Конспект виртуальной экскурсии "Житийный жанр в русской литературе. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное" 8 класс
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
Конспект виртуальной экскурсии
Предмет: Литература (программа под редакцией Беленького Г.И., 8 класс), краеведение
Тема урока: Житийный жанр в русской литературе. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное»
Тип урока: Урок – путешествие. Изучение нового материала с учетом предварительного чтения «Жития протопопа Аввакума, им самим
написанным», материала учебника, дополнительной литературы по биографии протопопа Аввакума.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска или экран, колонки, программы Microsoft office 2007 и выше (Power
Point, word), интернет.
Цели:
❖ приобретение учащимися глубокого интереса к личности протопопа Аввакума;
❖ стимулирование процесса самопознания и самосовершенствования развивающейся личности подростка.
❖ создание условий для развития нравственных качеств личности: честности, стойкости, терпения, доброты.
Задачи:
➢ «Погрузить» учащихся в мир эпохи 17 века (церковного раскола).
➢ Организовать эвристическую беседу по «Житию протопопа Аввакума, им самим написанным», в ходе которой учащиеся смогут
сформировать представление о нравственных качествах этого человека;
Экскурсия включает следующие объекты:
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
1. «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». Его значение.
2. Жизнь и деятельность протопопа Аввакума до Даурской ссылки.
3. Путь на Голгофу. Путь в Даурскую ссылку.
4. Село Посольское. Первые шаги протопопа Аввакума на бурятской земле.
5. Крест на реке Селенге, установленный по пути следования протопопа Аввакума.
6. Село Тарбагатай. Быт и традиции староверов.
7. Пустозерск. Место последней ссылки протопопа Аввакума. Казнь Аввакума.
Эпилог.
Ход урока - экскурсии:
№/№
Слайда
Содержание экскурсии
Примечание
1 слайд
Титульный лист
С первого слайда
переход на второй по
щелчку
2 слайд
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» (беседа)
1. Что такое «Житие…» и его особенности;
2. Причины написания «Жития» протопопом Аввакумом
3. Особенности стиля и языка «Жития…»
4.Место «Жития…» в истории русской литературы.
Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она
древнее литературы французской, английской, немецкой. Ее начало восходит ко второй половине X в.
Древнерусская литература возникла в связи с принятием Христианства, ее источником была Библия.
Основными жанрами литературы были летописание (включало в себя сказания, наставления, легенды)
и житийная литература.
Слово «Житие…» - соответствует греческому – жизнь, как жанр раскрывает биографии,
жизнеописания знаменитых епископов, монахов, реже – светских лиц. Другими словами – это
описание жизни святых. Такая биография писалась после смерти того, о ком писали житие.
На слайде
используется прием
листания по щелчку
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
«Житие протопопа Аввакума, написанное им самим» относится к жанру жития, но и значительно
отходит от традиций этого жанра. Житие написано им самим…Написано при жизни того, о ком
пишут… «Житие…» было написано в 1672-1673 годах во время ссылки протопопа Аввакума в
Пустозерске и является первым в истории русской литературы произведением, построенным на
основе автобиографии.
В соответствии с канонами житийной литературы начинается с вступления, где словами инока
Епифания, сподвижника и духовного отца Аввакума, формулируется основная задача произведения –
“да не забвению предано будет дело божие” и излагается “исповедание веры”, политическое кредо
Аввакума. Причиной написания собственного «Жития» Аввакум называет желание понудить своих
учеников следовать его примеру (по-видимому, имея в виду стояние за «старую веру»). «Житие»
сохранилось в 3-х авторских редакциях, 2 из которых дошли в автографах. Кроме того, существует
Прянишниковский список, представляющий собой отредактированный кем-то текст самого раннего,
не дошедшего до нас варианта «Жития» Аввакума, а также 2 поздние переработки произведения.
В «Житии» употреблена разнообразная лексика: разговорно-бытовая и просторечная бранная,
благодаря этому житийное повествование превращается в взволнованный рассказ о прожитой жизни,
в которой несмотря на перенесенные физические и нравственные муки, издевательства, голод,
тюремное заключение, осталось человеколюбие, несгибаемая воля, желание стоять за правду до
конца.
Значительное место в “Житие” уделено сибирской ссылке. По определению исследовательницы
творчества Аввакума Н.С. Демковой, “Перед нами своеобразное эпическое полотно, христианская
“Одиссея”. Аввакум заканчивает описанием казней в Пустозерске 14 апреля 1670 г. Сцена заключения
узников в земляную тюрьму – финал Жития. Аввакум и его сподвижники поют хвалу христианской
церкви.
В истории русской литературы «Житие» Аввакума занимает особое место. Многие писатели
учились у него мастерству и оставили свои оценки. «Язык Аввакума непременно должен изучать
каждый писатель» - писал И.С. Тургенев. Л.Н. Толстой ценил «…бешеный темперамент Аввакума и
живую речь». А.М. Горький считал, что «…язык и стиль» Аввакума представляют собой пламенный
образец речи борца».
«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» является выдающимся литературным
памятником XVII века, первым опытом русской автобиографии. Темпераментное повествование о
злоключениях, пережитых им в суровом и необжитом крае, о драматических встречах с местными
воеводами и их подручниками-чиновниками, издевательствах и побоях во время принудительного
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
путешествия с семьей по Сибири – на дощаниках по Ангаре, по Прибайкалью и Даурии представляет
собой ранние и лучшие страницы о Сибири в древнерусской литературе. «Житие» написано
великолепным русским языком. Красочностью, меткостью и яркостью народной речи Аввакума, его
личностью восхищались выдающиеся русские писатели И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М.
Достоевский, И.А. Бунин и др.
3 слайд
Жизнь протопопа Аввакума до ссылки
1.Жизнь протопопа Аввакума в Григорове;
2.Деятельность протопопа Аввакума в Лопатищах;
3.Служба протопопа Аввакума в церкви города Юрьевец-Волынский;
4.Служба протопопа Аввакума в Казанской церкви Москвы;
5.При изложении материала необходимо учащимся рассказать суть церковного раскола;
6.При изложении материала помочь учащимся понять расхождения между участниками кружка
«Ревнителей благочестия»;
7.Подвести учащихся к политическому и практическому значению полного единения русской церкви
с греческой.
8.Арест протопопа Аввакума и заточение его в подземную тюрьму Спасо-Андроникова монастыря.
Аввакум родился в 1621 г. в селе Григорово Нижегородского уезда в семье попа. Отец его
сильно пил и умер, когда мальчику едва исполнилось 15 лет. Мать Аввакума, Мария, была, как он сам
о ней пишет, "молитвенница и постница". Во многом под ее влиянием Аввакум пристрастился к
чтению духовных книг и приобрел в этой области глубокие познания. Он вообще был юноша очень
способный - имел дар слова и исключительную память Его церковная карьера (к которой он был
предназначен во многом уже своим рождением в семье священника) развивалась успешно: в 21 год
Аввакума рукоположили в дьяконы, в 23 года избрали попом, а в 31 год- протопопом (старое
название протоиерея). Повсюду, где довелось служить Аввакуму (вначале это было село Лопащи, а
потом город Юрьевец-Повольский), Молодой священник требовал от паствы безусловного
благочестия и боролся с многоголосием. Он смело уличал в мздоимстве местных "начальников",
унимал от "блудни" баб и налагал на провинившихся прихожан строгие наказания. Возмущенные его
непомерной строгостью жители Лопащ несколько раз избивала Аввакума батожьем прямо посреди
улицы, а юрьевцы изгнали его из своего города.
Лишившись своего прихода, Аввакум в 1651 г. перебрался в Москву и стал помощником
На слайде
используется прием
интерактивной ленты
и одностороннее
листание с левой
стороны по щелчку
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
Неронова - заменял его во время отлучек, читал народу священные книги и поучения и вскоре
приобрел известность как замечательный проповедник. Неронов ввел приезжего протопопа в кружок
"ревнителей благочестия", а потом представил его царю Алексею Михайловичу. Вместе со своими
друзьями Аввакум поддержал возведение Никона на патриарший престол. От нового патриарха
"ревнители" ожидали восстановления древнего порядка в богослужении. Отчасти их ожидания
оправдались. Но затем никоновские реформы приняли такой оборот, какой эти поборники русской
старины никак не могли одобрить. В феврале 1653 г. патриарх велел московским попам креститься
тремя перстами, а земные поклоны во время службы заменить поясными. Иван Неронов отказался
подчиниться этому указу, за что в августе его лишили сана и сослали в Спасо-Андроников
монастырь. В монастыре протопопа Аввакума продержали трое суток в каменном подвале,
прикованным к стене, в полной темноте, без пищи и воды. Затем режим содержания несколько
ослабили. Через месяц его вместе с семьей отправили в ссылку в Тобольск
4 слайд
Карта сибирского каторжного пути
На карте указаны остановки протопопа Аввакума в Тобольске, Енисейске, Братском остроге, на
территории Бурятии
Сибирский тракт… Путь Аввакума пролегал через Тобольск, Енисейск, Братский острог, Бурятию в
Даурию. Путешествие этим маршрутом описано протопопом Аввакумом в его «Житии…»
На маршруте
протопопа Аввакума
используется
анимированная
стрелка, объекты, на
которых
останавливался
Аввакум, отмечены
точками с миганием
5 слайд
Протопоп Аввакум в Тобольске, Енисейске, Братске
1.Прибытие Аввакума в Тобольск;
2.Служба в Знаменской, Пятницкой и Никольской церквах;
3.Енисейский острог;
4. Крест в Енисейске в память о пребывании там протопопа Аввакума;
5. Путь Аввакума с экспедицией А.Ф.Пашкова в Братский острог;
6. Протопоп Аввакум в Братском остроге;
7.Путь экспедиции А.Ф. Пашкова к Байкалу.
На слайде
используется эффект
выцветания по
щелчку
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
В 1654 году по царскому указу протопопа Аввакума вместе с женой и детьми "за ево много
безчинство" сослали в далекий Тобольск. Тамошний архиепископ Симеон встретил Аввакума с
сочувствием и дал ему приход. По своему обыкновению протопоп зорко следил за нравственностью
и правоверием своей паствы. Его благочестие вскоре принесло ему известность. Не только горожане,
но и жители окрестных сел приходили к нему за поучением и советом в вопросах веры. Но, с другой
стороны, из-за резких проповедей и непримиримого характера Аввакум нажил много врагов. На
протопопа пошли жалобы. Наконец слухи о его энергичных выступлениях против реформы дошли до
Никона. Из Москвы был прислан указ - ехать Аввакуму дальше в ссылку на Лену. Всего он провел в
Тобольске около полутора лет.
В 1655 г. Петровы добрались до Енисейска, где их застал другой указ - следовать Аввакуму в
качестве полкового священника на восток в Даурию с отправлявшимся туда под начальством воеводы
Афанасия Пашкова отрядом и быть там Аввакуму полковым священником.
Во время этого похода Аввакуму и его семье пришлось пережить много страданий. Пашков
оказался невежественным, грубым и жестоким самодуром. Казни, плети, кнуты и пытки служили у
него обыкновенными средствами поддержания дисциплины среди подчиненных. Аввакум попытался
внушениями обуздать его жестокость, за что был нещадно бит кнутом. Впрочем, сломить этим
истязанием волю мятежного протопопа Пашкову не удалось.
Не помогло и другое, более строгое наказание - осенью 1656 г. он на шесть недель посадил
Аввакума в Братский острог (все это время протопоп провел в "студеной башне", где, как он писал,
"коли покормят, коли нет"). 1 октября 1656 г. экспедиция прибыла в Братский острог. Там протопопа
бросили в холодную башню, где он просидел до Филиппова поста, начинавшегося 15 ноября. Было
морозно. "Там зима в те поры живет, - напишет позже о своих злоключениях Аввакум, - да Бог грел и
без платья всяко. Что собачка, в соломе лежу на брюхе: на спине-той нельзя было. Коли покормят,
коли нет". Свои страдания там протопоп сравнил с мучениями нищего Лазаря в притче из Евангелия
от Луки. Так же как и струпья на теле Лазаря, его вылизывала собака, приходившая к нему ежедневно
через дыру в стене. Аввакума одолевали блохи и вши. Мышей он бил скуфьею. "Хотел
на Пашкова кричать: "Прости!", да сила Божия возбранила, велено терпеть". Только на шестую
неделю после побоев его перевели в теплую избу. Там протопоп скованным и перезимовал вместе с
заложниками из местного населения и собаками. Пять недель, проведенных скованным в тюрьме,
Аввакум помянет потом в своей "Первой" челобитной царю Алексею Михайловичу. Семья Аввакума
зимовала в 20 верстах от Братска. После Рождества 12-летний старший сын протопопа Иван пришел
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
повидаться к отцу, но Пашков велел запереть его в башню, где прежде сидел Аввакум, а потом
прогнать обратно.
Из заточения он вышел таким же неуступчивым, каким был прежде. Пашкову пришлось смириться с
его непокорностью, но он не переставал истязать Аввакума.
Путь до Байкала был очень тяжелым. Экспедиция брела по берегам рек, а зимами "волочилась за
волоки, чрез хрепты". В «Житии» сибирская природа предстает не только неотъемлемым фоном
тяжелых, выпавших на долю автора произведения, испытатий, но и как их орудие. Так, повествует
Аввакум, когда енисейский воевода А.Ф.Пашков сильно осерчал на него во время преодоления
порогов на реке Ангаре (Тунгуске), велел дальнейший путь протопопу совершать по горам. «Горе
стало! Горы высокие, дебри непроходимые; утес каменный яко стена стоит, и поглядеть – заломя
голову. В горах тех обретают змеи великие, в них же витают гуси и утицы – перие красное; тамо же
вороны черные, а галки серые, - изменено при русских птицах имеют перие. Тамо же орлы, и соколы,
и кречета, и курята индейские, и бабы, и лебеди, и иные дикие, - многое множество птицы разные. На
тех же горах гуляют звери дикие: козы, и олени, и зубри, и лоси, и кабаны, и волки, и бараны дикие;
во очию нашу а взять нельзя». Протопоп Аввакум с двумя сыновьями- подростками тащил нарты, а
жена с младенцем и дочь шли пешком. Позже Аввакум писал: "...робята - те изнемогут и на снег
повалятся, а мать по кусочку пряничка им даст, и оне, съедши, опять лямку потянут".
В мае 1657 года Даурская экспедиция подошла к Байкалу. Струги Пашкова — подлинные речные
корабли, вмещавшие по 50 человек каждый, — миновали все грозные препятствия и пошли дальше…
6 слайд
Посольское
1. История Байкала, связанная с ссыльными и каторжными;
2.Байкал в описании протопопом Аввакумом в «Житии…»;
3.Посольское. История Посольского монастыря;
История Байкала тесно связана с политической жизнью. Долгое время это было местом каторги и
ссылки. В разное время по сибирскому тракту проследовал целый ряд выдающихся людей. Среди них
мятежный протопоп Аввакум, прадед А.С. Пушкина, Ганнибал, декабристы и другие. Эти
исторические личности не только прошли по сибирскому пути, но и оставили на нем свой след.
Первым ссыльным за Байкалом был протопоп Аввакум.
В начале лета 1657 г. отряд Пашкова двинулся к Байкалу. Пока Аввакум сидел в заточении в
Братском остроге, его съестные припасы, одежду и книги растащили. При переправе через Байкал он
На слайде
используется эффект
выцветания и
развертывания по
щелчку
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
вновь едва не утонул. Все лето экспедиция преодолевала труднейший путь, двигаясь против течения
реки Селенги. Протопоп вместе со всеми тянул лямку. Провизия протопопа вновь погибла "до крохи",
а одежда намокла, "все перегнило, наги стали". Воевода хотел снова наказать протопопа, полагая, что
тот нарочно изображает себя страдальцем.
В мае 1657 года протопоп Аввакум с семьей высадился на берег села Усть - Прорва (ныне село
Посольское). Удачное расположение села на берегу залива Прорва превратило Посольский монастырь
его портом и селом в Ворота России в Азиатско-Тихоокеанский регион.
В устье впадающей в оз. Байкал р. Селенги Аввакум со спутниками встретили "соболиную станицу" -
артель охотников, которые, готовясь к промыслу, заготовляли там рыбу. "Терентьюшко с товарищи"
искренне обрадовались неожиданной встрече с единоверцами и привезли протопопу 40 осетров со
словами: "вот, батюшко, на твою часть Бог в запоре нам дал, - возьми себе всю". Путники погостили у
них, починили лодку, сделали парус и с трудом переправились через Байкал. Аввакум красочно
описал каменные утесы по берегам озера, вкус диких лука и чеснока, заросли конопли и благовонных
трав. Но особое его восхищение вызвали байкальские птицы и рыбы. "Птиц зело много, гусей и
лебедей по морю, яко снег плавают. Рыбы в нем - осетры, и таймени. Стерляди, и омули, и сиги, и
прочих родов много... А рыбы зело густо в нем: осетры и таймени жирни гораздо, - нельзя жарить
на сковороде: жир все будет. А все то у Христа тово-света наделано для человеков, чтоб успокояся
хвалу Богу воздавал".
С именем протопопа Аввакума и его приверженцев, связаны несколько мест в Республике
Бурятия. Одно из них - село Посольское (Усть-Прорва). В селе Посольское протопоп впервые
вступил на Забайкальскую землю. Здесь установлена мемориальная доска об этом событии.
Через порт монастыря проходили многие, в том числе известные государственные и
общественные деятели, военные, купцы, крестьяне и ссыльные. Обитель монастыря являлась
странноприимницей для людей всех чинов и званий, обеспечивающей их жильем и питанием во время
вынужденных остановок из-за непогоды.
Посольский Спасо - Преображенский монастырь в Республике Бурятия основан в 1681 году
миссией игумена Феодосия Троицкого Селенгинского монастыря по указу царя Федора Алексеевича
на правом берегу Байкала. Рядом с монастырем возникло село Посольское.
Сначала на месте монастыря была построена заимка и пустынь для обитания монахов. Место для
монастыря было выбрано на байкальском мысу, где в 1651 году были убиты и похоронены члены
русского посольства (отсюда и название Посольское) в Монголию: царский посол Ерофей
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
Заболоцкий, его сын Кирилл и спутники. Миссия шла на судне и причалила к берегу Байкала.
Погибли те 8 человек из 20 членов посольства, которые сошли с судна на берег. Посольство везло
казну, с ним ехал монгольский посол, переводчик и промышленные люди. На посольство напали
ясачные люди хана Тарухая - табуна, которому посольство везло жалование, с целью грабежа. Но
захватить казну грабители не смогли.
Монастырь строился постепенно. Его первые строения были деревянными. Деревянными были
также стены с угловыми оборонительными башнями, предназначенные для отражения нападения
кочевых племен. В Спасо - Преображенском монастыре были установлены пушки, хранились боевые
припасы и холодное оружие. Потом к часовне был прирублен алтарь, и в 1700 году первая церковь на
Байкале - Посольская была освящена во имя Святителя и Чудотворца Николая. Первоначально
церковная обитель на Байкале носила название Николаевской пустыни. Тогда же прославился
чудесами принадлежащий Посольской обители явленный образ Святителя Николая Можайского.
Монастырю была приписана Степная деревня (сейчас село Степной Дворец).
В 1708 году по приказу иркутского воеводы стольника Лариона Синявина монастырю отведены
были «во владение» сенокосы, рыбные ловли, пашни и прочие угодья от устья Селенги до урочища
Прорвы. Кроме того, отданы были пашни между монастырем и речкой Тимлюй. В полное
распоряжение монастыря были отданы озера Большое и Долгое, земли и леса между Никитиной и
Большой речками. Всего было отдано более 3000 квадратных километров земли.
В середине 18 века монастырю принадлежали 22 крестьянских двора, 5 деревень и заимок, в
вотчинах монастыря числилось 220 крестьян и вкладчиков. Кроме пашенных крестьян в монастыре
«обретались» пропитанные, отставные солдаты, больные, находящиеся на излечении в монастырских
кельях, арестанты, служители при монастыре. В 1764 году монастырь был лишен своих вотчин и
земель. В 1862 году был назначен особый начальник Забайкальской Духовной миссии в сане
епископа, резиденция которого располагалась в монастыре. С этого времени начался новый этап
развития монастыря. При нем было открыто миссионерское училище, целью которого являлась
подготовка способных мальчиков из бурят к миссионерскому служению, была устроена
миссионерская богадельня на 20 человек, в которой помещались больные, престарелые и убогие с
полным содержанием.
В 1880 году резиденция начальника миссии была переведена из Посольского монастыря в
областной город Читу. С 1902 года монастырь стал женским, который имел впоследствии два
подворья: на станции Мысовая (город Бабушкин) и в городе Верхнеудинске. Также было построено
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
два свечных завода, которые снабжали все Забайкалье свечами. Монастырь был закрыт в 1930 в году.
Его здания были использованы под клуб, школу и больницу для психически больных детей.
Решением Министерства культуры России в 1998 году Посольский Спасо-Преображенский
монастырь вновь возрожден как мужской.
7 слайд
Крест по пути протопопа Аввакума в Даурскую ссылку
1.Гора Омулевка (Спящий лев);
2.Крест. Описание креста;
Недалеко от села Тарбагатай находится гора «Спящий лев», имеет и второе название -
«Омулевая». Эта гора является уникальным природным памятником и одним из священных мест. А
очертания горы очень похожи на спящего льва, голова его с косматой гривой покоится на лапах,
видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. С горы открывается живописная
панорама долины реки Селенги.
Крест рядом с горой Омулевка по пути следования протопопа Аввакума в Даурскую ссылку. На
кресте надпись: «В 1657 году по реке Селенга пролегал путь Святого Священномученика и
исповедника протопопа Аввакума в Даурию. Благодарные потомки 2 июня 2007 года».
Крест расположен на постаменте. Высота его 4,47 метра, выполнен из смеси бетона с мраморной
крошкой, вес – 3 тонны. Нижняя часть с мемориальной надписью весит 2 тонны.
На слайде
используется прием
листания с правой
стороны по щелчку
8 слайд
В гостях у семейских
1. История заселения старообрядцев (семейских) в Бурятию;
2. Село Тарбагатай и его окрестности;
3.Быт старообрядцев в селе Тарбагатай;
Раскол, случившийся в церкви в 17 веке, явление не только церковное, но и общественное. В
России произошла ломка самих устоев жизни, обычаев, православных традиций. Раскол, как
историческое явление, определил весь ход общественно-политической жизни России на последующие
столетия.
Формальным толчком к расколу явились реформы в церковном строе, в частности,
изменение канонических правил, касающихся проведения церковных служб, правка церковных книг.
Собор 1666-1667 гг. проклял и отлучил от церкви староверов.
Гонения на старообрядцев
продолжались в течение долгого времени. Одним из видов наказания была ссылка и заточение в
монастырь. В Енисейской губернии действовала женская тюрьма в Енисейском Рождественском
На слайде
используется прием
выцветания по
щелчку
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
монастыре.
Через три столетия пронесли, сохранили веру «раскольники». За приверженность
прежним традициям в проведении религиозных обрядов их называют старообрядцами и староверами.
Они уходили в глухие необжитые места, скрываясь от государственных органов власти.
Современные старообрядцы живут на 4-х континентах. Существуют старообрядческие общины в
разных государствах, самое большое количество старообрядцев проживает в России. За последние
сто лет численность старообрядцев возросла с 2,4 до 3 млн. человек.
Тарбагатай – село, где живут семейские, старообрядцы, которые были переселены на земли
Прибайкалья при Екатерине II. Это православные христиане, которые не приняли реформ патриарха
Никона. В 1764 году царский генерал-майор Маслов выселил из пределов Польши и направил в
Сибирь партию старообрядцев. Группа в составе 824 человек, была поселена недалеко от
Верхнеудинска в селе Тарбагатай. Когда они пришли сюда, с собой они привезли с собой только
иконы и семена…Они пережили многое: гонения, репрессии, разрушение церквей, но по сей день
сохранили радостный жизнелюбивый дух.
На протяжении веков старообрядцы сохраняют обычаи, нравы и веру своих предков, обособляясь
от окружающего населения. Своеобразие культуры этого народа оформилось не сразу. Истоки ее в
Древней Руси. Некоторые особенности формы материальной культуры, в частности специфику
животноводства, они заимствовали у бурят. Говор у старообрядцев Забайкалья акающий,
южнорусский, часть украшений тоже южнорусского происхождения, а в одежде и жилище семейские
сохраняют центрально-северорусские традиции. Самобытность культуры семейских полно отразилась
в архитектуре. В ряду сибирских поселений живописные семейские села имеют особый «лик»,
узнаваемый даже неискушенным наблюдателем. Длинные многокилометровые улицы, повторяющие
причудливые изгибы естественного ландшафта, застроенные добротно срубленными жилыми домами,
обнесенные высокими заплатами, создают неповторимый колорит семейского поселения.
Шестистенные дома-связи или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в
сибирских деревнях и селах. Чистота жилища у семейских, отмечаемая многими исследователями,
тесно взаимосвязана с представлениями о его красоте. Стены жилища внутри и снаружи, потолок
мылись, «скреблись», «шеркались дрясьвой», то есть крупным песком, по нескольку раз в год, в
основном при подготовке к большим религиозным праздникам – Троице, Покрову. Пол, состоящий из
широких добротных плах, шеркался до белизны и покрывался сухой травой или песком для
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
сохранения его чистоты. Сегодня в семейских избах полы застилаются половиками. Особое место –
красный угол, в котором размещались иконы. Семейские бережно хранили и хранят поныне,
передавая их из поколения в поколение. Отдельного внимания заслуживает домовая роспись.
Сибирская домовая роспись – одно из интереснейших явлений в русской крестьянской живописи.
Обилие разнообразного леса в Забайкалье и сравнительно высокий уровень экономического
благосостояния семейских способствовали быстрому возрождению искусства росписи и дальнейшему
его развитию. Домовая роспись тесно связана с бытом и культурой семейских, с той необычной
любовью к яркости, которая проявляется во всем до настоящего времени, начиная с украшения жилья
и заканчивая яркими женскими нарядами. Придавая большое значение наружной красоте жилища,
семейские в украшении его широко использовали полихромную раскраску и роспись, получившие в
самый короткий срок широкое применение. Раскраска и роспись, заметно потеснившие резьбу,
существуют и сегодня.
Переселяясь за Байкал, в числе самого необходимого семейские везли с собой древние фолианты.
Рукописи и книги, изданные еще до раскола, бережно хранились в каждой семье и передавались из
поколения в поколение. Большую часть бытовавших в Забайкальском регионе славяно-русских книг
составляют печатные издания.
9 слайд
Музей старообрядческой культуры
В Тарбагатае существует музей предметов быта старообрядцев. Основал его священник местной
древлеправославной церкви. Сын священника рассказал о том, как семейские, кочуя за Байкал, в
числе самого необходимого везли древние иконы и рукописи, которые бережно хранились в каждой
семье. В музее старообрядцев, приверженцев протопопа Аввакума, бережно сохраняются памятники
материальной культуры семейских. Все предметы были переданы в дар музею жителями села
Тарбагатай.
В музее можно встретить разные кухонные принадлежности: самовары разной величины, топоры,
лопаты, весы, которым 100 лет и которые до сих пор точно указывают вес предметов, различные
кованые механизмы, мебель (деревянная коляска и др.) и есть даже 300-летняя Библия. Еще в музее
можно увидеть некоторые археологические находки: предметы быта древнего человека, кости
доисторических животных и даже зуб мамонта,- все это было найдено недалеко от села. Также в селе
есть своя старообрядческая церковь, где есть настоящие свечи из медового воска с местной пасеки.
На слайде
используется прием
интерактивной ленты
по щелчку
10 слайд
Традиции старообрядцев в Бурятии
На слайде духовная
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
Бурятия является своего рода сокровищницей старообрядчества. Здесь в глубине Сибири,
старообрядцы-семейские смогли сохранить, то, что оказалось безвозвратно утерянным для всего
остального русского населения России - свою самобытную культуру, растущую корнями из XVII века.
Основную массу староверов Забайкалья, более 100 тыс человек, образуют, так называемые
семейские. Это потомки раскольников, образовавших здесь группу русского старожилого населения.
Их значительная часть живет компактно в пределах Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского
районов Бурятии. Несколько деревень, население которых почти сплошь состоит из семейских,
имеется в Заиграевском, Баргузинском, Селенгинском, Кяхтинском и Хоринском аймаках. Часть
семейских живет в районах Читинской области и на Дальнем Востоке. Читинские и дальневосточные
староверы - это выходцы из Бичурского и Тарбагатайского районов.
Заселение восточной окраины России вызывалось государственной необходимостью. Развитие
горнозаводского промысла в Нерчинском округе и установление границ с восточными соседними
странами требовали немалого количества, прежде всего, продовольствия для горнорабочих и армии.
Колонии старообрядцев явились как раз тем источником рабочей силы, которая могла восполнить
пробел в развитии земледелия на восточной окраине русского государства.
Староверы оправдали возложенные на них надежды. Они скоро привыкли к суровой сибирской
природе и очень высоко, по тому времени, подняли земледелие и другие отрасли сельского
хозяйства.
Семейские очень любят петь. В протяжных песнях раскрываются самобытные черты – многоголосное
исполнение и использование внутриголосовых распевов. Протяжная многоголосая песня – основное
достояние культуры семейских, их гордость за то, что они сохранили и пронесли сквозь века. И
сегодня звучат старинные песни в семейских селах, и сегодня много среди семейских музыкально-
одаренных людей. Они поддерживают песенные традиции родных мест, сохраняют старинное
исполнительское мастерство своих предков.
В силу своих религиозно-этических и этнических убеждений семейские сохранили в своем
образе жизни очень много привлекательных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и
почитание старших, завидное трудолюбие, добротно срубленные дома, национальную одежду,
старорусские обычаи и обряды, книги и иконы дониконианского письма.
Народное искусство семейских – одно из ярких явлений в культуре России. Старообрядцы
являются не только хранителями русской старины, но и носителями тех русских традиций, благодаря
песня об Аввакуме в
исполнении
старообрядцев села
Тарбагатай;
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
которым Россия сохраняет свое лицо.
Одежда семейских. Семейские и сейчас являются хранителями уникальных форм древнерусской
одежды. Одежда для зимы и осени – курмушка. Сначала шилась тужурка, затем настеживалась теплая
часть из шерсти, покрывалась теплым материалом, обычно бурого цвета. Потом пришивалась нижняя
часть, пышная, состоящая из множества сборок. Затем – рукава. Курмушка застегивалась на крючки,
изготовленные из меди. На специальных станках делали пояса с самыми разными рисунками, которые
придумывали сами. Семейские держали овец разных пород. С них стригли шерсть, сами пряли и
вязали носки, варежки, шали, кофты, перчатки, чулки. Сами же делали сукно для фуфаек. Ткали его
из пряжи, потом накатывали. Кипятили воду в большом корыте, замачивали сукно кипятком, потом
вытаскивали на деревянную решетку. Обычно четыре человека терли сукно о решетку (по два
человека с двух сторон), процесс повторялся несколько раз. Фуфайки шили стеганные ватные и
носили два-три года. Не знали семейские в прошлые времена, что конопля – наркотик. Коноплю сеяли
и выращивали для изготовления веревок, канатов, особые мастера делали нитки. Этими нитками
шили обувь – ичиги и тапочки из кожи. Ичиги шили будничные и праздничные, украшали их
праздничными рисунками, лентами, кусочками кожи. В XX веке и сейчас верхняя зимняя одежда –
это различные варианты полушубков и шуб. В дальнюю дорогу сверху накрывались дохой. У мужчин
– меховые шапки-ушанки, войлочные колпаки, на руках меховые рукавицы, на ногах теплые унты из
меха косули или овцы, валенки из грубой шерсти. Весной и осенью раньше мужчины носили зипуны,
сотканные из грубой шерсти, подпоясывались веревочкой, простым ремешком, матерчатым кушаком.
Весной и летом, и даже зимой чаще рабочей обувью служили ичиги. Зимой в дальнюю дорогу на
ичиги надевали просторные меховые пимы. Преобладала одежда из хлопчатобумажных тканей и
холста, темно-серых холодных цветов. Исключение составляли праздничные женские шали,
полушалки, сарафаны, кофты. Будничная одежда женщин, их головные уборы однообразны: белый,
темный платок, темная шаль. Брюки, мягкие штаны или трусы женщинам были стого-настрого
запрещены. Сарафаны, юбки и платья закрывали ноги до щиколоток. Мужчинам на зиму чаще шили
толстые ватные штаны, реже из овчины или меха косули. Кичка – незаменимая деталь одежды
семейской женщины. Она вышивалась под золото выпуклой гладью. Пояска – неширокая полоска
внизу кички вышивалась бисером в восем ярусов. Отделкой кичек занимались самые искусные
мастерицы. Вверху кички (посередине) пришивали украшение из цветных ниток – пучек. Рубаха,
сарафан, запан не вышивались, их только украшали особым швом – художественным, по-другому –
расшивкой.
Переправившись через Байкал, отряд двинулся вверх по Селенге. Продовольствие кончилось. Казаки
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
терпели жестокий голод. Семья протопопа питалась травами и сосновой корой, ела павших лошадей и
найденные по дороге трупы животных, зарезанных волками. Два его маленьких сына, не вынеся
трудностей, умерли. Но сам Аввакум стойко переносил лишения и старался облегчить страдания
другим несчастным. В дороге к нему приводили многих больных и убогих. Он же "по обычаю сам
постился и им не давал есть, молебствовал и маслом мазал". Некоторые больные получили
выздоровление, особенно те, кто мучились "от бесов". Тяжелейшая экспедиция продолжалась пять
лет. Только в 1661 г. из Москвы пришел указ, разрешавший Аввакуму возвратиться в столицу.
11 слайд
Аввакум в Москве
1. Протопоп Аввакум на церковном Соборе в Москве в 1667 году;
2.Заточение протопопа Аввакума в Николо -Угрешском монастыре;
3. Заточение протопопа Аввакума в Пафнутьев – Боровском монастыре;
4. Суд Большого Московского Собора. Приговор протопопу Аввакуму;
Протопоп Аввакум вернулся в Москву в начале 1663 г. Но теперь он уже не был простым
малоизвестным священником - его сопровождал ореол мученичества, дорогой ценой добытый в
Тобольске и Даурии и привлекавший к нему внимание даже тех, кто не хотел знаться с ним раньше.
Враги Никона встретили Аввакума с великой радостью. Сам царь обрадовался его приезду и принял
протопопа очень милостиво. Но это продолжалось недолго. В 1666 году Аввакум после бурного
диспута на церковном Соборе с участниками собора, которые утвердили новые церковные правила,
был лишен сана и предан проклятию, а 15 мая 1666 года его выслали в Николо-Угрешский монастырь
под Москвой. Там была его встреча с царем Алексеем Михайловичем, который вновь попробовал
примирить Аввакума с официальной церковью. Но Аввакум не уступил и был выслан в строгое
заключение в Пафнутьев-Боровский монастырь. Там он провел более одного года и в июне 1667 года
был доставлен в Москву для участия в диспуте с 3- мя патриархами - Паисием Александрийским,
Макарием Антиохийским и новым русским патриархом Иоасафом Московским. «Прения» меж ними
ни к чему не привели, и 20 июля 1667 года Аввакум вместе с несколькими приверженцами старой
веры был опять сослан в Пустозерск.
Анимация появление
на входе: сверху,
справа, снизу, слева
на слайде по щелчку;
12 слайд
Пустозерск
1.История города;
На слайде
применяются
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
2.Аввакум в Пустозерске;
3. История написания «Жития…»;
4.Казнь протопопа Аввакума и его сподвижников;
5.Место сожжения протопопа Аввакума как памятник старообрядчеству;
Пустозерск - исчезнувший город на Богородичном мысу Городецкого озера в нижнем течении
Печоры в 30 километрах от Нарьян-Мара и в 100 километрах от устья Печоры. Он был основан
осенью 1499 года как острог по приказу царя Ивана III воеводами Семёном Курбским, Петром
Ушатым и Василием Заболотским-Бражником во время похода их войска за Урал. Для защиты
интересов Московского государства в низовьях Печоры необходимо было иметь опорный пункт.
Место для будущей крепости было выбрано не случайно. "Зарубили" Пустозерск в восьмидесяти
верстах от устья Печоры, чтобы "и морем и реками можно добраться". Острог, разместившийся на
полуострове, занимал стратегически удобное положение: окруженный с трех сторон водой, он был
защищен на случай нападения "немирных" самоедов. Зимой же безлесные снежные равнины отлично
просматривались, и подойти незаметно к острогу было не так просто. Интересно, что Пустозерск был
построен не на пустом месте. До конца XIII в. здесь существовало святилище аборигенного
населения, именуемого в русских летописях "печера". Позже здесь возник своеобразный торговый
центр, где пришлое русское население обменивало свои товары на пушнину и другие продукты
северных промыслов.
Со второй половины XVII в. Пустозерск стал местом ссылки государственных преступников —
участников восстаний К. Булавина, С. Разина, Соловецкого"сидения". В 1667 г. в Пустозерский
острог был сослан протопоп Аввакум Петров, глава старообрядчества и идеолог раскола в
православной церкви, писатель, создавший здесь знаменитое "Житие". По указу царя Аввакум был
заключен в осыпную земляную тюрьму, а затем сожжен "за великие на царский дом хулы" вместе с
тремя единомышленниками.
Во время заключения в Пустозерске Аввакум в 1-ый раз начал заниматься литературной
деятельностью. Он написал несколько религиозных трактатов, также известное «Житие», где поведал
историю собственной жизни - историю человека, который всю жизнь боролся за свои убеждения.
Свою судьбу он связал с исторической жизнью России XVII века. В этом произведении Аввакум
нарушает традиционные приемы жанра жития и пишет фактически первую в истории российской
литературы автобиографию. Послания Аввакума раздражали царя и церковных иерархов. Они
эффекты выцветания
по щелчку, появление
с увеличением по
щелчку. Используется
звон колокола, голос
за кадром.
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
считали, что, даже находясь в ссылке, мятежный протопоп наводит на Руси «соблазн и смуту».
Потому церковный собор приговорил четырех самых строптивых пустозерских узников, в их числе и
Аввакума, к сожжению, что и было исполнено при большом стечении народа.
Пустозерские узники готовы были сами в любой момент принять мученическую смерть за веру,
но при этом никогда не теряли надежды на освобождение. Однако их ожидания, что после смерти
царя Алексея Михайловича никоновские нововведения будут отменены, не оправдались. Узнав о
восшествии на престол Алексеева сына Федора, Аввакум в 1676 г. отправил ему письмо с призывом
вернуться к старой вере. Послание осталось без ответа. А пять лет спустя, в 1681 г., в Пустозерск
пришел указ о казни "соузников" через сожжение. Неизвестно, кто отдал его, но инициатором казни
несомненно являлся патриарх Иоаким, бывший в царствование болезненного юноши-царя одним из
самых влиятельных придворных и государственных деятелей. Проведенный Иоакимом в 1681-1682
гг. церковный собор создал особый "отдел постановлений" против раскольников, которым
запрещалось собираться на молитвы Царская грамота того же года давала епископату новые,
расширенные полномочия по борьбе с расколом. Видимо, в связи с этими постановлениями Аввакум
и его пустозерские единомышленники 14 апреля 1682 г. погибли на костре.
Описание их казни дошло до нас только в раскольничьей литературе.
Аввакум предвидел такой конец и еще до произнесения приговора распределил свои книги. Уже
на костре он обратился к немногим присутствовавшим с увещеванием держаться старой веры. Когда
пламя взмыло вверх, один из его товарищей закричал. Аввакум наклонился к нему и стал его утешать.
Последнее, что было видно сквозь огонь и дым – это поднятая рука Аввакума, благословляющая
народ двумя перстами, последнее, что было слышно – его слова: “Будете этим крестом молиться –
вовеки не погибнете”.
Казнь пустозерских узников произвела глубочайшее впечатление на их последователей. По преданию,
Аввакум перед казнью предрек смерть своим мучителям, и действительно, всего через две недели
после сожжения пустозерских старцев в Москве умер царь Федор Алексеевич.
В 1686 г. на месте казни Аввакума в Пустозерске мезенские старообрядцы во главе с купцом
Протопоповым (по преданию, родственником Аввакума) установили восьмиконечный деревянный
поклонный крест. В 1788 г. он был заменен новым. Преследуя старообрядцев, местный священник
Иннокентий Попов в 1846 г. написал донос архангельскому губернатору, который отдал указание
становому приставу Маркову перенести крест "по ветхости" в притвор пустозерской Преображенской
церкви, оградку убрать, холмик сровнять с землей, а также под страхом сурового наказания запретил
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
всем почитание места казни Аввакума и его сподвижников.
Впоследствии старообрядцы неоднократно ходатайствовали об установлении на этом месте нового
креста, но безуспешно. Даже в 1910 г., уже после легализации старой веры, Министерство внутренних
дел отклонило их просьбу, а присланная старообрядцами металлическая табличка, которую они
собирались укрепить на кресте, была разрублена на мелкие части и возвращена им в таком виде. В
сентябре 1989 г. краеведы НарьянМара на предполагаемом месте сожжения Аввакума установили
памятный знак с колоколом (автор М. Фещук). В июне1991 г. старообрядцы Поморской общины из
Прибалтики воздвигли неподалеку и освятили поклонный крест.
13 слайд
эпилог
В эпилоге
1.Первые иконописные изображения протопопа Аввакума в 17 веке;
2.Память об Аввакуме старообрядцев всего мира;
3.Память об Аввакуме в русской культуре. Стихотворение Я. Смелякова
Для старообрядцев Аввакум стал святым мучеником. Официальная канонизация святого
священномученика и исповедника Аввакума состоялась на Освященном соборе в 1916 г.
Старообрядческая церковь Белокриницкого согласия причислила Аввакума к лику святых. Сразу же
появились первые иконописные изображения протопопа Аввакума.
Имя протопопа Аввакума навсегда осталось в истории, так как он был сильной личностью, упорно
отстаивавшей свои убеждения. По тем временам это было настоящим подвигом, так как русская
церковь категорически отрицала какую бы то ни было свободу мнений. Так в середине 17 века в ней
произошел раскол, а борьба протопопа Аввакума и его сторонников за сохранение старой веры
положила начало новому церковному движению - старообрядчеству.
Впрочем, не всех свидетелей его удивительной жизни унесло время… Ибо стоят до сих пор на
главной площади Московского Кремля те соборы, где Аввакум начинал свою духовную
деятельность; ибо до сих пор живет и здравствует совсем маленький городок Юрьевец, что на Волге,
где на склоне одного из прибрежных холмов стоит Богоявленская церковь. В ней читал свои
страстные проповеди молодой бородатый священник Аввакум Петров. Отпускал грехи, крестил,
отпевал. Служил…Ибо стоят церкви, связанные с именем протопопа Аввакума в Тобольске, ибо
На слайде
используется
духовная песня,
посвященная
протопопу Аввакуму
в исполнении
старообрядцев
Казарцева Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №32г. Улан-Удэ
стоят кресты по пути следования Аввакума в Сибирь, поставленные его последователями в память о
нем.
Пройдут века, и многие поколения историков будут ставить в тупик противоречия этого человека.
Его будут называть неистовым и огнепальным, несгибаемым и фанатичным. Его воля будет поражать
потомков. Все, кто будет писать о нем -восторженно, осуждающе или равнодушно — будут
сходиться в одном — в уважении к своему герою. И это понятно. Аввакум был один из тех
немногочисленных людей, кто и в самые тяжелые времена имел мужество служить делу, а не лицам,
кто превыше всего, превыше всяких жизненных благ ставил свои убеждения.
Потомки назовут его поэтом и первым русским романистом за яркий и сочный, непосредственный
и живой, грубый и волнующий, как русская песня, язык его книг. Его талант трибуна и полемиста,
народного вождя и сейчас подчиняет, убеждает и увлекает за собой…
Интерес к личности Аввакума Петрова в ХХ веке не ослабевал у писателей, поэтов, художников,
несмотря на различные перипетии российской истории. Более того, для всех читателей его книги
«Житие Аввакума» он является яркой путеводной звездой и до сих пор, а историки литературы
считают протопопа первым русским дальневосточным писателем, так как он был сослан в верховья
Амура.
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Характеристика литературного процесса начала XX века" 11 класс
- Тест к повести Л. Гераскиной "Мягкий характер"
- Презентация "Чичиков и Собакевич"
- Презентация "Жизнь и творчество Дениса Васильевича Давыдова"
- Презентация "Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова"
- Презентация "Поэзия начала 20 века. К.Д. Бальмонт"