Презентация "Поэтический мир М.И. Цветаевой"

Подписи к слайдам:
Поэтический мир М.И.Цветаевой

Презентация создана учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ№3 г.Моздока РСО - Алания Кривошеевой Галиной Алексеевной.

«Мой путь не лежит мимо дома - ничьего»

М. И. Цветаева.

1892- 1941.

«Знаки судьбы»

Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья.

Я родилась.

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…».

Эти слова совсем ещё юной Марины Цветаевой оказались пророческими. Её творчество стало крупнейшим и самобытнейшим явлением русской литературы XX века, величие и трагедию которого она так талантливо выразила в своих произведениях.

Биография Марины Цветаевой полна драматизма, как судьбы многих героев Серебряного века. И все же жизнь этой женщины-поэта не похожа на жизнь большинства ее современников. Борясь с труднейшей реальностью, преодолевая быт, Цветаева жила на высотах духа…

Она родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, в полночь, на Иоанна Богослова, почти в самом центре Москвы, в тихом Трехпрудном переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу фамусовских времен…

Она родилась в семье профессора- искусствоведа и талантливой пианистки. Детство и юность поэта.
  • Художественный мир «Вечернего альбома».Черты будущей лирической героини, неподражаемые «цветаевские интонации».
  • Знакомство с С. Эфроном. Сборник
  • «Волшебный фонарь».

Дача в Тарусе.

Годы революции.
  • «Берегите Гнездо и Дом» (стихотворения из циклов «Лебединый стан», «Андрей Шенье»)
  • Тоска по обреченному герою, идеальному и благородному Воину- основной лейтмотив.
  • Сострадание невинно убиенным.
Тяготение к фольклору и своеобразие интерпретации фольклорных мотивов. «Если душа родилась крылатой…»

Жизненная неустроенность Цветаевой и принципиальная невозможность обрести земное благополучие…

Творчество Цветаевой периода эмиграции.
  • 1«9Ж2и2згноьд–. Оэттоъемзедстиоз,Ргдосесжиить нельзя»
  • Пребывание в Чехии.
  • Ощущение убогости быта, убогости «жизни, как она есть»
«Тоска по родине! Давно…» Возвращение на Родину.

Цветаева и Москва.

  • «Той России- нету»
Последний год жизни.

•«И«Б–егзрмоебрнаонсетьт!в мире мер»- положение

Рапзолэуткаив-рнееатл!ь»ном мире, его трагедия.

Место Цветаевой в русской литературе.

В историю русской поэзии Цветаева вписала новаторскую, выразительную и исполненную высокого драматизма страницу…

Трагично, горестно, бедственно звучали ее стихи…

Расскажите о мироощущении автора, своеобразии лирической героини, лексике, образном строе, цветовой гамме.

В чем своеобразие цветаевской любовной лирики?

Мир человеческих чувств в поэзии Цветаевой.

Поэтическая индивидуальность Марины Цветаевой, своеобразие поэтики.

1. Накал страстей. 2.Особая лирическая экспрессия.

3.Отъединенность поэтического

«Я» от стихии обыденности. 4.Специфика образного воплощения «крылатой души»(принцип антитезы как

основной стержень сюжетного построения стихов)

Поэтическая индивидуальность Марины Цветаевой, своеобразие поэтики. 5.Особый пафос и авторские индивидуальные средства выражения поэтической мысли (ассонансы, лексические повторы, аллитерации, синтаксический параллелизм, разорванные ритмы, обилие тире, свобода обращения с языком, обращения, вопросы, побудительные предложения, стихи часто строятся как диалог или полемика с «чужим» сознанием.) «Уж сколько их упало в эту землю…»

Марина Цветаева - великий творец собственных поэтических единиц измерения Времени и Пространства. К этим категориям в одночасье она обращает первые строки стихотворений и названия книг: "С Новым годом - светом - краем - кровом!..", "Рас - стояние: версты, мили...", "После России"... В ее стихотворениях, поэмах, прозе максимально спрессованы Хронос и Топос. У цветаевских обстоятельств места и времени - небывалая пустота, высочайшая концентрация. У цветаевской лирики с ее интонационной экспрессивностью, блистательной метафоричностью, виртуозной рифмовкой - особое место на карте русской словесности.

Поэт и Судьба.
  • «Чувство, как и детство человека, народа, планеты, всегда начинается с максимума, а у великих людей и поэтов на этом максимуме и остается. Чувству не нужен повод, оно само повод для всего.

Для нее понятия ЖИЗНЬ и ТВОРЧЕСТВО

почти синонимы.

Не думай, что здесь – могила, Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя!

И кровь приливала к коже, И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!