Конспект урока "Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого" 11 класс

Урок 18. Путешествие за «золотым руном»
Андрея Белого (1880— 1934)
Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве писателя,
показать особенности его поэтики.
Оборудование урока: портрет А. Белого, сборники его стихов, роман «Петербург».
Методические приемы: лекция учителя, аналитическое чтение.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Чтение и анализ нескольких стихотворений Бальмонта, обсуждение в классе.
II. Слово учителя
Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского
университета, окончил естественное отделение физико-математического отделения этого
университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира
Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная
философия и поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые
творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева Андрей
Белый.
Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок, в который вошли его
друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал
название этому кружку «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы
«путешествовали» за своим «золотым руном» новым словом, способным активно
содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов»
становится лирика Александра Блока, дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904
года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую
и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов».
Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик,
создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик
литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал
музыкальному началу жизни и творчества. Белый начал с прозаических «симфоний», в
которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем
страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В
первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение
скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в
вечность, к мистическому идеалу. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту,
автору «Будем как Солнце»
Солнцем сердце зажжено.
Солнце — к вечному стремительность.
Солнце — вечное окно
В золотую ослепительность.
Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов»,
которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель
обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с
эпиграфом из Некрасова. Образ пепла имел двойной смысл: «сожженных» светлых зорь
«младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не
золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки,
«просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси»). В
стихотворении «Родина» (читаем) трагически звучит риторический вопрос:
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой —
Мать Россия, о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?
III. Чтение и анализ стихотворений
1. «Из окна вагона».
Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна
вагона»?
(Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы: кабаки,
погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического
героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической
ситуации:
Мать Россия! Тебе мои песни, —
О немая, суровая мать! —
Здесь и глуше мне дай, и безвестней
Непутевую жизнь отрыдать.)
Охарактеризуйте лирического героя стиха.
(Лирический герой бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства
отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой
отчаянной пляски:
Что там думать, что там ждать,
Дунуть, плюнуть — наплевать:
Наплевать да растоптать,
Веселиться, пить да жрать.)
Какова концовка стихотворения?
(Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с
некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».)
2. Образ смерти, причем собственной смерти, и в стихотворении с невинным
названием «Друзьям» (1907):
Золотому блеску верил,
А умер от солнечных стрел.
Думой века измерил,
А жизнь прожить не сумел.
Пожалейте, придите;
Навстречу венком метнусь,
О, любите меня, полюбите —
Я, быть может, не умер, быть может,
Проснусь —
Вернусь!
3. «Посвящение».
Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему. В цикле «Город»
слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная
атмосфера времени.
«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна»
(1909), посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы,
отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого
сборника Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического
героя.
Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»?
(Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном
под античность и вызывающем воспоминания о трагической судьбе пушкинского и
лермонтовского пророков.
Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его
«страшный череп» увенчивают лаврами.)
Какие символические образы вы можете отметить?
(Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в
сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а»
сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).
IV. Заключительное слово учителя
Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург»
(1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской
литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России,
восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и
разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает
в себе грядущую неизбежную трагедию страны.
Белый сократил расстояние между стихом и прозой ритмизованной, напевной.
Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из
оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» писал о нем
Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно
экспериментируя ради обновления искусства слова.
V. Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги)
Домашнее задание
Читать роман А. Белого «Петербург».