Конспект урока "Традиции русской психологической прозы в повести А.И. Куприна «Олеся»"

1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
ИМЕНИ ГАДЖИБЕКОВА А.И.»
по литературе в 11-м классе
по теме:
"Традиции русской
психологической прозы в
повести А. И. Куприна «Олеся»"
Учитель русского языка и литературы
Залмуева Мафизат Магомедовна
г.Каспийск 2017г.
2
Т е м а : ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В
ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА «ОЛЕСЯ»
Цели: определить особенности гуманизма и психологизма Куприна в
повести «Олеся»; проверить уровень усвоения вопросов по изучению
творчества И. Бунина и А. Куприна.
Задачи: выяснить гуманистическую позицию автора в повести
«Олеся», определить особенности построения образов I лавных героев и
роль пейзажа в произведении. Провести тестирование по творчеству Бунина
и Куприна.
Ход у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
А. И. Куприна всегда отличал интерес к миру природы. Уже в первых
рассказах писателя намечается противопоставление деревенской жизни
городской, беспокойной и суетной. Жизнь в глухой деревушке,
затерявшейся среди густого соснового леса, верстах в восьми от станции
железной дороги, противопоставляется пыльному, душному, наполненному
суетой и грохотом городу:
«Чувствуешь себя молодым, добрым и хорошим, чувствуешь, как
стряхивается с тебя накипевшая за зиму городская скука, городское
озлобление, все городские недомогания».
В городе тесно, душно, голодно, люди живут «в маленьких конурках,
точно птицы в клетках, человек по десяти в каждой, так что и воздуху-то не
хватает»; многие же вынуждены жить в подвале, «под самой землей, в
сырости и холоде», и «случается, что солнца у себя в комнате круглый год
не видят».
В таком городе и души людей оказываются «в клетке», в полной
зависимости от общественного мнения, становятся «сырыми и холодными».
Одним из самых поэтических произведений Куприна стала повесть
«Олеся» (1898). «Дитя природы» Олеся цельностью и непосредственностью
3
натуры, богатством внутреннего мира выше «городского» человека Ивана
Тимофеевича, доброго, но робкого и нерешительного.
Повесть вдохновенный гимн высокому счастью взаимной любви,
светлый ее апофеоз, несмотря на трагический конец: «Почти целый месяц
продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви... Я, как
языческий бог или как молодое, сильное животное, наслаждался светом,
теплом, сознательной радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной
любовью...»
Ни одно из произведений Куприна не показывает так вдохновенно и
целомудренно слияние двух сердец, как «Олеся».
В повести видно и мастерство Куприна-пейзажиста, продолжателя
достижений Аксакова, Тургенева, Толстого, Чехова. На страницах своей
повести Куприн выступает вдумчивым и чутким художником и психологом,
который умеет раскрыть богатый духовный мир простого человека.
II. Работа с текстом повести «Олеся» (по вопросам учебника).
1. В чем, на ваш взгляд, своеобразие композиции повести? Какую
роль в ней играют картины природы?
Индивидуальное сообщение: «Пейзаж в повести Куприна «Олеся».
(Отметить психологизм пейзажа Куприна.)
2. Что такое «естественная личность» и как она воплощена в повести?
Р а б о т а в парах. Оформление таблицы: «Сравнительная
характеристика главных героев».
Олеся
Иван Тимофеевич
Принятые в обществе нормы
поведения чужды ей
Находится во власти общественного мне-
ния
С открытой душой
Сосредоточен на своем мире
Трагические предсказания
Слабость
Самоотверженность и др.
Олеся: «Доброта ваша не хорошая» и др.
Комментирование работы с опорой на текст.
4
Уч ит ель . Образы героев автор создает в традициях русской
психологической прозы. А. И. Куприн уделяет особенно пристальное
внимание тому, как развивается в героях повести чувство.
Прекрасен момент их встречи, удивительно нарастание в их сердцах
искренней привязанности. А. И. Куприн восхищается чистотой их близости,
но не делает эту романтическую любовь безмятежной, приводит героев к
тяжким испытаниям.
Любовь к Олесе становится переломным моментом в жизни Ивана
Тимофеевича, городского жителя. Свойственная ему первоначально
сосредоточенность исключительно на своем мире постепенно
преодолевается, потребностью становится осуществление желания «быть
вместе» с другим человеком.
В начале повести Иван Тимофеевич кажется мягким, отзывчивым и
искренним. Но Олеся сразу улавливает в нем слабость, говоря: «Доброта
ваша не хорошая, не сердечная».
И герой повести действительно причиняет много зла своей
возлюбленной. Его каприз - причина того, что Олеся идет в церковь, хотя
понимает губительность этого поступка.
Вялость чувств героя приносит искренней девушке беду. Но сам Иван
Тимофеевич быстро успокаивается.
В тот момент, когда он рассказывает о самом, казалось бы,
волнующем эпизоде своей жизни, он не испытывает вины и раскаяния, что
говорит о сравнительной бедности его внутреннего мира.
Олеся - полная противоположность Ивану Тимофеевичу. В ее образе
Куприн воплощает свои представления об идеале женщины. Она впитала в
себя законы, по которым живет природа, ее душа не испорчена
цивилизацией.
Писатель создает исключительно романтический образ «дочери
лесов».
5
Жизнь Олеси проходит изолированно от людей, а потому ее не
заботит то, чему посвящают свою жизнь многие современные ей люди:
слава, богатство. Власть, молва. Основными мотивами ее поступков
становятся эмоции.
Больше того Олеся колдунья, ей знакомы тайны человеческого
подсознания. Ее искренность, отсутствие фальши подчеркнуты и в ее
внешнем облике, и в жестах, движении, улыбке.
Человек несовершенен, но сила любви может, хоть ненадолго, верну
и. ему остроту ощущений и естественность, которые сохранили в себе лишь
люди, подобные Олесе.
3. Считаете ли вы, что Куприн в произведениях «Гранатовый
браслет» и «Олеся» понимает любовь как духовное возрождение?
(Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение миниатюр
«Любовь в произведениях Куприна».)
III. Тестирование по творчеству Бунина и Куприна.
1. Символ - это:
а) поэтический образ, выражающий суть какого-либо явления;
б) подробность пейзажа, портрета, интерьера, выделенная писателем с
целью подчеркнуть ее особенное, избирательное значение;
в) слово или оборот в иносказательном значении;
г) художественный прием, основанный на преувеличении.
2. Конфликт художественного произведения - это:
а) ссора двух героев;
б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие
сюжета;
в) наивысшая точка развития сюжета;
г) неприятие произведения критиками и читателями.
3. Композиция это:
а) эпизод литературного произведения;
6
б) организация отдельных элементов, частей и образов ху-
дожественного произведения;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении;
г) столкновение, противоборство персонажей.
4. Кто из героев произведений Куприна в своем монологе
несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя Твое»? Кому
адресованы эти слова?
а) Соломон - Суламифи;
б) Желтков - Вере Шеиной;
в) Желтков - Богу;
г) Ромашов - Шурочке.
5. Из какого произведения Бунина взяты строки:
«Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор
прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках, умерла
Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семеныч... Наступает царство
мелкопоместных, обедневших до нищенства»?
а) «Антоновские яблоки»;
б) «Окаянные дни»;
в) «Темные аллеи»;
г) «Господин из Сан-Франциско».
6. Отметьте произведения Бунина, главной темой которых
является любовь.
а) «Чистый понедельник»;
б) «Суходол»;
в) «Таня»;
г) «Легкое дыхание».
7. Кто из героев И. А. Бунина «ехал в старый свет на целых два
года с женой и дочерью, единственно ради развлечения»?
а) Арсений Семеныч;
б) господин из Сан-Франциско;
7
в) Малютин;
г) корнет Елагин.
8. Кто из героев Куприна, подобно А. Волконскому из романа Л.
Толстого «Война и мир», мечтает о подвиге?
а) Иван Тимофеевич («Олеся»);
б) Ромашов («Поединок»);
в) Николаев («Поединок»);
г) Соломон («Суламифь»),
9. Из какого произведения Бунина взяты эти строки: «Теперь это
левкое дыхание снова расселялось в мире, в этом облачном небе, в этом
холодном весеннем ветре»?
а) «Темные аллеи»;
б) «Легкое дыхание»;
в) «Антоновские яблоки»;
г) «Суходол».
10. О какой героине А. Куприн говорит, что в ней живут сразу
«два человека, один с сухим эгоистичным умом, другой с нежным и
страстным сердцем»?
а) Об Олесе («Олеся»);
б) о В. Шеиной («Гранатовый браслет»);
в) о Шурочке («Поединок»);
г) об А. Шеиной («Гранатовый браслет»),
11. С каким музыкальным произведением у Веры Шеиной,
героини повести Куприна «Гранатовый браслет», связаны слова: «Да
святится имя Твое»?
а) «Лунная соната» Бетховена;
б) «Реквием» Моцарта;
в) «Прелюдия» Шопена;
г) «Соната № 2» Бетховена.
8
12. Какой художественной деталью завершается повесть Куприна
«Олеся»?
а) письмо к возлюбленному;
б) букет полевых цветов;
в) косынка Олеси;
г) нитка красных бус.
13. Какой литературный жанр преобладал в творчестве И.
Бунина?
а) повесть;
б) роман;
в) очерк;
г) новелла.
14. Какова основная идея рассказа И. Бунина «Господин из Сан-
Франциско»?
а) описание путешествия богатого американского туриста через
Атлантику в Европу;
б) разоблачение революции в России;
в) философское осмысление человеческого существования в целом;
г) восприятие американцами Советской России.
15. Нобелевская премия была получена Буниным:
а) в 1925 г. за рассказ «Солнечный удар»;
б) в 1915 г. за рассказ «Господин из Сан-Франциско»;
в) в 1933 г. за роман «Жизнь Арсеньева»;
г) в 1938 г. за цикл рассказов «Темные аллеи».
16. Кому из героев рассказа Куприна «Гранатовый браслет»
принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и
компромиссы не должны ее касаться.»?
а) князю Шеину;
б) чиновнику Желткову;
9
в) генералу Аносову;
г) Вере Шеиной.
17. Из какого источника был взят А. Куприным сюжет рассказа
«Суламифь»?
а) древняя легенда;
б) Библия (Ветхий завет);
в) авторский замысел;
г) исландские саги.
18. Почему расстаются герои повести А. Куприна «Олеся»?
а) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;
б) Олеся полюбила другого человека;
в) Олесю вынуждают покинуть родные места;
г) урядник обвинил Олесю в воровстве.
Проверку выполнения тестов можно провести с помощью
ассистентов.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
а
б
б
б
а
а в г
б
б
б
в
11
12
13
14
15
16
17
18
г
г
а
в
в
в
б
в
IV. Тог урока.
V. Домашнее задание: написать сочинение по повести «Олеся».