Конспект урока "Одинокая старость в произведениях русской литературы второй половины XX века" 7 класс

Одинокая старость в произведениях русской
литературы второй половины XX века.
Подготовка к уроку:
1) чтение рассказов: «Яблочный спас» Е.Носова, «Женский разговор»
В.Распутина, «А тем временем где-то…» А.Алексина, «Вы чьё,
старичьё?» Б.Васильева, «Телеграмма» К.Паустовского;
2) раскрытие проблемы: причина душевной черствости, жестокости
людей; отдаление, отчуждение между взрослым и молодым
поколением;
3) оформление фотовыставки по теме урока, в том числе выставку книг;
4) подготовка инсценировки эпизода «на яблочном базарчике» по
рассказу Е.Носова «Яблочный спас».
От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар -
жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И
теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить
их!
Леонардо да Винчи
В русской литературе XX века освещаются нравственные проблемы
нашего общества, и сегодня мы обратимся к одной из них проблеме
одинокой старости. Почему так много одиноких, брошенных стариков? Что
этому причина? Мы попытаемся задуматься над этим вместе с авторами
произведений, которые вы прочитали, готовясь к уроку.
Ученики демонстрируют фотовыставку, называют произведения, в
которых затрагивается проблема одинокой старости.
Остановимся подробнее на рассказе Евгения Носова «Яблочный Спас».
Какова тема этого рассказа?
Судьба ветерана ВОВ, бывшего снайпера, а ныне пенсионерки, Евдокии
Лукьяновны Кузиной, живущей в небольшом селе Малые Ухнали.
Что волнует писателя? Какую проблему он пытается донести до нас?
Автор поднимает такие проблемы, как возрождение России, вера
человека: истинная и показная, женщина на войне, отношение к ветеранам
ВОВ, одинокая старость.
Как построен рассказ? От кого мы узнаем о судьбе героини?
Это рассказ в рассказе. О судьбе героини мы узнаем из ее разговора с
рассказчиком человеком, который проезжал мимо Малых Ухналей в день
церковного праздника Яблочный Спас и остановился купить яблок у местных
жителей
Обратим внимание на начало рассказа. О чем оно заставляет
задуматься?
Мы видим прекрасное погожее утро, милую сердцу рассказчика
сельскую картину : «русые скошенные поля в блестках оброненной соломы»,
«шумные выводки грачей», «степные яруги, опоясанные синеющими ягодами
терновика». Чувствуются «волны тёплого яблочного ветра», «пьянящий
аромат с примесью душицы, полынка и ещё чего-то волнующего и родного».
Автора радуют приметы возрождения России : молодые кони, пасущиеся на
лугу; восстановление церкви; церковная служба.
Начало рассказа светлое. Кажется, что произойдет что-то хорошее. Что
же произошло?
Инсценировка эпизода «На яблочном базарчике».
Почему рассказчик решил купить яблоки именно у Лукьяновны,
учитывая тот факт, что они были не из лучших на базарчике?
Она очень отличалась от других продавцов яблок «…на стопке
красных кирпичей молча сидела маленькая щуплая бабулька. На ней был
серый прорезиненный плащик, укрывавший её заостренную, как бы
двускатную спину от капели, время от времени падавшей из затуманенных
вершин старых деревьев. Насунутый серый козий платок застил её лицо,
оставлял видными лишь кончик острого носа и жёсткий, будто из пемзы,
серый подбородок, проросший сизыми завитками грубых волос. Всей этой
серостью, угловатостью и отрешённой недвижностью она напоминала мне
болотную птицу выпь, терпеливо поджидавшую свою случайную поживу».
Старушка отрешенно сидела около своего ведра даже не заметила
покупателя - не надеялась что продаст свои яблоки. Зачем же она тогда
пришла на базарчик?
К людям, ей одиноко
Что удивляет в сцене покупки яблок?
- малая цена за свои яблоки. Это говорит о непритязательности
героини. «Душа малостью живет», - говорит она. Это говорит и о ее
честности яблоки не очень хорошие. Потом мы узнаем, что честность
всегда была присуща героине: во время войны она не вела счет убитым
немцам не делала зарубок на винтовке, так как не знала наверняка, убила
врага или нет.
- равнодушие односельчан к Евдокии Лукьяновне: они только сейчас
узнали, как тяжело она зимовала.
- бестактность и жестокость одной из женщин, также
торговавшей яблоками. Она услышала, что у Лукьяновны осталось всего две
яблони. «Ну и Бог с ними. Зачем тебе столько?Ты и с этих сорвать не
можешь – ждешь, когда сами падут»
- неприятно, что жители села называют героиню Бабой Пулей. Она
пожилой человек, ветеран ВОВ и вдруг такое прозвище. И взрослые не
одернули детей за такое поведение. Это происходит оттого, что
нарушаются связи между поколениями. Семейные традиции не передаются
от поколения к поколению. Образованные молодые люди смеются над
необразованностью стариков.
Что влечет за собой потеря связи между поколениями? Покажите это на
примере семьи Евдокии Лукьяновны.
Дочь Серафима, спасаясь от тюрьмы, пошла на то, чтобы продать
дом матери. Старая больная мать, осталась без крова и теперь живет в
одном доме с цыганами. Дочь поступила эгоистично: думая лишь о себе. О
внучке автор ничего не говорит, даже не называет ее имени, видимо, по его
мнению она того не заслуживает бабушка даже не знает где живёт её
внучка не пишет она бабушке.
К сожалению, так случается очень часто. У нас нет времени навестить
стариков, написать письмо, прислать открытку. Найдите в рассказе
Паустовского «Телеграмма» слова об одиночестве.
Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слез. «Не дай
вам Бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой
старости! Не дай вам Бог!»
Говорят: мудрость приходит с годами. Как эта истина подтверждается в
рассказе В.Распутина «Женский разговор»?
Героиня рассказа - бабушка Наталья - одинока, живет в глухой
деревушке. У неё светлый, ясный ум, но сын бывает у неё нечасто, а внучку
не привозил на каникулы уже пять лет. О бабушке вспомнили лишь тогда,
когда случилась беда. Родители Вики не справились с воспитанием дочери и
привезли её на воспитание к бабушке безграмотной, но мудрой, сумевшей
за одну ночь ненавязчиво убедить Вику пересмотреть взгляды на жизнь.
Есть такое изречение: «Старый что малый». Как вы его понимаете? А
героиня Евдокия Лукьяновна одинока не только потому, что у неё нет семьи.
Чем поражает финал рассказа?
Старому человек, как и ребенку, нужны уход, внимание, доброе
отношение. Носов в финале рассказа пишет: «Перед мостком я еще раз
оглянулся. От переправы к каждому заречному двору по изволоку вела своя
тропа белёсая лента в кудлатой мураве. Какая пошире, а какая поуже,
смотря сколько люду по ней ежедневно хаживало. Поискал я тропу Евдокии
Лукьяновны, а на зеленом сукне косогора одни только редкие стёжки…»
Значит, и соседи не ходят к Лукьяновне. И фельдшер не стал возиться с ней:
не поверил, что у неё звон в ушах – от ранения, а не от старости.
Жалуется ли Евдокия Лукьяновна на свою судьбу, на отношение к ней
односельчан, на власть?
Нет. Автор обращает внимание на простоту, с которой героиня
рассказывает о своих бедах. Она смирилась со своим положением и, как
может, устраивает свою жизнь. Двор и оставшаяся часть дома в
порядке, чистоте.
Чем отличается финал произведения Б.Васильева «Вы чьё, старичьё?»
от рассказа Е.Носова?
Одиноких стариков приютили совершенно посторонние люди, сами
живущие в тесной однокомнатной квартире. Бывший уголовник оказался
нравственнее тех, кто считал себя порядочными людьми. Счастливый
финал для стариков, которых приютили. Васильев подчеркивает, что не все
люди, встретившиеся на пути стариков, нравственно здоровы. Например,
телеграфистка пошла на обман, что её мать якобы умерла и потому не
сможет принять старика к себе. А невестка его просто бросила, чужими
руками выставив из квартиры.
Что хотят донести до нас Васильев, Распутин, Носов? О чем заставляют
задуматься их произведения?
Наверное, чтобы перед каждым из нас встал вопрос: способны ли мы
на сострадание и милосердие. Как относимся мы к старшему поколению,
внимательны ли не только к родным, но и чужим старикам брошенным и
одиноким. Не зачерствели ли наши души? Писатели, о произведениях
которых мы говорили, учат нас не быть равнодушными.
Давайте вместе задумаемся: что же или кто спасёт нас от душевной
черствости?
Дискуссия на основе материалов письменных работ учеников.
Уважай старость - это твое будущее. Спасение - в нас самих.
Каждое наше действие, каждый наш поступок найдет отражение в
будущем. И если мы хотим пройти свою жизнь с достоинством и
уважением, следует воспитывать себя. Не давать слабину, а изо дня в день
стремиться сделать себя и этот мир лучше.