Презентация "Огромно велико мое творение..."

Подписи к слайдам:
"Огромно велико мое творение..."
  • Пролог
  • к изучению поэмы
  • Н.В. Гоголя «Мертвые души»
  • Авторы: учащиеся 9 класса «А» ГОУ СОШ № 107
  • Меркулова Анна, Голикова Анна.
  • Учитель: Чернобурова Е.А.
..."Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда не виданное произведение. В.Белинский Какой тонкий, насквозь современный образ!
  • Какой тонкий, насквозь современный образ!
  • Что таится в глубине этого полуопущенного, скошенного взгляда?
  • Какая мысль вынашивается за этим ясным, но непроницаемым лбом?
  • Портрет Гоголя работы В.Горяева
Дом на Никитском бульваре в Москве Мемориальные комнаты Н.В. Гоголя в доме на Никитском бульваре
  • Мемориальные комнаты Н.В. Гоголя в доме на Никитском бульваре
Основные вопросы при первом знакомстве с произвдением:
  • мотив путешествия,
  • название поэмы,
  • какое место занимает образ автора в поэме.
К истокам гоголевского замысла.
  • "Пушкин находил, что сюжет "Мертвых душ" хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество самых разнообразных характеров".
  • Гоголь Н.В.
Кто же путешествует у Гоголя?
  • «Что он не герой, исполненный совершенств и добродетелей, это видно. Кто же он?.. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение - вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает название не очень чистых».
  • ЧИЧИКОВ. Рис. Боклевского
Из письма Гоголя Жуковскому:
  • "Мертвые..." текут живо, свежее и бодрее... и мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наши, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры, наши мужики, наши избы - словом, вся православная Русь... Огромно велико мое творение... Еще восстанут против меня новые сословия и много разных господ; но что же мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками".
«Странные герои» "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!"
  • "И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости. Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!"
Название поэмы
  • "Мертвые души - это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас. И иначе он не мог назвать: не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы... - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу".
  • А.И. Герцен
Для издания первого тома "Мертвых душ", вышедшего в 1842 году, Гоголь сам нарисовал обложку.
  • Для издания первого тома "Мертвых душ", вышедшего в 1842 году, Гоголь сам нарисовал обложку.
  • Где же здесь положительное начало - то, которое Герцен назвал "реалистической основой" для веры в будущее?
  • Оно связано с жанровым обозначением книги.
  • "Не в шутку назвал Гоголь свой роман поэмою", - писал Белинский.
"И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!"
  • "И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно-несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы!"
Традиция острой, бескомпромиссной правды.
  • "...Если сказать напрямик, то он <автор> не имеет обыкновения смотреть по сторонам, когда пишет.
  • Если и подымет глаза, то разве только на висящие перед ним на стене портреты Шекспира, Ариоста, Фильдинга, Сервантеса, Пушкина, отразивших природу таковою, как она была, а не каковою угодно некоторым, чтобы была".
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, в состоянии тяжелого душевного кризиса, Гоголь сжег беловую рукопись второго тома. Произошло это здесь.
  • В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, в состоянии тяжелого душевного кризиса, Гоголь сжег беловую рукопись второго тома. Произошло это здесь.
«Самосожжение Гоголя» И. Репин Заключение
  • Путешествие автора "об руку" с его "странными героями" осталось незавершенным, последнее слово автора - невысказанным.
  • Однако в нашем распоряжении первый том "Мертвых душ" - одна из глубочайших книг русской и мировой литературы.
  • Обратимся к эпиграфу урока. Белинский писал: "Мертвые души" не раскрываются вполне с первого чтения даже для людей мыслящих: читая их во второй раз, точно читаешь новое, никогда невиданное произведение. "Мертвые души" требуют изучения".
  • Будем же с вами считать, что мы только начинаем увлекательное и бесконечное путешествие - путешествие к смыслу гениальной поэмы Гоголя!
Использованные материалы
  • http://www.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=180&AlbumID=510-7
  • www.domgogolya.ru
  • http://www.ngogol.ru/photo/
  • http://safety.spbstu.ru/book/hrono/hrono/biograf/gogol.html