Контрольная работа "По творчеству поэтов II половины XIX века" 9 класс

Контрольная работа по творчеству поэтов II половины XIX века
9 класс
Вариант 1
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
(Ф.Я. Тютчев)
В1. Первая и вторая строки второй и третьей строф построены на противопоставлении реально
существующего осеннего поэтического мира миру ушедшему и миру наступающему. Как
называется этот прием?
В2. Для создания поэтического настроения Тютчев использует определения «чистая», «теплая»
и др. Как называется этот художественный прием?
В3. Укажите название художественного приема, который использует Тютчев для создания по-
этического образа во второй строфе («на праздной борозде»).
В4. Укажите номер строфы, в которой характер рифмовки отличается от характера рифмовки
остальных строф.
В5. В первых двух строках стихотворения использован непрямой порядок слов. Как называется
такой прием?
С1. Можно ли приведенное стихотворение отнести к философской лирике? Обоснуйте свою
точку зрения.
С2. Каковы особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева и пейзажная лирика ко-
го из предшествующих и последующих поэтов близка Тютчеву?
Контрольная работа по творчеству поэтов II половины XIX века
9 класс
Вариант 2
ЕЩЕ МАЙСКАЯ НОЧЬ
Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Березы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной - и последней, может быть.
(А.А. Фет, 1857 г.)
В1 Как называется лежащий в основе построения первого и второго четверостишия
композиционный прием, подчеркивающий структурное и смысловое единство между ними?
В2. Какое средство художественной выразительности использует поэт в следующих строках:
«Благодарю родной полночный край!», «Их лист полупрозрачный застенчиво манит и тешит
взор»?
В3. Как называется стилистический прием, состоящий в том, что при описании
неодушевленных предметов они наделяются человеческими чувствами, действиями и мыслями
вылетает май», «звезды смотрят», «березы ждут», «лист манит и тешит взор» и т.д.)?
В4. Определите размер, которым написано стихотворение А.А. Фета «Еще майская ночь».
В5. Определите характер рифмовки.
С1. Что стоит за характеристикой А.А. Фета как «певца мгновенья»? Свой ответ
аргументируйте, опираясь на текст стихотворения «Еще майская ночь».
С2 Кто из русских поэтов близок Фету в изображении мира и человека?
Ответы.
Вариант 1
В1. Параллелизм /противопоставление
В2. Эпитет
В3. Метафора (олицетворение)
В4. 3
В5. Инверсия
Вариант 2.
В1. Анафора
В2. Эпитет
В3. Олицетворение
В4. Ямб.
В5. Перекрестная.