • «Евгений Онегин»
  • Проблематика романа
  • Анализируя роман,
  • В. Г. Белинский указал , что в начале XIX в. образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества»,
  • и что Пушкин в «Онегине» «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную эпоху».
  • Роман был написан
  • в течение 7 лет (1823-1830 гг.)
  • В 1832 году А.С.Пушкин пишет 8 главу
  • По замыслу автора, в романе должно было быть 10 глав. В 1830 году в Болдине Пушкин пишет 10 главу (хронику преддекабристской эпохи). Но автор сжег рукопись этой главы .
  • В 1833 году в первое полное издание романа Пушкин включает, кроме 8 главы, «Отрывки из путешествия Онегина».
  • История создания романа
  • Жанр произведения –
  • роман в стихах
  • Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику.
  • Пушкин писал Петру Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».
  • Сюжет и композиция
  • Особого внимания заслуживает рассмотрение
  • вопроса о композиции романа.
  • Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев: Евгения Онегина и Татьяны Лариной
  • Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды
  • в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном» отражении.
  • С одной стороны следует сюжетная линия,
  • связанная с героем – Онегиным, а с другой стороны – с героиней – Татьяной.
  • Главные герои романа –
  • обыкновенные люди. Меняются не только события
  • в жизни героев – меняются их характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам. Перед нами типичные герои в типичных обстоятельствах.
  • Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию – «забав и роскоши дитя». Перед нами типичный представитель своего времени.
  • Автор часто сравнивает себя с Онегиным, «добрым приятелем» своим, выражает симпатию, иронизирует над ним, но «всегда…рад заметить разность» между Онегиным и собой.
  • Евгений Онегин
  • «Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком. По принятым в свете нормам Онегин «умен и очень мил».
  • Будучи человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе.
  • В начале романа это молодой человек с душой старика, появляющийся в гостиных «угрюмым, томным».
  • Знаток «науки страсти
  • нежной», он сразу разглядел в Татьяне ее непохожесть на других. Получив её признание в любви, Онегин не воспользовался наивностью девушки, а «явил души прямое благородство» - повел себя как воспитанный и порядочный человек.
  • В Онегине сложное переплетение «старого» и «нового»: он принимает вызов Ленского на дуэль, понимая нелепость поединка. Боязнь быть смешным, сделаться предметом сплетен влияют на поведение Онегина во время дуэли.
  • Он испугался
  • «мненья света», которое презирал, и стал виновником гибели Ленского.
  • Переживания, размышления, путешествия обогатили внутренний мир героя – теперь он способен не только холодно анализировать,
  • но и любить. Любовь для
  • Пушкина – пробуждение души.
  • В конце романа перед нами уже не «демон» с преждевременно состарившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви.
  • Татьяна Ларина
  • Внешность и характер героини дороги автору. «Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / не привлекла б она очей. / Дика, печальна, молчалива». «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: играм предпочитала уединение, ей « с детства нравились романы» и рассказы няни о старине.
  • В любви Татьяна отличается от светских девушек: нет кокетства, жеманства. Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием романов она создает в своем воображении романтический образ возлюбленного. Таким предстал перед нею Евгений Онегин. Татьяна проявляет решительность и смелость: своим письмом фактически бросает вызов светским условностям.
  • В основе ее мира – народная культура. Татьяна тонко чувствует природу: душевная чуткость делает ее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Даже имя её привычнее в народной среде. Им впервые названа героиня романа.
  • Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с
  • богатым внутренним миром.
  • Светская жизнь только подчеркивает цельность натуры героини. Став женой генерала, уважаемой дамой, Татьяна остается прежней. Она не изменяет своим духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе чистоту и искренность. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Она воплощение идеального образа русской женщины, «милый идеал» Пушкина.
  • Евгений Онегин и Владимир Ленский
  • Это антиподы
  • «волна и камень»,
  • «лед и пламень»,
  • «от делать нечего друзья»…
  • Онегин получил традиционное дворянское воспитание и образование
  • Ленский учился в Германии . Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие
  • Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей –
  • он не ценит любовь, дружбу.
  • «Нет: рано чувства в нем остыли /Ему наскучил света шум».
  • И далее автор «ставит «диагноз» состоянию своего героя – «короче: русская хандра им
  • овладела понемногу…»
  • Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда – поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества:
  • «Цель жизни нашей для него/Была заманчивой загадкой,/
  • Над ней он голову ломал
  • И чудеса подозревал» «Он сердцем
  • милый был невежда»
  • Ссора на балу, дуэль – переломные события в жизни героев. Смерть Ленского стала причиной серьёзных изменений в Онегине.
  • Ольга Ларина
  • «Всегда скромна, всегда послушна,
  • Всегда как утро весела,
  • Как жизнь поэта простодушна…»
  • Но это натура обыкновенная. Ольга любит Ленского потому, что просто хочет любить, чувствует его любовь. В силу своей заурядности она не понимает, какой огонь зажгла в душе поэта. И не удивительно, что, оплакав его гибель, она вскоре выходит замуж за улана.
  • «Энциклопедия русской жизни» В.Г.Белинский
  • Со страниц романа мы много узнаём об эпохе:
  • *о воспитании детей в дворянской семье
  • об образовании: «Мы все учились понемногу / Чему-нибудь и как-нибудь…»;
  • *о моде в высшей свете: «Острижен по последней моде; / Как dandy лондонский одет…»;
  • *о культуре, репертуаре театров;
  • *о высшем свете Петербурга с «необходимыми глупцами», клеветниками, чопорными «бальными диктаторами». Автор не забывает и о «соли светской злости», о «накрахмаленных нахалах» и о нравах общества;
  • *о патриархальной Москве – «ярмарке невест», о «бессвязном пошлом вздоре» её гостиных;
  • *о жизни провинциальных помещиков
  • о крепостной деревне, о патриархальном семействе Лариных.
  • Особенности и значение
  • романа
  • *Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе.
  • *Это первый реалистический роман в русской литературе.
  • *Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX в.
  • *Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров. И
  • Использованные Интернет-ресурсы:
  • http://nonegin.narod.ru/dopolnenie.html
  • http://onegin-rulit.narod.ru/p_onegin.html
  • http://il.rsl.ru/j00566.html
  • http://pgoryru.livejournal.com/5437.html/
  • http://rusmilestones.ru/theme/show/?id=24035
  • http://s56.radikal.ru/i154/0908/db/36e359e543ff.jpg
  • http://www.liveinternet.ru/users/leykoteya/post108916330/
  • http://planeta.rambler.ru/users/coudle/56631585.html?parent_id=56676471
  • http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/9412/poster/34120
  • http://blogs.mail.ru/mail/leykoteya/6e51c709f30da33d.html
  • http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00064/05600.htm