Презентация "Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»" 10 класс
Подписи к слайдам:
Особенности жанра и конфликта в пьесе «На дне»
- М. Горький. 1902 год
- Место действия описывается в авторских ремарках.
- В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с отвалившейся штукатуркой».
- Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окна, как будто ищет среди подвальных обитателей людей
- Своего угла нет ни у кого.
- Все друг перед другом напоказ
- Укромное место только у Анны
- Везде грязь
- Ранняя весна, вечер на пустыре, «засоренном разным хламом и заросшим бурьяном дворовом месте»
- Темная стена «сарая или конюшни», «серая, покрытая остатками штукатурки» стена ночлежки, красноватый свет заходящего солнца, черные сучья бузины без почек
- Происходят существенные перемены
- Перегородки бывшей комнаты Пепла сломаны, наковальня Клеща исчезла
- Действие происходит ночью, а свет из внешнего мира уже не пробивается в подвал – сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.
- Но последний «акт» драмы совершается все же на пустыре – там удавился Актер
- Предметом изображения в пьесе становится сознание людей, выброшенных в результате глубинных социальных процессов на «дно» жизни
- Социальный конфликт имеет в пьесе несколько уровней:
- Ясно обозначены социальные полюса: на одном – содержатель ночлежки Костылев и поддерживающий его власть полицейский Медведев, на другом – по существу бесправные ночлежники.
- Таким образом, очевиден конфликт между властью и лишенными прав людьми.
- Этот конфликт никак не развивается, потому что Костылев и Медведев не так уж далеки от обитателей ночлежки.
- Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении.
- Есть традиционный любовный конфликт.
- Он становится гранью социального конфликта, показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает его, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.
- Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние наблюдатели.
- Горький изображает сознание людей «дна».
- Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обычной жизни, сколько в диалогах героев.
- Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта.
- Действие переносится в внесобытийный ряд.
- Это характерно для философской драмы.
- Жанр пьесы – социально-философская драма
- Как обитатели ночлежки воспринимают свое положение до появления Луки?
- Какая сцена является завязкой конфликта?
- Как ведет себя Лука с каждым из обитателей ночлежки?
- Что мы знаем о Луке?
- Каким образом Лука действует на ночлежников?
- Врет ли ночлежникам Лука?
- Как обитатели ночлежки относятся к словам Луки?
- На какие группы можно разделить героев пьесы?
- В чем сакральный смысл имени «Лука»?
- Как Лука объясняет неудачи жизни ночлежников?
- В чем выражается авторская позиция по отношению к Луке?
- «Основной вопрос, который я хотел поставить, это – сто же лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский».
- «Частная» правда, которую герои отстаивают для «себя»
- Настя уверяет всех в существовании чистой любви
- Барон – в существовании своего благополучного прошлого
- Клещ - свое положение, оказавшееся безнадежным и после смерти жены
- Для Василисы «правда» в том, что она «надоела» Ваське Пеплу
- Такая частная правда находится на уровне факта: было- не было
- Другой уровень «правды» - мировоззренческий – в репликах Луки.
- «Правда» Луки и его «ложь» выражаются формулой: «Во что веришь – то и есть»
- А нужна ли вообще правда?
- Позиции Луки, компромиссной, утешительной, противостоит позиция Бубнова.
- Это наиболее мрачная фигура в пьесе.
- Он вступает в спор неявно, словно разговаривая с самим собой, поддерживая многоголосие (полилог) пьесы.
- Найдите реплики, характеризующие мировоззрение Бубнова, прокомментируйте их.
- Какие ремарки характеризуют Бубнова?
- «Что такое правда? Человек – вот правда!»
- «Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!»
- Ложь Луки не устраивает Сатина.
- «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!
- Герои Горького отражают двойственность, противоречивость, мятежность натуры самого писателя.
- Пьеса «На дне» отразила переломный момент в судьбе самого автора.
- Продолжение традиций русского критического реализма в пьесе перерастет в эстетику нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х, был назван «социалистическим реализмом»