Методическая разработка урока "Урок-диспут по роману Ю. Бондарева «Горячий снег»"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» С.МУТНЫЙ МАТЕРИК
«ШÖР ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ БЮДЖЕТНÖЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНÖЙ ВЕЛÖДАНIН МУТНÖЙ МАТЕРИК СИКТ
Методическая разработка урока
Название: «Урок-диспут по роману
Ю.Бондарева «Горячий снег».
Исполнитель:
Артеева Екатерина Алексеевна,
учитель русского языка, литературы
МБОУ «СОШ» с. Мутный Материк,
РК, г. Усинск, с. Мутный Материк
Цели: воспитывать любовь к Родине, развивать чувства ответственности и гордости за
достижения страны
Задачи:
Образовательные:
Расширять представление детей о героическом прошлом народа
Углубить знания учащихся по современной литературе, посвященной военной тематике, на
примере романа Ю. Бондарева «Горячий снег».
Развивающие:
Развивать любознательность, расширять кругозор учащихся, стремление узнать больше
нового, полезного, интересного об истории России.
Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим
людям.
Развитие памяти, внимания.
Продолжить формирование навыков публичного выступления и умения отстаивать свою
точку зрения; анализа художественного произведения.
Развить умения анализировать художественное произведение писать личного
неофициального письма.
Обогатить словарный запас учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать чувства высокой гражданственности, истинного патриотизма,
уважительное отношение к старшему поколению, гордость за свой народ.
Оборудование:
1)
Компьютер
2)
Проектор
3)
Презентация к уроку
4)
Выставка книг писателя о войне
5)
Портрет писателя
6)
Музыкальное оформление: Альфред Шнитке
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент.
2. Запись темы.
3. Знакомство учащихся с целями урока.
II.
Вступительное слово учителя. (Слайды с 1-3). Звучит музыка Альфреда Шнитке
Тем, кто сквозь годы войны
Пронѐс великое знамя победы!
Тем, кто, рискуя жизнью своей,
Отстоял мир и счастье на Земле!
Тем, кого навсегда унесла война,
Посвящается наш урок.
9 мая 2019 года весь мир будет отмечать 75-летие Победы в Великой Отечественной
войне, войне тяжѐлой, кровопролитной, унѐсшей миллионы человеческих жизней, в войне,
где проявились такие человеческие качества наших людей, как мужество, героизм, любовь к
Родине, доброта, ненависть к врагам.
Тема Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) стала одной из главных
в советской литературе. Многие советские писатели принимали непосредственное участие
в боевых действиях на передовой, кто-то служил военным корреспондентом, кто-то воевал
в партизанском отряде... Такие знаковые авторы XX века, как Шолохов, Симонов, Гроссман,
Эренбург, Астафьев, Бондарев и многие другие оставили нам удивительные свидетельства.
III.
Звучит песня «Горячий снег»
IV.
О биографии Ю. Бондарева
Учитель: Ребята, как вы поняли, сегодня мы будем говорить о романе Юрия Бондарева
«Горячий снег». Но прежде мы поговорим об авторе этого замечательного романа.
Выступление 1 учащегося (Слайд 4-6)
Семнадцатилетним он шагнул в огненные бури сорок первого, воевал артиллеристом,
дважды был ранен. Фронт сформировал его как личность. «Война, - признаѐтся писатель, -
явилась для меня самым умным и безжалостным учителем жизни.
Юрий Бондарев написал такие произведения, как: «Батальоны просят огня»,
«Последние залпы», «Тишина», «Мгновения», «Берег», «Выбор», «Горячий снег».
Вместе со своими будущими героями писатель «шагал по дорогам сталинградских
степей, Украины, Польши, толкал плечом орудия, вытаскивал их из осенней грязи, стрелял,
стоял на прямой наводке… делился последним табаком на закрутку после танковой атаки».
«Горячий снег» - одно из значительных произведений писателя.
-Как вы думаете, что побудило Ю. Бондарева написать роман? Вот, что он сам говорит:
«Я вспоминал многое, что за протяжѐнностью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод,
степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбѐжки, запах гари и горелой брони… Личный
опыт и время, что пролегло между той битвой и работой над романом, позволили мне
написать именно так, а не иначе».
«Многие говорят, что моя последняя книга о войне, роман «Горячий снег» -
оптимистическая трагедия. Возможно это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои
борются и любят, любят и гибнут, не долюбив, не дожив, многого не узнав. Но они узнали
самое главное. Они прошли проверку на человечность через испытание огнѐм»
Ведь именно здесь раскрылась небывалая высота морального духа советского человека.
«Меня всѐ время не покидало чувство, что возвращаю в жизнь тех, о которых никто ничего
не знает и о которых знаю только я, и только я должен, обязан о них рассказать всѐ», -
признаѐтся писатель.
V.
Историческая справка. Выступление 2 учащегося (Слайд 7)
Сталинградская битва - одна из ожесточѐнных, кровопролитных битв в истории
Великой Отечественной войны - началась 17 июля 1942 года. Именно тогда, получив
сокрушительный отпор под Воронежем, немецкое командование решило нанести удар на
юго-восток. К середине июля 1942 года передовые части 6 полевой Армии Паулюса, 4
танковой Армии Гота, 1 танковой Армии, усиленные затем 3 румынской и 8 итальянскими
армиями, более 900-ами самолѐтами 4 воздушного флота Рихтгофена, вышли в большую
излучину Дона. В противовес им 12 июля 1942 года был создан Сталинградский фронт,
которым с 23 июля командовал генерал-лейтенант В.Н. Гордов. Рубежи обороны фронта
определялись линией Павловск - Клетская - Суровикино -Суворовский - Верхне-
Курмоярская. В состав Фронта вошли 21, 28, 38, 51, 62, 63, 64, 8 Воздушная Армии Юго-
Западного фронта и Волжская Военная Флотилия.
Пока шло формирование Сталинградского фронта, гитлеровские войска активно
атаковали. Наступление успешно развивалось до середины августа 1942 года, когда
гитлеровцы появились на участке Вертячий -Песковатка и вышли к Волге северо-западнее
Сталинграда в районе Рынок и Ерзовка. Оборона советских рубежей на берегах р. Россошки
и р. Червленной продолжалась до 13 сентября, а 14 сентября по балке Купоросной около
Ельшанки немцы вошли в город. Сталинград стал участком жестоких боѐв фашистов и 62
Армии под командованием генерала Чуйкова.
В районе боевых действий ситуация стала меняться к ноябрю 1942 года. В
Сталинграде оборону держали воины 62 Армии, в южной части - войска 64 Армии генерал-
майора М. С. Шумилова, в районе Клетская - Ерзовка - войска Донского фронта под
командованием генерал - лейтенанта. К.К. Рокоссовского. Войска Юго-Западного фронта
под командованием генерал -полковника Н.Ф. Ватутина вели бои в районе Серафимовича. 19
ноября 1942 года был получен приказ о контрнаступлении советских войск под
Сталинградом. Каждый фронт выступал с мест дислокации. 14 декабря 1942 года произошло
решающее сражение около хутора Верхне-Кумский. Оно длилось 6 дней и ночей. Потери
РККА составили 10 000 человек, но группировка генерал-фельдмаршала была уничтожена, а
24 декабря началось контрнаступление советских войск с р. Мышкова. 30 декабря наши
части овладели г. Котельниково. Январь 1943 года заключительные бои Сталинградской
битвы.
Учитель:
В одном интервью Ю.Бондарев отметил, что название книги труднейшее звено
творческого поиска, ведь первое ощущение рождается в душе читателя от названия романа.
Заглавие «Горячий снег» символично, многозначно. Первоначально роман был назван «Дни
милосердия».
-Почему автор изменил заглавие романа?
-Может ли снег быть горячим? Обратимся к роману
VI.
Работа с текстом.
Учитель:
«Горячий снег» роман Юрия Бондарева 1970 года, действие которого разворачивается
под Сталинградом в декабре 1942 года. В основе произведения лежат реальные
исторические события — попытка немецкой группы армий «Дон» фельдмаршала
Манштейна деблокировать окруженную под Сталинградом 6-ю армию
Паулюса. Сражение, описанное в романе, решило исход всей Сталинградской битвы.
Учитель:
-
С чего начинается действие в романе?
-Кто находится в центре повествования?
-
Какими представляет нам автор героев в начале романа ? (эпизод «Путь батальона на
передовую, «Во время бомбѐжки»).
-
Как вы думаете, почему Ю Бондарев не показывает внутренних переживаний
Дроздовского, но очень подробно раскрывает мировоззрение Кузнецова через внутренние
монологи?
1. Расскажите о командире взвода Кузнецове. (Слайд 8-15)
-
В главе 11 рассказывается о начале боя. Снег становится грязным, а затем и совсем
исчезает, уступив место огню. Перед героями романа встают вопросы, на которые им нужно
ответить немедленно.
-
Как в этот момент действует Кузнецов?
-
Выполняет ли Кузнецов приказ Дроздовского открыть огонь по танкам? Почему? Как вы
оцениваете его поступок?
-
Почему Кузнецов сам отправляется снять прицелы с орудий, а не отдаѐт приказ, хотя у него
есть право командовать людьми?
-
Как ведѐт себя Кузнецов у орудия Давлатяна?
-
Как погиб Сергуненков? Почему Кузнецов не может простить Дроздовскому его гибели?
-
Как складывались отношения Зои Елагиной и Кузнецова? Почему после смерти Зои
Кузнецов испытывает неотступное чувство вины? Как переживает Кузнецов смерть Зои?
-Командиру взвода Кузнецову противопоставлен однокашник по училищу
командир батареи Дроздовский.
2. Расскажите о командире батареи Дроздовском (Слайд 16-18)
На фоне сражения раскрываются непростые отношения между двумя лейтенантами —
совершенно разными по характеру людьми
-Что мы узнаем о нем?
-Как Дроздовский относится к солдатам, к начальству?
-Как Дроздовский ведѐт себя во время боя? Почему его распоряжения ведут к ненужным
жертвам? (Эпизоды «У орудия Давлатяна», «Смерть Сергуненкова»)
-
Виновен ли он в смерти Зои? Если виновен, то в чѐм его вина?
-
Изменили ли события последней ночи Дроздовского? Если изменили, то как?
-
Что образует пропасть между двумя однокашниками, молодыми
офицерами, Почему в финале писатель оставляет Дроздовского в стороне от собравшихся у
солдатского котелка. Каков смыл противопоставления Кузнецова и Дроздовского?
-3. Расскажите о генерале Бессонове. (Слайд 19-21)
-Чем вызвана его суровость?
-Как относятся подчинѐнные к генералу? Нравится ли Бессонову это подобострастие?
-Как ведѐт себя Бессонов во время боя? (Во время боя генерал находится на переднем крае,
сам наблюдает и руководит обстановкой, понимает, что многие солдаты
вчерашние мальчишки, такие же, как его сын. Не даѐт себе права на слабость, иначе не
сможет принимать жѐстких решений. Отдаѐт приказ: «Стоять насмерть! Ни шагу назад» От
этого зависит успех всей операции.)
После боя от взвода Кузнецова осталось три человека, не считая его самого, и одно орудие.
-Почему командир Бессонов, увидев оставшихся в живых 4 человек, стоял «не вытирая этих
благодарных и горьких обжигающих слѐз»?
-Можно ли говорить о сходстве характеров Кузнецова и Бессонова?
VІ . Работа с понятиями и с текстом
-
Какое выразительное средство использует автор в заглавии романа? (Оксюморон -
стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов,
противоречащих друг другу.) (Слайд 23)
Как вы можете объяснить название романа?
Заглавие «Горячий снег» символично и многозначно. Найдите в тексте
1. …Кузнецову казалось, что « сейчас выйдет из сумрака Зоя, чернота еѐ глаз блеснет
из-за бахромы инея на ресницах, и она скажет шепотом: «Кузнечик, тебе и мне
приснилось, что я погибла»… что-то жарко и горько сдвинулось в его горле… Он
плакал так одиноко, задушевно и отчаянно впервые в жизни, и, когда вытирал лицо,
снег на рукаве ватника был горячим от слез».
2. «… молниеносные секунды мгновенно стерли с земли всех, кто был здесь, людей его
взвода, которых он по-человечески ещѐ не успел узнать… Снежная крупа намела
белые островки, и «Кузнецов поразился этой равнодушной отвратительной белизне
снега».
3. «Франция – это солнце, юг, радость… – А в России горит снег». ( стр.263).
VІ. Подведение итогов. То, что совершили бойцы, можно ли назвать подвигом? Каждый ли
способен его совершить? Что артиллеристам и Кузнецову дало силы «стоять на огненной
черте»? Где истоки подвига?
VІІ. Домашнее задание. Дайте развернутый ответ на вопросы: Что такое «героизм»? Что
вкладывает писатель в это понятие?
Список использованной литературы
1. Бондарев Ю. Горячий снег. - М.: «Военное издательство», 1984 год.
2. Быков В.В., Воробьев К.Д., Некрасов В.П. Великая Отечественная война в русской
литературе. - М.: АСТ, Астрель, 2005.
3. Бузник В.В. О ранней прозе Юрия Бондарева, «Литература в школе», №3, 1995 год
Великая Отечественная война в русской литературе. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2009.
4. Козлов И. Юрий Бондарев (Штрихи творческого портрета), журнал «Литература в школе»
№4, 1976г стр. 7-18
5. Литература великого подвига. Великая Отечественная война в советской литературе.
Выпуск 4. - М.: Художественная литература. Москва, 1985