Тест "Философская лирика Пушкина" 10 класс
Урок № 7
Тема: Философская лирика Пушкина.
Цель:
- выявить поэтические смыслы шедевров философской
лирики Пушкина.
Обязательная литература: «Воспоминание» (1828), «Дар
напрасный, дар случайный...» (1828), «Элегия» (1830), «Пора, мой
друг, пора...» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных» (1829),
«Вновь я посетил...» (1835), «Из Пиндемонти» (1836).
Ход урока
I.
Что такое философская лирика? Это, прежде всего, попытка
сложившегося поэта, зрелой личности осмыслить те вопросы, на
которые в юности так легко находились ответы или о которых не
было времени и желания думать вовсе. Философия вообще и
философская лирика в частности решает вопросы, которые
неразрешимы по своей сути, вопросы вечные: что такое человек и
что такое жизнь человека? Где грань между будничным,
сиюминутным и вечным? Что есть смерть и что наступит после
нее? Зачем нужна жизнь, если она не вечна и если в ней человек
нередко оказывается слаб, уступая обстоятельствам, совершая
множество ошибок? Вопросов много. Они мучительны. Они
неразрешимы.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
(«Дар напрасный, дар случайный...»)
Одно из определяющих настроений поэта в стихотворениях этого
цикла — тоска. Тоскою «томит» поэта «однозвучный жизни шум»,
тоской подавлен ум, в котором «теснится тяжких дум избыток». О
прошедших годах, о «безумных» годах угасшего веселья думается
порой с отвращением и проклятиями. Но жизнь, считает Пушкин,
нужно принимать такой, какая она есть, и не смывать ее
«печальных строк». Что ждать от жизни? С одной стороны,
Мой путь уныл.
Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
И тут же рядом, в следующей строфе:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать...
(«Элегия»)
Жизнь нужна не вообще, не сама по себе. Жизнь нужна для мыслей
и страданий. В стихотворении «Пора, мой друг, пора! покоя сердце
просит...» нам встретятся и такие строки:
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальнюю трудов и чистых нег.
Жизнь вне светской суеты, которую не терпит «служенье муз»,
жизнь, проведенная в «трудах» и «чистых негах»,— вот идеал
поэта. Но идеал необходим для того, чтобы никогда не
воплотиться. И это Пушкин прекрасно понимал.
Принимая жизнь, необходимо принять и смерть:
День каждый, каждую годину
Привык я думой провожать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
(«Брожу ли я вдоль улиц шумных...»)
Но и смерть не столь тяжела, если память потомков убережет поэта
от забвения среди суеты и повседневных забот. Недаром Пушкин в
одной из самых проникновенных элегий. «Вновь я посетил...»
мечтает о том, что будущий внук не забудет о своем предке и его
«вспомянет». Только так поэту суждено пережить свою смерть.
II. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
Вопросы и задания для анализа стихотворения
1. О чем размышляет поэт в стихотворении? Почему
он занят своими думами о скоротечности жизни
и один, бродя «вдоль улиц шумных», и в компании
«юношей безумных», и пред ликом Бога
«в многолюдном храме»?
2. На какие композиционные части можно разделить
стихотворение? С каким настроением следует читать
каждую часть?
3. Найдите эмоциональную кульминацию, наибольшее
напряжение текста. Обоснуйте свое мнение.
4. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни
природы? Какой смысл приобретают здесь образы-
символы?
5. Каково отношение поэта к молодому поколению?
Почему он мечтал быть похороненным «ближе
к милому пределу»?
6. Как решается тема вечности природы и скоротечности
человеческой жизни в финале стихотворения?
Вечным проблемам бытия посвящен
и «Каменноостровский цикл» стихотворений 1836 года. Это
«Отцы-пустынники и жены непорочны…»,
«Из Пиндемонти», «Мирская власть», «Подражание
италианскому». Стихотворение «Отцы-пустынники и жены
непорочны…» представляет собой поэтическое
переложение великопостной молитвы Ефрема Сирина,
которая по обычаю повторяется в храмах в течение всего
Великого поста, кроме субботы и воскресенья.
Вопросы и задания для анализа стихотворения
А. С. Пушкина «Отцы-пустынники и жены
непорочны…»
1. На какие смысловые части можно разделить это
стихотворение?
2. Как композиционно связаны три части стихотворения:
вступление, отношение поэта к великопостной
молитве, поэтическое переложение молитвы?
3. Каким настроением проникнута каждая часть?
С какими интонациями их следует читать?
4. Вчитайтесь в первую строфу текста. С какой целью,
по мнению автора, сложено «множество
торжественных молитв»? Как понять слова «сердцем
возлетать во области заочны»?
5. От каких грехов, по мнению автора, охраняет
великопостная молитва? Почему «любоначалие»
названо автором «змеей сокрытой»? Какие
добродетели провозглашает поэт? Как здесь
использован прием градации?
6. Сопоставьте переложение канонического текста
молитвы со стихотворением Пушкина. Какие
изменения внесены Пушкиным? Каков их поэтический
смысл?
Текст молитвы:
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния,
любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же
целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми,
рабу Твоему. Ей Господи Царю! Даруй ми зрети моя
прегрешения. И не осуждати брата моего. Яко благословен
еси во веки веков. Аминь. (Шмеман А. Великий пост. — М.,
1993. — С. 28.)
7. Сопоставьте пушкинское стихотворение с поэтическим
переложением молитвы И. Е. Великопольского. В чем
преимущества пушкинского текста?
Господь жизневластитель,
Будь грешника хранитель
И немощному друг!
Да праздности недуг
С томящею печалью
Меня не отягчит,
И зов к любоначалью
Души не совратит.
Да ввек непраздно слово
Пребудет лишь готово
На истину одну!
Страстей всех тишину,
Любовью и терпеньем,
Дай грешнику, молю.
Ей Господи Царю!
Дай зреть мне прегрешенье!
Дел братних осужденье
От уст моих отринь!
Да, сердца в умиленьи,
На мне Отца Святынь
Узрю благословенье
Во век веков! Аминь.
8. Какие свойства души, по Пушкину, следует
преодолевать, а какие — приобретать? Почему?
К «Каменноостровскому циклу» примыкает
и стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…»,
навеянное посещением Пушкиным двух близких сердцу
могил — А. Дельвига, похороненного на тесном
петербургском кладбище, и могилы матери в Святых Горах.
Контрастное построение стихотворения отчетливо
проявляется на всех уровнях поэтической структуры:
фонетическом, лексическом, синтаксическом,
композиционном. При анализе можно заметить
и противопоставление цветовых, звуковых,
пространственных особенностей текста, на антитезе
строятся ритмические отношения частей стихотворения,
соотнесение рифмующихся слов, поэтических интонаций.
Вопросы и задания для анализа стихотворения
1. Как меняется настроение и поэтические интонации
в частях стихотворения, рисующих два разных
кладбища?
2. Сопоставьте описание двух кладбищ. Какие образы
и картины являются здесь ключевыми?
3. Какую стилистическую окраску имеют определения-
эпитеты в каждой части стихотворения? Какой
поэтический смысл при этом выявляется? Докажите,
что первое кладбище поэт рисует с иронией.
4. Проанализируйте глагольную лексику. Почему
в первой части почти нет глаголов?
5. Какие синтаксические конструкции преобладают
в каждой части? Какой смысл выявляется при
их сопоставлении?
6. Какова цветовая и звуковая гамма каждой части? Что
показывает это наблюдение?
7. В чем разница выражений «гниют мертвецы»
и «дремлют мертвые»?
8. Каков смысл открытого финала текста? Как
проведенный вами анализ помогает понять смысл
стихотворения?
Наблюдения над поэтической структурой помогают
прояснить философский смысл стихотворения. Оно
о смысле жизни, о месте последнего приюта человека.
Горькая ирония первой части контрастна торжественному
покою, тишине «кладбища родового», что подчеркивается
открытым финалом текста. Но философский смысл
стихотворения не в преимуществах одного кладбища перед
другим. Он в том, что остается от человека после смерти,
нуждается ли он в посмертной мишуре и пышности.
Ценность человека, по Пушкину, измеряется тем, что
он успел сделать при жизни, какой нерукотворный
памятник после него останется.
III. Итоги урока.
Домашнее задание: подготовить письменную работу:
«Философская лирика А.С.Пушкина».