План-конспект урока "Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика"

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и
проблематика».
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных
технологий с целью развития языковой компетенции при анализе художественного
произведения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
сформировать понятие «сатира»;
выявить уродующее влияние помещичье-крепостнической среды на формирование
характера юноши;
сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания
молодого поколения
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ:
развивать самостоятельность мышления и совершенствовать учебно-интеллектуальные
умения суворовцев:
развивать навыки работы с текстом художественного произведения;
развивать умения сопоставлять, анализировать, выделять главную мысль;
развивать творческие способности обучающихся;
логически осмысливать и излагать информацию
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: воспитывать навыки общения, культуру речи,
уважительное и бережное отношение к родному языку; воспитывать интерес к литературе,
содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся.
ТИП УРОКА: урок формирования новых знаний.
ВИД УРОКА: комбинированный.
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ:
1 «Недоросль» как сатирическое произведение литературы классицизма
2 Проблема воспитания истинного гражданина
Ход урока.
Организационный момент Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)
«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня.
Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе
образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего
ума и плоды благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас,
молодое поколение, писатель Д.И.Фонвизин.
Д.И.Фонвизин удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его
«сатиры смелым властелином»:
Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация.
Посмотрите небольшие видеофрагменты (отрывок из комедии «Недоросль» и отрывок
из программы А. Малахова)
- Зачем я показала их? Как они перекликаются? Нет ли среди нас потомков
Митрофана и его мамаши?
- Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано в 18 столетии. С
момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако
комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.
- В чем секрет неувядаемости комедии?
Проблемный вопрос:
Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (это вопрос,
на который, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)
Постановка цели урока. Обратимся к теме нашего урока. Какие ключевые слова
есть в названии нашего урока?
«воспитание» : ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека,
развитие…
«гражданин» : отечество, родина, честь, благо родины…
- Какая проблема затронута в комедии « Недоросль»?
(Проблема воспитания достойного гражданина Отечества)
- Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы
сегодня получить ответ? Каковы цели нашего занятия?
- Поразмышляем над тем, что такое воспитание.
- Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином
- Кто является настоящим гражданином?
Основной этап урока. Усвоение новых знаний
Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.
XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено
преобразованиями Петра I.
Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства,
поставившие Россию вровень с европейскими государствами:
1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;
2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.
3) в 1757 г. основана Академия художеств.
Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха
сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в
искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление классицизм,
пришедший в Россию из Франции.
Само понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец
деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.
Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.
Принципы классицизма:
1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.
2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.
3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.
4. Наследование античности как образцу.
Комедия «Недоросль» является классицистической комедией:
Герои делятся на положительных и отрицательных;
герои наделены «говорящими» фамилиями;
положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;
Комедия «Недоросль» - блистательное сатирическое произведение для постановки на
сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.
Что же такое сатира? Комедия?
Сатира (от лат. sature смесь, мешанина) вид комического; резкое осуждение и
осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.
Комедия - это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.
Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад и вспомним героев комедии и
увидит пороки отрицательных персонажей..
Беседа по вопросам. Первичное восприятие.
- Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?
- Почему Митрофана называют недорослем?
Недорослями тогда называли всех дворянских подростков до 15-16 лет .
Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время
молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления
в службу..
- - Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?
Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос .
Инсценировка сцены из комедии (действие 4 явл.8).
Почему мы смеемся?
Митрофан характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории,
географии, но смышленость и сообразительность.
--- Как вы понимаете слово воспитание?
Воспитание - планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей,
формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.
-- Как героя воспитывала мать?
- Какое воздействие оказывала на Митрофана мать?
Давайте разберемся . Для этого группы получают задание на карточке и отвечают.
Групповая работа.
1 группа.
- Давайте посмотрим, в какой семье воспитывается Митрофан.
- Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими б
близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.
- Что это за женщина?
К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )
К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула
ему рыла по уши...
Ты еще, старая ведьма, разревелась...
Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да
по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );
Мужу : Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)
Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится.
( д.2, яв.5)
.К брату: Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи...( д.З, яв.З - дерется
со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). ...Плуты! Воры!
Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)
К учителям ( д.3 явл. 7 урок Митрофана )
Простакова - полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова
сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она
особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.
Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о
наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.
2 группа.
- Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в
тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь? Требовательная? Или слепая,
безрассудная, животная?
( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж
робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)
( То, как она им любуется… «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его
видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).
- В чем она видит благо, счастье для своего сына? Каков её идеал?
(Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и -
сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.
- Как Простакова относится к образованию? Для чего она нанимает учителей?
“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица. Она присутствует на уроках и во
всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не
любит...”- говорит она Цыфиркину.
При решении задачи о деньгах она советует сыну: “...Врет он, друг мой сердечный.
Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. д.З, яв.7)
Простакова о географии: “...Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то
не дворянская.. (д.4, яв.8)
- Почему же Митрофан ничему не научился? На кого похож?
Сама она невежественная, безграмотная женщина. Простакова вынуждена пригласить к
сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение,
как на тяжелую повинность.
Выводы:
Простакова - невежественная, необразованная женщина, очень властная,
деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо
любящая своего сына.
Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и
жестокость. И он действительно становится похожим на мать.
3 группа.
Герои - антиподы Митрофана.
Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с
ними?
Глупому сыну не в помощь богатство.
Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.
Невежда без души – зверь.
Золотой болван – всё болван.
Наличные деньги - не наличные достоинства.
- Кто Милон по роду занятий? Какой он офицер? Что мы узнаем о нем?
- Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином
своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).
Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он
смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.
Включение в систему новых знаний и повторение.
Давайте обратим свои взоры в будущее. Наше будущее - сочинение на ОГЭ с
приведением аргумента из своего читательского опыта для подтверждения своей позиции.
Вот текст. Какую проблему ставит автор в тексте?
Аргумент это доказательство, приведение примера для обоснования своей точки зрения
на проблему.
Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь
человека. И самая большая проблема – это уменьшение значения семьи в
воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено
ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот
с этим гражданином.
Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие
ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла
и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный
долг материальными благами.
Мир изменяется. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с
ребёнком, то не стоит удивляться тому, что ребёнок так рано приобретает цинизм и
неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.
(по Ю. Нагибину)
Подведение итогов. Рефлексия.
Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно
учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть
полноправными членами общества.
- На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?
- Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?
- Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»
- Можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?
Выводы:
Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным
плодом».
Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою
Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не
может быть истинным гражданином.
Задание на самоподготовку
Напишите 5-7 предложений в качестве аргумента сочинения на ОГЭ. «Что такое
истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия
«Недоросль» Фонвизина).
Используем фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к
литературному примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане
Простакове, который…», « трудно назвать этого героя достойным человеком
,потому что…»