Урок литературы "Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»" 8 класс

Романтический герой в поэме М.Ю. Лермонтова
«Мцыри»
Урок литературы в 8 "В" классе
Учитель: Бургалова Жанна Зелимхановна
Цель:
- ученик должен научиться характеризовать Мцыри как героя романтического
произведения
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического характера.
Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно
выражать свои мысли. Прививать любовь к произведениям русской классической
литературы.
Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения, цитатное заполнение
схемы, монологические высказывания, работа с репродукциями, составление синквейна.
Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода – неволя, сила
духа).
Планируемые результаты
Ученики научатся:
- характеризовать образ юноши, привлекая для ответа текст поэмы и иллюстрации
художников;
-комментировать иллюстрации к поэме, созданные разными художниками;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального
анализа;
- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить её из одной
знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной работе.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные презентации(кроссворд,
аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бой с барсом»).
Ход урока
1.Организационный момент
Создание групп, выявление спикеров.
2. Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы начали изучение произведения М.Ю. Лермонтова «Мцыри»,
говорили о теме и композиции поэмы. Предлагаю вам решить кроссворд, который
поможет вспомнить некоторые понятия, имеющие прямое отношение к теме нашего
разговора.(См. приложение 1).
Отвечая на последний вопрос, выясняем, что романтизм – это направление в
европейском искусстве, характерное для конца 18 – первой половины 19 века. Романтизм
провозглашал устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства, личную и
гражданскую независимость. Основа романтического искусства – противоречие идеала и
социальной действительности.
3.Операционно- деятельностный этап.
Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который
появился в XIX веке, - романтическом характере. Мы знакомы с таким характером по
поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Давайте попробуем ответить на вопрос: «Можно ли
Мцыри назвать романтическим героем?»
А) Самостоятельно выписывают из текста цитаты в качестве аргументов.
После окончания работы и обсуждения делаем вывод.
- Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой
необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Низменной
материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа. Интерес к сильным и
ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные
черты романтизма.
Б) Работа с иллюстрациями.
- Ребята, какой эпизод можно назвать кульминацией поэмы?
- Центральным эпизодом поэмы является бой с барсом. Это
кульминация трех «вольных» дней героя.
- Какие качества героя проявились в схватке? Что символизирует бой с барсом?
- Бой с барсом имеет глубокий психологический и философский смысл: это образное
воплощение того, что происходит в душе героя. В ней враждуют два начала: неудержимое
стремление к свободе и индивидуализм, пропитавший душу героя, «темничного»,
одинокого «цветка». Мцыри открыт для всего мира и одновременно замкнут, погружен в
себя, не способен понять правду других людей. Мцыри не готов к диалогу с миром людей
— в этом важнейшая причина его жизненной трагедии.
- Прослушайте отрывок «Бой с барсом» в художественном исполнении и рассмотрите
иллюстрации к поэме, выполненные разными художниками. Совпадают ли их
представления о герое с вашими?
Слово учителя:
- М. Ю. Лермонтов наделил Мцыри множеством качеств и значений, посредством
которых читатель понимает замысел поэмы. Поэт совместил в нем противоположные
качества, например, он силен и слаб и т.д. Многозначительность героя осложняет его
интерпретацию в иллюстрациях.
Мы можем обнаружить существенные отличия в изобразительных образах героя. У
каждого художника свой Мцыри. Главное отличие заключается в передаче его внешних
данных: черты лица, телосложение, возраст, этничность, настроение. Проблема, с которой
сталкивается художник, заключается в неоднозначной характеристике героя. Возникает
вопрос: каким изобразить героя?
44 художника создали иллюстрации в период с 1863 по 2005 годы.
Л. О. Пастернак изобразил Мцыри с чернецом. Герой с порывистым движением
рукой, направленной за стены монастыря, в дикую природу, в родные края,
противопоставлен статичной фигуре старца. Таким образом, художник показал «мир
различных по духу людей с помощью индивидуализации и вариаций пластического
метода». Устремленным, ликующим и смелым показал его Ф. Д. Константинов. И. С.
Глазунов показал его в разных состояниях, радостным и напряженным.
В чем причина появления совершенно разных образов героя?
Герой поэмы имеет определенные качества, которые необходимо знать для понимания
замысла поэта, для анализа имеющихся и для создания новых иллюстраций.
Мцыри, как отмечали разные исследователи, — это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец,
и «естественный человек», и жаждущий познания дух, и сирота, мечтающий о доме, и
юноша, вступающий в столкновение с навязанными обстоятельствами;
Д. Е. Максимов отметил присущие ему огненную страстность, жизненность,
свободолюбие, непреклонную волю, проявления «могучего духа» «его отцов». Все эти
качества неотделимы от его физической хилости и болезненности, наследства
монастырского режима. «В нем «юность вольная сильна», и вместе с тем он «слаб и гибок,
как тростник»». Его угрюмая и дерзкая смелость сталкивается в нем с пугливостью
пуглив и дик», «боязливый взгляд» — говорится о нем в поэме). Он способен яростно
биться, визжа, как барс, но легко утомляется и отчаивается до исступления.
Лермонтовед А. С. Немзер охарактеризовал героя так: « Могучий витязь, ловящий молнии,
и темничный цветок, гибнущий от солнечного света, — два равно присутствующих в
поэме обличия заглавного героя».
Изучив изобразительный и литературный образ Мцыри, можно сделать следующие
выводы:
- каждый художник воплотил свое понимание образа героя;
- многозначительность образа позволяет изобразить его разным: юношей или мужчиной,
слабым или сильным, показав этничность или нет и т.д.;
-в Мцыри поэт воплотил все, что, по его мнению, недоставало его современникам: «вечное
искание», порыв к свободе, право на «беспокойное движение» духа; при всем
многообразии сущностей Мцыри, он остается цельным плодом воображения поэта.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какими романтическими чертами обладает Мцыри?
Предполагаемые ответы.
1. Сильная личность. Он отличается сосредоточенностью на идее жизни, страстью
борьбы.
2. Характер юноши противоречивый, с внутренним конфликтом между человеческим и
звериным. Главное в его характере - свободолюбие.
3. Главный герой одинок, он вступает в борьбу за свободу один.
4. Мцыри - герой исключительный, действует в исключительных обстоятельствах на фоне
необычных картин.
5. М.Ю. Лермонтов использует пейзаж как средство характеристики героя и психологизм -
углубление во внутренний мир героя.
- Составление синквейн ( - это методический прием, который представляет собой составление
стихотворения, состоящего из 5 строк) по теме «Мцыри»
Пример.
Мцыри
Свободолюбивый, страстный,
Страдает, мечтает, борется,
Стремится увидеть родину, слиться с природой-
Романтический герой.
5. Домашнее задание: 1. Изучить соответствующий раздел учебника.
2. Письменно ответить на вопрос: «Что
привлекает меня в характере Мцыри?»
3. Перспективное задание – выучить наизусть
отрывок из поэмы.