Конспект урока "В памяти моей такая скрыта мощь..." Урок по рассказу Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын»

Тема: «В памяти моей такая скрыта мощь…»
Урок по рассказу Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын»
Имя Н.С. Евдокимова незаслуженно забыто, и многие учащиеся благодаря
этому уроку откроют его для себя. Возможно, им захочется прочитать и другие
произведения Евдокимова.
Форма проведения: творческая мастерская погружения в текст.
Цель: подготовка к Единому государственному экзамену по русскому языку
(задание №27)
Задачи:
Развитие аналитических умений работы с художественным текстом:
извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой
информации.
Формирование навыков формулирования проблем исходного текста,
выявления авторской позиции.
Воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие
их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.
Ход учебного занятия
Эпиграф к уроку:
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут…
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит и пасть не может.
1.Слово учителя:
Евдокимов родился в 1922 году в Белоруссии. Участник Великой
Отечественной войны. В 1940 году был призван в армию, служил в
Прибалтике, где попал в жестокие бои в июне-июле 1941 года. Воевал до 1942
года и был демобилизован по ранению. Его литературный талант по-
настоящему раскрылся в произведениях о войне: «Случай в особняке», «Море-
его земля», «Степка, мой сын», «Была война когда-то…»Писатель так
объясняет свое стремление рассказать о войне: «Испытав на войне физические
и нравственные потрясения, увидев смерть товарищей и сам стоя на грани
смерти, я ощутил то, что лежит в основе всякого творения,- страдание. А от
личного страдания так близко к состраданию чужой боли…»
Вопрос: Какие чувства у этого писателя-основной источник его творчества?
«У одних художников началом книги служит ликующая радость бытия, у
других- удивление перед красотой мира, у третьих- восхищение человеческим
трудом, у четвертых- желание заклеймить, выжечь все, что мешает расцвету
личности…Н.Евдокимовым движет сострадание…Крохотные по объему
рассказы по праву стали классикой военной прозы- так плотно и удивительно
выражено в них неповторимое многослойное чувство, рожденное состраданием
и потрясением: и борьба до последнего проблеска жизни, и безусловная
неестественность войны, и жизнь, утвержденная смертью, и, главное,
невозвратимость и боль потерь…,- писал критик Г. Бочаров.
Вопрос: Как вы думаете, можно отнести эти слова к рассказу, который мы
сегодня обсуждаем? (Конечно, можно. Здесь действительно выражены и
сострадание, и потрясение, и смертоносность войны, и боль от потерь, и
пожизненная память.)
2. Погружаемся в текст
2.1. Чтение рассказа Н.С. Евдокимова «Степка, мой сын» [2, с.3].
2.2. Наблюдаем и размышляем (проверка эмоционального отклика на рассказ и
восприятия содержания прочитанного).
О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал?
Ответы учащихся:
-Рассказ вызывает щемящее чувство боли от того, что человеческое
счастье так непрочно;
-Горько от того, что «Степка, мой сын»- это не родившийся сын, что отец
только представляет, как бы он рос, каким он мог стать юношей, как его
могли бы любить;
-Поразило, что идет война, а солдаты не очерствели душой, замечают
красоту: «Вокруг блиндажа росла трава, и мы не топтали ее, мы ходили к
своему дому по узкой тропинке, боясь поломать живой стебель. Кто
научил нас понимать язык трав, я и не помню уже, но все мы умели
говорить со стареющими осенними листьями, с кустами, облитыми
росой, с цветами, пахнущими огнем…»; «С нами в тесном блиндаже жила
мышь: ей тоже дала приют земля. Мышь была отважная, но скромная.
Она не воровала хлеб, не залезала в консервы, она научилась сидеть в
углу и ждать, как умная собака, подачки. Ночью она любила спать на
портянках;
-Главное все же в рассказе- любовь, умение любить даже в такое
страшное время.
Название художественного текста часто помогает определить авторскую
позицию. Как вы объясните смысл названия рассказа? (Первое
впечатление: речь пойдет о маленьком мальчике- Степке. А еще мой
сын. Вроде бы, спотыкаешься после имени, пауза возникает перед этим
«мой сын». Кажется, автору нужно было, чтобы мы услышали какой-то
толчок в сердце. Рассказчик подчеркивает: 20 лет, как кончилась война,
но все эти 20 лет живет в нем память о погибшей любимой, о погибшем
сыне, который рос в воображении отца, в его мечтах, мечтах
несбывшихся.
2.3.Как вы думаете, почему писатель делает воображаемого сына
именно строителем?
-Очень символично, что Степка созидатель. Он строит дом, пахнущий
краской и хлебом. Строитель- самая мирная профессия.
-Эта профессия дает отцу право гордиться сыном. Он будит Москву
бережными ударами своего мастерка, он кладет кирпич за кирпичом, он
строит дом.
2.4.Зачем писателю понадобилось вплетать в настоящее-прошедшее?
-Невозможно понять настоящее, если забыть прошлое. Может быть,
именно память о прошлом (любовь, ожидание рождения сына, гибель
любимой) помогает жить в настоящем.
2.5.Рассказ мал, но каждое слово здесь значительно. Сумел писатель
показать лицо войны? Какое оно?
-Страшен ее лик. Она несет пожары, разруху, смерть. «А потом и
домов не стало- одни пепелища. Но и за эти пепелища день и ночь шли
бои…», «длинный скользкий шест заменил нам миноискатель»,
«надеялись обмануть смерть», «утром и вечером каждый день в один и
тот же час вражеские минометы били и били терпеливую землю вокруг
наших блиндажей…», «красные пули летели прямо на нас, а мы ползли
бы вперед, но сержант командовал возвращаться. И снова тащили мы
одного из нас на мокрой от крови шинели. Уже не семь было нас в
блиндаже, а шесть…, «Горизонт горел зловещим и прекрасным огнем, а
за ним глухо и размеренно ухали, ворчали, мололи человеческие жизни
жернова войны…», «гибли мои друзья», «а мины выли и выли, они
ложились все ближе…»
-В рассказе настоящее тесно переплетается с прошедшим. Вместе с
рассказчиком мы просыпаемся на рассвете в пахнущей росой Москве и
мысленно переносимся в сорок первый год к озеру Селигер, в деревню
Пустошка. Эти воспоминания очень мучительны для героя, он и
двадцать лет спустя находится в плену памяти: «Это бывает не часто, но с
годами все чаще и чаще…» Войны давно нет, жизнь продолжается своим
чередом, но остались самые тяжелые раны- душевные.
-На фоне мирного утреннего пейзажа- тихой, умытой Москвы,
проснувшихся солнца и реки – особенно остро воспринимаешь войну.
Она разрушила и тишину, и мир. Она оборвала счастье, любовь героев
рассказа. Она оборвала их будущее.
-Мне кажется, что воспоминания помогают рассказчику жить. В этом
прошлом осталась любовь, юность, мечты, надежды, они- то лучшее в
жизни рассказчика, что было. Но воспоминания одновременно
мучительны и горьки. Погибли любимая, ребенок. Война лишила их
будущего.
2.6. Любовь и война. Это возможно? Какую роль сыграла она в
жизни рассказчика?
-Так сложилось у многих молодых людей, первая любовь пришлась на
войну! А любовь нельзя отложить на удобное время, как нельзя
остановить приход весны или заставить птиц молчать.
-В рассказе противопоставлены два несовместимые явления: любовь,
несущая созидание, продлевающая жизнь, и война, несущая разрушение и
смерть.
-Все чистое, искреннее сосредоточено для рассказчика в девушке по
имени Анка. Она санинструктор. Ей всего девятнадцать лет! Ни война, ни
смерть кругом не могут помешать им любить: «Что сделалось с Анкой, я
понять не мог. Глаза ее светились даже в темноте…Анка теперь ходила
по земле осторожно, будто по камешкам шла через ручей, наклонив
голову, словно прислушиваясь к чему-то…»
-У Анки мягкие руки, нежные, как трава. Именно она, по мнению автора,
«изобрела простые, но загадочные по своей исцеляющей силой слова»
«Потерпи, миленький»,- которые потом, как песня, облетели все фронты,
все госпитали».
-Что-то было в этой любви такое, что и всех вокруг делало чище и
добрее. «Все теперь знали о нашей любви и берегли нас, как остатки
травы вокруг блиндажа». Какое неожиданное сравнение!
-Для рассказчика, как и для Анки, все происходит впервые. «Мне было
двадцать лет, и я не знал других женских рук…Любовь наша была
короткой и долгой, бесконечной…я возвращался к ней…»
-Короткой, потому что она быстро оборвалась, долгой, потому что на
всю оставшуюся жизнь.
-Это чувство живет в нем всегда. Он помнит все мельчайшие
подробности: первый поцелуй, нежные губы и щеки девушки, мягкие, как
мох…
-Поражают слова героя: «Гибли мои друзья, но я знал, что меня нельзя
убить, нельзя потому, что мне двадцать лет, потому, что там, у наших
окопов, ждет меня Анка…» Но война жестока, безжалостна. Анка
погибает. Немцы неожиданно начали обстрел. Случайный осколок мины
убивает девушку. А перед смертью она говорит о сыне. Он непременно
будет похож на любимого.Она и имя для него уже придумала – Степка.
2.7. Подводим итог. Что сказал автор своим читателям, нам с вами?
-Герой рассказа никогда не забудет свою военную молодость и любовь. В
его сердце одновременно живут выросший и неродившийся Степка,
сегодняшняя девушка и ее сверстница военного времени. Читая, чувствуешь,
всю остроту и невозвратимость потерь: эти девушки и юноши могли бы
жить, работать, любить, растить детей…
-Война отняла у молодых самое дорогое жизнь, любовь. Но чувство к Анке
не погибло, а осветило всю жизнь и память героя рассказа.
2.8. Формулируем основные проблемы текста и выявляем
авторскую позицию.
Проблема текста
Позиция автора
Проблема
бесчеловечности
войны
«Уже не семь нас было в блиндаже, а шесть, но скоро
приходил новенький, и снова нас было семь».
«Узкая полоска земли, на долгие месяцы разделившая
наши окопы, была начинена смертью».
«Роса блестела на траве. А из травы у самой Анкиной
головы торчала черная шляпка гриба».
Проблема
патриотизма
«А мы ползли вперед, закусив окаменевшие губы.
Красные пули летели прямо на нас, а мы ползли…».
Проблема милосердия
«… это она изобрела те простые, но загадочные своей
исцеляющей силой слова: «Потерпи, миленький», –
которые потом, как песня, облетели все фронты, все
госпитали».
Проблема
трагичности любви на
войне
«Мы любили друг друга – я и наш санинструктор.
Любовь наша была короткой и долгой, бесконечной
годы прошли, а мы вместе, всегда вместе».
«Ничего не построит Степка! Он не придет никогда…».
Проблема памяти
«Все это было так давно…
Я просыпаюсь на рассвете и иду бродить по пустым
московским улицам».
«Это бывает не часто, но с годами все чаще и чаще».
«Тогда я почти не заметил его, этот гриб, но с годами
он словно рос и рос в моей памяти».
III. Рефлексивный этап. «Война – жесточе нету слова…» (А. Твардовский)
Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее
представление в краткой форме).
Правила написания синквейна:
В первой строчке одним словом называется тема (обычно это имя
существительное)
Вторая строчка характеристика темы в двух словах (обычно это два
прилагательных)
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя
словами (глаголы)
Четвертая строчка – это фраза из трех– четырех слов, показывающая
отношение к теме (чувства одной строкой)
Пятая строчка – это синоним, повторяющий суть темы (одно слово).
1. Война
2. Страшная, бесчеловечная
3. Губит, разрушает, не дает состояться
4. «Слеза несбывшихся надежд»
5. Смерть
Прием «яркое пятно»: стихотворение Юлии Друниной
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
Я еще, ребята, не жила…
И бойцы вокруг нее толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…
Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны.
Вздрогнет он и отойдет к окошку,
Закурить пытаясь на ходу.
Подожди его, жена, немножко –
В сорок первом он сейчас году.
Там, где возле черного сарая,
На краю отбитого села,
Девочка лепечет, умирая:
Я еще, ребята, не жила…
Заканчиваем урок обращением к эпиграфу. Созвучны ли строки Д. Самойлова
к рассказу Н. Евдокимова? Действительно « в памяти…скрыта мощь»?